Трехфазная полюсопереключаемая обмотка
Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к обмоткам электрических машин переменного тока. Цель изобретения - улучшение характеристик и повышение КПД двигателя путем устранения несимметрии. Трехфазная полюсопереключаемая обмотка с отношением чисел полюсов 1/6 в пределах одной части содержит 18 катушек (К). К образуют фазы (Ф), разделенные на две полуфазы. Обмотка снабжена выводами из начала Ф и точек соединения полуфаз. В каждую полуфазу включены К, стороны которых расположены в пазах с номерами: в первую
CO}03 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕС 1УБЛИН
yg)g Н 02 К 17/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A STOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ а ь
6Су Мр IXg
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
Г}О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4649875/07 (22) 13.02,89 (46) 07.06.91. Бюл, 9 21 (71) Институт электродинамики АН УССР и Специальное конструкторско-технологическое бюро Института электродинамики AH УССР (72) И.И.Краштан (53) 621.313.333.2.045.58 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 399969„ кл. Н 02 К 3/28, 1970.
Авторское свидетельство СССР и 399971, кл. Н 02 К 3/28, 1970, Авторское свидетельство СССР
9.875537, кл. Н 02 К 3/28, 198 1. . Авторское свидетельство СССР
В 1003258, кл, Н 02 К 17/14, 1983. с
ÄÄSUÄÄ 1654934 А 1
2 (54) ТРЕХФАЗНАЯ ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ
ОБМОТКА (57) Изобретение относится к злектромашиностроению, а именно к обмоткам электрических машин переменного тока.
Цель изобретения - улучшение характеристик и повышение КПД двигателя путем устранения несимметрии. Трехфазная полюсопереключаемая обмотка с отношением чисел полюсов 1/6 в пределах одной части содержит 18 катушек (К}. К образуют фазы. (Ф), разделенные на две полуфазы. Обмотка снабжена выводами из начала Ф и точек соединения полуфаз. В каждую полуфазу включены К, стороны которых расположены в пазах с номерами: в первую
1654934
50 полуфазу первой Ф - 1,2 и 15, 17 и встречно с ними в пазах 22 и Зб, во . вторую полуфазу первой Ф вЂ” 19, 20 и
33, 35 и встречно с ними в пазах 4 и 18, в первую попуфазу второй Ф— 14, 16 и 29, 30 и встречно с ними в пазах 31 и 9, во вторую полуфазу .второй Ф - 32, 54 и 11, 12 и встречно с ними в пазах 13 и 27, в первую полуфазу третьей Ф вЂ” 28 и 3 и встречно с ней в пазах 7, 8 и 23„ 24, во вторую полуфазу третьей Ф вЂ” 10 и 21 и встречно с ней в пазах 25, 26 и
5, 6. В тех же пазах дополнительно изобретение относится к нолюсопереключаемым обмоткам электрических машин переменного тока и может найти применение в двухскоростных асинхронных двигателях. 25
Цель изобретения — улучшение характеристик и повышение КПД двигателя путем устранения несимметрии.
На чертеже изображена схема обмотки на 2 и 12 полюсов, уложенная в
36 пазах,. с номерами от 1 до Зб.
В данном случае Р = 1, Е = 16, Обмотка содержит 1 8 катушек с номерами от 1К до 18К, В первую полуфазу первой фазы при1 еоединенной к зажимам а-2С, вклю9 чены катушки, стороны которых расположены в пазах 1, 2 и 15, 17 и встречно с ними — в пазах 22 и Зб.
Во вторую полуфазу первой фазы, присоединенной к зажиму 2С и нуле40 вой точке О, включены катушки, стороны которых расположены в пазах 19, 20 и 33, 35 и встречно с ними — в пазах 4 и 18.
В первую полуфазу второй фазы, присоединенной к зажимам Ь-2С,включены катушки, стороны которых расположены в пазах 14, 16 и 29, 30 и встречно с ними — в пазах 31 и 9.
Во вторую полуфазу второй фазы, присоединенной к зажиму 2С и нуле- .
Я вой точке О, включены катушки, ст ороны которых расположены в пазах 32, 34 и I 1, 12 и встречно с ними — в пазах 13 и 27, 55
В первую полуфазу третьей фазы, присоединенной к зажимам с-2С, вклю" чена катушка, стороны которой расустановлены 18 оцинаковых К, выполненных с шагом у = 3. Указанные К объединены в три ветви, В первую ветвь включены последовательно- согласно К с порядковыми номерами 1К;
4К, 7К, 10К, 13К, 16К, Номера К других ветвей по отношению к первой чередуются с интервалом в одну катушку, а расположение начал К вЂ” с интервалом в два паза, причем конец первой ветви подключен к началу второй Ф, конец третьей ветви — к началу третьей Ф, а начало катушки 1К расположено в пазу 1, 1 з.п. ф-лы, 1 ил. положены в пазах 28 и 3 и встречно с ней — в пазах 7, 8 и 23, 24.
Во вторую полуфазу третьей фазы, присоединенной к зажиму 2С и нулеЪ вой точке О, включена катушка, стороны которой расположены в пазах 10 и 21 и встречно с ней — в пазах 25, 26 и 5, 6, На чертеже изображены также ветви, которые содержат 18 одинаковых катушек с номерами от 19К до 36К, выполненных с шагом у = 3 и уложенных в те же пазы, что и фазы обмотки, В первую ветвь, присоединенную к зажимам 12С д, включены последовательно согласно катушки с номерами
19К, 22К, 25К, 28К, 31К, 34К, Номера катушек других ветвей по отношению к первой чередуются с интервалом в I катушку, а расположение начал катушек с интервалом в 2 паза, Выводы, обозначенные одинаковыми буквами, а, Ь, с и образующие точки соединения концов дополнительных ветвей и начал фаз обмотки, соединяются после укладки фаз обмотки и ветвей в пазы магнитопровода.
При этом начало катушки 1К расположено в пазу 1.
Переключение полюсов осуществляется по схеме Y/YY.
При подсоединенных зажимах 12С >
12С, 12Сз к питающей сети и свободных остальных зажимах обмотка создает магнитное поле с числом полюсов, равным 12.
При подсоединенных зажимах 2С, 2С, 2С з к питающей сети и замкнутых зажимах а, Ь, с обмотка создает маг16549
Применение дополнительных ветвей позволяет рационально распределить электромагнитные нагрузки двигателя, при обоих числах полюсов и улучшить ег-о использование.
Формула и э о б р е т е н и я
40
Составитель А. Цецарис
Редактор А.шандор Техред Л.Сердюкова Корректор Н.Ревская
Заказ 1957 Тираж 336 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета о нзобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Иатент", г.Ужгород, ул. Гагарина,!01 нитное поле с числом полюсов, равным 2.
Предлагаемая обмотка создает симметричную систему ИДС при обоих числах полюсов, что улучшает характеристики двигателя и повышает его КПД, Трехфаэная полюсопереключаемая обмотка на два числа пар полюсов, кратные Р = б и Рр = 1, содержащая Рр одинаковых частей с числом катушек
Z/Ð0 з каждой, образующих фазы, раз- деленные на две полуфазы, снабженная выводами иэ начал фаз и точек соединения полуфаз,о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения характеристик и повышения КПД двигателя путем устранения несимметрии, в пределах одной части обмотка содержит 18 катушек с порядковыми номерами от 1К до 18К, расположенных в пазах с порядковыми номерами от 1 до 36, иэ которых четыре катушки с порядковыми номерами 2К, 4К, 11К
13К и началами в пазах 32, 1, 14, 19 соответственно выполнены с шагом у =
16, четыре катушки с порядковыми номерами 21K, 23К, ЗОК, 32К и началами в лазах 34, 2, 16, 20 соответственно выполнены с шагом у = 13, четыре катушки с порядковыми номерами 6К, 10К, 15К, 1К и началами в пазах 4, 13,22, 31 соответственно выполнены с шагом у = 14, две катушки с порядковыми номерами ?К, 16К и началами в пазах 7, 25 соответственно выполнены с шагом у = 17, две катушки с порядковыми номерами 8К, 34
° 6
17К и началами в пазах 8, 26 соот ветственио выполнены с шагом у 15, две катушки с порядковыми номерами
9К, 18К и началами в пазах 10, 28 соответственно выполнены с шагом у = 11, при этом в первую полуфазу первой фазы включены катушки с порядковыми номерами 15К, 4К, 5К, во вторую полуфазу первой фазы включены катушки с порядковыми номерами
6К, 13К, 14К, в первую полуфазу второй фазы включены катушки с порядковыми номерами 11К, 12К 1К, во вторую полуфаэу второй фазы включены катушки с порядковыми номерами 2К
ЭК, 10К, в первую полуфаэу третьей фазы включены катушки с порядковыми номерами 7К, 8К, 18К во вторую полуфаэу третьей фазы включены катушки с порядковыми номерами 9К, 16К, 17К, причем катушки с порядковыми номерами 6К, 7К, 8К, 10К, 15К, 16К, 17К, iK включены встречно по отношению к другим катушкам соответствующих полуфаз, где Po = Р /6 = Р, Е - число катушек обмотки, кратное 36.
2. Обмотка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в тех же пазах дополнительно установлены 18 одинаковых катушек, выполненных с шагом у = З,с порядковыми номерами 19K—
36К, указанные катушки объединены в три ветви, в первую ветвь включены последовательно согласно катушки с порядковыми номерами 19К, 22К, 25К, 28К, 31К, 34К, при этом номера катушек других ветвей но отношению к первой чередуются с интервалом в 1 катушку, а расположение начал катушек — с интервалом в 2 паза, причем конец первой ветви подключен к началу первой фазы, конец второй ветви — к началу второй фазы, конец третьей ветви — к началу третьей фа зы, а начало. катушки 1К расположено в пазу 1.