Заклепка

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для высокоресурсных заклепочных соединений. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности заклепочного соединения. Заклепка содержит конический стержень 3 и сферическую закладную головку 4. В зоне сопряжения закладной головки и стержня имеется кольцевая канавка 5. При клепке обеспечивается хорошее пластическое течение материала закладной головки заклепки, заполнение гнезда под нее в соединяемой детали и образование радиального натяга. Кольцевая канавка позволяет компенсировать технологические погрешности изготовления заклепки и отверстий в соединяемых деталях и избежать переклепа стенки отверстий в соединяемых деталях. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 19/06, 5/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

4 г .« t ° Ф 6Ф (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О

ЬЭ

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731140/27 (22) 22.08.89 (46) 15. 08.91. Бюл, ¹ 30 (71) Харьковский авиационный институт им, Н, Е. Жуковского (72) Э. Н. Румянцев, А, Г. Шаманов, В, Г. Бабичев и В, Л, Низковский (53) 621,884(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1278499, кл, F 16 В 5/04, 1986. (54) ЗАКЛЕПКА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для высокоресурсных эаклепочных соединений. Цель

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для высокоресурсных заклепочных соединений.

Цель изобретения — повышение усталостной долговечности заклепочного соединения, На фиг. 1 изображены конструкция и геометрические параметры заклепки; на фиг. 2 — заклепочное соединение деталей.

Заклепка для соединения листовых деталей 1 и 2 состоит из конического стержня

3, сферической закладной головки 4 и кольцевой канавки 5 между стержнем и закладной головкой заклепки. Заклепка устанавливается в коническое отверстие 6 в соединяемых деталях, которое имеет зенковку 7 для образования потайной головки заклепки. Наличие конического стержня, устанавливаемого в коническое отверстие, обеспечивает реализацию хорошего радиального натяга заклепки даже при наличии только упругих деформаций стержня, что позволяет принять заклепку для соедине„„59 „„1670205 А1 изобретения — повышение усталостной долговечности эаклепочного соединения. Заклепка содержит конический стержень 3 и сферическую закладную головку 4. В зоне сопряжения закладной головки и стержня имеется кольцевая канавка 5. При клепке обеспечивается хорошее пластическое течение материала закладной головки заклепки, заполнение гнезда под нее в соединяемой детали и образование радиального натяга.

Кольцевая канавка позволяет компенсировать технологические погрешности изготовления заклепки и отверстий в соединяемых деталях и избежать переклепа стенки отверстий в соединяемых деталях. 2 ил, ния толстых пакетов, Наличие сферической закладной головки позволяет обеспечить хорошие контактные условия для ее пластического течения, поскольку небольшие площадки первоначального контакта головки и стенки гнезда, головки и обжимки позволяет реализовать значительные контакты напряжения (объемного характера) во всем объеме заклепки и ее хорошее пластическое течение. Хорошее пластическое течение головки позволяет хорошо заполнить гнездо отверстия и обеспечить радиальный натяг по стене гнезда, Наличие технологической кольцевой канавки 5 позволяет компенсировать возможные технологические погрешности при изготовлении заклепки и выполнении отверстия под нее и обеспечить надежный контакт конического стержня и конусного отверстия. Кроме того. наличие кольцевой канавки позволяет избежать переклепа стенки в месте перехода конической зенковки в коническое отверстие. Это позволяет уменьшить опасность коррозии

1670205

Фиг.1 под напряжением соединяемых листов, разнести зону наибольшей концентрации напряжений (место вероятного усталостного разрушения) и контактных давлений, что также благоприятно сказывается на усталостной долговечности соединяемых листов.

Форма закладной головки заклепки зависит от геометрических и механических параметров заклепочного соединения. При больших глубинах зенковки отверстия форма головки должна быть близкой к форме шара. При меньших глубинах и большихтребованиях к статической прочности эаклепочного соединения на отрыв головки заклепки необходимо немного сплющивать в осевом направлении головку заклепки, Для обычных в самолетостроении глубинах зенковки отверстия Ьэ=- 0,5-0,8д, где йз— глубина эенковки отверстия, д — толщина соединяемого листа, соотношение размеров головки может быть: 0,-1,4-1,8 бэ Р, Dã=

-1-1,5 Нг, где бэ Р— средний диаметр стержня заклепки, Форма гнезда под головку заклепки может быть от традиционной конической до двухконусной. После расклепывания заклепки образуются головки заклепки 8 и 9, В случае необходимости возможно фрезерование выступающих частей головки 8 для сохранения аэродинамической поверхности соединяемого листа 1.

Заклепку целесообразно применять для соединения пакетов средних и больших толщин потайными заклепками большого диаметра из высокопрочных материалов.

Изготовление заклепки целесообразно вести методом выточки. Целесообразный геометрический размер проточки заклепки:

Ив=0,15-0.3 d3, Оп=0,7-0,8 бз .

5 Предлагаемая заклепка позволяет значительно улучшить раздачу головки заклепки в потайном гнезде отверстия, что обеспечивает хороший радиальный натяг в гнезде отверстия; наличие кольцевой канавки

10 позволяет снизить требование по точности взаимного изготовления стержня заклепки и отверстия под него (во всяком случае не ужесточать эти требования), кроме того, убрать возможный переклеп (сверхнатяг) в ме15 сте вероятного усталостного разрушения.

Оба указанных свойства способствуют повышению технологичности разработанной заклепки и большему повышению усталостной долговечности соединяемых

20 листов.

Формула изобретения

Заклепка, содержащая конический

25 стержень и закладную головку со стороны большего основания конического стержня, о т л и ч в ю щ а я с я тем, что, с целью повышения усталостной долговечности эаклепочного соединения, закладная головка

30 выполнена в виде сферы, при этом в зоне сопряжения закладной головки с коническим стержнем выполнена кольцевая канавка, имеющая в поперечном сечении скругленный профиль.

1670205

Фм2

Составитель С. Никулина

Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Редактор С. Рекова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2728 Тираж 421 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заклепка Заклепка Заклепка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам образования заклепочного соединения

Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для односторонней клепки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самодемонтируемым заклепочным соединениям

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям деталей из композиционных материалов

Заклепка // 1532730
Изобретение относится к машиностроению, к высокопрочным заклепочным соединениям

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для осуществления клепки соединяемых деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке металлов давлением, и может быть использовано для получения неразъемных соединений деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для односторонней клепки

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для осуществления клепки соединяемых деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепочным соединениям деталей

Заклепка // 1442727

Изобретение относится к машиностроению , к соединениям металлической детали с полимерной композиционной

Заклепка // 1343135
Изобретение относится к магаиностроению, в частности к заклепкам для соединения деталей машин

Изобретение относится к области

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения неразъемных заклепочных соединений при производстве и ремонте деталей из волокнистых полимерных композиционных материалов
Наверх