Способ тепловой диагностики электрической машины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 15/00, 15/02

ГОСУДАРСТВЕ НННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4724442/07 (22) 26.07.89 (46) 15.10.91. Бюл, М 38 (71) Московское производственное предприятие "Мосэнергоремонт" и Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) В.И.Поляков и В.А.Цветков (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1163427, кл. Н 02 К 15/00, 1983.

Гургевич Э.И., Рыбин Ю.Л.-Переходные тепловые процессы в электрических машинах. — Л.: Энергоатомиэдат, 1983, с. 189195. (54) СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу тепловой диагностики электрических машин.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем достоверности обнаружения локальных термических дефектов.

На фиг. 1 а, б показан стержень обмотки статора генератора с распределением температуры ч стержня по высоте паза, разрез; на фиг. 2 — качественная зависимость показаний термосопротивления v от времени t; на фиг, 3 — зависимость от времени t превышения температуры 0 в месте термодефекта над температурой охлаждающей среды при сбросе нагрузки и прекращении циркуляции дистиллята.,.SU,, 1684865 А1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности.

Температура обмотки измеряется термосопротивлением, расположенным под клином. При сбросе нагрузки с электрической машины и прекращении циркуляции хладагента по полым проводникам, в случае закупорки каналов в полых проводниках, избыток тепловой энергии, запасенной в месте дефекта, распространяется по всем проводникам, что приводит к повышению температуры обмотки по сравнению с температурой недефектных стержней, Своевременное обнаружение локального дефекта позволяет предотвратить аварию электрической машины. 3 ил.

Электрическая машина содержит обмоткустатора, состоящую иэ стержней, имеющих корпусную изоляцию 1, полые проводники 2, по которым циркулярует хлэдагент, например дистиллят и сплошные проводники 3. Стержни уложены в сердечник -.татара 4. Для контроля теплового состояния стержня термосопротивление 5 уложено под клином 6.

Способ тепловой диагностики осуществляется следующим образом.

Для выполнения тепловой диагностики локальных термодефектов обмотки стэтора, вызванных закупоркой полых проводников, электрическую машину выводят в режим работы. обеспечивающий достижение стержнями обмотки установившейся температуры, При отсутствии закупорки

1684865 проводников распределение температуры проводников по высоте паза устанавливается в соответствии с зависимостью 7. При закупорке двух полых проводников, наиболее удаленных от термосопротивления, распределение проводников по высоте паза устанавливается в соответствии с зависимостью 8. При этом температура в месте установки термосопротивления не изменяется.

Затем отключают обмотку возбуждения от возбудителя электрической машины путем отключения автомата гашения поля, Одновременно со срабатыванием токовой нагрузки отключают систему охлаждения обмотки статора посредством закрытия задвижек или отключением насоса циркуляции хладагента обмотки. Тепловые параметры реакции на это воздействие измеряют с помощью термосопротивлений, Данные измерений температуры анализируют путем сравнения зависимостей температуры от времени с эталонными, полученными на исправной электрической машине в аналогичном режиме работы. После сброса нагрузки и прекращения циркуляции хладагента в годных стержнях устанавливается распределение температуры в соответствии с зависимостью 9. Если были закупорены удаленные полые проводники, то при сбросе нагрузки и прекращении циркуляции хладагента по полым проводникам, избыток тепловой энергии, запасенный в месте дефекта, распространяется по всем проводникам обмотки и устанавливается в соответствии с зависимостью

10. При отсутствии закупорки полых проводников, изменение температуры от времени происходит в соответствии с зависимостью 11, являющейся эталонной. При закупорке проводников изменение температуры от времени происходит в соот5 ветствии с зависимостью 12, отличающейся от эталонной, При задержке времени прекращения циркуляции хладагента избыток тепловой энергии в месте локального термо дефекта уносится хладагентом, циркулиру10 ющим в исправных полых проводниках.

Температура в месте дефекта со временем уменьшается по зависимости 13. В случае задержки прекращения циркуляции хладагента на время более 100 с избыток тепло15 вой энергии в месте дефекта уносится хладагентом практически полностью и диагностирование становится не эффективным, Формула изобретения

Способ тепловой диагностики электрической машины, включающий сбрасывание на вращающейся машине токовой нагрузки, циркуляцию хладагента активной части ма25 шины, измерение тепловых параметров реакции активной машины на это воздействие и сравнение их с эталонными, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем досто30 верности обнаружения локальных термических дефектов, циркуляцию хладагента активной части машины прекращают после сброса токовой нагрузки, а период прекращения циркуляции устанавливают из усло35 вия t S 100с, где t — время прекращения циркуляции хладагента после сброса токовой нагрузки.

1684865

Составитель Г.Чебыкин

Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Заказ 3512 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ тепловой диагностики электрической машины Способ тепловой диагностики электрической машины Способ тепловой диагностики электрической машины Способ тепловой диагностики электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления витых магнитопроводов и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам и штампам для изготовления пакетов магнитопроводов из пластин

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления витых магнитопроводов и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологии электрических машин и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов

Изобретение относится к технологическому оборудованию для сборки якорей электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для изготовления шихтованных магнитопроводов электрических машин

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления витых магнитопроводов электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности 11ель изобретения - повышение производительности срока службы устройства и улучшение качества навиваемого пакета магнитопровода

Изобретение относится к технологии сборки приборов гидрогенераторов и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при ремонте для обрезки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению в частности к технологии изготовления обмоток электрических машин и аппаратов, и может быть использовано при изготовлении трансформаторов, реакторов и т.д

Изобретение относится к технологии изготовления витых магнитопроводов и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования обмоток трансформаторов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройству для наложения непрерывной электроизоляционной ленты на стержневые и катушечные обмотки турбои гидрогенераторов, крупных аппаратов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам изготовления стержневых статорных обмоток высоковольтных генераторов с большой толщиной корпусной изоляции

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх