Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является повышение надежности функционирования. Цель достигается тем, что устройство содержит трехфазный источник 1 переменного тока, выход которого соединен с первым входом блока 2 управления,.двигатель 4, с валом которого связан тахометр 5, и первый компаратор 7, второй вход которого соединен .с выходом задатчика 8 порога по ускорению. Кроме того, вход формирователя 11 импульсов соединен с выходом блока 10 задержки, а выход - с вторым входом блока 2 управления . Выход его соединен с входом датчика 3 тока, первый выход которого соединен с двигателем 4, а второй выход - с входом преобразователя 12 тока. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()

43

О

C) ос ,4 (21) 4792950/07 (22) 29.12.89 (46) 07.11.91, Бюл. № 41 (71) Научно-исследовательский институть . радиооптики (72) Ю.И,Баранов и А.Б.Балашов (53) 621,316.925 (088.8) (56) Патент Франции ¹ 2086857, кл. F 04 0 27/00, 1970.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1112476, кл. Н 02 Н 7 085, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышеИзобретение относитися к электротехнике.

Целью изобретения является повышение надежности функционирования.

Сущность изобретения заключается в том, что повышение надежности функционирования устройства достигается за счет введения в алгоритм работы устройства информации о токе электродвигателя и о тенденции двигателя к ускорению, а также за счет введения режима блокировки двигателя и режима автоматического повторного запуска. Известно, что наиболее частым ненормальным режимом для электродвигателей является перегрузка током., Прохох@ение повышенных токов сверх определенного времени опасно для электродвигателей. Основной опасностью сверхтоков для электродвигателя является сопровождающее их повышение температу„„SU „„1690067 А1 (s»s Н 02 Н 7/085, 7/093, 3/08, 5/04 ние надежности функционирования. Цель достигается тем, что устройство содержит трехфазный источник 1 переменного тока, выход которого соединен с первьiM.входом блока 2 управления,.двигатель 4, с валом которого связан тахометр 5, и первый ком. паратор 7, второй вход которого соединен.с

-выходом задатчика 8 порога по ускорению.

Кроме того, вход формирователя 11 импульсов соединен с выходом блока.10 задержки, а выход — с вторым входом блока 2 управления. Выход его соединен с входом датчика 3 тока, первый выход которого соединен с двигателем 4, а второй выход — с входом преобразователя 12 тока. 2 ил. ры отдельных частей и, в первую очередь, обмоток, Повышение температуры ускоряет износ изоляции обмотки и снижает срок службы электродвигателя.

Защита электродвигателя должна быть такой, чтобы она, с одной стороны, защищала от недопустимых перегрузок, а с другой — давала возможность наиболее полно испол ьзо вать перегрузочную характеристику двигателя при его пуске. Это противоречивое условие решается в предлагаемом устройстве за счет введения канала токовой перегрузки, на выходе которого появляется сигнал логической единицы в момент превышения.током через двигатель заданного порога допустимого тока. По сигналу токовой перегрузки происходит отключение электродвигателя через заданную выдержку времени, если сигнал перегрузки не блокируется сигналом о наличие разгона, т.е.

I .

1690067 сигналом о том, что ротор двигателя не только вращается, но имеет тенденцию к увеличению скорости вращения, Сигнал о наличии тенденции к ускорению позволяет сократить интервал времени, задаваемый в блоке задержки, до величины, необходимой для исключения ложных срабатываний защиты от помех, что, в свою очередь, исключает вбзможность перегрева и выхода из строя двигателя, во-первых, в случае токовой перегрузки, не приводящей к снижению частоты вращения электродвигателя, вовторых, при пуске (из-за пусковых сверхтоков) в случае заторможенного ротора. Кроме того, за счет введения формирователя импульсов автоматизирован режим перезапуска электродвигателя, На фиг.1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — эпюры напряжений; а) эпюра выходного напряжения преобразователя тока О = 1(л) (I— разгон двигателя, И вЂ” рабочий режим, III— перегрузка, IV — аварийное отклонение, V— контактный пуск), где Unop> — значение допустимого тока двигателя, В; f — функциональная зависимость напряжения U от тока двигателя 1д; б) эпюра выходного напряжения второго компаратора, где логическая единица — сигнал о перегрузке двигателя по току, а нуль — отсутствие перегрузки; в) эпюра выходного напряжения тахометра, которое пропорционально скорости вращения двигателя, т,е. U:= f(o)), f — функциональная зависимость напряжения 0 от скорости двигателя й); r) эпюра выходного напряжения

df((

Ж

Unopen — уставка, характеризующая минимально допустимое приращение скорости вращения двигателя; t — время вращения; д) эпюра выходного напряжения первого компаратора, где логическая единица — сигнал об ускорении двигателя, а нуль — отсутствие ускорения; е) эпюра выходного напряжения схемы блокировки перегрузки, где логическая единица — сигнал аварийной перегрузки, а нуль — отсутствие аварийной перегрузки; ж) эпюра выходного напряжения формирователя импульсов, где логическая единица — отключение электродвигателя, логический нуль — включение электродвигателя, тззд — время задержки отключения двигателя, формируемое в блоке задержки после появления сигнала аварийной перегрузки, Предлагаемое устройство (пример конкретной реализации защиты двигателя от перегрузки) содержит трехфазный источник

1 переменног о тока, выход которого соеди10

50 нен с первым входом блока 2 управления, выход которого соединен с входом датчика

3 тока, первый выход которого подключен к входу электродвигателя 4, на валу которого находится тахометр 5, выходное напряжение которого, пропорциональное скорости вращения двигателя 4, подается на вход вычислителя 6 ускорения, выход которого соединен с первым входом первого компаратора 7, второй вход которого соединен с задатчиком 8 порога по ускорению, а выход соединен с первым входом схемы 9 блокировки перегрузки, выход которой соединен через последовательно включенные блок 10 задержки и формирователь 11 импульсов с вторым входом блока 2 управления, при этом второй выход датчика 3 тока соединен с входом преобразователя 12 тока, выходное напряжение которого, пропорциональное току через двигатель 4, подается на первый вход второго компаратора 13, второй вход которого соединен с задатчиком 14 порога перегрузки по току, а выход — с вторым входом схемы 9 блокировки перегрузки.

В качестве первого и второго компараторов могут быть использованы интегральные компараторы, например 597САЗ.

Преобразователь тока, выходное напряжение которого пропорционально току через двигатель, может быть выполнен путем включения конденсатора в качестве нагрузки выпрямителя, В качестве задатчика порога перегрузки по току, задатчика порога по ускорению и вычислителя производной мо. гут быть использованы операционные усилители средней точности, включенные соответственно по схеме параметрических стабилизаторов напряжения и дифференциального звена, В качестве тахометра может быть использован тахогенератор и аналоговый датчик скорости вращения, состоящий из последовательно соединенных импульсного датчика скорости вращения, формирователя калиброванных импульсов и ФНЧ.

Схема блокировки перегрузки запрещает прохождение сигнала токовой перегрузки двигатеЛя при наличии тенденции электродвигателя к ускорению и может быть выполнена на элементах, выполняющих функцию

"штрих Шеффера", В качестве блока задержки может быть использована времязадающая RC-цепочка, соединенная с интегральным компаратором, например

597САЗ, имеющим фиксированный порог срабатывания, В качестве формирователя импульсов, выходное напряжение которого управляет включением и выключением двигателя, может быть использован интегральный таймер 1006ВИ1, включенный по схеме

1690067 наличии ускорения двигателя, то на выходе схемы 9 блокировки — сигнал логического нуля. Запуск блока задержки происходит только при появлении на выходе схемы 9 блокировки сигнала логической единицы, несущей информацию о том, что через двигатель 4 протекает недопустимо большой ток, а двигатель 4,при этом не увеличивает свою скорость вращения. Задержанный в

0 блоке 10 задержки на заданную выдержку времени сигнал логической единицы (причем выдержка выбирается из условия исключения ложных срабатываний устройства) является запускающим для формирователя импульсов. Формирователь 11 импульсов формирует калиброванный по длительности импульс, который, поступая на второй вход блока 2 управления, отключает на время действия импульса электродвигатель 4. По окончании импульса происходит контрольный пуск двигателя 4 и, если причины, вызвавшие срабатывание устройства защиты, устранены, то предлагаемое устройство не влияет на нормальную работу двигателя 4, а если на двигателе 4 по-прежнему присутствует токовая перегрузка и нет информации об ускорении, то двигатель 4 вновь отключается с задержкой 1зад на время, задаваемое в формирователе 11 импульсов. Время, на которое при аварии выключается двигатель, выбирается таким, чтобы двигатель 4 не перегревался, Рассмотрим работу устройства для двух случаев: для нормального режима и для заторможенного ротора.

Во-первых, при включении двигателя 4, т.е. при подаче напряжения на неподвижный электродвигатель, сопротивление его мало, и ток,через двигатель 4 имеет максимальное зйачение, По мере увеличения скорости вращения ток, потребляемый электродвигателем, меняется сначала мало и только при приближении к номинальному значению быстро спадает до номинального.

До тех пор пока ток через двигатель 4 превышает величину допустимого, на выходе второго компарэтора 13 присутствует сигнал логической единицы, которая сигнализирует о наличии токовой перегрузки, В то же время на выходе первого компаратора присутствует сигнал логической единицы, которая сигнализирует об ускорении двигателя 4. Этот сигнал, поступая на первый вход схемы 9 блокировки. перегрузки, запрещает прохождение сигнала о токовой перегрузке, поступающего с выхода второго компаратора 13 на второй вход схемы 9 блокировки перегрузки, на выходе которой присутствует сигнал логического нуля. В момент времени 6 значение тока через двиодновибратора, В качестве вычислителя 6ускорения может быть использована схема аналогового дифференциатора, выполненного на операционном усилителе средней точности. В качестве блока управления мо- 5 гут быть использованы реле или контактор с тремя группами контактов, выбранные из условия протекания через них тока, необходимого для нормальной работы двигателя, например контактор КНЕ,030. I

Устройство для защиты двигателя от перегрузки работает следующим образом.

В алгоритм работы устройства заложена параллельная обработка информации о токе, протекающем через двигатель, и о тен- 15 денции двигателя к ускорению.

С помощью датчика тока 3 и преобразователя тока 12 происходит преобразование тока, протекающего через двигатель 4, в пропорциональное ему напряжение. Этот 20 аналоговый сигнал с помощью второто компаратора 13 квантуется по уровню, вырабатываемому в задатчике 14 порога перегрузки по току. С выхода второго компаратора 13 дискретный сигнал, в котором 25 логическая единица сигнализирует о наличии токовой перегрузки, а логический нуль — об отсутствии перегрузки, поступает на второй вход схемы 9 блокировки перегрузки. В то же время напряжение пропорцио- 30 нальное скорости вращения двигателя 4 и вырабатываемое с помощью тахометра 5, поступает на вход вычислителя 6 ускорения, выходное напряжение которого пропорционально производной ь по скорости, т.е. 35

df(cu)

U = — — . Это напряжение с помощью Е первого компаратора 7 квантуется по уровню, вырабатываемому в задатчике 8 порога по ускорению. С выхода первого компарато- 40 ра 7 оцифрованный сигнал, в котором логическая единица сигнализирует о наличии тенденции двигателя 4 к ускорению, а логический нуль — об отсутствии ускорения, поступает на первый вход схемы 9 блокировки 45 перегрузки.

Схема 9 блокировки перегрузки по своей сути является коммутирующим элементом, т.е. при наличии разрешающего сигнала на управляющем входе входной 50

-сигнал без изменений передается на выход. .При наличии на управляющем входе (вх.1) схемы 9 блокировки перегрузки логического нуля сигнал перегрузки по току, приходящий с выхода второго компаратора 13 на 55 второй вход схемы 9 блокировки перегрузки, без изменений передается на выход последней. Если на управляющем входе (вх.1) схемы 9 блокировки перегрузки присутствует логическая единица, сигнализирующая о

1690067 гатель 4 становится меньше величины допустимого тока, и на выходе второго компаратора появляется сигнал логического нуля, который сигнализирует об отсутствии токовой перегрузки двигателя 4, Поэтому Даже при отсутствии сигнала запрета на первом входе схемы 9 блокировки перегрузки на выходе последней присутствует сигнал лоI гического нуля, что позволяет электродвигателю 4 продолжать нормально работать.

Во-вторых, при пуске двигателя 4 с заторможенным ротором через него протекают пусковые токи, которые намного превышают допустимые токи, При этом на втором входе схемы 9 блокировки перегрузки присутствует логическая единица, В это же время, так как скорость двигателя не увеличивается, на первом, входе схемы блокировки присутствует сигнал логического нуля, Сигнал логического нуля не препятствует прохождению сигнала токовой перегрузки через схему 9 блокировки. Этот сигнал перегрузки через заданную выдержку азад появляется на выходе блока задержки и запускает формирователь импульсов, логическая единица на выходе которого, поступая на второй вход блока 2 управления, отключает двигатель 4 на калиброванный по длительности интервал времени, после чего производится контрольный пуск и т.д.

Таким образом, такое выполнение устройства позволяет повысить надежность работы, во-первых, за счет отключения электродвигателя в случае токовой перегрузки, не приводящей к снижению скорости вращения (при увеличении момента сопротивления нагрузки и одновременном увеличении напряжения питания, подводимого к двигателю); во-вторых, за счет сокращения задержки отключения электродвигателя при заторможенном роторе; в-третьих, за счет исключения ложного отключения электродвигателя в случае затянувшегося пуска; из-за неблагоприятных климатических и тяжелых механических

5 факторов при наличии тенденции двигателя к ускорению; в-четвертых, за счет реализации режима контрольного пуска (автоматического повторного запуска).

Формула изобретения

10 Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки, содержащее блок управления, первый вход которого предназначен для подключения к трехфазному источнику переменного тока, тахометр, преднаэначен15 ный для установки на валу защищаемого двигателя, первый компаратор, вход которого соединен с выходом задатчика порога по ускорению, и блок задержки, о т л и ч аю щ е е.с я тем, что, с целью повышения

20 надежности функционирования, в него введены вычислитель ускорения, схема блокировки перегрузки, формирователь импульсов, датчик тока, преобразователь тока, второй компаратор и задатчик порога

25 перегрузки по току, при этом вход вычислителя ускорения соединен с выходом тахометра, а выход — с другим входом первого компаратора, вход формирователя импульсов соединен с выходом блока задержки, а

30 выход — с вторым входам блока управления, выход которого соединен с входом датчика тока, первый выход которого имеет клеммы для подключения к двигателю, а второй выход соединен с входом преобразователя то35 ка, выход которого соединен с первым входом второго компаратора, второй вход которого соединен с задатчиком порога перегрузки по току, а выход —.с вторым входом схемы блокировки перегрузки, первый вход

40 которой соединен с выходом первого компаратора, а выход.— с входом блОка задержки.

1690067

Составитель К,Шилан

Редактор Т.Зубкова Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 3820 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5.

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгопод, ул.Гагарина, 101

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты двигателей постоянного тока в режиме реверсирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления роботов и станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с нормированной допустимой скоростью вращения

Изобретение относится к приводам, в которых сигнал, пропорциональный скорости вращения двигателя, получается в форме напряжения датчика тахогенератора или в форме напряжения на выходе датчика ЭДС, выполненного по схеме тахометрического моста

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах релейной защиты и автоматики

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам защиты электродвигателя от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в вентильных электроприводах постоянного тока, применяемых в станкостроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите, в частности к устройствам для защиты трехфазных электродвигателей от работы на двух фазах и перегрузок

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах тепловой защиты электродвигателей , основанных на косвенной сценке температуры последних

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрузки и может быть использовано для защиты преимущественно маломощных электродвигателей, напри мер электродвигателей пассажирских лифтов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных системах электроприводов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к приводам вентильных двигателей, асинхронных двигателей, синхронно-реактивных двигателей, в том числе и в генераторном режиме при перегрузках двигателя по мощности Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для исключения аварийного режима работы с моментом нагрузки, превышающим максимально допустимое значение

Изобретение относится к защите рудничного электрооборудования от термических повреждений
Наверх