Датчик вектора воздушной скорости

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения модуля и угловых параметров вектора воздушной скорости. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения спутного следа на работу устройства ориентации. Набегающий поток воздуха воздействует на конусообразные проточные приемники 1 воздушного давления , жестко соединенные между собой полой осью 2. Восприятие полного давления происходит через приемники, расположенные в носовых частях приемников 1. Статическое давление воспринимается внутри приемников. Приемники вместе с осями 2,4 имеют возможность поворачиваться в подшипниковых опорах 3 и 5, устанавливаясь по направлению набегающего потока. С помощью преобразователей угловых перемещений и токосъемников сигналы, пропорциональные углам атаки а и скольжения /3, передаются для последующей обработки информации для определения вектора воздушной скорости. 3 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G 01 P 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4754372/10 (22) 19.09.89 (46) 23.11.91. Бюл. М 43 (71) Ульяновский политехнический институт и Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (72). Е.В;Антенец, Ю.С.Дашкин, Г.А.Конюхов, Л.С.Кудрявцев, С.А.Никольский, В.Н.Олин и Н.Г;Федоров (53) 532.574(088.8) (56) Патент Великобритании

М 2001386, кл. G 01 P 5/16, 1979. (54) ДАТЧИК ВЕКТОРА ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения модуля и угловых параметров вектора воздушной скорости. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения спутного следа на работу

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано на движущихся объектах для измерения модуля и угловых параметров вектора скорости газов или жидкостей.

Целью изобретения является повышение точности за счет устранения спутного следа на работу устройства ориентации. °

На фиг.1 представлена i конструктивная схема датчика вектора скорости; на фиг.2 — одна из возможных конструкций приемника воздушного давления, используемого в датчике вектора скорости; на фиг.3а, б- картины обтекания проточного приемника воздушным потоком и возникновения

„„5LJ „„1693554 А1 устройства ориентации. Набегающий поток воздуха воздействует на конусообразные проточные приемники 1 воздушного давления, жестко соединенные между собой полой осью 2. Восприятие полного давления происходит через приемники, расположенные в носовых частях приемников 1. Статическое давление воспринимается внутри приемников. Приемники вместе с осями 2, 4 имеют воэможность поворачиваться в подшипниковых опорах 3 и 5, устанавливаясь по направлению набегающего потока. С помощью преобразователей угловых перемещений и токосъемников .сигналы, пропорциональные углам атаки а и скольжения Р, передаются для последующей обработки информации для определения вектора воздушной скорости. 3 ил. стабилизирующего (восстанавливающего) момента М в поперечном сечении проточного приемника, имеющего конусообразную наружную поверхность.

Датчик состоит из конусообразных про- ),и точных приемников 1 давлений, жестко соединенных с полой внутренней осью 2, имеющей возможность свободного вращения в подшипниковой опоре 3, которая, в .свою очередь, вместе с полой наружной . осью 4 имеет воэможность свободного вращения в опорах 5. Направление возможных вращений приемников. показаны углами аИ)3. Датчик также содержит приемники полного 6 и статического 7 давлений (см.

1693554 фиг,2). Приемники 6 полного давления установлены в носовых частях усеченных конусов симметрично относительно оси державки, а приемники 7 статического давления — внутри конфузорных частей усеченных конусов (см.фиг,2). Приемники 6, 7 соединены с измерителями разности давлений (на фиг. не показаны) через каналы 8 и

9, Устройство содержит пневмосистемы, пневмосъемники, пневмопроводы и преобразователи угловых перемещений (на фиг. не показаны).

Датчик работает следующим образом.

Набегающий поток воздуха, скорость которого ч, воздействует на конусообразные проточные приемники 1 воздушного давления, жестко соединенные между собой полой осью 2 (см.фиг. 1), Восприятие полного давления происходит через приемник 6 (см.фиг.2), расположенный в носовой части конуса, Статическое давление воспринимается в конфузорной части на цилинд. рическом участке через отверстие или щель, Воспринимаемые давления через каналы 8 и 9 (см.фиг,2) и полые оси 2 и 4 (см,фиг.1), через пневмосъемники и пневмосистемы передаются для последующей обработки информации о высотно-скоростных параметрах.

Приемники вместе с осями 2, 4 имеют возможность поворачиваться в подшипниковых опорах 3 и 5, устанавливаясь по направлению набегающего потока v, С помощью преобразователей угловых перемещений и токосьемников сигналы, пропорциональные углам атаки аи скольжения Р, также передаются для последующей обработки информации о высотно-скоростных параметрах. При возникновении рассогласования между направлением воздушного потока v и осями симметрии приемников 0-0 создается результирующий момент, устанавливающий приемники,в направлении, соответствующем минимальному лобовому сопротивлению. Восстанавливающий момент, ориентирующий приемники давления вдоль воздушного потока, имеет две составляющие, создаваемые аэродинамическими силами, возникающими при симметричном обтекании наружной конической поверхности и внутренней проточной части приемников за счет циркуляции потоков.

Согласно картинам распределения сил, показанным на фиг.36, восстанавливающий момент определяется выражением

file = (Fx1 Рхг) > + (Г у1 — Гуг) (1) ГдЕ Fx1 И Fxg — аЭрсдИНаМИЧЕСКИЕ СИЛЫ ЛОбового сопротивления, направленные вдоль осей 0-0 проточных приемников давления (см, фиг.3а, 6);

Fy, Fy2 — аэродинамические силы, направленные перпендикулярно осям 0-0 приемников; а, Ь вЂ” плечи действия названных выше сил (см.фиг.За).

Составляющая восстанавливающей силы (Fy — Fy2) в этом случае будет зависеть от величин циркуляций скорости потока Г1, Гг (см,фиг.36) и ориентировочно с учетом двух приемников давлений определяться выражением

Fy) — Руг = Лр v 1 (à — Гг ), (2)

V2

20 где p — плотность среды; г,р — радиус среднего сечения наружного конуса приемника;

v — скорость потока;

Г, Гг — циркуляции потоков в верхней и нижней частях сечения приемника соответственноо.

При симметричном обтекании приемни30 ков (см.фиг.3а) Fx = Рхг гу = Fy2 ° восстанавливающий момент Ì -О, В случае нарушения симметрии обтекания эти равенства нарушаются, например, Fx) ) Fxg, Еу) > Руг что приводит к Воэ35 никновению момента М,, устанавливающего оси 0-0 приемников давления по набегающему потоку воздуха (см.фиг.36).

Благодаря проточному каналу приемника циркуляция потока будет больше, чем

40 при свободном обтекании тела, имеющего такой же конусообразный профиль, но без проточного канала. Это ведет к увеличению восстанавливающего момента примерно в два раза.

45 Таким образом, представляется возможным выполнить самоустанавливающийся датчик вектора воздушной скорости с совмещенными функциями измерения аэродинамических углов атаки, скольжения, 50 полного и статического давлений на основе одного конструктивного элемента — проточного приемника воздушного давления с конусообразной наружной поверхностью. При этом измерение скорости происходит со ,55 снижением порога чувствительности примерно до 5-10 км/ч за счет пневмоусиления.

Нет принципиальной разницы в выборе ориентации измеритеяьных осей датчика относительно осей связанной системы ксординат. вертолета. При этом ось OY

)69j55 (см.фиг.1) может быть ориентирована как по нормальной оси вертолета OYi, так и по боковой -OZi. В последнем случае OY будет измерительной осью угла атаки а, а ось OZ — измерительной осью угла скольженияP. 5

Проведенные экспериментальные исследования макетных образцов датчика вектора скорости были осуществлены с проточными приемниками, имеющими основные параметры.в пределах: угол наруж- 10 ной конусности приемника 0-10О, угол внутренней конусности приемника до 12, длина приемника 80-120 мм, начальный диаметр 10 30 мм.

Формула изобретения

Датчик вектора воздушной скорости, содержащий приемники полного и статического давлений, устройство ориентации от- 20 носительно потока, шарнирно закрепленное на горизонтальной державке, преобразователи угловых перемещений, токосъемники и пневмосъемники. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности за счет устранения влияния спутного следа на работу устройства ориентации, он дополнительно содержит вертикальную державку, на которой шарнирно закреплена горизонтальная державка, а устройство ориентации выполнено в виде двух полых усеченных конусов с углами наружной конусности, не превышающими

10О, расположенных симметрично относительно оси вертикальной державки, причем приемники полного давления установлены симметрично относительно оси вертикальной державки в носовых частях усеченных конусов, а приемники статического давления внутри конфуэорных частей усеченных конусов.

1693554

Составитель Ю.Власов

Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор Т.Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с

Заказ 4076 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Датчик вектора воздушной скорости Датчик вектора воздушной скорости Датчик вектора воздушной скорости Датчик вектора воздушной скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении при измерениях статического давления газовых потоков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения малых скоростей потока на проницаемой стенке

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля технологических параметров систем тоннельной вентиляции о Целью изобретения является повышение технологичности изготовления и эксплуатационной надежности приемника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля технологических параметров систем тоннельной вентиляции „ Целью изобретения является повышение надежности работы в реверсивных потоках При прямом направлении потока приемник находится в рабочем положении за счет воздействия давления потока на плоскую пластину (парус ) 3 и фиксирующего действия упора 8 положения приемника о При этом происходят забор и передача к измери тельным средствам полного и статичес кого давлений

Изобретение относится к технике измерения давления в текучих средах

Изобретение относится к гидрометрии и позволяет упростить процесс измерений

Изобретение относится к измерению скорости потока как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к измерению скорости потока различных сред как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к средствам определения параметров полета летательных аппаратов или к другим областям науки и техники, имеющим дело с потоками жидкости или газа

Изобретение относится к многофункциональному датчику воздушных параметров аэродинамической формы, встроенный в стойку датчика L-образной формы или встроенный в крыло летательного аппарата

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к определению параметров полета летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации
Наверх