Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах с частотно-токовым управлением. Цель изобретения - расширение области применения путем использования фазовращателя с коэффициентом электрической редукции большим, чем у синхронного двигателя. Указанная цель достигается тем, что в устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем введены вспомогательный датчик 7 положения для установки на валу синхронного двигателя 2 и узел сравнения 8, подключенный первым входом к выходу датчика 7. вторым входом - к выходу фазочувствительного выпрямителя 3, а выходом - к запрещающему входу делителя частоты 6. Устройство может найти применение при управлении как круговыми , так и линейными синхронными двигателями . 4 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Р 7/42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4490467/07 (22) 06.10.88 (46) 23,12.91. Бюл. ЛЬ 47 (71) Научно-производственное объединение

"Ротор" (72) М.И. Ярославцев, В.И, Попов и А.Г. Лукашенко (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N 1014117, кл, Н 02 P 5/34, Н 02 Р 7/42, 1981.

2. Авторское свидетельство СССР

N 930555, кл. Н 02 P 7/42, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ

СИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах с

5U, 1700737 А1 частотно-токовым управлением. Цель изобретения — расширение области применения путем использования фазовращателя с коэффициентом электрической редукции большим, чем у синхронного двигателя, Указанная цель достигается тем, что в устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем введены вспомогательный датчик 7 положения для установки на валу синхронного двигателя 2 и узел сравнения 8, подключенный первым входом к выходу датчика 7, вторым входом — к выходу фазочувствительного выпрямителя 3, а выходом — к запрещающему входу делителя частоты 6. Устройство может найти применение при управлении как круговыми, так и линейными синхронными двигателями, 4 ил.

1700737

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах с частотно-токовым управлением, в частности в линейном приводе.

Известно устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем, которое содержит коммутатор с двумя многофазными входами и одним мнагофазным выходом, синуснокосинусную матрицу нэ резисторах, последовательно соединенные фазорэсщепитель, формирователь импульсов, делитель частоты, формирователь гармонических функций и инвертор.

Формирователь опорных сигналов управления с помощью синусно-косинусной матрицы на основе ступенчатой аппроксимации формирует трехфазный гармонический сиг нал, который поступает на выход устройства непосредственно, либо через и н ве р тор (1).

Недостатками устройства являются сложность, обусловленная многоканальным принципам построения, а также ограниченные функциональные возможности, связанные с проблемой устранения неоднозначности выходного сигнала.

Наиболее близким к предлагаемому явг яется устройство для формирования опорных сигналов. управления синхронным двигателем, содержащее фазовращатель, ротор которого механически соединен с ротором двигателя, фазочувствительный выпрямитель, выход которого является выходом устройства, задающий генератор, первый выход которого подключен к входным обмоткам фазоврэщателя, а второй — к первым входам фазочувствительного выпрямителя, выход фазовращателя подключен к вxoäó формирова,еля коротких импульсов, делитель частоты с запрещающим входом. При этом делитель частоты подключен сигнальным входом к генератору импульсов, "àïðåùàþùèì входом — к выходу формирователя коротких импульсов, а выходом —, через фильтр к управляющему вхоДу фазочувствительного выпрямителя (2).

Недостатком известного устройства является ограниченная область применения, Представляется возможным управлять синхронным двигателем с использованием фазовращателей с коэффициентом электрической редукции меньше коэффициента электрической редукции синхронного двигателя.

Целью изобретения является расширение области применения путем использования фазоврэщателей с коэффициентом электрической редукции больше коэффици5

55 ента электрической редукции синхронного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем, содержащее фазовращатель, ротор которого механически соединен с ротором двигателя, фазочувствительный выпрямитель, выход которого является выходом устройства, задающий генератор, первый выход К0торого подключен к входным обмоткам фазовращателя, а второй — к первым Входам фазочувствительного выпрямителя, выход фазовращателя подключен к входу формирователя коротких импульсов, делитель частоты с запрещающим входом, дополнительно содержит вспомогательный датчик положения ротора и узел сравнения, подключенный первым входом к выходу вспомогательного датчика положения ротора, вторым входом — к выходу фазочувствительного Выпрямителя, а выходом подключенный к запрещаюьцему входу делителя частоты, сигнальный вход которого подключен к выходу формирователя коротких импульсов, а выход — к управляющему входу фазочувствитель ного выпрямителя.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем; на фиг. 2 — пример выполнения делителя частоты с коэффициентом деления на два; на фиг. 3 — диаграммы, поясняющие работу узла сравнения; на фиг. 4 — диаграммы сигналов на выходах функциональных узлов, поясняющие работу устройства.

Устройство для формирОВания Опорных сигналов управления синхронньн1 двигателем содержит фазовращэтель 1, ротор которого механически сьязан с ротором синхронного двигателя 2, фазочувствительный выпрямитель 3, выход которого является выходом устройства, задающий генератор 4. Первый Выход задающего генератора 4 подключен к входны л обмоткам фазоврэщателя 1, а второй выход — к первы л входам фэзочувствительного Выпрямителя

3, Выход фазовращателя 1 подключен к входу формирователя 5 коротких импульсов.

Устройства содержит также делитель 6 частоты с запрещающим входом. Дополнительно устройство содержит Вспомогательный датчик 7 положения ротора и узел 8 сравнения, подключенный первым входом к выходу вспомогательного датчика 7 положения

PoTQPB, BToPblM Входом — к ВыхОДУ ФэзочУВствительного выпрямителя 3, а выходом подключенный к запрещающему входу делителя 6 частоты, Сигнальный Вход последнего подключен к выходу формирователя 5

1700 37. коротких импульсов, а выход — к управляющему входу фазочувствительного выпрямителя 3. Выход. последнего может быть связан с фазами синхронного двигателя 2 через управляемый источник 9 питания.

Узел 8 сравнения обеспечивает сравнение фаз сигналов дополнительного,rатчика

7 положения ротора и логических сигналоэ, соответствующих знакам выходных сигналов фазочувствительного выпрямителя 3.

Делитель 6 частоты с запрещаю,.::им входом обеспечивает деление имгульсов, поступающих на его сигнальный вход с формирователя 5 коротких импульсов, на фиксированный коэффициент. При наличии сигнала управления на запрещающем входе делитель 6 частоты переводится в режим повторителя импульсов, не производя Gr.ерацию деления, При реализации устройс:г а с фазовращателем, коэффициент электротехнической редукции которого в два pasа выше коэффициента электрической редукции синхронного двигателя, применяется делитель частоты на два (фиг. 2), включающий два D-триггера 10 и 11, логические элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 12 и И 13.

Вход триггера 10 является запрещающим входом делителя частоты, В данном деллтеле частоты в результате подачи запре.цà-ощего сигнала с выхода узла 8 сравнения происходит сдвиг фазы выходных импульсов на л

Фазочувствительный выпрямитель 3 в упрощенном варианте представляет собой два элемента выборки-хранения, каждый иэ которых включает в себя управляемый ключ и запоминающий конденcàòîð. Входные цепи ключей образуют двухфазный вход, а цепл коммутации ключей — вход управления фазочувствител ьн ы м вы прямителем 3.

Устройство для формирования сигналов управления синхронным двигателем работает следующим образом, В качестве синхронного двигателя 2 рассмотрим линейный индукторный двигатель, а в качестве фазовращателя 1 — да чик индуктивный линейных перемещений, Шаг эубцовой зоны двигателя 2 равен удвоенному шагу печатных обмоток фазовращателя

1, Согласно частотно-токовому способу управления в фазных обмотках синхронного двигателя 2 необходимо формировать токи управления

IA=k1F UA tB=klF UB, (1j где ОА и UB — опорные сигналы управления синхронным двигателем и

UA= Кг ° sing и 0в= Кг.cos p (2) 2к, p=-X

rlLB (3) р — apn,мент, определяющий положение подвижно: о элемента двигателя вдоль направления движения Х;

10 тд — шаг эубцовсй эоны двигателя, .= — задание требуемой силы тяги двигателя;

К1 и K2 — постоянные величины, Требуемые то .и (1) в обмотках двигате15 ля (2) вырабатыва отся управляемым источником 9 пита.-,ия. Приходяьцие на его двухфазный вход опорные сигналы (2) перемножаются внутри блока с сигналом задания силы тяги F (не показан), и полученные

20 результаты преобразуются в пропорциональные им токи управления (д и в.

Опорные сигналы управления (2) вырабатываются фазочувствительным выпрямителем 3. На вход 14 фазочувствлтельного

25 выпрямителя 3 приходит двухфазное синусоидальное напряжение с частотой в

Us= K3 stA ы . 0с= К3 соя и 1, (4) Г0

Х— где Ч вЂ” „,òX аргумент, определяющий положение подвижного элемента фазовращателя вдоль направления движения Х;

55 тд„— шаг печатных обмоток фаэовращателя;

К4 — постоя н на я величина.

Поскольку гд,т = 2 тд т . то согласно (3) выражение ЭДС (5) приводлтся к виду

30 где Кэ — постоянная величина.

На его управляющий вход поступает последовательность кооотких импульсов. В каждом канале фазочувствительного вйпрямителя 3 в момент прихода короткого ком35 мутирующего импульса замыкается ключ, и конденсатор заряжается до напряжения, рав.-гого напряжению на входе ключа. После оаэмыкания ключа напряжение на конден-. сатоое запоминается.

40 Коммутирую .цие импульсы, -поступающие на управляющий вход фазочувствительного выпрямителя 3, выоабатываются следующим образом, Входные обмотки фазовращателя 1,за45 писываются синусоидальным напряжением

c p,BotlHoA частотой 2 (l) . В выходной обмотке наводится ЭДС (5)

Ul = K4 sin 2,(ф ф) р

1700737 i npu 0зд > О

ЗА-

Опди Оз,, < О i г ри 0з в > 0

ЗВ-1 О Р U38 О

01= K4 sin 2 (cu t — р ), (6)

Формирователь 5 вырабатывает короткие импульсы в моменты смены знака его входного сигнала с отрицательного на положительный. В соответствии с (6) короткие 5 импульсы на выходе формирователя 5 возникают в моменты времени

Сформированные импульсы поступают на сигнальный вход 15 делителя 6 частоты (фиг, 2). С выхода последнего также снимаются короткие импульсы, но уже следующие 15 счастотой,,уменьшенной в два раза. Эти импульсы и становятся коммутирующими импульсами фазочувствительного выпрямителя 3.

В зависимости от начального состояния 20 триггеров 10 и 11 на выход логического элемента И 13 проходят импульсы в моменты времени tI, i= О, 2, 4,.:., или в моменты tI, i=

=1, 3, 5... В первом случае, согласно (4) и (7) конденсаторы элементов выборки-хране- 25 ния фазочувствительного выпрямителя 3 заряжаются.до напряжений

0s (t I )=Кз з1п (p (tl ) + i л)=Кз з! и у (tI );

0 < (tI )=Кз сов (р (tI ) + i л) = Кз сов фт ) и запоминают эти напряжения в промежутках между коммутирующими импульсами. 35

На ьыходе фазочувствительного выпрямителя 3 сформируются кусочно-постоянные напряжения, представляющие собой аппроксимации опорных сигналов управления (2). Во втором же случае конденсаторы заря- 40 жаются до напряжений

U4(tI )=-Кзз пр (а );

U< (tI ) = - Кз сов у (tI ) и на выходе фазочувствительного выпрями- 45 теля 3 сформируются сигналы, инверсные требуемым сигналам управления.

В этом случае (фиг. 2) с приходом положительнога импульса на запрещающий 50 вход 16 делителя 6 частоты изменяется логический сигнал на первом входе элемента

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 12, тем самым выходной сигнал элемента И 13 смещается по фазе на угол а, что приводит к формирова- 55 нию на выходе фазочувствительного выпрямителя 3 требуемых опооных сигналов, Запрещающий положительный импульс делителя 6 частоты вырабатывается узлом 8 сравнения в соответствии с логическим уравнением

V v V v

U= Од "Озд+Uyа" 0зл Udç" Uзв++UBÔ" 0ув (8) .V 1/ где.0зд, 0зв — логические сигналы, соответствующие знакам выходных сигналов фазочувствительного выпрямителя 3 и

Uyq — UpII — выходные логические сигналы вспомогательного датчика 7 положения ротора.

Логические сигналы Uyq — 0,, 0зд, Озв являются функциями аргумента р (выражение 3) и изображены на фиг. 3. При этом сигналы Ug1 — UyII, характеризуются параметрамиф j= 1, 2..... 8, которые определяют возможный разброс границ единичного уровня выходных логических сигналов вспомогательного датчика 7 положения ротора.

Необходимо, чтобы О< y <— ,7г

Когда на выходе фазочувствительного выпрямителя 3 сформируются сигналы, соответствующие опорным сигналам управления (2), то функционирование устройства находится в полном соответствии с принципом частотно-токового управления. Если же выходные сигналы фазочувствительного выпрямителя 3 оказываются инверсными требуемым сигналам, то узел 8 сравнения сформирует управляющий положительныл импульс, который переводит делитель б частоты в режим повторения и после смещения выходного сигнала делителя б частоты по фазе на угол л обеспечивает дальнейшее деление, тем самым приводит выходной сигнал фазочувствительного выпрямителя 3 к требуемому виду, Таким образом, использование предлагаемого устройства дает возможность управлять синхронным двигателем с использованием фазовращателей, у которых коэффициент электрической редукции больше коэффициента электрической ре- дукции двигателя. За счет этого расширяется область применения устройства для формирования опорных сигналов. Предлагаемое устройство может найти применение при управлении как круговыми, тэк и линей1700737

10 ными синхронными двигателями. Линеиный электропривод, построенный на основе линейного индукторного двигателя с частотнотоковым управлением, позволяет расширить диапазон регулирования скорости 5 перемещения исполнительных механизмов.

Формула изобретения

Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигате- 10 лем, содержащее фазовращатель, ротор которого предназначен для механического соединения с ротором синхронного двигателя, фазочувствительный выпрямитель, выход которого образует выход названногс 15 устройства, задающий генератор, первый выход которого подключен к входу фазовращателя, а второй — к первому входу фазочувствительного выпрямителя, формирователь коротких импульсов, подключенный входом к выходу фазовращателя, и делитель частоты с запрещающим входом, о т л.и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения области применения путем использования фазовращателя с коэффициентом электрической редукции большим, чем у синхронного двигателя, введены вспомогательный датчик положения ротора синхронного двига«еля и узел сравнения, первый вход которого подключен к выходу указанного вспомогательного датчика положения ротора, второй вход — к выходу фазочувствительного выпрямител.-,: a выход узла сравнения соед нен с запре:,ыа оц:,им входом делителя частоты, сигнальный вход которого подключен к выходу формирователя коротких импульсов, а выход — к второму входу фазочувствительного выпрямителя.

1700737

Составитель M.ßðoñëàâöåâ

Техред M.Moðãåíòàë . Корректор О,Кравцова

Редактор Н.Бобкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 10) Заказ 4477 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем Устройство для формирования опорных сигналов управления синхронным двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к частотно-регулируемым электроприводам , построенным на основе синхронного двигателя, и может быть использовано , например, в приводах металлорежущих станков, моделирующих стендов и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке частотно-регулируемых электроприводов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе для частотного управления трехфазными асинхронными электродвигателями общепромышленного применения Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты вращения и улучшение энергетических показателей электродвигателя Для регулирования частоты вращения электродвигателя формируют трехфазную систему прямоугольных напряжении пониженной частоты, соответствующей заданной частоте вращения двигателя, трехфазную систему модулирующих напряжений треугольной формы с частотой, в два раза превышающей частоту прямоугольных напряжений

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управляемому электроприводу на основе асинхронного двигателя и непосредственного преобразователя частоты , и может быть использовано в механизмах , где необходимо регулирование частоты вращения в широком диапазоне с моментом обоих знаков на валу двигателя с ограничением ускорения и рывка, например в лифтах , шахтных подъемных машинах Целью изобретения является повышение долговечности и надежности путем обеспечения безударной работы в четырех квадратных механических характеристик

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управляемому олектроприво2 ду на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, питаемым or инвертора напряжения Целью изобретения является повышение надежности электропривода и снижение потерь в автономном инверторе напряжения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к частотно-регулируемым электроприводам на базе асинхронного короткозамкнутого двигателя и преобразователя частоты

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах центробежных механизмов и механизмов перемещения промышленных установок

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх