Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач. Коробка передач содержит расположенные в корпусе 1 первичный 2 и вторичный 3 валы. На них свободно установлены шестерни 4-13 переднего хода. По две шестерни каждого вала объединены в блоки валами 14 и 15. На первичном валу закреплена ступица 16с муфтой 17, а на вторичном валу ступица 18с муфтой 19. Муфты расположены напротив блоков шестерен. Между средними шестернями установлены муфты 20 и 21 включения, взаимосвязанные поводком 22, и муфты 23 и 24, связанные поводком 25. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4728368/11 (22) 14.08.89 (46) 07.03.92. Бюл. NÜ 9 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1654039, кл. В 60 К 17/08, 20,06,89, (54) KOPОБКА ПЕPЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин. Целью изобретения является расширение кинема„„Ы2„„1717418 А1 тических возможностей путем увеличения числа передач. Коробка передач содержит расположенные в корпусе 1 первичный 2 и вторичный 3 валы. На них свободно установлены шестерни 4 — 13 переднего хода. По две шестерни каждого вала объединены в блоки валами 14 и 15. На первичном валу закреплена ступица 16 с муфтой 17, а на вторичном валу ступица 18 с муфтой 19, Муфты расположены напротив блоков шестерен, Между средними шестернями установлены муфты

20 и 21 включения, взаимосвязанные поводком 22, и муфты 23 и 24, связанные поводком 25. 3 ил.

1717418

50 ступицу 16, муфту 17 (А) крутящийся момент передается на шестерни 4 и 13, трубчатый вал 14, шестерни 12 и 5, муфты 20 (В) и 23

Изобретение отнссится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин, Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач.

На фиг,1 изображена схема двухвальной 16-ступенчатой коробки передач (КП) на третьей передаче; на фиг.2 — схемы передачи крутящего момента нэ передачах переднего хода (муфты В срабатывают при каждом переключении передач, муфты С— через два, муфта 0 — через четыре и муфта

А — через восемь переключений); на фиг.3— лучевая диафрагма 16 передач переднего хода(справа) и восьми передач заднего хода (слева) в логарифмической шкале передаточных чисел, В корпусе 1 (фиг.1) на î — îðàõ установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. LLIecтерни 4 — 8 свободно установлены на первичном валу 2, шестерни 9 — 13 также свободно установлены на вторичном валу 3.

Шестерни 12 и 13 обьединены в блок трубчатым валом 14, а шестерни 7 и 8 валом 15, На первичном валу 2 между шестернями 4 и

5 закреплена ступица 16 подвижной муфты

17 переключения передач. На вторичном валу 3 между шестернями 9 и 10 закреплена ступица 18 передвижной муфты 19 переключения передач, Между шестернями 5 и 6 первичного вала и шестернями 11 и 12 вторичного вала установлены односторонние муфты 20 и 21 включения, соединенные между собой поводком 22., аналогично между шестернями 6 и 7 первичного вала и шестернями

10 и 11 вторичного вала установлены муфты

23 и 24 с поводком 25. На трубчатом валу 15 закреплена шестерня 26 заднего хода. Шестерня 27 заднего хода вторичного вала закреплена на муфте 19 переключения передач.

Дополнительная шестерня 28 заднего хода установлена нэ оси 29.

Коробка передач работает следуюьциM образом.

Нейтральное поло>кение, Муфта 17 находится в среднем (нейтральном) положении, Вращение первичного вала 2 не передается на вторичный вал 3, ! передача. От первичного вала 2 через (С), трубчатый вал 15, шестерни 8 и 9, по муфте

19 (D) на ступицу 18 и вторичный вал 3, B верхней части фиг, 2 показано положение муфт: 17 (A) — Л вЂ”; 20, 21 (В), 23, 24 (С) и 19 (D) — II — правое, Показаны также ряды шестерен, передающие (трансформирующие) крутящий момент.

В лучевой диаграмме (фиг.3) зта передача показана стрелками — от точки 2 (первичный вал) — стрелка круто вверх-вправо с указанием на ней шестерен 4 — 13, затем пологая стрелка с шестернями 12 — 5, последняя крутая стрелка вверх-влево по шестерням 8 — 9 на вторичный вал 3. Чем круче вверх стрелка, тем больше передаточное число зубчатой пары, если линия горизонтальная, то U = 1, если стрелка вниз, то

U < 1, т.е. передача ускоряющая.

II передача. До вала муфты 14 как на передаче, затем по шестерням 11 и 6, по муфте 23 (правое положение) и далее как на первой передаче. !!! передача. До муфты 20 как íà I передаче, затем по шестерням 6 и 11, муфте 24 (левое положение), шестерням 10 и 7 и далее как на I передаче.

IV передача, До муфты 21 как íà II передаче, зятем по муфте 24 (левое положение) и далее как íà ill передаче, Ч ггредача. До муфты 23 как на передаче, затем по шестерням 7 и 10, по муфте

19 (левое положение) на ступицу 18 и вторичный вал 3.

И передача. До муфты 23 (правое положение) как Hà II передаче, далее по шестерням 7 и 10 на ступицу 18 и вторичный вал 3, Vll передача. До муфты 24 (левое положение) как на Ill передаче, далее по муфте

19 (левое положение) на ступицу 18 и вторичный вал 3.

Vill передача. Все муфты в левом положении, До муфты 24 как на И передаче, далее через муфту 24 (левое поло>кение) и затем как íà Vll передаче, IX передача, Все муфты в правом положении, Изменяется положение муфты 17 (А), на — Vill передачах была в левом положении, на IX — ХИ передачах будет в правом положении.

Крутящий момент от первичного вала 2 через ступицу 16 и муфту 17 по муфтам 20 (В) и 23 (С) (левое положение) и далее передается как на I передаче.

Х передача, От первичного вала 2 через ступицу 16, муфту 17, муфту 21 и 24 (левое положение), по шестерням 5 и 12, далее как на II передаче, Xl передача, От первичного вала 2 через ступицу 16, по муфтам 17 и 20, по шестерням

6 и 11, далее как íà Ill передаче.

X!I передача. До муфты 21 как на Х передаче, по муфтам 21 и 24 (левое положение), далее как íà XI передаче.

Xlll передача. До муфты 23 (правое по.:.ожение) как на !Х передаче, далее кэк на И

= редаче.

1717418

XIV передача, До муфты 23 (правое положение) как на X передаче, далее как íà XIII передаче.

XV передача. До муфты 24 (левое положение) как Hà XIII передаче, далее как на Ч(! 5 передаче.

XVl передача. До муфты 21 (левое положение) как íà XII передаче, далее как íà Vill передаче.

Передачи заднего хода отличаются от 10 передач переднего хода только тем, что вместо шестерен 8 и 9 и ра ваго ряда включаются три шестеони заднего хода 26, 28 и 27. Для этого муфту 19 (D) с шестерней 27 перемещают в нейтральное положение, а шестер- 15 ню 28 вводят в зацепление с шестернями 26 и 27. В остальном передачи заднего хода соответствуют следующим передачам переднего хода: — 1, I I — I I, I I I — I I I, IV — IV, V — IX, VI — X, ЧИ вЂ” XI, VIII — XII. Передачи 20 заднего хода изображены в левой части лучевой диаграммы (фиг.3). Например, Hà III передаче заднего хода от вала 2 крутящий момент передается по шестерням 4 — 13— стрелка круто вверх — влево, далее по шестер- 25 ням 12 — 5, 6 — 11, 10 — 7 и 26 — 28 — 27 на вал 3.

Эффект выражается в упрощении конструкции КП и снижении ее материалоемкости — вместо семи валов осталось только два вала и ось, вместо 16 шестерен — 13. Упро- 30 щение конструкции КП приводит также к повышению КПД, так как в предлагаемой КП пять передач однопарные (8, 9, 13, 15, 16— лучевые диаграммы, фиг.3). Кроме того, уменьшение числа шестерен, особенно по- 35 груженных в трансмиссионное масло, снижает гидродинамические потери.

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, 40 входной и выходной валы, установленные на валах с возможностью вращения шестерни прямого хода, попарно зацепленные между собой, трехпозиционную муфту вход45 ного вала для выборочного соединения с валом двух крайних шестерен, причем зацепление с ними шестерни выходного вала объединены в блок, трехпозиционную муфту выходного вала для выборочного соединения с валом двух расположенных с противоположного края шестерен, причем зацепленные с ними шестерни входного вала объединены в блок, а также установленные в средней части входного и выходного валов связанные поводком две двухпозиционные муфты, соединяющие в одном из положений шестерни, расположенные рядом с двухпозиционной муфтой входного вала, а в другом положении — соединяющие шестерни, установленные по обе стороны от двухпозиционной муфты выходного вала, помимо этого на оси с возможностью перемещения в осевом направлении установлена дополнительная шестерня заднего хода, зацепленная в одном из положений с шестерней заднего хода, жестко связанной с блоком шестерен входного вала и шестерней заднего хода, закрепленной на трехпозиционной муфте выходного вала, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения числа передач коробка передач содержит дополнительную пару находящихся в зацеплении шестерен, установленных с возможностью вращения на входном и выходном валах между объединенными в блок шестернями, и дополнительную пару связанных поводком двухпозиционных муфт, установленных на входном и выходном валах для соединения в одном из положений дополнительной шестерни входного вала с шестерней, расположенной по другую сторону от дополнительной двухпозиционной муфты входного вала, а в другом положении соединяющей дополнительную шестерню выходного вала с шестерней, расположенной по другую сторону от дополнительной двухпозиционной муфты выходного вала, 1717418

1717418

Составитель С,Белоусько

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т,Малец

Редактор Н.Яцола

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 842 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к транспортным средст* вам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым для изменения скорости :движения самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортнс^му машиностроению, преимущественно к гусеничным трактораг*

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх