Регулируемая парциальная турбомашина

 

Использование: турбомашиностроение для регулирования турбомашин. Сущность изобретения: кожух регулируемой парциальной турбомашины, установленный соосно с рабочим колесом с возможностью совместного вращения, выполнен по меньшей мере из двух соединенных между собой секторов, охватывающих рабочее колесо со стороны входных и выходных кромок рабочих лопаток по всей высоте последних, и размещен с возможностью перемещения в окружном направлении относительно рабочего колеса,5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1724898 А1 (5ц5 F 01 0 1/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4818690/06 (22) 28,02,90 (46) 07.04.92. Бюл. N 13 (71) Дальневосточный технологический институт рыбной промышленности и хозяйства (72) С, В. Чехранов (53) 621.165(088.8) (56) Чебышева К. В. Регулирование центробежных вентиляторов изменением проходных сечений колеса или кожуха, Сб, "Промышленная аэродинамика", — M.; Оборонгиз, 1959, ¹ 12, с. 110 — 124.

Изобретение относится к области регулирования турбомашин.

Известны турбомашины, регулирование мощности которых производится изменением степени парциальности посредством перекрытия сопловой диафрагмой части сопел. Такие турбомашины наиболее легки в изготовлении и просты в регулировке.

Однако КПД таких турбомашин на переменных режимах достаточно низкий в связи с большими потерями от вентиляции неактивной дуги рабочего колеса.

Известна парциальная турбина, содержащая лопатки только на части окружности рабочего колеса, чем полностью устраняются потери от вентиляции.

Однако такая турбина не может быть выполнена регулируемой на основе известных способов регулирования. При частич(54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ТУРБОМАШИНА (57) Использование: турбомашиностроение для регулирования турбомашин. Сущность изобретения: кожух регулируемой парциальной турбомашины, установленный соосно с рабочим колесом с возможностью совместного вращения, выполнен по меньшей мере из двух соединенных между собой секторов, охватывающих рабочее колесо со стороны входных и выходных кромок рабочих лопаток по всей высоте последних, и размещен с возможностью перемещения в окружном направлении относительно рабочего колеса. 5 ил. ном перекрытии сопел неактивная, а следовательно, необлопаченная дуга рабочего колеса исключает непрерывное поступление потока на лопатки рабочего колеса.

Наиболее близка к предлагаемому техническому решению лопаточная машина, в частности, вентилятор, регулирование производительности которого производится без остановки ротора путем перекрытия по высоте лопаток рабочего колеса коробчатым кожухом, вращающимся совместно с рабочим колесом и подвижным относительно последнего в осевом направлении.

Однако такое перекрытие межлопаточных каналов рабочего колеса связано с рядом недостатков. В частности возникают потери от резкого сужения потока при выходе его из сопел на рабочее колесо, при уменьшении относительной высоты межлопаточных каналов рабочего колеса возрастает доля концевых потерь, что приводит к

1724898

55 изменению структуры потока и уменьшению эффективности турбины.

Таким образом, регулирование с помощью перекрытия подвижными диафрагмами элементов проточной части турбомашин придает последним различные свойства в зависимости от конструкции и размещения диафрагмы относительно элементов проточной части. Известная конструкция с секторной диафрагмой, размещенной на сопловом аппарате и подвижной относительно последнего в окружном направлении, придает турбомашине свойства увеличения вентилляционных потерь при сохранении структуры потока и оптимальности геометрических размеров проточной части турбомашины. Другая конструкция с вращающимся совместно с колесом коробчатым кожухом, подвижным относительно последнего в осевом направлении, придает турбомашине свойство переменности геометрических размеров проточной части рабочего колеса с изменением структуры потока и возникающих в связи с этим потерь.

Цель изобретения — повышение эффективности турбомашин на переменных режимах.

Указанная цель достигается тем, что кожух выполнен по крайней мере из двух соединенных между собой секторов, охватывающих рабочее колесо со стороны входных и выходных кромок рабочих лопаток по всей высоте последних, и установлен с возможностью перемещения в окружном направлении относительно рабочего колеса.

На фиг. 1 показана осевая турбина, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг,3— положение диафрагмы на рабочем колесе на номинальном режиме работы ступени; на фиг, 4 — положение кожуха на режиме регулирования; на фиг. 5 — развертка ступени.

Регулируемая парциальная турбомашина содержит сопловой аппарат 1 с соплами, выполненными по всей его окружности, рабочее колесо 2, содержащее два облопаченных сектора, кожух 3, связанный с механизмом осевого перемещения, одна из возможных конструкций которого содержит регулировочный поршень 4, штифт 5, скользящий по винтовому пазу, выполненному во втулочной части кожуха, поршневую полость 6, пружину 7 и направляющие шпонки

8, 5 Турбомашина работает следующим образом.

Рабочее тело поступает в сопловой аппарат 1 и из него на лопатки рабочего колеса

2, после чего выбрасывается наружу. На но10 минальном режиме работы турбомашины кожух 3 занимает положение, при котором

его сектора располагаются на необлопаченной части диска рабочего колеса. При уменьшении давления рабочего тела меняется

15 давление и в поршневой полости 6, соединенной с источником рабочего тела, Поршень 4 перемещается по направляющим шпонкам 8 и своим штифтом 5 воздействует на поверхность винтового паза, выполнен20 ного во втулочной части кожуха 3. При этом кожух поворачивается относительно рабочего колеса в окружном направлении. Перемещаясь, сектора кожуха перекрывают межлопаточные каналы рабочего колеса как

25 со стороны входа, так и со стороны выхода потока. Поворот кожуха происходит до тех пор, пока проходная площадь межлопаточных каналов рабочего колеса не станет соответствовать новому режиму. работы по

30 начальному давлению рабочего тела. Такое соответствие обеспечивается уравновешиванием давления на поршень и усилия пружины 7.

Формула изобретения

35 Регулируемая парциальная турбомашина, содержащая сопловой аппарат с соплами по всей его окружности, сообщенный с рабочим колесом, рабочие лопатки которого установлены на части диска, а также кожух, 40 установленный соосно с рабочим колесом с возможностью совместного вращения и подключенный к механизму перемещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности на переменных

45 режимах, кожух выполнен по меньшей мере из двух соединенных между собой секторов, охватывающих рабочее колесо со стороны входных и выходных кромок рабочих лопаток по всей высоте последних, и установлен

50 с возможностью перемещения в окружном направлении относительно рабочего колеса.

1724898

av

1724898

25

35

45

Составитель С,Чехранов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л.Бескид

Редактор Н,Тупица

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1161 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Регулируемая парциальная турбомашина Регулируемая парциальная турбомашина Регулируемая парциальная турбомашина Регулируемая парциальная турбомашина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и.компрессоростроению

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в транспортных реверсивных бироторных турбинах, например судовых, и позволяет улучшить маневренные качества турбины при реверсировании

Изобретение относится к машинострое нию и позволяет повысить экономичность ротационного двигателя путем интенси $и кации энсргообмена между лопатками и рабочим телом Лопаточный рогор установлен в корпусе 1 с образованием совместно с межлопаточными трактами приточной части двигателя с площадью поперечного сече ния большей площади лопаток В корпусе 1 между патрубками 2 и 3 подвода и отвода рабочего тела размещен отсекатель 4 Ротор выпопнен в виде бесконечного гибкого элемента 5 с закрепленными на нем лопатками Проточная часть имеет форму канала 7 час тично огибающею элемент 5 Продольная ось канала 7 на участке огибания им элемен та 5 эквидистантна поспеднему Элемент 5 охватывав О епаралп-тшныр колеса 8 и 9 с ВОЗМОЖНОСТЬЮ Ро,1ИМОДРИГтВИЯ Г НИМИ I ИХ поворота Опорнчр ролики закреплены в корпусе 1 с возможностью контакта г эле ментом с- Копеса 8 и Я нь юлн ны в виде MHOI оручь вых UIHIROB лемент S в РИП неско, ьких ремней кан i 7 в ЬИДР чнди аидудльннх трактов 6 - п ф ы г ил (Л С ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 2 Страница 3Описание:Страница 3Рисунки:Страница 3 Страница 4 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 10-1994 (73) Патентообладатель: СЕРГЕЕВ В.Н

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет уменьшить диаметральный габарит центробежного компрессора и создать турбулентный поток в межлопаточных каналах компрессора

Изобретение относится к вихревым машинам и может быть использовано в области насосостроения, двигателестроения и компрессоростроения

Изобретение относится к турбостроению , преимущественно к авиационному, и позволяет повысить надежность, точность измерения зазора и добиться упрощения процесса измерения

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить КПД путем снижения гидравлических потерь при обтекании лопаток 6 потоком рабочего тела, проходящего через входное окно 2

Изобретение относится к турбои компрессоростроению и может быть использовано в центробежных турбинах и компрессорах

Изобретение относится к газотурбинным двигателям для транспортных машин, а точнее к газовым турбинам радиального и диагонального типов для транспортных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува изделия

Изобретение относится к роторно-вихревым машинам и может быть использовано, в насосостроении, двигателестроении и компрессоростроении

Турбина // 2142054
Изобретение относится к машинам и двигателям необъемного вытеснения и может быть использовано на стационарных и движущихся объектах

Турбина // 2142054
Изобретение относится к машинам и двигателям необъемного вытеснения и может быть использовано на стационарных и движущихся объектах

Изобретение относится к турбореактивным двигателям для летательных аппаратов с газовой турбиной, приводящей в действие компрессор, использующим сжатый воздух для окисления топлива
Наверх