Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины

 

Изобретение относится к технологии ремонта паровых турбин, может быть использовано при восстановлении радиальных зазоров в уплотнениях ротора паровой турбины и позволяет определить величину снимаемого слоя заплечиков сегментов уплотнительного кольца, необходимую для восстановления радиальных зазоров уплотнений , используя известные в результате ревизии значения диаметров внутренних расточек диафрагм (обойм) в вертикальной и горизонтальной плоскостях и произведя при этом лишь замеры диаметра ротора и расстояния от вершины уплотнительного гребня по поверхности внутренней расточки диафрагмы (обоймы). Величина снимаемого слоя заплечиков рассчитывается по эмпирическому соотношению. 3 ил., 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 01 D 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4711974/06 (22) 27.06.89 (46) 07.04.92, Бюл. ¹ 13 (71) Харьковский филиал Центрального конструкторского бюро Союзэнергоремонта (72) В. А. Прибыловский и В, И. Зуев (53) 621.165(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 406024,,кл. F 01 D 11/02, 1971. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В КОНЦЕВЫХ И ДИАФРАГМЕННЫХ УПЛОТНЕНИЯХ

ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ (57) Изобретение относится к технологии ремонта паровых турбин, может быть испольИзобретение относится к технике ремонта паровых турбин и может быть использовано при восстановлении зазоров в уплотнениях ротора паровой турбины.

Известен способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины при ремонте ее проточной части путем уменьшения толщины заплечиков сегментов уплотнительного кольца, величину которого рассчитывают на основании замеров геометрических параметров, а именно величины отклонения радиального зазора в плоскости торцов каждого сегмента от требуемого номинального зазора. Перед этим проверяют и исправляют центровку диафрагм и обойм уплотнений, снимают верхние половины диафрагм и обойм уплотнений, ... Ж„„1724901 А1 зовано при восстановлении радиальных зазоров в уплотнениях ротора паровой турбины и позволяет определить величину снимаемого слоя заплечиков сегментов уплотнительного кольца, необходимую для восстановления радиальных зазоров уплотнений, используя известные в результате ревизии значения диаметров внутренних расточек диафрагм (обойм) в вертикальной и горизонтальной плоскостях и произведя при этом лишь замеры диаметра ротора и расстояния от вершины уплотнительного гребня по поверхности внутренней расточки диафрагмы (обоймы). Величина снимаемого слоя заплечиков рассчитывается по эмпирическому соотношению. 3 ил„1 табл. укладывают в цилиндр ротор, доводят до требуемой величины боковой (в плоскости горизонтального разъема) радиальный зазор каждого уплотнительного кольца, уменьшая толщину соответствующего заплечика. Вынимают ротор, укладывают борштангу, отцентровав ее в цилиндре аналогично ротору. Последовательно устанавливая верхние половины диафрагм и обойм на нижние, сболчивая горизонтальный разъем и проворачивая борштангу с закрепляемым на ней штырем, щупом измеряют зазор в плоскости торцов каждого сегмента между выбранным гребнем уплотнительного кольца и штырем.

Имея боковой требуемый зазор как базовый, по отношению к нему рассчитывают величину уменьшения толщины заплечиков остальных сегментов.

1724901

Последовательно снимают верхние половины обойм и диафрагм, выводят сегменты с пружинами из расточек, на специальном приспособлении обрабатывают заплечики.

Затем, поочередно устанавливая уплотнительные кольца на место, собирая верхние и нижние половины диафрагм (обойм), контролируют щупом получаемый зазор в плоскости торцов каждого сегмента, при необходимости доводя его до нормы.

Недостатком этого способа, помимо его большой трудоемкости, является то, что все работы, кроме обработки заплечиков, выполняют непосредственно в цилиндре турбины, что задерживает работы по дефектации и ремонту цилиндра и работы по центровке валопровода турбоагрегата.

Известен способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины при ремонте ее проточной части путем уменьшения толщины заплечиков сегментов уплотнительного кольца, величину которого рассчитывают на основании замеров геометрических параметров, в том числе диаметра ротора, и размеров расстояний по торцам каждого сегмента от вершины выбранного уплотнительного гребня до мерной втулки центроискателя, для чего собирают нижние и верхние половины диафрагм и обойм уплотнений, устанавливают во внутреннюю расточку на специальных лапках четырехопорный центроискатель и от его мерной втулки, находящейся в центре расточки, замеряют необходимые размеры.

Расчетом определяют величину уменьшения толщины заплечиков с учетом припуска на дополнительную обработку гребней— для снятия различных погрешностей, вносимых при осуществлении данного способа.

Затем разбирают обоймы (диафрагмы), выводят сегменты с пружинами из расточек, на специальном приспособлении, по данным расчета, обрабатывают заплечики, снова устанавливают на место сегменты и собирают диафрагмы и обоймы. Устанавливают центроискатель, и по изменившимся показаниям замеров контролируют правильность обработки заплечиков, при необходимости дополнительно обрабатывают конкретные заплечики.

После этого собранные диафрагмы и обоймы с уплотнительными кольцами устанавливают на карусельный станок и растачивают гребни уплотнительных колец до требуемого диаметра, снимая припуск. Все операции данного способа выполняются вне цилиндра турбины, 5

Недостатком этого способа, несмотря на то, что все операции выполняются вне цилиндра турбины, является его большая трудоемкость.

Известен способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины при ремонте ее проточной части путем уменьшения толщины заплечиков сегментов уплотнительного кольца, величину которого рассчитывают на основании замеров геометрических параметров, в том числе диаметра ротора, размеров расстояний по торцам каждого сегмента от вершины выбранного уплотнительного гребня до поверхности внутренней расточки диафрагмы (обоймы), а также диаметров выбранного уплотнительного гребня в плоскостях, проходящих через торцы каждого сегмента, для чего собирают нижние и верхние половины диафрагм и обойм уплотнений, Имея эти замеры и используя разработанное соотношение (формулу), расчетом определяют величину уменьшения толщины заплечиков с учетом припуска на дополнительную обработку гребней — для снятия различных погрешностей, вносимых при осуществлении данного способа. Затем разбирают обоймы (диафрагмы), выводят сегменты с пружинами из расточек, на специальном приспособлении, по данным расчета, обрабатывают заплечики, снова устанавливают на место сегменты с пружинами, собирают обоймы (диафрагмы) и растачивают гребни уплотнительных колец до требуемого диаметра на карусельном станке, снимая припуск. Все операции данного способа выполняются вне цилиндра турбины.

Недостатком известного способа является его большая трудоемкость отчего на сетевой модели капитального ремонта турбины работы по восстановлению зазоров в уплотнениях ложатся на критический путь, т, е. определяют продолжительность ремонта.

Цель изобретения — сокращение времени ремонта турбины путем уменьшения трудоемкости работ по восстановлению зазоров в уплотнениях за счет исключения замеров диаметров уплотнительного гребня в плоскостях, проходящих через торцы сегментов, и необходимой для этого сборки диафрагм и обойм уплотнений.

При использовании способа например для турбины К-300-240 ХТГЗ, сокращение времени ремонта составляет 1,25 сут.

Поставленная цель достигается тем, что в способе восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины при ремонте ее

1724901 проточной части путем уменьшения толщины заплечиков сегментов уплотнительного кольца, величину которого рассчитывают на основании замеров геометрических параметров, в том числе диаметра ротора, размеров расстояний по торцам каждого сегмента от вершины выбранного(взятого в плоскости замера диаметра ротора) уплотнительного гребня до поверхности внутренней расточки диафрагмы (обоймы), замеряют дополнительные геометрические параметры, а именно: диаметры внутренней расточки диафрагмы (обоймы) в горизонтальной и вертикальной плоскостях, используя имеющиеся во время ревизии собранные диафрагмы (обоймы), а величину уменьшения толщины заплечиков определяют из следующего соотношения: дгр tli,i+1+K, (1) где 8ц+1 — величина уменьшения толщины заплечика на i-м и смежном с ним (i+1)-м торце сегментов уплотнительного кольца;

0г, — диаметр внутренней расточки диафрагмы или обоймы уплотнения в горизонтальной плоскости;

Оа — диаметр внутренней расточки диафрагмы или обоймы уплотнения в вертикальной плоскости;

p — угол между плоскостью i-го и смежного с ним (i+1)-го торца сегмента и плоскостью горизонтального разьема диафрагмы или обоймы;

Оро диаметр ротора в плоскости уплотнительного гребня; пц+1 — размеры расстояний от вершины уплотнительного гребня до внутренней расточки диафрагмы или обоймы в плоскости !

i-го и смежного с ним (i+1)-ro торца сегмента;

ä р — требуемый номинальный зазор между уплотнительным гребнем и ротором;

К вЂ” технологический припуск на точение уплотнительных гребней на карусельном станке.

Технологический припуск, равный 0,5—

0,8 мм, создается для снятия различных погрешностей, вносимых при осуществлении предлагаемого способа.

Соотношение (1) получено следующим образом:

8ц+1 = (дц+1 — д,р) + К (2) где дц+1 — расчетный зазор в плоскости 1-го и смежного с ним (i+1)-ro торца сегмента. ц 1:,— hi .1

Di D от (3) где Di — расчетный диаметр внутренней расточки диафрагмы или обоймы в i-ой плоско5

55.сти, определяемый по разработанной эмпирической формуле

Di = Ог+ (Da — Ог) sin p; (4)

Для проверки приемлемости данной эмпирической формулы для практических целей сравнивают величины диаметров, рассчитанных по этой формуле и определенных графически, для чего вычерчивают эллипсы по известному методу.

Все данные сведены в таблицу. где Э—

Da — Dг овальность внутренних расточек: Э—

Для того, чтобы формула (4) удовлетворяла практическим целям, должно выполняться следующее соотношение: (Dipacv %граф) i< 2K где К вЂ” технологический припуск на точение гребней, равный 0,5 — 0,8 мм.

Припуск на точение на одном сегменте равен К, а на диаметре припуск будет уже

2К,т. е, Dipacv аграф < 1 0 мм — 1 6 мм

Допустимая овальность (Э) внутренних расточек обойм (диафрагм) в соответствии с техническими условиями на ремонт турбины не должна превышать 2,0мм, т.е. Эдоп <

< 2,0 мм.

Из таблицы видно, что при Э = 2,0 мм разность (Dipacv Dirpag) = 0,3 мм, что существен но ниже допустимой величин ы (1,0—

1,6 мм}, т. е, погрешность формулы составляет малую долю от общей погрешности.

Можно сделать также вывод о том, что при

Э = 2,0 мм эта разность будет еще меньше, т, е. формула (3) вполне удовлетворяет практике.

Следовательно, и соотношение для определения величины $ц+1 обработки запле-. чиков, полученное путем подстановки вы раже н ий (3) и (4) в (2), также удовлетворяет практике.

На фиг. 1 показанб диафрагменное уплотнение со схемой замеров, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг, 3— узел i на фиг. 1.

Уплотнение содержит расположенное в расточке (или расточках) диафрагмы (обоймы) 1 уплотнительное кольцо (или кольца), состоящее из определенного количества сегментов 2, прилегающих заплечиками 3 к диафрагме(обойме) 1 и прижатых к ней плоскими пружинами 4. Сегменты 2 снабжены гребнями 5 и 6, образующими с уплотнительной поверхностью (не обозначена) ротора 7 необходимый зазор Ар.

Способ осуществляют следующим образом.

В плоскости, проходящей через один из гребней, например 5, уплотнительного коль-.

1724901 z — о, 50

55 ца, состоящего из и сегментов 2, измеряют дИаМЕтр рстОра Орот И раЗМЕр hi (П1,П2„.Пгп) от вершины этого гребня 5 до поверхности внутренней расточки диафрагмы (обоймы) 1, причем измерение этого размера (й) производят по обоим торцам каждого сегмента 2.

Перед измерением hi сегменты 2 вместе с пружинами устанавливают в расточки нижних и верхних половин диафрагм (обойм) 1.

Замеры диаметров Ds u Dr .внутренних расточек диафрагм (обойм) 1 (определяющих овальность этих расточек) выполняют предварительно во время ревизии диафрагм (обойм) — при проверке прилегания нижних и верхних половин обойм (диафрагм) по горизонтальному разъему, для чего нижние и верхние половины собирают между собой.

Определяют толщину снимаемого слоя заплечиков в сопряженных торцах

Sit — — - — Ар — h1,2n + К, Dr — D от

2 тик, sin рт = 0; дтр п23+ К, S2n — 2,2n-1 =

Ог + (Ов Ог } Slfl угп — 2 0рот . г

2 — д р — пг -ггп-1+ К;

Обрабатывают заплечики 3 сегментов 2 на определенную толщину Яц+ и растачивают уплотнительные гребни на карусельном станке до требуемого диаметра 0» = Орот+

+ 2 дтр, снимая припуск К.

Для наиболее распространенного случая (число сегментов п=б) число сопряженных торцов сегментов i=12, Измеряют h), h2.„h)2 и Орот, Ов u Dr измеряют ранее при ревизии диафрагмы (обоймы), Из технологического процесса ремонта тУРбины беРУт величины тРт, Рг ... Ps, дтр, к.

Рассчитывают S), S2...S<2, Формула изобретения

Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины при ремонте ее

5 проточной части путем уменьшения толщины заплечиков сегментов уплотнительного кольца, величину которого рассчитывают на основании замеров геометрических параметров, включающих диаметр ротора, рас10 стояния по торцам каждого сегмента от вершины выбранного уплотнительного гребня до поверхности внутренней расточкидиафрагмы,отл ичаю щи йся тем, что, с целью сокращения времени ремонта, 15 дополнительно замеряют в горизонтальной и вертикальной плоскостях диаметры внутренних расточек, собранных при ревизии диафрагм, а величину уменьшения толщины заплечиков определяют из соотношения

2п

Dã + Dâ — Ог sin — D от

Sl,1+1 дтр " i+1+ где Si, +1 — величины уменьшения толщины заплечика на i-м и смежном с ним (i+1)-м торце сегментов уплотнительного кольца;

Dr — диаметр внутренней расточки диафрагмы или обоймы уплотнения в горизонтальной плоскости;

D8 — диаметр внутренней расточки диафрагмы или обоймы уплотнения в вертикальной плоскости;

p — угол между плоскостью i-го и смежного с ним 0+1)-го торца сегмента и плоскостью горизонтального разъема диафрагмы или обоймы;

Орот — диаметр ротора в плоскости уплотнительного гребня; пц+1 — размер от вершины уплотнительного гребня до внутренней расточки диафрагмы или обоймы в плоскости i-го и смежного с ним (i+1)-го торца сегмента; дтр — требуемый номинальный зазор между уплотнительным гребнем и ротором;

К вЂ” технологический припуск на точение уплотнительных гребней, 10

1724901 ф ч град

Э мм

D,, мм

D(-, мм

1 С мм

30 60

121,0

137,0

130,0

144,9

1.60

100

136,0

127,8

140,0

130,0

120

154,5

157,1

155,0

157,5

160

150

158,0

159,0

157,7

158,7

160

30

160 -20

D, ГраФ В исч (1724901

Cg)Jp8 З

Составитель В,Хазанович

Техред M,Моргентал Корректор С.Шевкун

Редактор Н.Тупица

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1161 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины Способ восстановления радиальных зазоров в концевых и диафрагменных уплотнениях паровой турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано для снижения низкочастотной вибрации роторов мощных турбомашин

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано при проектировании.или реконструкции концевых и диафрагменных лабиринтовых уплотнений (ЛУ) турбомашины (Т)

Изобретение относится к компрессоростроению и турбостроению

Изобретение относится к теплоэнергетике

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, может быть использовано в газовых турбинах и является усовершенствованием устройства, описанного в авт

Изобретение относится к турбостроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к паротурбостроению, а его объектом является концевое уплотнение цилиндра или части низкого давления (ЦНД) паровой турбины

Изобретение относится к области теплоэнергетики

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в паровых турбинах

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании и модернизации паровых турбин

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано на паровых турбинах

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в авиации, а также в наземных установках

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности уплотнительным устройствам

Изобретение относится к авиационному двигателестроению
Наверх