Приспособление для контроля конических колес

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности , в области контроля конических зубчатых колес. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев, погрешности угла конического аксоида и погрешности шага и расширение номенклатуры контролируемых колес за счет обеспечения возможности контроля конических прецессионных колес. Это достигается тем, что приспособление, содержащее основание, на котором установлены каретка и реечная передача, а на каретке установлены электродвигатель, ре

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 В 5/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 о 1

12

11 юг 7

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4651372/28 (22) 17.02.89 (46) 07.05.92. Бюл. ЬЬ 17 (71) Кишиневский политехнический институт им. С.Лазо (72) И.А.Бостан и В.Е,Дулгеру (53) 531.717,2:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М

228972, кл. G 01 В 5/20, 1975, Калашников С.Н„Калашников А.С. Контроль производства конических зубчатых колес. M.: Машиностроение, 1976, с. 123, рис. 657, (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС». Ж,,1732138 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в области контроля конических зубчатых колес. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев, погрешности угла конического аксоида и погрешности шага и расширение номенклатуры контролируемых колес за счет обеспечения возможности контроля конических прецессионных колес, Это достигается тем, что приспособление, содержащее основание, на котором установлены каретка и реечная передача, а на каретке установлены электродвигатель, ре1732138 дуктор, ведомый вал которого связан со шпинделем, с которым связаны рычаг и измерительная головка, снабжено микрометрическим винтовым приводом и датчиками линейных перемещений. На шпинделе установлен датчик углового поворота. На основании закреплено контролируемое

Изобретение относится к машиностроению, а именно к контролю конических колес.

Известно устройство для контроля зубчатых колес, содержащее зубчатый индуктивный угломерный узел, состоящий из статора и ротора, на котором закрепляется контролируемое изделие, привод ротора и узел доворота статора, снабженного микрометрическим винтовым приводом, связанн;.е с датчиком импульсов и счетчиком пс-ступающих от датчика импульсов.

Однако с помощью известного устройства невозможно определить погрешность и рофиля зубьев.

Наиболее близким к изобретению является приспособление для контроля конических колес, содержащее стойку, на которой установлены шпиндель, который смонтирован на подвижной каретке, электродвигатель и редуктор, через которые сообщается вращение шпинделю.

Функциональные возможности известного приспособления ограничены тем, что невозможно осуществить контроль конических колес прецессионных передач, а также обеспечивается контроль ограниченного числа параметров.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев, погрешности угла конического аксоида и погрешности шага и расширения номенклатуры контролируемых колес за счет обеспечения возможности контроля конических колес прецессионных передач.

Приспособление для контроля конических колес, содержащее основание, стойку, закрепленную на ней, каретку, установленную на стойке, шпиндель и электродвигатель, смонтированные на каретке и кинематически связанные между собой, и измерительную головку с корпусом, в котором измерительная головка выполнена в виде двух датчиков линейных.перемещений, 5

40 коническое колесо, а на каретке- микропроцессор. Контроль профиля зубьев колес осуществляется путем сравнения координат реального профиля с координатами теоретического профиля, заложенного в памяти микропроцессора. 1 э.п. ф-лы, 5 ил. установленных в корпусе взаимоперпендикулярно, первый из которых предназначен для определения длины участка образующей конуса, второй — для измерения высоты поверхностей зуба, измерительной иглы, подпружиненной в осевом направлении относительно корпуса головки и связанной со вторым датчиком, и микрометрического винтового привода, кинематически связанного с корпусом головки, а приспособление снабжено рычагом, один конец которого консольно установлен на свободном конце шпинделя, а другой предназначен для установки на нем корпуса измерительной головки, датчиком угла поворота шпинделя, кинематически связанным со шпинделем, и микропроцессором, связанным с датчиком угла поворота шпинделя и первым и вторым датчиками, При этом может быть рычаг закреплен на каретке, а приспособление снабжено поворотным столом, предназначенным для размещения на нем контролируемого колеса, а привод с редуктором и датчиком угла поворота кинематически связаны с поворотным столом, На фиг, 1 изображено приспособление для контроля конических колес прецессионных передач; на фиг, 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — реальный и теоретический профили измеряемого колеса; на фиг. 4 — измерительная головка; на фиг. 5 — вариант исполнения приспособления.

Приспособление содержит основание

1, на котором установлены каретка 2, связанная с основанием 1 посредством соединения ласточкин хвост 3 и реечной передачи

4. На каретке 2 установлены электродвигатель 5, редуктор 6, ведомый вал которого жестко связан со шпинделем 7, с которым посредством шпонки 8 связан рычаг 9. На рычаге 9 посредством соединения ласточкин хвост 10 размещена измерительная головка 11, снабженная микрометрическим винтовым приводом 12 и включающая подпружиненную в осевом направлении изме1732138 рительную иглу 13 и датчики 14 и 15 линейных перемещений. На шпинделе 7 установлен датчик углового поворота 16, корпус которого посредством параллелограммного устройства 17 связан с корпусом каретки 2.

На основании 1 закреплено контролируемое коническое колесо 18, а на каретке— микропроцессор 19.

В приспособлении по фиг.5 измерительная головка 11 жестко связана с кареткой 2, Винтовым приводом 12 измерительная головка 11 может быть приведена к центру или от центра конического аксоида контролируемого колеса 18, которое установлено на поворотном столе 20.

Последний оснащен датчиком 21 углового поворота стола и приводом 22.

Приспособление работает следующим образом.

На основании 1 устанавливается и закрепляется контролируемое колесо 18. Далее с помощью реечной передачи 4 и каретки 2 измерительная головка 11 подводится к контролируемой поверхности зуба колеса 18 до контактирования измерительной иглы 13 с поверхностью "y6a. С помощью микрометрического винтового привода 12 измерительная игла 13 подводится к контролируемому сечению зуба колеса 18. При этом датчиком 14 регистрируется самая нижняя точка

A(X()pУор), которая берется в качестве начальной точки, от которой пойдет отсчет.

Далее включается электродвигатель 5, вращение вала которого редуцируется с помощью редуктора 6, имеющего большое передатоЧное отношение для осуществления медленного вращения шпинделя 7. Одновременно с электродвигателем 5 включается и микропроцессор 19. Вращение шпинделя 7 вызовет линейное перемещение измерительной иглы 13 по поверхности реального профиля зуба колеса 18, координата Урр (рис.3) которого регистрируется датчиком 14 и сравнивается с аналогичной координатой Yi соответствующей точки A(XIT YIT) теоретического профиля, заложенного в памяти микропроцессора

19. Координата Yip реального профиля получается косвенно. Датчик 15 угла поворота фиксирует с высокой точностью угол поворота измерительной головки 11 и передает информацию микропроцессору 19, в памяти которого заложено конусное расстояние Ri контролируемого сечения зуба. Тогда

Ylp = 2R sin (Qj /2), где а - угол поворота измерительной иглы;

Ri — конусное расстояние контролируемого сечения.

Полученная координата Yiр точки А

5 сравнивается с аналогичной координатой

У т соответствующей точки А(Хг» Y ) теоретического профиля. В результате сравнения координат Xlp u Ylp точки А реального профиля с координатами X)7 и YI, точки А теоре10 тического профиля микропроцессором результат выпадает в различной форме (в виде таблиц на печатающем устройстве или на экране дисплея), Это особенно удобно для контроля конических колес с нестандар15 тным профилем для прецессионных передач, профиль зубьев которых описывается кривой, уравнение которой легко представляется в параметрической форме.

Учитывая; что шарик измерительной иг20 лы контактирует с профилем зуба в различных точках сферы шарика, имеющие различные координаты по оси Х, для получения более достоверной информации необходимо к каждой полученной координате

25 Xlp реального профиля добавить величину а

= r(1-sin а ), где r — радиус шарика измерительной иглы; а — угол зацепления (угол прбфиля зуба) в измеряемой точке.

30 Для измерения ошибки угла конического аксоида с помощью микрометрического винтового привода 12 измерительная головка 11 перемещается вдоль впадины зуба к вершине конического аксоида, При этом из 35 мерительная игла 13, преодолевая силу пружинения, переместится в осевом направлении, а информация от датчиков 14 и 15 поступит в микропроцессор 19. В памяти микропроцессора 19 заложена также ве40 личина теоретического угла конического аксоида. По поступающей в микропроцессор информации рассчитывается реальный угол конического аксоида по формуле

45 P = arCtg>, Н где Н вЂ” величина перемещения измерительной иглы (показания датчика 14 линейных перемещений;

1 — величина перемещения измеритель50 ной головки 11 (показания датчика 15 перемещений), сравнивается с величиной угла аксоида теоретического профиля и выдается результат этого сравнения (разница величин).

55 Устройство позволяет измерять также погрешность по шагу конических колес. Для .этого достаточно измерить координаты точек одноименных профилей двух соседних зубьев и сравнить между собой величины

1732138 координат Ytp i- и точки. Разница между ними и будет погрешность по шагу.

В приспособлении по фиг.5 измерительная головка неподвижна в окружном направлении, а вращается контролируемое колесо 18. Координаты точек реального профиля зубьев измеряются также и в приспособлении по фиг.1. Координата У р измеряется с помощью датчика 21 угловых положений стола.

Формула изобретения

1. Приспособление для контроля конических колес, содержащее основание, стойку, закрепленную на ней, каретку, установленную на стойке, шпиндель и электродвигатель, смонтированные на каретке и кинематически связанные между собой, и измерительную головку с корпусом, о т л и ча ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности контроля профиля зубьев, погрешности угла конического аксоида и погрешности шага и расширения номенклатуры контролируемых колес за счет обеспечения воэможности контроля конических колес прецессионных передач, измерительная головка выполнена в виде двух датчиков линейных перемещений, установленных в корпусе взаимно перпендикулярно, первый из которых предназначен для определения длины участка образующей ко5 нуса, второй-для измерения высоты поверхности зуба, измерительной иглы, подпружиненной в осевом направлении относительно корпуса головки и связанной с вторым датчиком, и микрометрического

10 винтового привода, кинематически связанного с корпусом головки, а приспособление снабжено рычагом, один конец которого консольно установлен на свободном конце шпинделя, а другой предназначен для уста15 новки на нем корпуса измерительной головки, датчиком угла поворота шпинделя, кинематически связанным со шпинделем, и микропроцессором, связанным с датчиком угла поворота шпинделя и первым и вторым

20 датчиками.

2. Приспособление по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что консольный рычаг закреплен на каретке, а приспособление снабжено поворотным столом, предназначенным для

25 размещения на нем контролируемого колеса, а привод с редуктором и датчиком угла поворота кинематически связаны с поворотным столом.

1732138

Флг.2.

1732138

A (Yap, 9ор)

4иг. 3

А(Кот, Уат) Фиг.4

2 П 12 IB 20 22 21

Фиг.5

Составитель И.Бостан

Редактор Н,Химчук Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т.Ваш

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1573 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Приспособление для контроля конических колес Приспособление для контроля конических колес Приспособление для контроля конических колес Приспособление для контроля конических колес Приспособление для контроля конических колес Приспособление для контроля конических колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к контрольно-измерительным устройствам для измерения параметров зубчатых колес

Изобретение относится к мерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике в машиностроении и (^едназначено для контроля объектов ежшнОйформы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения геометрических элементов объектов различной формы, в частности для измерения взаимного расположения поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении при контроле качества изготовления гнутых труб

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для .измерения крутизны скатов и уклонов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх