Учебный прибор по сопромату

 

Использование: в приборах и учебно-наглядных пособиях по сопротивлению материалов . Изобретение обеспечивает экспериментальное определение угловых и линейных перемещений в плоскопространИзобретение относится к учебным установкам для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплине Сопротивление материалов, В плоскопространственных стержнях, нагруженных, силами, перпендикулярными плоскости, в которой расположена криволинейная ось элемента, в поперечных сечениях могут возникать поперечные силы, изгибающие и крутящие моменты. Перемещения в таких стержнях определяются на основе формулы Мора, учитывающей влияние на перемещения изгибающих и крутящих моментов. Влиянием поперечной силы при этом обычно пренебрегают. Это обстоятельство нуждается в экспериментальной проверке достоверности получаемых результатов . Для достижения этой цели и предназначен описываемый прибор. Прототипом может служить прибор СМ 40 А, Однако в этом приборе нагрузка прикладывается в той же плоскости, в которой расположен сам полукольцевой стерственном стержне. Сущность изобретения: прибор состоит из консольного стержня с криволинейной горизонтальной осью, защемленного в массивной стойке на основании . Нагружение вертикальной силой производится гирями через поддон, закрепленный на ползуне, имеющем возможность перемещения в горизонтальном направлении вдоль фасонной рейки, закрепленной на торце деформируемого объекта, Замер линейных перемещений в ортогональных направлениях производится посредством стрелочных индикаторов, установленных в кронштейнах на стойках. Измерение угла закручивания опытного образца производится с помощью стрелки и угловой шкалы. 4 ил. жень (его криволинейная ось). Крутящих моментов в таком криволинейном стержне нет. Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач по определениюперемещенийв плоскопространственных стержнях с криволинейной осью при загружении их сосредоточенными силами, нормальными плоскостями, включающей ось. Прибор предназначен для опытного определения горизонтального и вертикального перемещений, а также угла закручивания свободного конца консольного стержня, ось которого очерчена по дуге полуокружности, нагруженного нормально плоскости, включающей эту ось. На фиг.1 представлена принципиальная схема прибора; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - средство нагружения: на фиг.4 - часть прибора. На основании 1 прибора закреплена массивная стойка 2 с прорезью 3, в которую Ё XI СО XI N Ю СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 09 В 23/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4836500/12 (22) 23.04.90 (46) 30.05,92, Бюл. М 23 (72) А,А.Одинец, А 5.Одинец, А,Ф,Болдырев и Ю.Я.Волошин (53) 531.398(088.8) (56) Юденич В,В„Бушуев А,В. и Бабий В,И, Технические средства обучения и типовое учебно-лабораторное оборудование, М,:

Высшая школа, 1974, с.111. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОМАТУ (57) Использование: в приборах и учебно-наглядных пособиях по сопротивлению материалов. Изобретение обеспечивает экспериментальное определение угловых и линейных перемещений в плоскопространИзобретение относится к учебным установкам для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплине "Сопротивление материалов".

В плоскопространственных стержнях, нагруженных, силами, перпендикулярными плоскости, в которой расположена криволинейная ось элемента, в поперечных сечениях могут возникать поперечные силы, изгибающие и крутящие моменты, Перемещения в таких стержнях определяются на основе формулы Мора, учитывающей влияние на перемещения изгибающих и крутящих моментов, Влиянием поперечной силы при этом обычно пренебрегают. Это обстоятельство нуждается в экспериментальной проверке достоверности получаемых результатов. Для достижения этой цели и предназначен описываемый прибор.

Прототипом может служить прибор СМ

40 А. Однако в этом приборе нагрузка прикладывается в той же плоскости, в которой расположен сам полукольцевой стер, Ы,, 1737493 А1 ственном стержне. Сущность изобретения: прибор состоит из консольного стержня с криволинейной горизонтальной осью, защемленного в массивной стойке на основании, Нагружение вертикальной силой производится гирями через поддон, закрепленный на ползуне, имеющем возможность перемещения в горизонтальном направлении вдоль фасонной рейки, закрепленной на торце деформируемого обьекта, Замер линейных перемещений в ортогональных направлениях производится посредством стрелочных индикаторов, установленных в кронштейнах на стойках, .Измерение угла закручивания опытного образца производится с помощью стрелки и угловой шкалы, 4 ил, жень (его криволинейная ось). Крутящих моментов в таком криволинейном стержне нет, Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач по определению перемещений в плоскопространственных стержнях с криволинейной осью при загружении их сосредоточенными силами, нормальными плоскостями, включающей ось.

Прибор предназначен для опытного определения горизонтального и вертикального перемещений, а также угла закручивания свободного конца консольного стержня, ось которого очерчена по дуге полуокружности, нагруженного нормально плоскости, включающей эту ось, На фиг.1 представлена и ринципиальная схема прибора; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг,3 — средство нагружения: на фиг,4 — часть прибора, На основании 1 прибора закреплена массивная стойка 2 с прорезью 3, в которую

1737493

55 устанавливается и жестко закрепляется конец консольного стержня (опытный образец 4) прямоугольного поперечного сечения, ось которого в плане представляет собой полуокружность, Свободный конец стержня нагружается вертикальной нагрузкой, Средство нагружения представлено в приборе поддоном 5 с ползуном 6, перемещающимся вдоль фасонной рейки 7 с линейной шкалой для фиксации положения груза, Рейка 7 закреплена на пластине 8, прикрепленной на торце (свободном конце) опытного образца 4. Для точности фиксации положения груза на рейке ползун 6 снабжен вертикальной натянутой струной 9 (визиром), Замер линейных перемещений производится индикаторами 10 и 11 часового типа. Индикатор 10 закреплен на кронштейне стойки 12 и служит для измерения горизонтального перемещения свободного конца сечения на свободном конце опытного образца 4, Индикатор 11 предназначен для измерения вертикального перемещения указанного сечения и закреплен на кронштейне 13 стойки 14. Измерение угла закручивания свободного сечения опытного образца производится с помощью стрелки

15 и угловой шкалы 16. Шкала 16 неподвиж. но закреплена на стойке 12 с помощью рычажка 17, а стрелка 15 перемещается (поворачивается) вместе с пластиной 8, Прибор работает следующим образом.

Производится нагружение образца 4 вертикальной силой гирями через поддон 5, На индикаторах 10 и 11 по шкале 16 снимаются показания. Опыт повторяется несколько раз при одной и той же нагрузке с последующим усреднением полученных результатов.

Наличие рейки с линейной шкалой и, возможность смещения поддона вдоль нее (изменения величины закручивающего момента), а также возможность менять величину груза позволяют индивидуализировать для обучаемых выдачу задания для проведе5 ния эксперимента, что способствует повышению самостоятельности решения теоретической и экспериментальной задач по определению линейных и угловых перемещений в плоскопространственном стерж10 не.

Данный прибор можно перенастроить для выполнения целей, поставленных в прототипе, освободив крепежные болты и поо вернув полукольцевой стержень на 90 так, 15 чтобы нагрузка действовала в плоскости самого стержня. Предварительно следует переориентировать устройства, регистрирующие деформации.

20 Формула изобретения

Учебный прибор по сопромату, содержащий закрепленный в стойке одним концом полукольцевой стержень, средство

25 нагружения стержня, имеющее подвес для гири и средство регистрации перемещений, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач, стержень расположен горизонтально и име30 ет прямоугольное сечение, средство нагружения имеет закрепленную на свободном конце стержня пластину, связанную с ней рейку с линейной шкалой и установленный на рейке ползун с визиром, соединенный с

35 подвесом, а средство регистрации перемещений состоит из установленного на дополнительной стойке угломерного сектора, стрелочного указателя, закрепленного на свободном конце стержня, и двух индикато40 ров часового типа, взаимодействующих с взаимно перпендикулярными гранями стержня, 1737493

55 I 7 " у л ) 1

1737493

Составитель А. Одинец

Редактор Н. Цалихина Техред М,Моргентал Корректор С. Шевкун

Заказ 1894 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Учебный прибор по сопромату Учебный прибор по сопромату Учебный прибор по сопромату Учебный прибор по сопромату Учебный прибор по сопромату 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике и может быть использовано при изучении курса строительной механики

Изобретение относится к учебным приборам по сопромату

Изобретение относится к учебным приборам по сопротивлению материалов; Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач путем демонстрации деформации при сдвиге

Изобретение относится к учебным приборам по механике

Изобретение относится к наглядным пособиям по материаловедению

Изобретение относится к учебным пособиям по физике и теоретической механике

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх