Вентильный индукторный двигатель

 

Использование: высокомоментные электроприводы. Сущность изобретения: двигатель состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с 2 тр полюсами, на внутренней поверхности которых выполнены элементарные зубцы 16. В больших пазах между полюсами уложена m-фазная обмотка двигателя 17. Зубцовые деления tz статора 3 и ротора 1 выполнены одинаковыми. В пазах между зубцами 16 на 2mq соседних полюсах (q 1, 2р) уложены катушки датчика 18,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 К 29 /06

t>1 U pq Я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4804864/07 (22) 22.03,90 (46) 07,06.92. Бюл. N 21 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) Д.Л.Калужский, А.Н.Панарин, А,В,Казадаев, Е,И.Кутузов и М,В.Толстиков (53) 621. 313.323(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1473026, кл. Н 02 К 29/12, 1987, Авторское свидетельство СССР

N1464264,,кл,,Н 02 К 29/06, 1986. Ы 1739446 А1 (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬЬ (57) Использование: высокомоментные электроприводы. Сущность изобретения: двигатель состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с 2 mp полюсами, на внутренней поверхности которых выполнены элементарные зубцы 16. В больших пазах между полюсами уложена m-фазная обмотка двигателя 17. Зубцовые деления tz статора 3 и ротора 1 выполнены одинаковыми. В пазах между зубцами 16 на 2mq соседних полюсах (ц = 1, 2, ..., р) уложены катушки датчика 18, 4 (л)

О 0

1739446

45 по одной на каждой половине полюса. Две катушки датчика, расположенные на одном полюсе, соединены последовательно и согласно конец с концом в 12 групп. Ветви с катушечными группами с номерами, различающимися на m, соединены последовательно конец с концом, в точках соединения

Изобретение относится к синхронным электрическим машинам и может быть использовано, например, в высокомоментных электроприводах.

Известен вентильный двигатель, содержащий статор с m-фазной обмоткой и ротор с постоянными магнитами, на одном валу с двигателем расположен датчик положения, выполненный в виде отдельной электрической машины.

Недостатком такого вентильного двигателя является сложная конструкция, что обусловлено наличием дополнительной электрической машины, Известен вентильный индукторный двигатель, содержащий зубчатый ротор и статор с зубцами, в пазы между которыми уложена m-фазная обмотка двигателя и ка- тушки m-фазного датчика положения, собранные в фазах в последовательные ветви, каждая ветвь образована катушками, смещенными вдоль расточки на угол 360 эл.град., соединенными между собой конец с концом, начало с началом, Недостатком известного двигателя является ограниченная область применения вследствие низких точностных показателей датчика положения.

Целью изобретения является расширение области применения вентильного индукторного двигателя за счет повышения точностных показателей датчика.

В вентильном индукторном двигателе, содержащем зубчатый ротор и статор с полюсами, на котором расположены катушки

m-фазного датчика, собранные в фазах в последовательные ветви, а в больших пазах между полюсами размещена обмотка двигателя, статор выполнен с 2mp полюсами (р =

2, 3, 4, ...), на внутренней поверхности которых расположено по zs элементарных зубцов, причем зубцовые деления статора и ротора tz выполнены одинаковыми, а расстояние между осями соседних зубцов, принадлежавшим различным полюсам, равно (К f 1/2 гп)и (К = 1, 2, ...), в пазы между элементарными зубцами 2mq соседних полюсов (q = 1, 2, „„р) уложены катушки датчика по одной на каждой половине полюса, катушки, расположенные на одном полюсе, выполнены выводы m-фазного входа датчика, Начала m ветвей с группами с нечетными номерами, а также начала ветвей с четными номерами соединены с выводом входа датчика положения, Группы могут быть собраны в две схемы m-фазных датчиков. 1 з.п, ф-лы, 4 ил. соединены согласно конец с концом и образуют катушечную группу, катушечные группы, расположенные на полюсах с порядковыми номерами, различающимися на 2m, считая по часовой стрелке вдоль расточки статора, соединены последовательно конец с началом и образуют ветви, ветви с катушечными группами, расположенными на полюсах с порядковыми номерами, различающимися на m соединены последовательно конец с концом, в точках соединения выполнены выводы m-фазного входа датчика, а начала m ветвей, являющиеся началами катушечных групп, расположенных на полюсах с четными и нечетными номерами, соединены вместе и в точках соединения выполнены выводы однофазного входа датчика положения.

В вентильном индукторном двигателе катушки датчика в элементарных пазах могут быть собраны в две m-фазные схемы, причем обмотки каждой схемы датчика размещены не менее чем íà 2m соседних полюсах, На фиг. 1 показан вертикальный индукторный двигатель, разрез; на фиг. 2 — схема соединения катушечных групп датчика; на фиг; 3 — схемы соединения катушечных групп датчика положения и датчика скорости тахогенератора; на фиг. 4 — график распределения проводимости воздушного зазора.

Рассмотрим трехфазный вентильный индукторный двигатель с 12-ю полюсами, Двигатель (фиг. 1) состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с полюсами 4-15, на внутренней поверхности полюсов выполнены элементарные зубцы 16. В большие пазы между полюсами уложена трехфазная обмотка двигателя 17. В двигателе число элементарных зубцов на полюсе zs принято равным четырем, Зубцовые деления tz ротора 1 и статора 3 выполнены одинаковыми, Расстояние между осями соседних зубцов, принадлежавших различным полюсам, например четвертому и пятому полюсам, принято равным 7/6 с (К = 1), В пазы между элементарными зубцами 16 уложена катушки датчика 18, по одной на каждой половине полюса.

1739446

Две катушки датчика, расположенные на одном полюсе, соединены последовательно и согласно конец с концом и образуют катушечные группы 19 — 30 (фиг, 2 и 3).

Принято, что катушечная группа 19 расположена на четвертом полюсе, катушечная группа 20 — на пятом полюсе, катушечная группа 21 — на шестом полюсе и т.д. Катушечные группы, расположенные на полюсах с порядковыми номерами, отличающимися на

2m = 6, например катушечная группа 19 на четвертом полюсе и катушечная группа 25 на десятом полюсе, соединены последовательно конец с началом и образуют ветви. Так, на фиг. 2 показано шесть ветвей, куда входят катушечные группы 19 и 25, 21 и 27, 23 и 29, 22 и 28, 24 и 30, 20 и 26.

Ветви с катушечными группами, расположенными на полюсах с порядковыми номерами, отличающимися на m = 3, соединены последовательно конец с концом, Например, катушечные группы 19, 25, 22, 28 расположены на полюсах с порядковыми номерами, отличающимися на три. За начала ветвей приняты начала катушечных групп 19 и 28„за концы — конец катушечных групп 25 и 22. Ветви соединены последовательно и в точках соединения выполнены выводы трехфазного входа А, В, С. Начала ветвей с катушечными группами, расположенными на полюсах с нечетными порядковыми номерами, т.е, начала катушек 28, 30 и 26 соединены вместе. Также соединены начала ветвей с катушечными группами, расположенными на полюсах с четными порядковыми номерами — начала катушек 19, 21, 23.

В точках соединения выполнены выводы однофазного входа. Обмотки датчика положения могут быть расположены не на всех полюсах (фиг. 2), а на их части, например на шести полюсах 19 — 24 (фиг. 3), На остальных шести полюсах также могут располагаться катушечные группы 25 — ЗП, собранные в схему, аналогичную схеме датчика положения,и использоваться в качестве датчика скорости (тахогенератора).

Двигатель работает следующим образом.

При подключении датчика положения (фиг, 2) к источнику переменного тока высокой частоты в по ветвям, образованным катушечными группами, например 19, 25, 22 и

28, протекают токи. Так как в двигателе электрический сдвиг между соседними полюсами составляет 60 град., геометрический сдвиг между осями зубцов на соседних полюсах—

1/6 tz, то. при изменении положения ротора индуктивное сопротивление ветви не меняется. Если, например, совпадение осей зубцов

35 статора и ротора происходит на полюсах 4 и 10 катушечных групп 19 и 25, то в районе полюсов 7, 13 ось зубца совпадает с осью паза, и магнитная проводимость воздушного зазора от полюса к полюсу — 6 при данном положении ротора меняется в соответствии с фиг. 4. Вследствие максимальной разности индуктивных сопротивлений в ветвях с катушечными группами 19, 25 и 22, 28 потенциал UA точки А в момент времени t = 0 максимален, При вращении ротора со скоростью вр потенциал UA меняется по закону

Ua = UAm, sincd t . sin zz cd pt, где г — число зубцов ротора, а потенциалы Ов, Uc окажутся сдвинутыми относительно UA на угол «+ 120 эл.град. Меняющиеся в зависимости от положения ротора потенциалы UA, Ов, Uc используются для коммутации m-фазных обмоток двигателя 17.

В случае, когда катушечные группы 1930 собраны в две схемы трехфазных датчиков, один из датчиков, например образованный катушечными группами 19—

24, запитывается высокой частотой и является датчиком положения ротора, а второй (фиг, 3), образованный катушечными группами 25 — 30, запитывается постоянным током и является датчиком скорости (тахогенератором). Выходные сигналы тахогенератора UAz, UB2, Ucz пропорциональны частоте вращения. ротора вр и используются для повышения стабильности скорости и точности позиционирования.

В отличие от известного двигателя в предлагаемом полностью отсутствует трансформаторная связь между обмотками двигателя и датчика, Это происходит вследствие расположения обмоток двигателя и датчика в различных пазах, что уменьшает трансформаторную связь по потокам рассеяния, а также вследствие компенсации магнитных полей двигателя двумя катушками датчика на каждом полюсе, что делает датчик менее чувствительным к неточностям изготовления, Отсутствие трансформаторной связи с обмотками двигателя повышает точность датчика положения, что расширяет область применения вентильного индукторного двигателя. Кроме того, расширение функциональных возможностей двигателя достигается за счет обеспечения измерений скорости вращения вала.

Формула изобретения

1. Вентильный индукторный двигатель, содержащий зубчатый ротор и статор с полюсами, на котором расположены катушки

m-фазного датчика, собранные в фазах в

1739446

55 последовательные ветви, а в больших пазах между полюсами размещена обмотка двигателя, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения за счет повышения точностных показателей датчика, статор выполнен с 2mp полюсами (р = 2, 3, 4, ...), на внутренней поверхности которых расположено по zs элементарных зубцов, причем зубцовые деления статора и ротора т выполнены одинаковыми, а расстояние между осями соседних зубцов, принадлежащих различным полюсам, равно (К+1/2m) tz (К = 1, 2, ...), в пазы между элементарными зубцами 2mq соседних полюсов (q = 1, 2, „„ р), уложены катушки датчика по одной на каждой половине полюса, катушки, расположенные на одном полюсе, соединены согласно конец с концом и образуют катушечную группу, катушечные группы, расположенные на полюсах с порядковыми номерами, различающимися на 2m. считая по часовой стрелке вдоль расточки статора, соединены последовательно конец с началом и образуют ветви ветви с катушечными группами, расположенными на полюсах с порядковы5 ми номерами различающимися на m, соединены последовательно конец с концом, в точках соединения выполнены выводы mфазного входа датчика, а начала m ветвей, являющиеся началами катушечных групп, 10 расположенных на полюсах с четными и нечетными номерами, соединены вместе и в точках соединения выполнены выводы однофазного входа датчика, 2, Двигатель по и. 1, отличающийся

15 тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения измерения частоты вращения вала, катушки датчика в элементарных пазах собраны в две m-фазные схемы, причем обмотки каж20 дой схемы датчика размещены не менее чем на 2m соседних полюсах, 1739446

10 гв

Фиг. я

Ф S b 7 8 9 10 11 12 О 19 Л5

Фиг. Ф

Составитель В, Трегубов

Техред М.Моргентал Корректор Н. Ревская

Редактор И,Шулла

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2007 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Вентильный индукторный двигатель Вентильный индукторный двигатель Вентильный индукторный двигатель Вентильный индукторный двигатель Вентильный индукторный двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных следящих системах

Изобретение относится к электротехнике и автоматике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в исполнительных механизмах различного назначения с цифровым управлением, Целью изобретения является упрощение, повышение КПД путем увеличения среднего значения вращающего момента и уменьшения его пульсаций

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системе управления объектов различного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с вентильными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике , в частности к автоматизированным электроприводам с вентильными электродвигателями

Изобретение относится к элекфотехнике и автоматике Цель изобретения повышение КПД и расширение области применения устройства, Устройство содержит исполнительную (HMJ 2 и задающую (ЗМ) 1 синхронные машины

Изобретение относится к электротехнике , в частности к вентильному электроприводу , и может быть использовано в .цифровом электроприводе

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям магнитоэлектрических генераторов тока торцевого типа, приводимых во вращение, например, ветровым лопастным колесом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам
Наверх