Устройство разгрузки ротора от действия осевой силы

 

Использование: в насосах и компрессорах. Сущность изобретения: в корпусе 4 закреплена втулка 3, имеющая внутреннюю коническую поверхность. На валу 2 установлен разгрузочный барабан 1, образующий с втулкой 3 радиальную дросселирующую щель 5. Щель 5 сообщает полости 6,7 высокого и низкого давления. Барабан 1 имеющий возможность осевого перемещения относительно втулки 3, жестко закреплен на валу 2, который установпен с возможностью осевого перемещения. Коническая поверхность втулки 3, выполненная с уклоном к полости 6, со стороны этой полости 6 может быть рельефной в виде чередующихся выступов и впадин. 1 з.п.флы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 04 0 29/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4851230/29 (22) 12.07.90 (46) 23.06,92, Бюл. %23 (71) Сумский филиал Харьковского политехнического института им.В,И,Ленина (72) А.Г.Гусак, B.B.Äóáèíñêèé, А.А. Евтушенко, И;В.Задесенец, Л.М.Новикова и

И.Б.Твердохлеб (53) 621.671(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР hh

1455047, кл. F 04 D 17/08, 1987. (54) УСТРОЙСТВО РАЗГРУЗКИ РОТОРА ОТ

ДЕЙСТВИЯ ОСЕВОЙ СИЛЫ (57) Использование: в насосах и компрессорах. Сущность изобретения: в

„, SU,, 1742519 А1 корпусе 4 закреплена втулка 3, имеющая внутреннюю коническую поверхность. Ка валу 2 установлен разгрузочный барабан 1, образующий с втулкой 3 радиальную дросселирующую щель 5. Щель 5 сообщает полости 6,7 высокого и низкого давления.

Барабан 1 имеющий возможность осевого. перемещения относительно ътулки 3, жестко закреплен на валу 2, который установлен с возможностью осевого перемещения. Коническая поверхность втулки 3, выполненная с уклоном к полости 6, со стороны этой полости 6 может быть рельефной в виде чередующихся выступов и впадин. 1 з.п.флы, 2 ил.

1742519

20

45

55

Изобретение относитСя к гидромашиностроению, касается конструкции устройства разгрузки ротора от действия осевой силы и может быть использовано в насосах и компрессорах, Известно устройство разгрузки ротора центробежного насоса, содержащее корпус, разгрузочный диск, установленный на валу с возможностью осевого перемещения и разделенный с областью высокого давления щелевым уплотнением, Недостатком такого устройства является низкая надежность, обусловленная необходимостью малого торцового зазора .между разгрузочным диском и корпусом, вызванной требованием к уменьшению объемных потерь. Это приводит к появлению эадиров и частых случаев "прикипания" разгрузочного диска к статору.

Наиболее близким с предлагаемому является устройство разгрузки ротора от действия осевой силы, содержащее корпус с закрепленной в нем втулкой. имеющей внутреннюю коническую поверхность, и установленный на валу разгрузочный барабан, образующий с втулкой радиальную дросселирующую щель. сообщающую полости высокого и низкого давления и имеющий возможность осевого перемещения относительно втулки 2

К недостаткам известного устройства относится сложность конструкции, обусловленная необходимостью применения малых зазоров, а следовательно, высокой точности изготовления и сборки пары скольжения вал — разгрузочный барабан и зазора разгрузочный барабан — корпус. Кроме того, данная конструкция ненадежна из-эа того, что барабан может заклинивать на валу, ли6о "прикипать" к корпусу при малейшей неточности изготовления, сборки, жесткости пружины, Практически прототип может работать лишь при идеальных условиях иэготовления, сборки и не обладает эффектом саморегулирования и самоустановления оптимального зазора на расчетном режиме.

Цель изобретения — повышение надежности путем упрощения конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве разгрузки ротора от действия осевой силы, содержащем корпус с закрепленной в нем втулкой, имеющей внутреннюю коническую поверхность, и установленный на валу разгрузочный барабан, образующий с втулкой радиальную дросселирующую щель, сообщающую полости высокого и низкого давления, и имеющий воэможность осевого перемещения относительно втулки, барабан жестко закреплен на валу, последний установлен с возможностью осевого перемещения. а коническая поверхность втулки выполнена с уклоном в сторону полости высокого давления.

Кроме того. внутренняя поверхность втулки со стороны полости высокого давления выполнена рельефной в виде чередующихся выступов и впадин.

На фиг 1 изображено устройство для разгрузки ротора от действия осевой силы, продольный разрез; на фиг,2 — устройство. у которого поверхность втулки со стороны полости высокого давления выполнена рельефной в виде чередующихся выступов и впадин.

Устройство содержит разгрузочный барабан 1, установленный на валу 2 и образующий с втулкой 3, закрепленной в корпусе

4, радиальную дросселирующую щель 5, сообщающую полости высокого 6 и низкого 7 давления. Барабан 1 жестко закреплен на валу 2, который установлен с возможностью осевого перемещения, а коническая поверхность втулки 3 выполнена с уклоном в сторону полости 6 высокого давления (фиг.1).

Со стороны полости 6 высокого давления внутренняя поверхность втулки 3 выполнена рельефной в виде чередующихся выступов и впадин 8 (фиг.2).

Изменение осевой силы, действующей на подвижной в осевом направлении вал 2 вызывает ef о перемещение в сторону полости 6 высокого давления, При этом радиальная щель 5, образованная внутренней конической поверхностью неподвижной втулки 3 и барабаном 1 уменьшается по величине, снижая расход жидкости через нее.

Это, в свою очередь, ведет к изменению перепада давления на барабане 1 в полостях высокого 6 и низкого 7 давления, которое действует на барабан 1 и возвращает его с валом 2 в уравновешенное положение.

Аналогично работает устройство (фиг.2), где изменение величины расхода жидкости при перемещении вала 2 достигается путем выполнения внутренней поверхности втулки 3 рельефной в виде чередующихся выступов и впадин 8.

Изменение величины радиальной щели

5 не допускает воэможности задиров и "прикипания" барабана 1 и неподвижной втулки

3 благодаря гарантированному радиальному зазору между ними, кроме того, жесткое закрепление барабана 1 на валу 2 упрощает конструкцию, так как не используется упругий элемент, исключается. возможное заклинивание при осевом перемещении барабана вдоль вала. Устройство самоустанавливающейся, поэтому снижены требования к точности изготовления и сборки.

1742519

Формула изобретения

Составитель И.Твердохлеб

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M,Êó÷åðÿâàÿ

Редактор О.Головач

Заказ 2271 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва;Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

1, Устройство разгрузки ротора от действия осевой силы, содержащее корпус с закрепленной в нем втулкой, имеющей внутреннюю коническую поверхность и установленный на валу разгрузочный бара-. бан, образующий с втулкой радиальную дросселирующую щель, сообщающую полости высокого и низкого давления, и имеющий воэможность осевого перемещения относительно втулки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем упрощения конструкции, барабан жестко закреплен на валу, последний установлен с воэможностью осевого перемещения, 5 а коническая поверхность втулки выполнена с уклоном в сторону полости высокого

- давления.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что внутренняя поверхность втулки

10 со стороны полости высокого давления выполнена рельефной в виде чередующихся выступов и впадин,

Устройство разгрузки ротора от действия осевой силы Устройство разгрузки ротора от действия осевой силы Устройство разгрузки ротора от действия осевой силы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в конструкциях центробежных консольных насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в турбомашинах различного назначения, например центробежных и осевых компрессорах, насосах и турбинах, работающих в условияхзнакопеременных осевых нагрузок, дейс'гвующих на ротор

Изобретение относится к области разгрузки ротора насосных агрегатов от осевых сил и может быть использовано в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей для улучшения разгрузки ротора

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве одного из основных агрегатов в газотурбинных установках, в двигателях внутреннего сгорания с турбонаддувом и в турбодетандерных установках

Изобретение относится к производству центробежных машин, а именно к созданию опорных подшипниковых узлов валов центробежных машин, и может быть использовано в компрессорах и насосах, турбинах

Изобретение относится к оборудованию для добычи нефти и может быть использовано при изготовлении или ремонте погружных электроцентробежных насосов

Изобретение относится к насосостроению

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано при создании опорных подшипниковых узлов для валов центробежных машин в компрессорах, турбодетандерах, насосах, турбинах

Изобретение относится к области насосостроения, в частности, к многоступенчатым центробежным насосам высокого давления и найдет применение преимущественно при закачке воды в пласт на нефтяных промыслах

Изобретение относится к вентиляторостроению, преимущественно к газоотсасывающим вентиляторам, в частности к корпусам подшипников, и позволяет повысить надежность и безопасность работы газоотсасывающего вентилятора

Изобретение относится к гидромашиностроению, более конкретно к центробежным насосам, но может использоваться и в других устройствах, где требуется работа гидростатического упорного подшипника как в гидростатическом режиме, так и в режиме скольжения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к многоступенчатым центробежным насосам для закачки воды в пласт на нефтяных промыслах, у которых рабочие колеса имеют лопатки треугольной формы
Наверх