Футеровка сталеразливочного ковша

 

Сущность изобретения: футеровка содержит арматурный и рабочий слои. Рабочий слой ковша выполнен с утолщением в верхней и нижней частях. Высота утолщенного раСочего слоя верхней части составляет 0,1-0,5 высоты ковша, его толщина равна 1,1-2,2 толщины рабочего слоя, а высота утолщенного рабочего слоя нижней части стенки ковша составляет 0,05-0,3 высоты ковша при ее толщине 1,05-1,7. Рабочий слой футеровки стен ковша выполнен из термообработаиного периклазоизвесткового на смоляной связке огнеупора. Рабочий слой футеровки днища выполнен из периклазоуглеродистого или периклазохромитового огнеупора, а арматурный слой - монолитным из набивных масс алюмосиликатных или кремнеземистых материалов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил , 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 22 0 41/02

ГОС УДАР СТВ Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 (лЭ

Q0 4

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4735500/02 (22) 24.07.89 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Мариупольский металлургический комбинат "Азовсталь" и Мариупольский металлургический институт (72) А.П.Нагорный, В.A,Êoñòâê. В.А.Сахно, Н.М,Караваев, Е.А,Иванов, А,А.Булянда.

О..В.Носоченко, М,А.Поживонов. Г.Ç.Гизатули н, А,А.Сахно и В.В. Поля ко в (53) 66.043.1(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 518271, кл, В 22 D 41/02, 1976. (54) ФУТЕРОВКА СТАЛЕРАЗЛИВОЧНОГО

КОВША (57) Сущность изобретения; футеровка содержит арматурный и рабочий слои, РабоИзобретение относится к черной металлургии, в частности к футеровке сталеразливочных ковшей, и может быть использовано в конвертерном, мартеновском и электросталеплавильном производствах, Совершенствование способов выплавки стали, тенденции проведения процессов при более высоких температурах, выноса отдельных технологических операций из плавильных агрегатов в ковш (легирование, продувка инертным газом, раскисление, десульфурацию, вакуумирование) изменило условия службы сталеразливочного ковша, который практически превратился в реактор для внепечной обработки. Поэтому футеровка подвергается более интенсивному износу, что требует разработки новой ее конструкции. Особо быстро изнашиваются верхняя 1 и нижняя 2 части рабочего слоя футеровки стенок ковша и футеровки днища

„, ЫЛ„„1743687 А1 чий слой ковша выполнен с утолщением в верхней и нижней частях, Высота утолщенного рабочего слоя верхней. части составляет 0,1 — 0,5 высоты ковша, его толщина равна

1,1 — 2,2 толщины рабочего слоя, а высота утолщенного рабочего слоя нижней части стенки ковша составляет 0,05 — 0,3 высоты ковша при ее толщине 1,05 — 1,7. Рабочий слой футеровки стен ковша выполнен из термообработанного периклазоизвесткового на смоляной связке огнеупора. Рабочий слой футеровки днища выполнен из периклазоуглеродистого или периклазохромитового огнеупора, а арматурный слой монолитным из набивных масс алюмосиликатных или кремнеземистых материалов. 2 з.п, ф-лы, 2 ил., 1 табл.

3 ковша. Низкая стойкость футеровки верхней части стенок ковша (шлакового пояса) определяется тем. что основные шлаки при продолжительном контакте с кислыми или алюмосиликатными огнеупорами рабочего слоя 1 верхней части (шлакового пояса) интенсивно разрушают эти огнеупоры. В связи с образованием легкоплавких эвтектик в результате высокотемпературного химического взаимодействия. Низкая стойкость нижней 2 части рабочего слоя футеровки стен, футеровки ковша и футеровки днища ковша связана с механическим разрушением рабочего слоя потоками металлического расплава при наполнении ковша и продувке металла инертным газом, Использование кремнеземистых и алюмосиликатных огнеупорных материалов в футеровке сталераз. вочных ковшей уменьшает стойкость этсй футеровки. Стойкость

1743687 рабочего слоя футеровки, выполненной кремнеземистыми или алюмосиликатными огнеупорами, составляет 8 — 15 плавок, что не удовлетворяет предъявляемых требований. Повышение стойкости футеровки за счет равномерного увеличения толщины рабочего или арматурного или обеих вместе нерационально, так как ведет к перерасходу огнеупоров и связано с существенным уменьшением полезной емкости сталеразливочного ковша, Известна футеровка сталеразливочных ковшей, выполненная насухо из расширяющихся в процессе службы кирпичей на основе низкоспекающихся полукислых глин, причем нагрев футеровки в этом случае ведут до

1300 С с последующей выдержкой 2 ч.

Основным недостатком этой алюмосиликатной футеровки из расширяющихся в процессе службы огнеупоров на основе низкоспекающихся глин является образование фаялита (2FeO SiOz, т. пл. 1150 С) в результате взаимодействия кремнезита огнеупоров с ковшевым высокотемпературным железистым шлаком. Щелочные компоненты алюмосиликатного кирпича оказывают флюсующее действие, вызывая дальнейшее снижение температуры плавления продуктов реакции. Поэтому в условиях продолжительного контакта высокотемпературного шлакометаллического расплава с такой футеровкой стойкость ее мала (6 — 10 плавок).

Известна футеровка ковша, содержащая арматурный, промежуточный и рабочий слои, при этом промежуточный слой выполнен из необожженного смолосвязан ного огнеупорного материала, рабочий слой — из обожженного огнеупорного материала (шамотного кирпича), При этом толщина промежуточного слоя составляет 1,8 — 9.0 толщины рабочего слоя, Недостатком этой предложенной футеровки является низкая стойкость рабочего слоя, выполненного из обожженного шамотного кирпича, в результате образования низкоплавких эвтектик при продолжительном контакте высокоосновного железистого шлака и высокотемпературного расплава металла с рабочей поверхностью футеровки. Кроме того, использование необожженного смолосвязанHoго огнеупорного материала в промежуточном слое футеровки недопустимо по санитарно-гигиеническим и общеэкологическим соображениям. так как в процессе разогрева футеровки и при первых наполнениях ковша жидким шлакометаллическим pacrlnasoM происходит интенсивное выделение в атмосферу цеха продуктов возгонки смолы.

Наиболее близкой к изобретению является футеровка сталеразливочного ковша (фиг. 1), Рабочий слой цилиндрической части ковша выполнен из термообработанного смолодоломитового кирпича, рабочий слой днища из алюмосиликатного кирпича, при этом зазор между ними заполнен высокоглиноземистой массой на фосфатной связке, Между рабочим слоем (1) футеровки стен . из смолодоломитового кирпича и арматурным слоем (2) из шамотного кирпича Bblrlollняется набивной слой (4) толщиной 50 мм из смолодоломитовой массы.

Основным недостатком .футеровки сталеразливочного ковша является равнотолщинность рабочего слоя стен, что не обеспечивает достаточной стойкости футеровки в условиях длительной выдержки в ковше шлакометаллического расплава. В процессе эксплуатации износ рабочего слоя футеровки происходит неравномерно, Наиболее интенсивно изнашивается верхняя часть стен футеровки, контактирующая продолжительное время с высокотемпературным расплавом шлака. Весьма интенсивно изнашивается также и нижняя часть стен футеровки ковша, особенно в зоне удара струи расплава во время наполнения ковша и эрозии рабочего слоя при продувке металла инертным газом. Поэтому выход из эксплуатации футеровки обычно происходит по причине местного износа футеровки в местах повышенного разрушения, Кроме того, недостатком футеровки-прототипа является использование одновременно алюмосиликатных (днище) и магнезиальных огнеупоров (стены ковша), В зоне контакта ал юмосиликатного и периклазоизвесткового огнеупоров, особенно при высоких (более

1600 С) температурах расплава металла и шлака, происходит образование легкоплавких эвтектик и, как результат, интенсивное разрушение рабочего слоя футеровки на стыке днище-стенка, выход из эксплуатации футеровки ковша. Более того, возможны случаи аварийного состояния футеровки изза невозможности своевременно выявить наличие недопустимого износа футеровки в зоне контакта футеровок днища и стенок ковша, Цель изобретения — повышение стойкости футеровки (увеличение безремонтного срока службы) с сохранением полезного объема сталеразливочного ковша при продолжительном воздействии высокотемпературного шлакометаллического расплава.

Поставленная цель достигается в предлагаемой футеровке сталеразливочного, 1743687 ковша, содержащей арматурный и рабочий слои, отличающаяся тем, что, с целью повышения стойкости футеровки, рабочий слой стен ковша выполнен с утолщением в верхней и нижней части, при этом высота h< утолщенного рабочего слоя верхней части составляет 0,10 — 0,50 высоты Н ковша, его толщина 0> равна 1,1 — 2,2 толщины д 2 рабочего слоя, а высота hz утолщенного рабочего слоя нижней части ковша составляет

0,05 — 0,3 высоты ковша, при ее толщине д з

1,05 — 1,7толщины. дг рабочего слоя (фиг,2), 4ля дальнейшего повышения стойкости футеровки рабочий слой (1, 2, 3) футеровки стен выполнен на смоляной связке огнеупора, рабочий слой днища — из периклазоуглеродистого или периклазохромитового огнеупора, а арматурный слой может быть выполнен монолитным из набивных: масс алюмосиликатных или кремнеземистых материалов.

По сравнению с футеровкой-прототипом предложенная футеровка отличается как формой выполнения, так и применяемыми материалами.

Указанные утолщения в верхней и нижней части стен футеровки ковша позволяют обеспечить одновременность полного износа рабочего слоя стен, общее повышение стойкости футеровки.

При толщине пояса в верхней части стен ковша менее 1,1 — толщины рабочего слоя происходит преждевременный износ шлакового пояса, а следовательно, прекращение эксплуатации ковша. При толщине шлакового пояса более 2,0 толщины рабочего слоя происходит недопустимое уменьше. ние полезного объема ковша, а также более ранний преждевременный по сравнению с шлаковым поясом выход из строя рабочего слоя футеровки стенок ковша за пределами шлакового пояса, При высоте h<, утолщения футеровки рабочего слоя верхней части стен ковша менее

0,10 высоты Н ковша толщина слоя шлака больше высоты утолщенной части стен, и поэтому, при длительном контакте шлака с неутолщенной частью рабочего слоя футеровки происходит повышенный локальный износ и, следовательно, преждевременная остановка ковша на ремонт. При высоте h1 утолщения более 0,35 высоты ковша, существенно уменьшается полезный объем ков- ша и увеличивается приведенный расход огнеупоров на разливку стали, Существенное уменьшение полезного объема ковша, как правило, недопустимо, так как не позволяет выпускать из сталеплавильного агрегата всю плавку в один ковш и, следовательно.

55

45 существенно затрудняет работу сталеплавильных цехов.

При толщине д з футеровки нижней части стен ковша менее 1,05 толщины рабочего слоя (4) и интенсивном воздействии на футеровку потоков расплавленного металла при наполнении ковша и при продувке металла инертным газом происходит более ранний по сравнению с остальной футеровкой повышенный износ рабочего слоя нижней части стен. При толщине д з пояса нижней части рабочего слоя футеровки стен ковша более 1,5 толщины dz рабочего слоя существенно уменьшается полезный объем ковша, износ и выход неутолщенного рабочего слоя футеровки стенок ковша опережает износ и выход из строя этой утолщенной части, что приводит к существенному увеличению приведенного расхода огнеупоров на разливку металла. При высоте утолщения . нижней части рабочего слоя нижней части футеровки стены менее 0,05 высоты ковша не достигается необходимая стойкость рабочего слоя, так как зона интенсивного движения металла при наполнении ковша и при продувке инертным газом по высоте ковша выше, чем высота утолщения.

При высоте утолщения нижней части стен ковша более 0,2 высоты ковша происходит недопустимое уменьшение полезной емкости ковша. С целью повышения безремонтного срока службы футеровки рабочий слой футеровки стенок ковша выполнен из термообработанных периклазоизвестковых огнеупоров, а днище из периклазоуглеродистых или периклазохромитовых огнеупоров. Выполнение всего рабочего слоя футеровки из магнезиальных (периклаэовых) огнеупоров исключает образование легкоплавких эвтектик при контакте периклазоизвестковых и периклазоуглеродистых, или периклазохромитовых огнеупоров, а следовательно, стойкость и надежность работы периклазовой футеровки более высокая и, как показали промышленные эксперименты, составляет 40 — 60 плавок, Выбор периклазоуглеродистых или периклазохромитовых огнеупоров для футеровки днища ковша обусловлен тем, что они имеют большую механическую прочность, чем периклазоизвестковые, что необходимо, так как футеровка днища ковша воспринимает, как динамическую нагрузку струи расплава, так и максимальную статическую нагрузку всего объема шлакометаллического расплава, находящегося в ковше во время эксплуатации, в то время как механи1743687

10

35

55 ческая нагрузка на стенки ковша существенно меньше, Выполнение арматурного слоя футеровки стен монолитным из набивных масс алюмосиликатных или кремнеземистых материалов, исключает проникновение металла к металлическому корпусу 7 ковша, гарантирует безаварийную работу футеровки, улучшает теплоизоляционные характеристики арматурного слоя, повышает его износостойкость, Кроме того, монолитный арматурный слой позволяет исключать его полное или частичное удаление во время ремонта футеровки. Кирпичный арматурный слой часто полностью удаляется в результате заметалливания при первом ремонте футеровки.

На фиг. 2 представлена предлагаемая футеровка сталеразливочного ковша. B металлическом корпусе (кожухе) размещается набивной арматурный монолитный слой 4 футеровки ковша, выполненный из алюмосиликатного или кремнеземистого материала, Рабочий слой 1, 2, 3 футеровки стен ковша выполнен из термообработанного периклазоизвесткового огнеупора с утолщением в верхней части и нижней части, Рабочий слой 5 футеровки днища выполнен из периклазоуглеродистого или периклазохромитового огнеупора, Футеровка сталеразливочного ковша опробована на 350-тонных ковшах конвертерного цеха Мариупольского металлургического комбината "Азовсталь". При этом стойкость такой футеровки в 1.5 — 3,0 раза выше футеровки-прототипа и составляет

40 — 50 плавок (таблица).

Анализ полученных результатов показывает, что наилучшие показатели имеет футеровка 4, так как при высокой стойкости (51 плавка) она обеспечивает необходимую для принятия всей плавки емкость (350 т), Пример 1. Перед кладкой арматурного слоя днища ковша по металлическому корпусу днища укладывают выравнивающий слой огнеупорной массы, состоящей из

75 песка или шамота и 25 огнеупорной глины. В выравнивающем слое и арматурном слое днища оставляют отверстия для установки сталеразливочных стаканов. Футеровку арматурного слоя днища выполняют из шамотного кирпича. На арматурный слой кладут промежуточный слой шамотного кирпича. Кладку арматурного и промежуточного слоев футеровки днища выполняют на мертеле, Затем при помощи машины "Орбита" выполняют набивной арматурный слой футеровки стенок ковша одинаковой толщины

100 мм по всей высоте из высокоглиноземистой или кремнеземистой массы (д4), После просушивания арматурного и промежуточного слоев при помощи газовых горелок производят выкладку рабочего слоя днища из периклазоуглеродистых или периклазохромитовых огнеупоров, а рабочего слоя футеровки стены из термообработанного периклазоизвесткового огнеупора. Кладка рабочего слоя выполняется насухо. В ра-. бочем слое днища ковша оставляют отверстия для установки сталеразливочных стаканов 6, Толщины рабочего слоя футеровки стен по высоте выполняют, соответственно, у днища 200 мм, по всей дальнейшей высоте, вплоть до шлакового пояса 150 мм, вверху стены (шлаковый пояс) 220 мм, Высоты утолщенных слоев выполняют для нижней и верхней части стены соответственно 0,2 и 0,15 части высоты ковша. Готовую футеровку ковша разогревают при помощи газовых горелок и подают под плавку.

Пример 2. Перед кладкой арматурного слоя днища ковша по металлическому корпусу днища укладывают выравнивающий слой огнеупорной массы, состоящей из

75 песка или шамота и 25 огнеупорной глины. В выравнивающем слое и арматурном слое днища оставляют отверстия для установки сталеразливочных стаканов. Футеровку арматурного слоя днища выполняют из шамотного кирпича. На арматурный слой кладут промежуточный слой шамотного кирпича, Кладку арматурного слоя и промежуточного слоя выполняют на мертеле.

Затем при помощи машины "Орбита" выполняют набивной арматурный слой стенок ковша одинаковой толщины 90 мм по всей высоте из высокоглиноземистой или кремнеземистой массы (д 4). После просушивания арматурного и промежуточного слоев при помощи газовых горелок производят выкладку рабочего слоя днища из периклазоуглеродистых или периклазохромитовых огнеупоров, а стены рабочего слоя футеровки из термообработанного периклазоизвесткового огнеупора. Кладка рабочего слоя выполняется насухо, В рабочем слс э ковша оставляют отверстия для установки сталеразливочных стаканов.

Толщины рабочего слоя футеровки стен по высоте выполняют, соответственно у днища 245 мм, по всей дальнейшей высоте вплоть до шлакового пояса 160 мм, вверху стены (шлаковый пояс) 185 мм, Высоты утолщенных рабочих слоев футеровки стен по высоте выполняют для верхней и нижней частей стены соответственно

1743687

0,25 и 0;15 части высоты ковша. Готовую футеровку ковша разогревают при помощи газовых горелок и подают под плавку, В результате анализа промышленных испытаний и соответствующего предварительного технико-экономического расчета установлено, что использование изобретения уменьшает приведенные затраты при разливке стали не менее чем на 0,09 — 0,12 руб./т стали.

Использование изобретения в производстве не требует каких-либо дополнительных работ или затрат и может быть рекомендовано для использования на всех предприятиях черной металлургии СССР при разливке стали в сталеразливочных пролетах цехов.

Формула изобретения

1. Футеровка сталеразливочного ковша, содержащая арматурный и рабочий слой, отл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью повышения стойкости футеровки, рабочий слой стен ковша выполнен с утолщением в верхней и нижней частях, при этом высота утолщенного рабочего слоя верхней части

5 составляет 0,10 — 0,5 высоты ковша, его толщина равна 1,1-2,2 толщины рабочего слоя, а высота утолщенного рабочего слоя нижней части ковша составляет 0,05 — 0,3 высоты ковша, при ее.толщине 1,05-1,7 толщины

10 рабочего слоя.

2, Футеровка по и. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что рабочий слой стен выполнен из термообработанного периклазоизвесткового на смоляной связке огнеупора. а рабочий

15 слой днища — из периклазоуглеродистого или периклазохромитового огнеупора.

3. Футеровка по п.1, отл ич а ю ща яс я тем, что арматурный слой выполнен монолитным из набивных масс алюмосиликат20 ных или кремнеземистых материалов.

Средняя стойкость футеровки ковша. (кол-во) Местонахождение утолщения на рабочем слое ковша

Соотношение между рабочей стенкой (а) и ее утолщением

Расположение утолщения в зависимости от высоты ковша, Н

Среднее кол-во металла обработанного в ковше за 1 кампанию, т

Пример

20,3

22.7

28.3

49,3, 5*) 50,3

6*) 51,3

13,7

5047,1

* Рабочий слой днища ковша выполнен по п.2, а арматурный слой — по и. 3 формулы изобретения, 25

B верхней части

В нижней части

В верхней части

В нижней части

В верхней части

В нижней части

В верхней части

В нижней части

В верхней части

B нижней части

В верхней части

В нижней части

В верхней части

В нижней части и ототип

1;1

1:1

1:1,1

1;1,05

1:1.3

1:1,15

1:1,6

1:1,25

1:2,0

1:1,5

1:2.2

1:1.7

1:1

1:1

Отсутствует

Отсутствует

1,0 Н

0,05 Н

0,2 Н

0,1 Н

0,25 Н

0,15 Н

0,35 Н

0,2 Н

0,5 Н

0,3 Н

Отстутствует

Отсутствует

7478,5

8344,5

10289,9

17595,2

17207,6

17549,7

1743687

02, 35

45

Составитель Л,Жукова

Техред M. Моргентал

Редактор А,Долинич

Корректор Н.Ревская

Заказ 2148 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101, 7 -м

Футеровка сталеразливочного ковша Футеровка сталеразливочного ковша Футеровка сталеразливочного ковша Футеровка сталеразливочного ковша Футеровка сталеразливочного ковша Футеровка сталеразливочного ковша 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к метал- , лургии и может быть использовано для футеровки сталераяливочных ковшей

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для футеровки сталеразливочных ковшей о Цель изобретения - повышение качества футеровки и расширение технологических возможностей

Изобретение относится к литейному производству, в частности к установкам для футеровки металлургических ковшей

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам футеровки металлургических емкостей

Изобретение относится к металлургии и предназначено для сифонной разливки стали в изложницы

Изобретение относится к металлургии, в частности к устройствам для уплотнения наливной огнеупорной футеровки металлургических ковшей, и предназначено для сталелитейной промышленности

Изобретение относится к металлургии, конкретно к установкам для разогрева футеJ -, {I tS JJJS/ VxQ USJf У - .7;r7/ Z///

Изобретение относится к металлургии, конкретно к оборудованию для разливки стали

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для сушки футеровки сталеразливочных ковшей

Изобретение относится к способам разогрева футеровок сталергзливочных ковшей , выполненных из магнезиальных и магнезиально-известковых огнеупоров на смоляной или пековой связке, Цель изобретения - повышение стойкости футеровки

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству огнеупорных материалов и масс, используемых в качестве связующих материалов при футеровке ковшей для стали и чугуна, при шамотной кладке нагревательных печей, сушил, сборных литниковых систем и сифонного припаса, изготовлении изделий

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к непрерывной разливке стали

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к футеровке огнеупорными материалами емкостей, предназначенных для заливки, транспортирования и разливки расплава алюминия и сплавов на его основе

Изобретение относится к черной и цветной металлургии и может быть использовано при разливке металла в изложницы, либо в кристаллизаторы машин непрерывного или полунепрерывного литья

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к сталеразливочным ковшам при непрерывной разливке стали

Изобретение относится к металлургии, а именно к способам футеровки крышек ковш-печей с плазменным подогревом металла

Изобретение относится к черной и цветной металлургии, предназначено для эксплуатации в ковшах, конвертерах и других тепловых агрегатах с несущим металлическим корпусом

Изобретение относится к черной и цветной металлургии, предназначено для использования в ковшах, конвертерах и других тепловых агрегатах
Изобретение относится к черной металлургии
Наверх