Стыковочный агрегат летательного аппарата

 

Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования. Устройство содержит силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикреплено кольцо 2, пр.иводы - силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки. На шпангоуте 1 также закреплен бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы, которые вместе с силовыми пневмоцилиндрами 7 и силовыми пневмоцилиндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с захватами 4. Шпангоут 1 содержит пирошнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем. Силовые цилиндры с пружинами состоят из корпуса, силовых пневмоцилиндров и пружин. Одним концом захваты связаны со штоками пневмоцилиндров, которые прикреплены к одному из концов пружин Другие концы пружин жестко связаны с корпусами. Устройство также содержит герметизирующую крышку. 1 з.п. ф-лы, 10 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 64 G 1/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4793901/23 (22) 20.02.90 (46) 30.06.92; Бюл. ¹ 24 (71) Научно-производственное обьединение

"Молния" (72) О.А.Курочкин и В.M.Óøàêoâ (53) 629,78 (088.8) (56) Космическая энциклопедия. М.: Изд-во

"Советская энциклопедия". с. 388.

Там же, с,25. (54) СТЫКОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования, УстИзобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов.

Известно устройство, где на стыковочном шпангоуте устанавливаются замки, обеспечивающие соединение и воспринимающие все внутренние и внешние нагрузки при полете кораблей в состыкованном состоянии. На нем также расположены направляющие элементы, необходимые для точного совмещения стыка. толкатели для расстыковки. датчики. сигнализации и автоматизации. Известное устройство содержит ройство содержит силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикреплено кольцо 2, приводы — силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки. На шпангоуте 1 также закреплен бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы; которые вместе с силовыми пневмоцилиндрами

7 и силовыми пневмоцилиндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему.

Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединеныы с захватами 4. Шпангоут 1 содержит пирошнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем, Силовые цилиндры с пружинами состоят из корпуса, силовых пневмоцилин„дров и пружин. Одним концом захваты связаны со штоками пневмоцилиндров, которые прикреплены к одному из концов пружин. Другие концы пружин жестко связаны с корпусами. Устройство также содержит герметизирующую крышку. 1 з.п, ф-лы, 10 ил. также механизм типа штырь-КоНус, имеющий центральную штангу с приводом для подтягивания и выдвижения.

Известное аналогичное устройство обладает недостаточным диапазоном углов подлета корабля во время процесса стыковки. не обеспечивает широкой универсальности устройств за счет использования механизма штырь-конус, перегораживает центральной штангой переходной тоннель между кораблями.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является стыковочный агрегат летательного аппарата, содер1744003 жащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройства сцепки и соединения, а также размещенные по периферии силового элемента кольца. Известное устройство обладает ограниченным диапазоном углов подлета и скоростей сближения при стыковке и недостаточной универсальностью.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующих летательных аппаратов при одновременномобеспечении их дальнейшего совместного функционирования.

Для достижения указанной цели s стыковочном агрегате, содержащем закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройство сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выполненными в виде захватов с крюками на свободных концах, при этом ряд силовых цилиндров снабжены прижимами..

Кроме того, каждый силовой цилиндр, снабженный пружиной, заключен в корпус, а пружина одним концом жестко соединена с корпусом, а другим — со штоком силового цилиндра.

- На фиг, 1 показано одно из возможных положений кораблей перед стыковкой; на фиг. 2 — стыковочный агрегат, вид сбоку; на фиг. 3 — конструкция верхней части силового цилиндра с пружиной; на фиг. 4 — захват стыковочного агрегата,. вид сбоку; на фиг. 5 — то же, вид сверху; на фиг. 6 стыковочный агрегат, вид сверху; на фиг, 7 — начало стыковки с изображением двух захватов; на фиг. 8 — промежуточное положение при стыковке с изображением двух

40 захватов; на фиг. 9-сцепка аппаратов с иэо- 45 бражением двух захватов; на фиг. 10 — состыкованные. аппараты с изображением двух захватов.

Устройство содержит (фиг. 2) силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикрепле50 но кольцо 2, составляющие привода — силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с.захватами 4, имеющими на концах захватные крюки.

На шпангоуте 1 также закреплены бачок с газом 55

5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы, которые вместе с силовыми пневмоцилиндрами 7 и силовыми пневмоцилиндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с захватами 4, Шпангоут 1 содержит пирошнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем, Силовые цилиндры с пружинами (фиг. 3) состоят иэ корпуса 9, силовых пневмоцилиндров 10 и пружин 11. Одним концом захваты связаны Go штоками 12 пневмоцилиндров 10, которые прикреплены к одному иэ концов пружин 11, Другие концы пружин 11 жестко связаны с корпусами 9.

Устройства также содержат герметизирующую крышку 13 (фиг. 6).

При подлете к объекту стыковки - кораблю, имеющему аналогичное устройство, которое находится в пассивном состоянии, стыкующийся корабль разворачивается стыковочным агрегатом в сторону стыковочного агрегата объекта стыковки и сближается с ним.

В случае удара колец о захваты последние сжимают пружины. 11 и вместе со штоками и поршнями пневмоцилиндров отдвигаются вниз (принято, что поршни имеют некоторую свободу перемещения за счет сжимаемости газа, достаточную для такого перемещения). В подпружиненном состоянии они удерживаются кольцами, При продолжении движения захваты могут выдвинуться вверх и могут испытать повторный удар с внутренней стороны кольца.

В случае удара захвата о захват их форма позволит им.проскальзывать мимо друг друга и продолжать движение. При столкновении захваты могут повернуться вместе со штоками, но за счет связи пружин со штоками они стремятся вернуться в исходное положение, Далее смещенные захваты выталкиваются до упора. Происходит зацепление колец неубиравшимися захватами.

Захваты наклоняются пневмоцилиндрами 7, затем происходит стягивание кораблей силовыми цилиндрами с пружинами 3.

В случае сближения шпангоутов под углом.происходит зацепление одним или несколькими захватами. В дальнейшем оператор, наблюдая за стыковкой, выдвигает остальные захваты с помощью силовых пневмоцилиндров с пружинами 3 и,пневмоцилиндров 7, зацепляет кольца ответного устройства и затем осуществляет стягивание кораблей.

При рассты ковке за кры вается кры ш ка

13, срабатывают пневмоцилиндры, захваты отодвигаются и корабли могут отделяться.

На случай аварийного отделения имеется. пирошнур.

1744003

Формула изобретения

1, Стыковочный агрегат летательного аппарата, содержащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и. устройства сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования, в нем привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выполнен5 ными в виде захватов с крюками на свободных концах. при этом ряд силовых цилиндров снабжены пружинами.

2. Агрегат летательного аппарата по . и. 1, о т л и ч à ющи и с я тем,,что каждый

10 силовой цилиндр, снабженный пружиной, заключен в корпус, при этом пружина одним концом жестко соединена с корпусом; а друГим со штОкОм силОВОГО цилиндра.

1744003

Составитель Т,Самсонова

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор H,Ãîðâàò

Заказ 2163 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Рауаская наб., 4/5

Производсгвенно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Стыковочный агрегат летательного аппарата Стыковочный агрегат летательного аппарата Стыковочный агрегат летательного аппарата Стыковочный агрегат летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к электромеханическим ,v(K 4 разъемным соединителям

Изобретение относится к космической технике, а именно к космическим кораблям многократного применения

Изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано в ракетной и космической технике, например, при соединении электроразъемов между разделяемыми отсеками космического аппарата

Изобретение относится к космической технике, а именно к стыковочным устройствам космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано для объединения и разделения отсеков космического аппарата (КА)

Изобретение относится к области космической техники и позволяет повысить надежность срабатывания устройства разделения в полете за счет проведения многократных предполетных проверок его функционирования
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки кооперируемых космических кораблей (КК), например транспортных КК с орбитальной станцией

Изобретение относится к системам стыковки космических кораблей и может быть использовано для быстрого разъединения элементов космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и предназначено для стыковки космических аппаратов в условиях невесомости

Пирозамок // 2150413
Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для соединения и последующего разъединения ступеней или для сброса головного обтекания ракеты

Изобретение относится к области космической техники

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для соединения разделяемых в полете частей летательного аппарата
Наверх