Магнитный компас

 

Изобретение относится к навигационному Приборостроению, в частности к магнитйым компасам для маломерных судов Цель изобретения - повышение надежности и эффективности за счет упрощения процесса создания избыточного давления. Магнитный компас содержит корпус 3 с рабочей, промежуточной и компенсационной камерами В корпусе 3 размещены магнитный чувствительный элемент 10, узел ввода жидкости и формирования избыточного давления и соединительные лабиринтовые каналы. Узел ввода жидкости и формирования избыточного давления выполнен в виде цилиндрической втулки, размещенной в нижней части корпуса 3, в которой расположен винтовой стержень с плунжером 4 Соединительные лабиринтовые каналы выполнены в винтовом стержне и в плунжере 4 и сообщены с рабочей и компенсационной камерами 2 ил

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s 6 01 С 17/02 1 "1 0! 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4734431/10 (22) 05.09,89 (46) 15,07,92. Бюл. N. 26 (75) В.А.Колос (53) 528;521.6-538.74 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 643751, кл. G 01 С 17/00, 1975;

Авторское свидетельство СССР

М 561868, кл. G 01 С 17/00, 1976, Авторское свидетельство СССР

N 1203363, кл, G 01 С 17/02. 1983. (54) МАГНИТНЫЙ КОМПАС (57) Изобретение относится к навигационному йриборостроению, в частности к магнитйым компасам для маломерных судов.

Цель изобретения — повышение надежности

„„5U„„1747901 Al и эффективности за счет упрощения процесса создания избыточного давления. Магнитный компас содержит корпус 3 с рабочей, промежуточной и компенсационной камерами. В корпусе 3 размещены магнитный чувствительный элемент 10. узел ввода жидкости и формирования избыточного давления и соединительные лабиринтовые каналы. Узел ввода жидкости и формирования избыточного давления выполнен в виде цилиндрической втулки, размещенной в нижней части корпуса 3, в которой расположен винтовой стержень с плунжером 4. Соединительные лабиринтовые каналы

° выполнены в винтовом стержне и в плунжере 4 и сообщены с рабочей и компенсационной камерами, 2 ил, 1747901

Изобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано в путевых компасах. эксплуатируемых на маломерных судах, в т,ч. яхтах, промысловых парусных и моторных судах и т.п. В отечественном компасостроении наиболее распространены магнитные компасы для морских судов, где требуется дистанционная передача курса, Однако эти магнитные компасы технически сложны и трудоемки в производстве.

Качество и надежность магнитных компасов для маломерных судов, их работоспособность во многом зависят от применения более совершенных температурных компенсирующих устройств, способных обеспечивать надежную работу компаса в широком температурном диапазоне, В конструкциях магнитных компасов применяются в качестве температурных компенсирующих устройств мембраны, сильфоны, эластичные камеры, наполненные воздухом, и замкнутые воздушные объемы. Последние компенсирующие устройства более совершенны и позволяют производить температурную компенсацию объема компасной жидкости в широком диапазоне температур, что позволяет использовать магнитные компасы s условиях Крайнего

Севера..

Известна конструкция магнитного компаса с резиновой камерой, заполненной воздухом, расположенной непосредственно в рабочей камере, где размещен магнитный чувствительный элемент (МЧЭ).

Положительным в нем является возможность использования на судах, эксплуатируемых в различных широтах Мирового океана.

Однако в этом магнитном компасе имеется ряд отрицательных факторов, влияющих на качество и надежность. К ним относятся химическое воздействие резины на качество жидкости. большое число уплотнительных элементов, наличие сложных клапанных устройств для создания избыточного давления внутри компаса, влияние компенсирующего устройства на МЧЭ при вибрации. тряске и ударах, Известен компас, в котором температурным компенсирующим устройством является замкнутый объем воздуха.

Достоинством данного технического решения является размещение компенсирующего устройства в отдельной камере, что улучшает точность показаний курса.

Однако в этом компасе имеется ряд отрицательных факторов, в т.ч, сложность заполнения жидкостью, несовершенство создания первоначального избыточного давления путем раздвижки двух половин корпуса с применением специальных приспособлений. Отрицательным является также влияние пластмассы в корпусных

5 деталях на качество жидкости при длительной эксплуатации компасов.

Известен магнитный компас с оптической передачей курса, где в качестве температурного компенсирующего устройства

10 применены промежуточная и компенсационная камеры, выделенные из рабочей камеры, в которой размещен МЧЭ, Положительными факторами в этом компасе являются:. обеспечение его работы

15 в широком диапазоне температур, отсутствие влияния компенсирующего устройства на МЧЭ, постоянство объема жидкости в рабочей камере независимо от температуры, надежная защита от проникновения

20 воздуха в рабочую камеру через жидкость промежуточной камеры и лабиринт капиллярных каналов в клапане, соединенный с рабочей камерой.

Недостатками являются: наличие в ком25 пасе большого количества уплотнительных элементов, влияющих на надежность компаса, сложность создания первоначального избыточного давления через клапанное устройство, с помощью специального заливоч30 ного устройства, большой обьем компасной жидкости, требующий для температурной компенсации, увеличения объема компенсационной камеры, большая металлоемкость и трудоемкость изготовления, а также слож35 ность заполнения компаса жидкостью не в окончательно собранном виде.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности и эффективности магнитного компаса, расширение диапазо40 на температурной компенсации за счет более совершенного и простого формирования первоначального избыточного давления внутри компаса, а также создание более совершенного узла ввода жидкости.

45 Цель достигается путем создания в нижней части корпуса компаса узла ввода жидкости и формирования избыточного давления s компенсационной камере.

Вследствие этого повышается надежность и

50 эффективность в работе магнитного компаса за счет отсутствия клапанных устройств, сокращения количества уплотнительных элементов до минимума, а также исключения применения специальных заливочных приспособлений.

Изобретение представляет собой магнитный компас, предназначенный для эксплуатации на маломерных судах и отвечающий всем требованиям, предъявляемым к ведущим мировым образцам.

1747901

На фиг.1 показан компас, поперечный Ввод жидкости в компас осуществляетразрез; на фиг.2 — узел ввода жидкости и ся в положении рабочей камерой вниз при формирования первоначального избыточ- снятом плунжере 14. В промежуточную раного давления внутри корпуса. бочую камеру самотеком подается жидМагнитный компас состоит из сборно- 5 кость, которая через заливочные отверстия го корпуса, в который входят кольцо 1 с в основании 3 заполняет полностью рабоуплотнительными резиновыми кольцами 2, чую камеру, вытесняя воздух, Далее жидоснование 3, кожух 4. лицевая панель 5 и кость заполняет компенсационную камеру сферическое стекло 6, Уплотнение этих де- до среза торцовой части втулки кожуха 4, талей осуществляется кольцевыми проклад- 10 при этом запирается в кольцевой выемке ками 2 и винтами 7. Внутри сборного кожуха определенный объем воздуха. В покорпуса образуются разделенные между следний момент заполнения жидкость насобой три отдельные камеры: рабочая — or- . полняет обьем промежуточной камеры. раниченная внутренними стенками кольца Навинчиваясь на винтовой стержень, плун1, основания 3 и сферического стекла 6; 15 жер 14 вытесняет под давлением жидкость компенсационная — ограниченная стенками из промежуточной камеры в компенсационоснования 3 и кожуха 4; промежуточная ную,сжимая приэтом объем воздуха вколь(плунжерная) камера, ограниченная внут- цевой выемке кожуха 4 и плотно закрывая ренней поверхностью кожуха 4 и плоско- прокладкой 15 заливочные отверстия. В растью дна основания 3. Камеры соединены 20 бочем положении компаса через соединимежду собой заливочными отверстиями в тельные лабиринтовые каналы осуществля- . основании 3 и зазором между осн=ванкем и ется постоянная гидравлическая связь и выторцовой поверхностью втулки. Внутри ра- равнивание избыточного давления внутри бочей камеры на основании 3 установлены компаса. При этом жидкость заполняет вращающиеся 4а 4. осях 8 в двух взаимно 25 кольцевую. выемку в донной части кожуха, перпендикулярных плоскостях кардановое где выходит один из концов соединительнокольцо 9 и кардановый подвес 1.0 с визиром го лабиринтового канала, а воздух размеща11. В центре подвеса 10 на колонке 12 раз- ется в верхней части компенсационной мещен магнитный чувствительный элемент камеры.

13 (МЧЭ), с помощью которого определяет- 30 Этим обеспечивается надежный водяся курс судна. В донной части компенсаци- ной затвор, исключающий воэможность оннзй камеры в кожухе 4 образована проникновения воздуха в рабочую камеру. кольцевая выемка между стенками и втул- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я кой кожуха 4 (см.фиг.2), благодаря которой Магнитный компас, содержащий корпус в процессе ввода в компас жидкости при 35 с рабочей, промежуточной и компенсационнолсжении его рабочей камерой вниз обра- ной камерами. магнитный чувствительный зуется замкнутый обьем воздуха, элемент, узел ввода жидкости, узел формиВ центре промежуточной (плунжерной) рования избыточного давления в компенсакамеры расположен винтовойстержень,же- ционной камере и соединительные стко связанный с основанием 3, на который 40 лабиринтовые каналы, одними концами сонавинчивается плунжер 14., который выпол- общенные с рабочей камерой, о т л и ч а юняет,функцию поршня. вытесняющего жид- шийся тем, что,. с целью повышения кость из промежуточной камеры в надежности и эффективности за счет упрокомпенсационную. Одновременно плунжер щения процесса создания избыточного дав14 с помощью кольцевой резиновой про- 45 ления, узлы ввода жидкости и кладки 15 и уплотнительного кольца 16 . формированияизбыточногодавлениавкомобеспечивает надежную герметизацию за- пенсационной камере выполнены в видециливочных отверстий в основании 3 и полную линдрической . втулки, размещенной в. нижней части корпуса, в которой располоПри этом соединительные лабиринто- 50 .жен винтовой стержень с плунжером, а соевые каналы, выполненные в винтовомстер- динительные лабиринтовые каналы жне и плунжере 14. обеспечивают выполнены в винтовом стержне и в плунжегидравлическую связь между рабочей и ком- . ре и сообщены другими концами с компенпенсационными камерами.. сационной камерой.

1747901

Составитель B.Êoëoñ

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор Э.Лончакова

Редактор А.Долинич

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2493, Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Магнитный компас Магнитный компас Магнитный компас Магнитный компас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигационному приборостроению, в частности к магнитным компасам

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к судовому электрооборудованию, и может быть использовано в навигационных системах и устройствах

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к геодези70 9 6 ческому приборостроению и позволяет повысить чувствительность и удобство пользования устройством

Изобретение относится к приборам для измерения относительно слабых протяженных магнитных полей

Компас // 1219921

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в визуальных и оптических магнитных компасах с дистанционной передачей информации о курсе

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для уничтожения электромагнитной девиации в магнитных стрелочных и индукционных компасах

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в стрелочных магнитных компасах

Монета // 2180182
Изобретение относится к монетам и может быть применено в наличном денежном обращении государства

Изобретение относится к навигационному приборостроению

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в магнитных стрелочных компасах, снабженных широтным компенсатором и устанавливаемых на судах, совершающих плавания, связанные со значительными изменениями магнитной широты

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для уничтожения электромагнитной девиации в магнитных стрелочных компасах

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в дистанционных стрелочных магнитных компасах

Изобретение относится к области навигационного приборостроения
Наверх