Бесшпоночное соединение

 

Использование: в машиностроении для неподвижных соединений ступицы с валом, создаваемых силами трения. Сущность изобретения: бесшпоночное соединение включает вал 1 со ступицей 2, кольцевой фиксирующий элемент (Э) 3 со скосами и клин, связанный с нажимной гайкой 8, размещенной на валу. При затяжке Г 8 усилие передается на торец ступицы 2, а также через клин - на Э 3. В результате вал 1, стопорится относительно ступицы 2. Данное конструктивное выполнение позволяет упростить конструкцию при повышении надежности фиксации как в осевом, так и в окружном направлениях. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)з F 16 D 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

° ю О

8

4 (л

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4761004/27 (22) 21.11.89 (46) 30.07.92, Бюл. В 28 (71) Московский завод "Спецстанок" (72) Ю. Н, Николаев (56) Авторское свидетельство СССР

N- 560083, кл. F 16 D 1/08, 1978. (54) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: в машиностроении для неподвижных соединений ступицы с валом, создаваемых силами трения; Сущность изо„„ Ж„„1751511 А1 бретения; бесшпоночное соединение включает вал 1 со ступицей 2, кольцевой фиксирующий элемент (Э) 3 со скосами и клин, связанный с нажимной гайкой 8, размещенной на валу. При затяжке Г 8 усилие передается на торец ступицы 2, а также через клин — на Э 3. 8 результате вал 1, стопорится относительно ступицы 2. Данное конструктивное выполнение позволяет упростить конструкцию при повышении надежности фиксации как в осевом, так и в окружном направлениях. 2 ил.

1751511

5 . как конические втулки, так и трудоемкие в изготовлении винтовые канавки на них), в то

55 замыкание усилия ат прижимной гайки на торец вала 1, При срабатывании во время перегрузок ступица 2 проворачивается на валу 1 и скользит па поверхности отверстия ступицы 2 относительно кольцевого фиксирующего элемента 3.

Изобретение относится к используемым в машиностроении неподвижным соединениям ступицы с валом, создаваемым силами трения.

Наиболее близким к предлагаемому является соединение ступицы с валом, с помощью наружного и внутреннего разреэных конических колец, установленных между указанными соединяемыми деталями и поджатых в осевом направлении.

Однако данное соединение характеризуется более сложной конструкцией, а также недостаточной надежностью фиксации как в окружном, так и в осевом направлениях, 1 . Цель изобретения — упрощение конструкции при повышении надежности фиксации как в окружном, так и в осевом направлениях.

Поставленная цель достигается тем, чта 2 в бесшпоночном соединении, содержащем вал с двумя последовательно. расположенными ступенями разного диаметра и резьбовым хвостовиком на концевой части, установленную посадочным участком на ступени большего диаметра ступицы, охватывающую ступень меньшего диаметра с радиальным зазором, в которой размещен упругий фиксирующий элемент, контактирующий одним из своих торцов с торцовой поверхностью большей ступени, жестко зафиксированной в окружном направлении и ,-.: подвижно в осевом относительно ступени меньшего диаметра, разжимной элемент, контактирующий с одной стороны с кольцевым фиксирующим элементом, а с другой— с обращенной к нему торцовой поверхностью нажимнай гайки, размещенной на резьбовом хвастовике, а также дополнительное средство фиксации ступицы в осевом направлении, кольцевой фиксирующий элемент выполнен с продольным клиновым разрезом, расширяющимся в направлении к раэжимнаму элементу, который выполнен в виде клина, наклонные поверхности которого сопряжены с ответными поверхностями фиксирующего элемента, расположенными в зоне продольного разреза, при этом дополнительное средство фиксации ступицы в осевом направлении выполнено в виде упорного бурта, сопряженного с одной из торцовых поверхностей ступицы, а гайка выполнена с аксиально направленным кольцевым выступом, охватывающим с радиальным зазорам ступень меньшего диаметра и своим торцом контактирующим с второй, обращенной к выступу, торцовой поверхностью ступицы.

Сопоставительный анализ предлагаемого устройства с известным показывает, что передача усилия на расположенный между ступицей и валом кольцевой фиксирующей элемент, к скосам которого нажимная гайка поджимает клин, позволяет упростить конструкцию (так как отсутствуют же время после затяжки нажимной гайки происходит передача усилия на торец ступицы, замыкаясь на ступень вала, а через клин и кольцевой фиксирующий злемент— на внутреннюю поверхность ступицы. Упругие свойства кольцевого фиксирующего элемента, имеющего симметричные скосы, также позволяют обеспечить более надежную передачу осевых и радиальных нагрузок, На фиг, 1 изображено бесшпоначное соединение, общий вид; на фиг. 2 — сечение.

А — А на фиг,1, Бесшпаночнае соединение содержит вал 1, на ступени большего диаметра которого установлена ступица 2, а на ступени меньшего диаметра размещен кольцевой фиксирующий элемент 3 с симметричными скосами 4 и 5, контактирующими с клином

6. Последний связан через торец 7 с нажимнай гайкой 8, размещенной на резьбавом конце вала 1, упорный бурт 9 которой контактирует с торцовой поверхностью ступицы 2, Клин 6 имеет паз 10 с размещенными внутри него и жестко связанными с валом 1 штифтами 11 и 12, Величина крутящего момента, передаваемого на ступицу 2, может изменяться в зависимости ат расстояния h ат упорного бурта 9 нажимнай гайки 8 да торца ступицы 2, Величина h должна выбираться в зависимости ат податливости кольцевого фиксирующего элемента 3, которая в любом случае должна обеспечить замыкание ступицы 2 к торцу вала 1, а нажимнай гайки 8 — к торцу ступицы 2, Положение до зажатия кольцевого фиксирующего элемента 3, соответствующее свободному (с вазможностью проворота) положению ступицы

2 на валу 1 показано пунктиром. При затяжке нажимнай гайки 8 ана перемещается по резьбавой части вала 1, перемещая клин 6, паз 10 которого перемещается вдаль штифтов 11 и 12. Клин 6, взаимодействуя са скосами 4 и 5 кольцевого фиксирующего элемента 3, разжимает ега края, в результате чего вал 1 стапарится относительно ступицьг 1. При соприкосновении упорного бурта 9 прижимной гайки 8 (h=0) происходит

1751511

A-A

Составитель 10.Николаев

Техред M.Moðãåíòàë, Корректор Э.Лончакова

Редактор М.Петрова

Заказ 2680 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5 йроизводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Формула изобретения бесшпоночное соединение, содержащее вал с двумя последовательно расположенными ступенями разного диаметра и резьбовым хвостовиком на концевой части, 5 установленную посадочным участком на ступени большего диаметра ступицу, oxsaтывающую ступень меньшего диаметра с радиальным зазором, в котором размещен упругий кольцевой фиксирующий элемент, 10 контактирующий одним из своих торцов с торцовой поверхностью большей ступени, жестко зафиксированной в окружном направлении и подвижно в осевом относительно ступени меньшего диаметра, 15 разжимной элемент, контактирующий с одной стороны с кольцевым фиксирующим. элементом, а с другой — с обращенной к нему торцовой поверхностью нажимной гайки, размещенной на резьбовом хвосто- 20 вике, а также дополнительное средство фиксации.ступицы в осевом направлении, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции при повышении надежности фиксации как в осевом, так и в окружном направлениях, кольцевой фиксирующий элемент выполнен с продольным клиновым разрезом, расширяющимся в направлении к разжимному элементу, который выполнен в виде клина, наклонные поверхности которого сопряжены с ответными поверхностями фиксирующего элемента, расположенными в зоне продольного разряда, при этом дополнительное средство фиксации ступицы в осевом направлении выполнено в виде упорного бурта, сопряженного с одной из торцовых поверхностей ступйцы, а гайка выполнена с аксиально направленным кольцевым выступом, охватывающим с радиальным зазором ступень меньшего диаметра и своим торцом контактирующим с второй, обращеннрй к выступу, торцовой поверхностью ступицы.

Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в других отраслях народного хозяйства для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей

Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых деталей

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх