Гидротрансформатор

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 Н 61/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНЙ

cmpoóñmÞó управе чу

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4884181/29 (22) 22.11,90 (46) 07.08.92, Бюл. ¹ 29 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) С.П.Стесин, Т.В,Артемьева, И.Ф.Черпак и Ф.М.Дубровский (56) Авторское свидетельство СССР

N1455100,,кл. F 16 Н 41/20, 20.10.86. (54) ГИДРОТРАН СФОР МАТОР (57) Использование: в гидромеханических трансмиссиях различных транспортных средств. Сущность изобретения; в корпусе

1 установлены с образованием рабочей rioлости 3 насосное колесо 4 с ведущим ротором 5. Турбинное колесо 6 размещено внутри ротора 5 и образует с ним вспомогательную полость 7, В стакане 9 реактора 8,, Ы2,, 1753126 А1 выполнены подводящие 10 и отводящие 12 каналы. С системой управления связан запорный элемент 14 для перекрытия каналов

12, На роторе 5 размещено устр-во 18 для подачи воздуха в полость 7, связанное с системой управления. Элемент 14 представляет собой цилиндрическую втулку, установленную на стакане 9 с возможностью перемещения в осевом направлении и выполненную с прорезью 15 по наружному диаметру в зоне кайалов 10. Устр-во 18 выполнено в виде"смойтйрованного на роторе

5 нормально закрытого двухпозиционного распределителя, связанного с системой управления-. Через распределитель полость 7 сообщена с внутренней полостью 20 корпуса 1, сообщенной с атмосферой. 1 з.п, ф-лы, 4 ил.

1753126

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях различных. транспортных средств. .Цель изобретения — сокращение времени опорожнения и заполнения рабочей полости.

На фиг.1 изображена принципиальная схема гидротрансформатора; на фиг.2 — сечение.А-А на фиг.1 (с запорным элементом в положении, соответствующем режиму наполнения рабочей полости); на фиг.3 — положение запорного элемента, соответствующее рабочему режиму гидротрансформатора; на фиг.4 — положение запорного элемента, соответствующее режиму опорожнения рабочей полости.

В корпусе 1, закрытом крышкой 2, размещены с образованием рабочей полости 3 насосное колесо 4 с ведущим ротором 5, турбинное колесо 6, размещенное внутри ротора 5 и образующее с ним вспомогательную полость 7, ректор 8, в стакане 9 которого выполнены подводящие каналы 10, обьединенные выточкой 11, и отводящие каналы 12, объединенные выточкой 13. Запорный элемент 14 выполнен в виде цилиндрической втулки с прорезью 15 по наружному диаметру в зоне подводящих каналов 10, объединенных выточкой 11, Запорный элемент установлен на стакане 9 реактора 8 с возможностью перемещения в осевом направлении, Для этого он снабжен тягой 16, связанной с сервоприводом 17 и системой управления (не показана). На ведущем роторе 5 установлено устройство 18 для подачи воздуха во вспомогательную полость во время опорожнения, которое также связано с системой управления. Для отвода утечек в корпусе 1 выполнен канал 19, а для сообщения внутренней полости 20 корпуса с атмосферой установлен сапун 21. Ведущий ротор 5 установлен на валу 22, а турбинное колесо 6 — на ведомом валу 23.

Устройство 18 для подачи воздуха во вспомогательную полость 7 выполнено в виде смонтированного на ведущем роторе 5 нормально закрытого двухпозицион ного распределителя, через который вспомогательная полость 7 сообщена с внутренней полостью

20 корпуса гидротрансформатора.

Гидротрансформатор работает следующим образом, Жидкость из бака (не показан) с расходом Qnopa подпиточным насосом (на чертеже HB показан) через двухпозиционный золотник системы управления (не показан) подается по каналам 10 в стакане 9 реактора 8 и через прорезь 15 в запорном элементе 14 к насосному колесу 4, которое, вращаясь от двигателя (не показан), сообщает жидкости энергию, После насосного колеса 4 жидкость поступает в турбинное колесо 6, 5 которое приводит в движение ведомый вал

23, жестко связанный с рабочим органом машины (не показан). После турбинного колеса 6 жидкость попадает в реактор 8 и далее в насосное колесо 4, Одновременно

10 жидкость расходом Оподв постоянно отводится из рабочей полости 3 и из круга циркуляции, образующегося межлопастными каналами насосного и турбинного колес и реактора, по отводящим каналам 12 в бак

15 (не показан). Утечки жидкости Qyz из корпуса 1 отводятся в бак через канал 19. В этот момент запорный элемент 14 находится в положении, показанном на фиг.3, частично перекрывая выточку 13, объединяющую от20 водящие каналы 12, обеспечивая ее сечение. необходимое для нормальной работы гидротрансформатора.

Для разъединения насосного и турбинного колес удаляют жидкость из рабочей

25 полости 3 и по сигналу системы управления (не показано) срабатывает устройство 18, соединяющее с атмосферой вспомогательную полость 7 через корпус 1 и сапун 21.

Устройство 18 установлено в зоне мини30 мального (ниже атмосферного) давления во вспомогательной полости 7, поэтому воздух поступает в полость 7 из полости 20 корпуса

1 под атмосферным давлением. Одновременно по этому сигналу прекращается пода35 ча рабочей жидкости в рабочую полость (весь расход поступает в бак) и перемещается запорный элемент 14 в положение, (фиг,4), соответствующее полному открытию выточки 13 отводящих каналов 12. При

40 этом под воздействием напора, создаваемого вращающимся насосным колесом, а затем под воздействием воздуха с атмосферным давлением, поступающего через устройство 18 во вспомогательную полость 7

45 и рабочую полость 3, жидкость быстро (в течение 2-3 с), покидает рабочую полость, исключая связь между насосным и турбинным колесами, а следовательно, и между двигателем и рабочим органом машины. Бы50 строе включение гидротрансформатора в работу происходит следующим образом: по сигналу от системы управления осуществляется подача жидкости в рабочую полость, одновременно прекращается поступление

55 воздуха во вспомогательную полость 7, а запорный элемент 14 устанавливается в положение (фиг,1), соответствующее полному перекрытию отводящих каналов, Рабочая полость 3 мгновенно заполняется, так как отводящие каналы 12 перекрыты, и гидро1753126 айаг. 3.Составитель G.Кузьмина

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор В.Петраш

Заказ 2751 Тираж .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 трансформатор готов к работе, После этого по сигналу от системы управления перемещается запорный элемент 14 в положение (фиг.3), обеспечивающее заданный режим функционирования, Формула изобретения

1. Гидротрансформатор, содержащий корпус, установленные в нем с образованием рабочей полости насосное колесо с ведущим ротором, турбинное колесо, . размещенное внутри ротора и образующее с ним вспомогательную полость, реактор, в стакане которого выполнены подводящие и отводящие каналы, и связанный с системой управления запорный элементдля перекрытия отводящих каналов, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени опорожнения и заполнения рабочей полости, он снабжен размещенным на ведущем роторе устройством для подачи воздуха во вспомогательную полость, связанным с системой управления, а запорный злемент представляет собой цилиндрическую втул5 ку, установленную на стакане реактора с возможностью перемещения а осевом на- правлении и выполненную с прорезью flo наружному диаметру в зоне подводящих каналов.

10 2. Гидротрансформатор по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что уст тво для подачи воздуха во вспомогательную полость выполнено в виде смонтированного на ведущем роторе нормально закрытого

15 двухпозиционного распределителя, связанного с системой управления, через который вспомогательная полость сообщена с внутренней полостью корпуса, при этом последняя сообщена с атмосферой.

Гидротрансформатор Гидротрансформатор Гидротрансформатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидродинамическим передачам и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин, в частности тракторов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента между валами как на транспорте, так и в других отраслях производства
Наверх