Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра

 

Использование: измерительная техника , в частности определения параметров акселерометров . Сущность изобретения: акселерометр 7 испытывают в камере 2 при двух его положениях: начальном и повернутом на 180° от начального положения. При каждом положении проводят два цикла измерений: один при температуре ti°, другой при температуре t2°. В каждом цикле осуществляют следующие операции: измеряют выходной сигнал акселерометра 7 в исходном его положении, отклоняют подвижную систему 8 вокруг оси подвеса на угол +у, измеряют выходной сигнал акселерометра 7, подвижную систему 8 отклоняют на угол -у , измеряют выходной сигнал акселерометра 7, разворачивают акселерометр 7 от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник 9, на юстировочный угол, например в направлении маятник 9 вниз, измеряют выходной сигнал акселерометра в начальном положении и при отклонении Подвижной системы 8 на углы + у и - у. Из соотношений измеренных в каждом цикле величин по расчетным зависимостям определяют параметры акселерометра 7 по всем четырем циклам испытаний. 2 ил. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 Р 21/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4876657/10

{22) 22.10.90 (46) 15,08.92. Бюл. М 30 (71) Научно-исследовательский институт ав томатики и приборостроения (72) B.Þ.Màêàðîâ, В,И.Кербер и В.В.Юрасов (56) Книга Б.И.Назаров и др„Командно-измерительные приборы. М.: Изд-во МО

СССР, 1987, с. 625-626, Авторское свидетельство СССР

М 647611, кл. 6 01 Р 21/00, 1976. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МАЯТНИКОВОГО ПОПЛАВ КОВОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО

АКСЕЛЕ РОМЕТРА (57) Использование: измерительная техника, в частности определения параметров акселерометров. Сущность изобретения: акселерометр 7 испытывают в камере 2 при двух его положениях; начальном и повернутом на 180 от начального положения. При

„„59„„1755205 А1 каждом положении проводят два цикла измерений: один при температуре t<о, другой при температуре \Qо. В каждом цикле осуществляют следующие операции: измеряют выходной сигнал акселерометра 7 в исходном его положении, отклоняют подвижную систему 8 вокруг оси подвеса на угол + p, измеряют выходной сигнал акселерометра 7, подвижную систему 8 отклоняют на угол "у, измеряют выходной сигнал акселерометра 7, разворачивают акселерометр 7 от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник 9, на юстировочный угол. например в направлении маятник 9 вниз, измеряют выходной сигнал акселерометра в начальном положении и при отклонении Подвижной системы

8 на углы + y и - у. Из соотношений измеренных в каждом цикле величин по расчетным зависимостям определяют параметры акселерометра 7 по всем четырем циклам испытаний. 2 ил.

1755205

10

30

40

3(s5 J6,) (v " sý,) 50

55 2О ГС51д

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра (МПКА), — масштабного коэффициента и сМещения нуля, иэ-эа осевого и радиального люфтов в опорах подвеса подвижной системы с маятником.

Известен способ определения масштабного коэффициента и смещения нуля маятникового акселерометра путем ориентации осй чувствительности акселерометра по направлению действия ускорения гравитационного поля Земли и измерения выходных сигналов акселерометра при двух взаимно-противоположных положениях оси чувствительности акселерометра, Недостатком данного способа является невозможность определения влияния осевого и радиального люфтов в опорах подве- 20 са подвижной системы с маятником на величины параметров, — масштабный коэффициент и смещение нуля, что не позволяет оценить погрешности из-за изменений параметров и искл|очает возможность их учета при использовании акселерометров на объекте при различных ориентационнопространственных положениях и при изменяющихся температурных режимах.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ контроля маятникового компенсационного акселерометра, заключающийся в развороте акселерометра на заданные углы относительно вектора ускорения гравитационного поля Земли и измерении выходных сигналов.. Недостатком указанного способа является невозможность оценки влияния осевоro и радиального люфтов в опорах подвеса подвижной системы с маятником на величины параметров, — масштабный коэффициент и смещение нуля, что не позволяет анализировать качество акселерометра в процессе изготовления и испытаний, а также не позволяет производить учет погрешности из-за изменений параметров при эксплуатации акселерометра в условиях различных температурных режимов и различных пространственно-ориентационных положений, Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей за счет определения влияния осевого и радиального люфтов на параметры вкселерометра, Указанная цель достигается тем. что по предлагаемому способу определения изменения параметров МПКА иэ-за осевого и радиального люфтов путем разворота акселерометра на заданные углы относительно вектора ускорения гравитационного поля

Земли и измерения выходных сигналов,— выставляют акселерометр на юстировочном приспособлении в термокамере, установленной на поворотном опорном, столе, в положение. при котором ось подвеса вертикальна, а ось чувствительности горизонтальна, с помощью поворотного столе устанавливают акселерометр в исходное положение путем наклона на установочный угол в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, устанавливают в термокамере первую температуру испытаний, которая выше температуры взвешенности подвижной системы акселерометра на контрольную величину, и проводят измеритель-. ный цикл, при котором измеряют выходной сигнал акселерометра в исходном начальном положении, при котором контур обратной связи акселерометра согласован н выходной сигнал датчика угла акселерометра соответствует нулевому уровню, введением рассогласования в контур обратной связи акселерометра отклоняют подвижную систему с маятником от начального положения вокруг оси подвеса на равные и с противоположным знаком контрольные углы, контролируя выходной сигнал датчика угла, измеряют выходные сигналы акселерометра в каждом угловом положении подвижной системы, с помощью поворотного стола наклоняют акселерометр от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, на юстировочный угол, измеряют сигналы акселерометра при начальном положении подвижной системы с маятником и после отклонения на контрольные углы и из соотношения измеренных величин определяют параметры акселерометра,— масштабный коэффициент и смещение нуля,— по формулам:

2 с 06 (ъ sin II (Sin ((6 + cf) - siva g, 1 1(5 6) 4 (Э2+3>j

Q a

7 (2 +3 +361-(23 Э Эз) где (9 — масштабный коэффициент акселерометра, — выходной сигнал, соответствующий действию полного вектора ускорения гравитационного поля Земли (g 9,81 м/с );

 — смещение нуля акселерометра;

11, )г, )з, 14, Is, ls — измеренные величины выходных сигналов акселерометра; у — величина контрольного угла

1755205 устанавливают в термокамере вторую температуру испытаний, которая ниже температуры взвешенности подвижной системы акселерометра на контрольную величину, и

5 проводят измерительный цикл, с помощью .юстировочного приспособления разворачивают акселерометр на 180 от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, проводят измери10 тельный цикл при первой и второй температурах испытаний и из соотношениф параметров, вычисленных в каждом измерительном цикле, определяют величины измененйй параметров МПКА из-за осевого и

15 радиального люфтов в опорах подвеса подвижной системы с маятником по форму р- величина юстировочного угла (определяется по регистратору поворотного стола); а- угол отклонения оси подвеса от вертикали в исходном положении акселерометра; з)) s nq

К-а с1 (23 -(3 +36))-(23,- Иа зЦсоь(р

Р- угол отклонения маятника от вертикальной плоскости наклона оси подвеса;, Юа-(>, 360-(23i-(jÿ 3çË 5 61 () лам:

Lf(g jqðj { з- Я-гп((чз+3g )-(3,+3 Q

4>„l,I, (1 ъ+ g<)-(З З а0-Г(г pi) (3 ь- ей, a) gg

2 2 C(e„-a,)+(e„-в+и- E(1э e,+ÍВ,Ь Ц

И )ь Ь— t(ú»4-(S + &аQ-1 С(1 ь)+(a ъ- +) 3

4-п где (Лlg)Ä - изменение масштабного коэф- n — коэффициент температурного влияфициента при температуре взвешенности - ния на смещение нуля (n=q ht, где q— из-за осевого люфта (Л h — условное обозна- 20 температурный коэффициент изменения чение осевого люфта);..... смещения нуля); (Ь 19), — изменение масштабного козф- „Вз — 84 — Вг — 81 фициента при температуре взвешенности В + Вт + Вз + Bp из-за радиального люфта (hR — условное На фиг. 1 изображена блок-схема рабочеобозначение радиального люфта); 25 ro места для осуществления предлагаемого (ЛВ)„ — изменение смещения нуля при способа; на фиг. 2 — положение оси подвеса с температуре взвешенности из-за осевого маятником в опорах акселерометра при вылюфта; полнении четырех иэмерйтельных циклов. (ЛВ), „- изменение смещения нуля при Блок-схема рабочего места включает температуре взвешенности из-за радиаль- ЗО следующие приспособления и приборы: поного люфта; воротный опорный стол 1; установленную

19 ; 192; 1g3; Ig4 — величины масштабного на поворотном столе термокамеру 2; внутри коэффициента, определенные в соответст- которой выставлено юстировочное присповующих измерительных циклах; -: сабление 3 с установочным кронштейном 4

B1; Bz; Вз, 84 — величины смещения З5 и базовыми площадками 5 и 6; на кронштейнуля, определенные в соответствующих из- ны 4 закреплены испытуемый акелерометр мерительных циклах; 7, в котором поплавковая подвижная систеm — коэффициент температурного влия- - ма 8 с маятником 9 установлена в опорах 10 .ния на масштабный коэффициент (m=p Atо, и 11 и взвешена в жидкости 12 при темперагде р — температурный коэффициент изме- 40 туре взвешенности, внутри корпуса акселенениямасштабногокоэффициента;hi -кон- рометра 7 расположены датчик 13 угла трольная величина отличия температури " смещения подвижной системы 9 и датчик 14 испытаний от температуры взвешенности); момента, а с внешней стороны корпуса.ак. и„, g,; р, j,) .. селерометра 7 расположен усилитель 15 аб3 ",Э",3 ",3" ) 45 ратной связи, при этом датчик 13 через усилитель 15 подключен к датчику 14; изме1755205

20

35

45

55 ритель 16 выходного сигнала датчика 13 угла; измеритель 17 выходного сигнала акселерометра 7; блок 18 смещения нуля усилителя

15 (блок введения рассогласования в контур обратной эвязи акселерометра).

На фиг. 2 обозначена нумерация измерительных циклов (1 — 4) и для каждого цикла приведены, параметры, характеризующие условия проведения измерительных циклов: параметр, определяющий угловое положение акселерометра в вертикальной плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, для циклов 1 и 2, когда акселерометр в исходном положении (опора 10— нижняя, опора 11 верхняя), это 0", а для циклов.3 и 4, когда r роведен разворот акселерометра на 180 от исходного положения (опора 10 — верхняя, опора 11 — нижняя), это 180О; параметр, характеризующий температурные условия проведения цикла, для циклов 1 и 3 это температура испытаний t>, которая выше температуры взвешенности подвижной системы 8 в жидкости 12 на контрольную величину, а для циклов 2 и 4 — это температура испытаний t20. которая ниже температуры взвешенности на контрольную величину; параметры, определяющие положение- оси подвеса (опорная ось по движной системы 8) с маятником в опорах

10 и 11 и характеризующие осевой и радиальный люфты в опорах, h (осевой люфт ) и

R (радиальный люфт), при этом для цикла 1 это й1 и R>, для цикла 2 Ьг и R), для цикла 3

Л2 и 82, для цикла 4 h> и Rz, Способ определения изменения параметров МПКА из-за осевого и радиального люфтов реализуется с помощью аппаратуры рабочего места посредством выполнения следующих операций.

Выставляют акселерометр 7 в установочном кронштейне 4 юстировочного приспособления 3, установленного на базовых площадках 5 внутри термокамеры

2, расположенной на опорном поворотном столе 1 в положение, при котором ось подвеса подвижной системы 8 с маятником 9 вертикальна, а ось чувствительности акселерометра 7 горизонтальна, при этом ось подвеса и маятник расположены в плоскости наклона поворотного стола 1.

С помощью поворотного стола 1 устанавливают акселерометр 7 в исходное положение путем наклона на установочный угол (yes), например, в направлении — маятник вниз, При этом величина установочного угла (а уст) определяется для конкретного типа испытуемого акселерометра исходя из раз. решающей способности и величины масштабного коэффициента акселерометра (номинальное значение) с учетом величины контрольного угла отклонения маятника вокруг оси подвеса в последующих операциях, а также исходя иэ технических характеристик измерителя 17 выходного сигнала акселерометра.

Устанавливают в термокамере 2 первую температуру испытаний (ц ), которая выше температуры взвешенности (toss ) подвижной системы 8 и жидкости 12 акселерометра 7 на контрольную величину (ht ), т,е. ц =t» + Ж ; Контрольная величина (h to) отличия температуры испытаний от температуры взвешенности выбирается с учетом допустимого разброса величины температуры взвешеннос1и и зависимости изменения плотности поддерживающей жидкости от изменения температуры, При температуре t< плотность жидкости 12 ниже, чем при температуре взвешенности, и подвижная система 8 "утоплена", так что опорная ось подвеса занимает крайнее нижнее положение в опоре 10 (нижняя опора) и расположена в опоре 11 (верхняя опора) с осевым лифтом, Такое расположение подвижной системы 8 в осевом направлении обозначим условно ht. За счет маятникового изгибающего момента, возникающего за счет воздействия на маятник

9 ускорения гравитационного поля Земли, опорная ось подвеса подвижной системы 8 будет занимать в опоре 10 крайнее правое положение, а в опоре 11 крайнее левое положение в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник (если смотреть на подвижную систему с маятником со стороны, когда маятник слева).

Такое расположение подвижной системы 8 в радиальном направлении в опорах

10 и 11 обозначим условно R>, Положение опорной оси подвеса с маятником при t> с параметрами h> и R> показано с индексом 1 на фиг, 2, Проводят 1-й измерительный цикл.

Измерительный цикл содержит следующие операции.

С помощью измерителя 1.7 измеряют выходной сигнал акселерометра 7 в исходном начальном положении (характеризуется согласованным контуром обратной связи акселерометра, при этом выходной сигнал датчика.13, угла, регистрируемый измерителем 16, соответствует нулевому уровню), который можно представить выражением;

l>=A i+i sinа sinÂ; где I> — величина измеренного выходного сигнала акселерометра;

А ф — смещение нуля акселерометра;

А — крутизна смещения нуля;

1755205 ф — угол отклонения подвижной системы вокруг оси подвеса от положения, при, котором смещение нуля соответствует нулевому уровню;

lg — масштабный коэффициент акселе- 5 рометра; — выходной сигнал акселерометра, соответствующий воздействию полного вектора ускорения гравитационного поля

Земли (g 9,81 м/с ); а — угол отклонения оси подвеса аксе- 10 лерометра от вертикали; а=ау,+а,; где Qyct величина установочного угла; ао — угол выставки оси подвеса подвижной системы в акселерометре в вертика ьной плоскости при проведении цикла;

Р-угол отклонения маятника вокруг оси подвеса от вертикальной плоскости наклона оси подвеса. . Приэтом при измерении выходногосигнала акселерометра 7 на подвижную систему 8 с маятником 9 действует инерционный момент, обусловленный составляющей ускорения гравитационного поля Земли, который отклоняет подвижную систему 8 в 25 опорах 10 и 11 в жидкости 12, что регистрируется датчиком 13 угла, выдающим сигнал через усилитель 15 в датчика 14 момента, создающим компенсационный момент, уравновешивающий инерционный момент. 30

Ток обратной связи в цепи датчика 14 момен-. та (например, магнитоэлектрического типа) является эквивалентом измеряемого ускорения и служит выходным сигналом акселерометра 7. 35

С помощью блока 18 смещения нуля усилителя 15 введением рассогласования в контур обратной связи акселерометра 7 отклоняют подвижную систему 8 с маятником

9 от начального положения вокруг оси под- 40 веса на контрольный угол + y. При этом практически задают смещение подвижной системы 8 до положения, соответствующего определенной контрольной величине выходного сигнала датчика 13 угла, регистри- 45 руемого измерителем 16. Контрольная величина выходного сигнала датчика 13 угла выбирается исходя из конкретной конструкции испытуемого акселерометра 7 с учетом схемы и типа используемого датчика угла и определяется разрешающей способностью датчика угла, его линейным диапазоном, а также располо>кением ограничительных упоров перемещения подвижной системы 8 в акселерометре 7, Контрольная величина .выходного сигнала датчика угла может быть представлена выражением:

О,.„.= К у; где Ид,y. — величина измеренного контрольного выходного сигнала датчика угла измерителем 16;

К вЂ” крутизн и датчика угла;

y — контрольный угол отклонения годвижной системы 8.

Из этого выражения ориентировочно определяется угол отклонения подвижной систем 8 (с учетом номинального значения крутизны датчика угла), который задается введением рассогласования в контур обратной связи акселерометра. Точное значение контрольного отклонения(у) подвижной системы 8 опредеЛяется при расчетах при завершении измерительного цикла из соотношения измеренных выходных сигналов акселерометра 7, Измеряют выходной сигнал акселерометра 7 измерителем 17, выражение для которого имеет вид:

Ь= A {у+у+ 1д sin а slnp+y); где 12 — величина измеренного выходного сигнала акселерометра 7; у — величина контрольного угла отклонения подвижной системы 8.

С помощью блока 18 введением рассогласования в контур обратной связи. акселерометра 7 отклоняют подвижную систему 8 с маятником 9 от начального положения вокруг оси подвеса на контрольный угол .у;

Измеряют выходной сигнал акселерометра 7 измерителем 17, выражение для которого имеет вид:

la-À (ф — y) +!ц sin а sin ф — у); где ls — величина измеренного выходного сигнала акселерометра 7.

С помощью поворотного стола 1 наклоняют акселерометр 7 от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, на юстировочный угол (p), также, например, в направлении — маятник вниз, При этом величина юстировочного угла (p) выбирается аналогично выбору величины установочного угла (акт.) и может соответствовать величине установочного угла, или отличаться от нее, Измеряют выходной сигнал акселерометра 7 измерителем 17 при начальном положении подвижной системы 8 с маятником

9 (контур обратной связи акселерометра 7 согласован и выходной сигнал датчика 13 угла, измеренный измерителем 16, соответствует нулевому уровню), выражение для которого имеет вид; а= А т + lg sin (а+ф) slnp:

1755205

12 где l4 — величина измеренного выходного сигнала акселерометра 7; р- величина юстировочного угла (определяется по регистратору поворотного стола 1); 5

С помощью блока 18 введением рассогласования в контур обратной связи акселерометра 7 отклоняют подвижную систему 8 с маятником 9 от начального положения вокруг оси подвеса на контрольный угол + y. 10

Измеряют выходной сигнал акселерометра 7 измерителем 17, выражение для которого имеет вид: 6= A (g+y) +! . sin (a+ p) sIn ф+ у); 15 6" А (ф 7) + 4. э и (+У) з и (Р у): где 16.— величина измеренного выходного З0 сигнала акселерометра 7.

Из соотношения измеренных величине

onределяют параметры акселерометра для измерительного цикла, — масштабный коэффициент и смещение нуля, — по формулам: (5 61 (- 2 з1

3R eoBP 61п(ьiл(м+()-slog,|

3((35i36) 34 (3а 3Ь)

7 (Ь 16,) (4 - 2 - Ь) 40 где 19 — масштабный коэффициент акселерометра 7;

В=- А ф- смещение нуля акселеромет- 45 ра7;

11; !2;!з; I4: Is; Is- измеренные величины выходных сигналов акселерометра 7; у- величина контрольного угла;

50 (= 2авс эмад р- @личина юстировочного угла (определяется по регистратору поворотного сто- 55 ла 1); а — угол выставки акселерометра 7 в исходном положении, угол отклонения оси подвеса от вертикали, где !6 — величина измеренного выходного сигнала акселерометра 7.

С помощью блока 18 введением рассогласования в контур обратной связи акселе- 20 рометра 7 отклоняют подвижную систему 8 с маятником 9 от начального положения вокруг оси подвеса на контрольный угол - y.

Измеряют выходной сигнал акселерометра 7 измеретелем 17, выражение для ко- 25 торого имеет вид. (23(- (3 + 3 ) 3 s n q (234-(35 3g I3-(23>-(3z+3 Ц совч

Р- угол отклонения маятниха от вертикальной плоскости наклона оси подвеса;

Н3а-(3s 36Ц-(231-(32 3Д < < l

P агс1 .. 3 . с —

Параметры акселерометра 7, определенные при проведении 1-.ro измерительного цикла, обозначим как lg и В1, Выражения для параметров акселерометра 7 с учетом параметров, определяющих условия проведения 1-го измерительного цикле, можно представить в следующем виде: М = f (д)» + (Ig)R< + (Ig9l {1 + P t )

В =Е (в)» + ()R1 + (B)M) (1 + ц Лс .); где (Iд)» — составляющая масштабного коэффициента при температуре взвешенности, определяемая осевым положением (h>) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах

10 и 11; (Ig)Rq — составляющая масштабного коэффициента при температуре взвешенности, определяемая радиальным положе-. нием (R<) оси.подвеса подвижной системы 8 в опорах 10 и 11; (ig)g — составляющая масштабного коэффициента при температуре взвешенности, определяемая другими конструктивными Nфакторами акселерометра 7, кроме параметров, характеризующих осевое и радиальное положение оси подвеса в опорах 10 и 11; р — температурный коэффициент изменения масштабного коэффициента;

Л t — контрольная величина отличия температуры испытаний от температуры взвешенности; (В)» — составляющая смещения нуля при температуре взвешенности, определяемая осевым положением (h<) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах 10 и 11; (В)я1 — составляющая смещения нуля при температуре взвешенности, определяемая радиальным положением (R<) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах 10 и 1 I; (B)M — составляющая смещения нуля при температуре взвешенности, определяемая другими конструктивными М-факторами акселерометра 7, кроме параметров, 13

1755205

14 характеризующих осевое и радиальное положение оси подвеса в опорах 10 и 11;

q — температурный коэффициент изменения смещения нуля.

Устанавливают в термокамере 2 вторую 5 температуру испытаний (t2 ), которая миже температуры взвешенности (tace ) подвижной системы Зв жидкости 12акселерометра 7 на контрольную величину(ЛР), т.е, tz1еэв, 10

При этом необходимо отметить, что при температуре tzо плотность жидкости 12 выше, чем при, температуре взвешенности, и подвижная система 8 находится в "состоянии всплытия", так что опорная ось подвесз 15 занимает крайнее верхнее положение в опоре 11 (верхняя опора) и расположена в опоре 10 (нижняя опора) с осевым люфтом.

Такое расположение подвижной системы 8 в осевом направлении обозначим ус- 20 ловно hz.

Расположение подвижной системы 8 в радиальном направлении в опорах 10 и 11 практически останется неизменным и будет соответствовать положению Й1. 25

Положение опорной оси подвеса с маятником при l20 с параметрами h2 и Ri показано с индексом 2 на фиг. 2.

Проводят 2-й измерительный цикл и определяют параметры акселерометра для 2- 30 го измерительного цикла, — масштабный коэффициент (lg)z и смещение нуля (В)г.

Параметры акселерометра 7 для 2-го из- " мерительного цикла можно представить с учетом параметров, определяющих условия 35 проведения 2-го измерительного цикла, в виде следующих выражений.

1g2 =((1g)h2+(g)Ri +(g)N)(1 — P «) °

Вг= { (8+2 +(В)р1+ (8)м) (1 — р «о); где (Ig)nz — составляющая масштабного коэффициента при температуре взвешенно- 45 сти, определяемая осевым положением (hz) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах

10 и 11; (В)ьг — составляющая смещения нуля при температуре взвешенности, определяе- 50 мая осевым положением (hz) оси подвесз подвижной системы 8 в опорах 10 и 11.

С помощью юстировочного приспособления 3 разворачивают акселерометр 7 нз 55

180 от исходного положения в плоскости. проходящей через ось подвеса и маятник, устанавливая приспособление 3 на базовые площадки 6 внутри термокамерй 2.

Устанавливают в термокамере 2 первую температуру испытамий (t> ), которая выше температуры взвешенности (t»e ) подвижной системы 8 в жидкости 12 акселерометра

7 на контролыфю величину (« ).

При этом необходимо отметить, что при температуре t> подвижная система 8

"утоплена" и опорная ось подвеса занимает крайнее нижнее положение в опоре 11 (нижняя опора) и расположена в опоре 10 (верхняя опора) с осевым люфтом, т.е. расположение подвижной системы 8 в осевом направлении в опорах 10 и 11 соответствует положению hz., При перевороте акселерометра 7 на

180 из исходного положения, когда для оператора, проводящего испытания, маятник относительно оси подвесз находился слева (опора 10 — нижняя, опора 11 — верхняя), положение опор изменится (опора 10верхняя, опора 11 — нижняя) и положение маятника изменится, он станет справа от оси подвеса, изменится и направление действия изгибающего момента на противоположное, в результате чего опорная ось подвеса в опорах 10 и 11 в радиальном направлении изменит точки касания на диаметрально противоположные, т.е. опорная ось подвеса подвижной системы 8 будет занимать в опоре 10 крайнее правое положение, а в опоре 11 крайнее левое положение в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник (если смотреть на подвижную систему с маятником со стороны, когда маятник справа).

Такое расположение подвижной системы 8 в радиальном направлении в опорах

10 и 11 обозначены условно Вг.

Положение опоркой оси подвеса с маятником при tqо с параметрами hz u Rz показано с индексом 3 на фиг. 2.

Проводят 3-й измерительный цикл и определяют параметры акселерометра для 3го измерительного цикла, — масштабный коэффициент (lgQ и смещение нуля (Вз).

Параметры акселерометра 7 для 3-го измерительного цикла можно представить с учетом параметров, определяющих условия проведения 3-го измерительного цикла, в виде следующих выражений:.

4З =(Og) 2+(

Вз= ((8) 2 + (8)йг + (8)м) (1 + q « ) где (Ig)Rz — составляющая масштабного коэффициента при температуре взвешенности. определяема радиальным положением

1755205

16 (Rz) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах 10 и 11; (8)Rq — составляющая смещения нуля при температуре взвешенности, определяемая радиальным положением (В2) оси подвеса подвижной системы 8 в опорах 10 и 11.

Проводят 4-й измерительный цикл и определяют параметры акселерометра для

4-ro измерительного цикла, — масштабный коэффициент (I9<) и смещение нуля (84).

5 Параметры акселерометра 7 для 4-го измерительного цикла можно представить с учетом параметров, определяющих условия проведения 4-го измерительно цикла, в виде следующих выражений:

I94 =((}ц)} +19 2+(}ц)м)(1 — р Aт);

Устанавливают в термокамере 2 вторую температуру испытаний (тго).

При этом расположение подвижной системы 8 в опорах 10 и 11 соответствует положению Ь1.

Расположение поДвижной системы 8 в радиальной направлении в опорах 10 и 11 практически останется неизменным и будет соответствовать положению Р2.

B4= f (8)},„+(8)я2 + (В)м) (1 — q At ) .

Из соотношения параметров, вычисленных в каждом измерительном цикле, определяют величины изменений параметров

МПКА из-за осевого и радиального люфтов

20 в опорах подвеса подвижной системы с маятником по формулам:

Положение опорной оси подвеса с маятником при tP с параметрами h> и Rz йоказано с индексом 4 на фиг. 2. Í g2 $(l (ЯЪ 9ФЯ п и 33+ 4 ($1+ j Ë

Ц),„qa р)+(З з- р0 /)QR и 2

/ 1 (1)+(t 3 ФЛ } -(уЗ Ф (1+ 20 B " 4-(в,.ь,Я-. (ь,— ь, .(ь,—,)3

41 где(Л1ц),},- изменение масштабного коэф- ры испытанйй от температуры взвешенофициента при температуре взвешенности сти); из-за осевого люфта (ЬЬ вЂ” условное обозна- (-} чение осевого люфта); 25 (A }ц), - изменение масштабного коэф- . 9 р+ фициента при температуре взвешенности из-за радиального люфта (ЛВ - условное и — коэффициент температурного влияобозначение радиального люфта); ния на смещение нуля (п=ц Л t, где с}— (Л 8) } - изменение смещения нуля при 30 температурный коэффициент изменения температуре. взвешенности из-за осевого смещения нуля); люфта; (ЬВ)„с-изменение смещение нули при, „Ве — 84 — 82 81}

" температуре взвешенности из-за радиаль- Bt + В + Вз + В4 ноголюфта; -" 35

I<1, I>2, }цз, t94-"величины масштабно- При этом условно принято, что:

ro коэффициента, ог}ределеннные в соответ-, ствующих измерительных цйклах; Ь=Ь2-}11; A R=R2 R1:

81; Bz, Вз: 8 }- величины смещения йуля, определенные в соответствующих изме- 40 а при вычислении изменений параметров рительньВ циклах; принято, что:

m — коэффициент температурного влияния.на масштабный коэффициент (е=р >ж, (A }д) „= (19)qz — (}9)q„; где p — температурнйй коэффициент изме- (A}9), < = (!9)р — (19)Я1, нения масштабного коэффициента; Atо — 45 (щ) = (}3)}, (B)> > ° контрольная величина отличия температу- (A В) " y) в =

1755205 шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей эа счет оп- 10 ределения влияния осевого и радиального

35 системы, с помощью поворотного стола на- 40 клоняют акселерометр на юстировочный ра при начальном положении подвижной 45 системы с маятником и после отклонения на контрольные углы, из соотношения измаренных величин определяют параметры акселерометра — масштабный коэффициент и смещение нуля — no формулам .. 50

3Л5 6) (д. ъ1

2 с06P sin Zt )sin (04+q) -sin g. (Формула изобретения

Способ определения изменения нараметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра, заключающийся в развороте акселерометра на заданные углы относительно вектора ускорения гравитационного поля Земли и измерении выходных сигналов, о т л и ч а юлюфтов на параметры акселерометра, пред-. варительно выставляют акселерометр на юстировочном приспособлении в термокамере, установленной на поворотном опорном столе, в положение, при котором ось подвеса вертикальна, а ось чувствительности горизонтальна, с помощью поворотного стола устанавливают акселерометр в исходное положение путем наклона на установочный угол в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, устанавливают в термокамере первую температуру испытаний, которая выше температуры взвешенности подвижной системы акселерометра на контрольную величину и проводят первый измерительный цикл, при котором измеряют выходной сигнал акселерометра в исходном начальном положении, при котором контур обратной связи акселерометра соответствует нулевому уровню, затем введением рассогласования в контур обратной связи акселерометра отклоняют подвижную систему с маятником от начального положения вокруг оси подвеса на равные с противоположным знаком контрольные углы, контролируя выходной сигнал датчика угла, измеряют выходные сигналы акселерометра в каждом угловом положении подвижной угол от исходного положения в плоскости, проходящей через ось подвеса и маятник, измеряют выходные сигналы акселеромет20

30 1 (5 6) Ф (2 )

7 (23,35+3 6)- (4 а 5) где Ig- масштабный коэффициент акселерометра — выходной сигнал, соответствующий действию полного вектора ускорения гравитационного поля Земли (g у 9,81 м/с;

 — смещение йуля акселерометра;

I<; 12;!з, l4; Is; ls измеренные величины выходных сигналов акселерометра; у" величина контрольного угла, р величина Юстировочного угла (определяется по регистратору поворотного стола); а- угол отклонения оси подвеса от вертикали в исходном положении акселерометра, (23,-(3 i 3>)) 51п q

ЧЫ,-(,,iЯЫ,-(3<

+-(Э, +36П-p > i-(З + З зй У 1

P=-а с (5 61 (R ъ) устанавливают в термокамере вторую температуру испытаний, которая ниже температуры взвешенности подвижной системы акселерометра на контрольную величину, и проводят второй измерительный цикл, при котором повторяют операции первого цикла измерении и расчетным путем определяют параметры акселерометра, затем с помощью юстировочного приспособления разворачивают акселерометр на 180 от исходного положения в йлоскости, проходящей через ось подвеса и маятйик, проводят измерительный цикл при первой и второй температурах испытаний и из соотношения параметров, вычисленных в каждом измерительном цикле, определяют величины изменений параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра из-за осевого и радиального люфтов

s опорах подвеса подвижной системы с маятником по формулам

1755205

19

hg, 8t

ЮР

hg, Рр

Фиг. 2,У

hri А

hf l 8z

Составитель В.Макаров

Техред М;Моргентал Корректор Н.Тупица

Редактор Н.Горват

Заказ 2890 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, улл агарина, 101 г, 2Г(г- )+(з- +И Г(э+6+1-(81+ S)3 г

2((Ь,+В+ЦВ,+ ЬгЦ-п ((Ь,— Ь,Д+(Ь,— Ь+Д

4-пг где (Alg) — измвйение масштабного коэф- В1, Вг, Вз, В4- величины смещения нуфициента при температуре взвешенности ля, определенные в соответствующих измеиз-за осевого люфт (Ah — условное обозна- рительных цйклах; чение осевого люфта); m — коэффициент температурного влия(Л lg) p изменение масштабного коэф- ния на масштабный коэффициент(т-р. Atо, фициента при температуре взвешенности где р — температурный коэффициент измеиз-за радиального люфта (ЛЯ вЂ” условное нения масштабного коэффициента, AP— обозначение радиального люфта); контрольная величина отличия температуры (Л В)„ „- изменение смещения нуля при . испытаний от температуры взвешенности), температуре взвешенности из-за осевого люфта; . 95 Я41 2 8( (Ь В) „- изменение смещения нуля при Jg<+ 3 g t3 i3 температуре взвешенности из-за радиального люфта; n — коэффициент температурного влияния . lg1 lg lg Ig4 величины масштабно- на смещение нуля (n=q At, q — температур-. го коэффициента, определенные в ный коэффициент изменения смещения нуля), соответствующих измерительных . цик- „83 — В4 — В2 — В1 лах; В> + Вг + Вэ + В4

Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра Способ определения изменения параметров маятникового поплавкового компенсационного акселерометра 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, может быть использовано для испытания приборов, предназначенных для работы на подвижном основании, и является дополнительным к изобретению по авт

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к ротационным испытательным установкам, и может быть использовано для динамических испытаний приборных устройств на воздействие непериодических ускорений с крутым передним фронтом нарастания

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для проверки и градуировки линейных акселерометров, например низкочастотных

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к ротационным испытательным установкам, и может быть использовано для динамических испытаний приборов на воздействие переменных ускорений

Изобретение относится к приборостроению , в частности к измерительной технике, и может быть использовано для градуировки и поверки точных приборов в метрологии, точном приборостроении и навигации

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля измерителей угловых скоростей (ИУС)

Изобретение относится к методике определения параметров прецизионных акселерометров

Изобретение относится к измерительной технике и метрологии и может быть использовано для градуировки и калибровки измерительных систем, в частности гидроакустических и гидрофизических преобразователей

Изобретение относится к испытательным и контролирующим устройствам, предназначенным для тарировки сигнальных анемометров различных типов, используемых для определения скорости воздушного потока

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле параметров средств измерения вибрации

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к испытательным стендам для проведения контроля характеристик инерционных измерителей, в состав которых входят микромеханические вибрационные гироскопы-акселерометры
Наверх