Опорный шаровой шарнир

 

использование: в механизмах точной регулировки и фиксации положения в пространстве деталей машин. Сущность изобретения: опорный шаровой шарнир устанавливает плиту 1 и деталь 2 по трем полусферическим поверхностям 18-19, 11- 20, 12. В детали выполнено гнездо с полусферической поверхностью 18, в которое установлена шаровая головка 4 и зафиксирована в детали 2 с помощью прижимной крышки 16, установленной в детали 2 по резьбе 17. В шаровой головке 4 выполнен меридиональный паз 5, в котором установлен штифт 6, зафиксированный в гнезде 3. В плите 1 по резьбе 9-22 установлена пята 8, выполненная в виде ступенчатой втулки. На конце меньшей ступени выполнена сферическая головка 20, ответная сферической внутренней поверхности 11 шаровой головки 4, Со стороны ступени большего диаметра пяты 8 выполнена внутренняя сферическая поверхность 12, ответная поверхность подпятника 13. Шаровая головка 4, пята 8 и подпятник 13 установлены на резьбовом стержне по резьбе 21 в шаровой головке 4, а на другом за подпятником 12 установлены шайба 14 и гайка 15. На торцах пяты 8, прижимной крышки 16 и стержня 1 выполнены выступы под ключ 23, 24, 25. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1760202 Al (я)5 F 16 С 11/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

УГ (21) 4787975/27 (22) 01,02.90 (46) 07,09.92, Бюл. ¹ 33 (71) Конструкторское бюро "Салют" (72) Б.А.Петров, Б.У..Карев и Б,Т.Сергеев (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 494541, кл. 5 F 16 С 11/06, 1971, (54) ОПОРНЫЙ ШАРОВОЙ ШАРНИР (57) Использование: в механизмах точной регулировки и фиксации положения в пространстве деталей машин, Сущность изобретения: опорный шаровой шарнир устанавливает плиту 1 и деталь 2 по трем полусферическим поверхностям 18 — 19, 11—

20, 12. В детали выполнено гнездо с полусферической поверхностью 18, в которое установлена шаровая головка 4 и зафиксирована в детали 2 с помощью прижимной крышки 16, установленной в детали 2 по резьбе 17. В шаровой головке 4 выполнен меридиональный паз 5, в котором установлен штифт 6, зафиксированный в гнезде 3.

В плите 1 по резьбе 9 — 22 установлена пята

8, выполненная в виде ступенчатой втулки.

На конце меньшей ступени выполнена сферическая головка 20, ответная сферической внутренней поверхности 11 шаровой головки 4, Со стороны ступени большего диаметра пяты 8 выполнена внутренняя сферическая поверхность 12, ответная поверхность подпятника 13. Шаровая головка

4, пята 8 и подпятник 13 установлены на резьбовом стержне по резьбе 21 в шаровой головке 4, а на другом за подпятником 12 установлены шайба 14 и гайка 15. На торцах пяты 8, прижимной крышки 16 и стержня 7 выполнены выступы под ключ 23, 24, 25. 3 ил.

1760202

15

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам точной регулировки и фиксации положения в пространстве деталей машин.

Из патентной литературы известно соединительное устройство, содержащее соединяемую деталь, плиту, установленную в гнезде детали шаровую головку с осевым цилиндрическим отверстием и пазом в меридианальной плоскости, штифт, установленный в детали и в пазу шаровой головки, стержень с резьбой на одном из концов, установленном в плите, а другим в осевом отверстии шаровой головки.

Недостатки этого устройства заключаются в том. что пята имеет ограниченный угловой поворот относительно головки, отсутствует пространственная фиксация головки, что сужает область применения шарнира и его надежность.

Цель изобретения — расширение области применения и повышение надежности и точности установки соединяемых деталей, Для достижения поставленной цели опорный шаровой шарнир снабжен установленной на стержне пятой, выполненной в виде цилиндрической втулки с резьбовой ступенью большего диаметра, ступенью меньшего диаметра. переходящей в полусферическую головку на конце, и участком вогнутой полусферической формы на внутренней поверхности втулки со стороны ступени большего диаметра, установленным на стержне и в упомянутой втулке подпятником s вBиде полусферической головки со сквозным осевым отверстием и наружной сферической поверхностью, ответной участку вогнутой полусферической формы втулки, шайбой и гайкой, установленными на резьбовом стержне за подпятником, прижимной цилиндрической крышкой с резьбой на ее наружной поверхности и внутренней вогнутой полусферической поверхностью, поверхность гнезда соединяемой детали выполнена с цилиндрическим реэьбовым и вогнутым полусферическим участками, при этом прижимная крышка установлена в цилиндрическом участке гнезда и соединена с ним по резьбе, а полусферические вогнутые поверхности гнезда и крышки сопряжены с шаровой головкой, отверстие шаровой головки выполнено сквозным с полусферическим вогнутым участком, сопряженным с полусферической головкой втулки, а цилиндрический участок отверстия и второй конец стержня выполнены резьбовыми и сопряженными по ней, в плите выполнено резьбовое отверстие, сопряженное со ступенью большего диаметра

50 пяты по резьбе, а на торцах пяты и прижимной крышки выполнены выступы под ключ.

На фиг.1 изображен общий вид опорного шарового шарнира в нейтральном положении; на фиг.2 — шарнир в положении компенсации смещения деталей; на фиг.3— пример применения шарнира при закреплении цилиндра в цилиндре, Опорный шаровой шарнир содержит плиту 1, соединяемую деталь 2 с закрепленным в ней гнездом 3, шаровую головку 4 с осевым цилиндрическим отверстием и пазом 5 в меридиальной плоскости, штифтом

6, стержень 7 с установленной на нем пятой

8, выполненной в виде цилиндрической ступенчатой втулки с резьбой 9. ступенью 10, переходящей в полусферическую головку

11, и вогнутым полусферическим участком

12 внутри втулки, с которым контактирует подпятник 13, закрепленный на резьбе стержень шайбой 14 и гайкой 15. Прижимная цилиндрическая крышка 16 с помощью резьбы 17 соединена с гнездом 3. Внутренние полости крышки и гнезда снабжены вогнутыми полусферическими поверхностями

18 и 19 соответственно, сопряженными с шаровой головкой 4, которая снабжена сквозным отверстием с полусферическим вогнутым участком 20, сопряженным с полусферой головки 11, а цилиндрический участок отверстия и второй конец стержня 7 выполнены резьбовыми 21 и сопряжены по ней. В плите выполнено резьбовое отверстие 22, а на торцах пяты. прижимной крышки и стержня выполнены выступы под ключ

23, 24, 25.

Установка опорного шарового шарнира происходит следующим образом, В соединяемой детали 2 устанавливается гнездо 3 и закрепляется, например, с помощью винтов. В гнездо заводится шаровая головка 4 и закрепляется в нем крышкой

16. После чего соединяемая деталь 2 и плита

1 надвигаются друг на друга до совмещения их отверстий. В плиту 1 ввертывается пята

8 до упора в шаровую головку, затем ввертывается стержень 7, устанавливается подпятник 13, шайба 14 и затягивается гайка 15.

Шаровой шарнир готов к работе. Демонтаж шарнира проводится в обратном порядке.

По периметру соединяемых деталей может быть установлено несколько шарниров (фиг.3).

Использование предлагаемой конструкции опорного шарового шарнира позволяет соединять детали по криволинейным поверхностям, например два цилиндра пс их цилиндрической поверхности, с onределеHным зазором между ними и с компенсацией неточности изготовления со1760202

grab PP3b8bl единяемых деталей, и разгрузить стержень от нагрузок среза, что повышает надежность опоры.

Формула изобретения

Опорный шаровой шарнир, содержащий соединяемую деталь, плиту, установленную в гнезде детали шаровую головку с осевым цилиндрическим отверстием и пазом в меридианальной плоскости, штифт, установленный в детали и в пазу шаровой головки, стержень с резьбовой на одном конце, установленной в плите, а другим концом установленным в осевом отверстии шаровой головки, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения и повышения надежности и точности установки соединяемых деталей, он снабжен установленной на стержне пятой, выполненной в виде цилиндрической ступенчатой втулки с резьбовой ступенью большего диаметра, ступенью меньшего диаметра, переходящей в полусферическую головку на конце, и участком вогнутой полусферической формы на внутренней поверхности втулки со стороны ступени большего диаметра, установленным и на стержне и в упомянутой втулке, подпятником в виде полусферической головки со сквозным осевым отверстием и наружной сферической поверхностью, ответной участку вогнутой полусферической формы втулки, шайбой и

5 гайкой, установленными на резьбовом стержне за подпятником, прижимной цилиндрической крышкой с резьбой на ее наружной поверхности и внутренней вогнутой полусферической поверхностью, поверх10 ность гнезда соединяемой детали выполнена с цилиндрическим реэьбовым и вогнутым полусферическим участками, при этом прижимная крышка установлена в цилиндрическом участке гнезда и соединена с ним по

15 резьбе, а полусферические вогнутые поверхности гнезда и крышки сопряжены с шаровой головкой, отверстие шаровой головки выполнено сквозным с полусферическим вогнутым участком, сопряженным с полу20 сферической головкой втулки, а цилиндрический участок отверстия и второй конец стержня выполнены реэьбовыми и сопряженными по ней, B плите выполнено отверстие, которое сопряжено со ступенью

25 большего диаметра пяты по резьбе, а на торцах пяты и прижимной крышки выполнены выступы под ключ.

1760202

Составитель Б.Петров

Техред М.Моргентал Корректор Т,Вашкович

Редактор С.Сухая

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3171 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Опорный шаровой шарнир Опорный шаровой шарнир Опорный шаровой шарнир Опорный шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в рычажных механизмах погрузчиков, экскаваторов и др

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано для упругих подвесов подвижных силочувствительных систем в высокоточных измерительных приборах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к карданным шарнирам

Шарнир // 1703876
Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению ,в частности к шарнирам для передачи вращения между валами, расположенными под углом

Изобретение относится к машиностроению , а именно к универсальным шарнирам, преимущественно для соединения вант

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх