Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (я)5 G 09 В 15/06 дЯ (25 . 5

% Х г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4874350/12 (22) 26.07.90 (46) 23.09,92. Бюл. М 35 (71) Дворец культуры профсоюзов Украины

"Октябрьский" (72) В.И,Козлин, В.М.Олянюк, В.И.Грищенко и А.А.Грабовский (56) Патент США М 3726174, кл. G 09 В 15/06, 1973. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЪНОМУПОЛОЖЕНИЮПАЛЬЦЕВ РУКИ

ПРИ ИГРЕ HA СТРУННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (57) Сущность изобретения: устройство содержит резиновые кольца, 3 кронштейна, 2 тяги, 2 рычага, 2 датчика угловых перемещений фаланг пальцев (5, 7), ремень, общий жгут, 2 переменных сопротивления (13, 17), 2 движка (14, 16), 4 ключа (15, 18, 26, 28), сумматор (19), компаратор (20), коммутатор (21), поляризованное реле (22), замыкающий контакт (23), размыкающий контакт (24), источник напряжения постоянного тока (25), делитель напряжения (27), световой индикатор (29), звуковой индикатор (30). 25-26-5-719-20, 26-27-20-21-28-29-30, 25-24-21. 2 ил.

1764074

Изобретение относится к устройствам для обучения игре на музыкальных инструментах.

Известно устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном инструменте, содержащее узел регистрации положения пальцев руки, источник напряжения постоянного тока, ключ и узел сигнализации положения пальцев с индикаторами (1).

Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения.

Целью изобретения является повышение эффективности обучения.

На фиг.1 показана рука с приспособлениями контроля положения пальцев; на фиг.2 — структурная схема устройства.

Устройство для обучения правильному положению пальцев при игре на струнном музыкальном инструменте (фиг,1 и фиг.2) содержит резиновые кольца 1, кронштейн 2, тягу 3, рычаг 4, датчик 5 угловых перемещений фаланг пальцев, кронштейн 6, датчик 7 угловых перемещений фаланг пальцев, рычаг 8, тягу 9, кронштейн 10, ремень 11, общий жгут 12, переменное сопротивление 13, движок 14, ключ 15, движок 16, переменное сопротивление 17, ключ 18, сумматор 19, компаратор 20, коммутатор 21, поляризованное реле 22, с замыкающим 23 и размыкающим 24 контактами, источник 25 напряжения постоянного тока, ключ 26, делитель 27 напряжения, ключ 28, световой индикатор 29 и звуковой индикатор 30. В качестве датчиков угловых перемещений фаланг пальцев могут применяться цилиндрические переменные сопротивления 13 и

17 небольшого размера, с легким перемещением движков 14 и 16 и с электрической схемой соединений по типу делителя напряжения. Датчики 5 и 7 закреплены на кронштейне 6, прижимаемом к проксимальной фаланге двумя резиновыми кольцами. К осям датчиков неподвижно прикреплены рычаги 4 и 8, которые шарнирно в точках В и Д соединены с тягами 3 и 9, а те шарнирно в точках А и E соединены с кронштейном 2 легко прижимаемом к средней фаланге двумя резиновыми кольцами 1 и кронштейном

10, прикрепленном к ремню 11, концы которого скреплены со стороны ладони. Электрические выводы датчиков закреплены на ремне 11 и отводятся в виде общего жгута

12, Для контроля других пальцев механическая и электрическая схемы аналогичные.

После включения устройство работает следующим образом, Предположим, что звук извлекается на акустической гитаре, При разгибании средней фаланги пальца на угол ð (фиг,1). Точка А описывает дугу окружности длиной С, радиусом 01A = г1, причем

5 C1 = Г1 У)с-р (1)

Точка В опишет также дугу окружности длиной Cz, но радиусом 028 = n, причем (2), C2=Q асср

10 где рд — угол поворота рычага О28, а значит, и движка 14 переменного сопротивления датчика 5. Учитывая, что благодаря связи через рычаг АВ длины дуг равны, т.е.

C1 = С2, определим из равенства (1) и (2):

Рд =,- Фр

l1 (3)

Так как электрические цепи датчика 5 соединены по схеме делителя напряжения, 20 то сигнал на его выходе

От = Uex

R1 (4)

Ймакс где Овх. — напряжение на входе датчика,ймакс — максимальное значение переменного сопротивления, соответствующего всей его длине (участок КН датчика 5) фиг,2

R1 — для сопротивления от начального до конечного положения движка (участок КМ).

Сопротивления связаны с углом поворота движка равенствами:

R1 = K1rPA (5)

Вмакс = K1 уд макс (6) где фд макс — максимальный угол поворота

35 движка; K1 — коэффициент пропорциональности. Подставив равенства (5) и (6) в (4), получим:

„> Uex (7) у дмакс

Подставив значение из равенства (3) получим: г1 вх

01 . Pcp

Г2 <Рдмакс г1 Uвх

Обозначив K1 —, в виде по45 PAMaxc стоянного значения всех величин получим:

01 = К1 Рср (8)

Обозначим 04E = l3 и 03D = r4

По аналогии с равенством (8) напряже50 ние на выходе датчика 7 при разгибании проксимальной фаланги на угол у р (фиг.1) будет:

02 = R2 Ър (9)

55 где коэффициент К2 = Kz =

l3 вх

l 4 Ърмакс Опрмакс — максимальный угол поворота движка датчика 7 проксимальной фаланги.

Напряжение U1 и О2 на выходах датчиков 5 и 7, пропорциональные углам поворо1764074

35

55 та средней и проксимальной фаланг, суммируются на сумматоре 19, образуя на его выходе напряжение

U = 01+ 02= К1фср + К2фдр (10) т.е, пропорциональное полному отклонению пальца от начального положения. С выхода сумматора напряжение Ux поступает на первый вход компаратора 20. На его второй вход с выхода делителя напряжения 27 подается постоянное напряжение Ug, пропорциональное допустимой величине отклонения пальца от нормального положения. При разгибании пальца более допустимой величины, т.е. при 1 :>0я срабатывает реле 22 коммутатора 21, замыкается контакт 23 и на вход светового 29 и звукового 30 индикаторов поступает напряжение от источника 25.

Появление звукового сигнала свидетельствует о недостатке в работе музыканта и побуждает его к действию как "голос" педагога. Какой недостаток и рекомендации о его ликвидации высвечиваются на экране светового сигнализатора в виде надписи, например: "Согните указательный палец", Для установки напряжения U<, пропорционального допустимому отклонению пальца, достаточно повернуть ручку делителя напряжения 27 в максимальное положение, отклонить палец на требуемую величину и уменьшить значение делителя до момента срабатывания сигнализаторов.

Наличие плавной регулировки делителя

27 и аналоговых, а не дискретных датчиков положения 5 и 7 дает возможность задавать допустимые значения отклонений пальца в широком диапазоне его необходимых движений при отработке музыкантом требуемого пассажа.

Известно, что начинающий музыкант при извлечении звука на музыкальном инструменте делает излишне размашистые движения пальцами, Их необходимо ограничивать так, чтобы, выработать чувство оптимальности движения, что является залогом яркой исполнительской техники.

Для каждого пассажа может иметь место свой оптимальный двигательный смысл.

Данное устройство имеет для достижения этого большие вариативные возможности.

Для отработки оптимал ьного движения пальца при его сгибании достаточно при помощи ключа 26 изменить полярность источника напряжения 25 и ключ 28 переключить в нижнее положение для подсоединения светового сигнализатора с соответствующей надписью при срабатывании, например; "Разогните указательный палец".

При работе на некоторых музыкальных инструментах имеет смысл отрабатывать оптимальные движения как всего пальца, так и его отдельных фаланг. Например, при извлечении звука на гитаре приемом "Тирандо" важно отработать движение отдельной средней фаланги, а при приеме "Апояндо" — проксимальной. Для этого достаточно отключить соответственно ключ 15 или 18.

Проксимальная фаланга пальца может перемещаться как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости. Сделав в точке Е (фиг.1) шарнир шаровым, можно применять данное устройство для обучения правильной работе пальцев при игре на любых музыкальных инструментах — клавишных, струнных и духовых.

Устройство может применяться для обучения работы пальцев как правой, так и левой руки.

При обучении музыканта данное устройство значительно облегчает работу как педагогу, так и учащемуся, сокращая время на усвоение правильных движений, оно имеет широкие функциональные возможности, обладает высокой точностью настройки нужных параметров, охватывает разные типы музыкальный инструментов.

Использование изобретения повышает эффективность обучения.

Формула изобретения

Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте, содержащее узел регистрации положения пальцев руки, источник напряжения постоянного тока, ключ и узел сигнализации положения пальцев с индикатором, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно снабжено делителем напряжения, последовательно соединенными сумматором, компаратором и коммутатором и дополнительными ключами, узел регистрации положения пальцев руки выполнен в виде закрепленных на кисти руки датчиков угловых перемещений фаланг пальцев руки, при этом выходы источника напряжения постоянного тока через ключ соединены с входом делителя напряжения и входами датчиков угловых перемещений фаланг пальцев руки, которые выходами через первые дополнительные ключи подключены к входам сумматора, один из выходов источника напряжения постоянного тока соединен с вторым входом коммутатора, который выходом подключен к входу звукового индикатора и через второй дополнительный

1764074

Составитель В.Козлин

Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская

Редактор

Заказ 3459 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ключ связан с вхОдами светового индикато- ния соединен с вторым входом компаратора, причем второй выходделителя напряже- ра.

Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте Устройство для обучения правильному положению пальцев руки при игре на струнном музыкальном инструменте 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приспособлениям для обучения игре на клавишных музыкальных инструментах и позволяет повысить удобство в пользовании

Изобретение относится к устройствам для обучения игре на гитаре и позволяет повысить эффективность обучения посредством того, что крайние шпильки 2 размещены в выполненных в направляющих 1 пазах с возможностью продольного перемещения и фиксации и несут регулировочные стяжные элементы, а контактные элементы 3 установлены на шпильках 2 с возможностью поворота, несут магнитные вставки и выполнены из прозрачной пластмассы

Изобретение относится к приспособлениям для обучения правильному ведению смычка музыкального инструмента и позволяет повысить эффективность обучения посредством того, что элементы для замыкания электрической цепи светового индикатора выполнены в виде магнитов 4 и 5, один из которых 5 установлен с возможностью перемещения по трости 1 смычка 2, и включенного в цепь светового индикатора 3 геркона

Изобретение относится к устройству для обучения игре на струнном музыкальном инструменте, например, скрипке и позволяет повысить эффективность обучения

Изобретение относится к средствам обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах и может быть использовано для развития пальцев правой руки как обучающихся игре на гитаре, так и музыкантов

Изобретение относится к устройствам для формирования навыка правильного ведения смычка по струнам

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к устройству для упражнений на клавиатуре, облегчающему правильную постановку рук при игре. Устройство для упражнений на клавиатуре содержит опорный узел, установленный на направляющей с возможностью скольжения и выполненный с возможностью поддержания руки пользователя, и средство поддержания направляющего элемента в непосредственной близости от клавиатуры инструмента. Пользователю, играющему на клавишном инструменте в положении сидя, устройство обеспечивает опору предплечья на опорный узел и возможность перемещения предплечья вдоль клавиатуры за счет скольжения опорного узла по направляющей. Техническим результатом изобретения является выработка навыка правильного положения рук на клавиатуре. 3 н. и 43 з.п. ф-лы, 28 ил.
Наверх