Стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин

 

Использование: для газодинамических исследований элементов турбомашин, в частности их кольцевых и секторных решеток. Сущность изобретения: обеспечение максимального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к натурным значениям при минимальном искажении структуры потока в сечении измерений (что повышает достоверность результатов исследования). Стенд содержит газоподводящий кольцевой патрубок, кольцевой корпус для размещения кольцевой или секторной лопаточной решетки и газоотводящий кольцевой патрубок. Новым в конструкции является выполнение диафрагмы , размещенной в газоотводящем патрубке с образованием со стенкой последнего уступа с целью максимального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к натурным значениям при минимальном искажении структуры потока. 4 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ

4 ! о ф (л3 (21) 4342881/06 (22) 08.10.87 (46) 30.09,92, Бюл. № 36 (71) Центральный институт авиационного моторостроения им. П,И,Баранова (72) В,Д,Венедиктов и А.Б.Грановский (56) 1, Шнеэ Я.И. и др, К вопросу экспериментального исследования кольцевых решеток с малым втулочным отношением.

Энергетика, ¹ 9, 1969, с. 46-51.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 887966, кл. G 01 М 9/00, 1981, (54) СТЕНД ДЛЯ ПРОДУВКИ ЛОПАТОЧHblX РЕШЕТОК ТУРБОМАШИН (57) Использование: для газодинамических исследований элементов турбомашин, в частности их кольцевых и секторных решеток.

Сущность изобретения: обеспечение макси1

Изобретение относится к экспериментальному оборудованию для газодинамических исследований элементов турбомашин, в частности к стендам для продувки их кольцевых и секторных решеток.

Известны стенды для продувки кольцевых решеток, содержащие подводящий канал, корпус для размещения исследуемой решетки и отводящий канал с устройством для создания на выходе из решетки радиального градиента давлений, выполненным, например, в виде кольцевого диска с прорезями, переменной по высоте лопаток пропускной способности, либо в виде решетки радиальных штырей и др, (1).

Недостатком такой конструкции является возникновение на трансзвуковых режимах работы скачков уплотнения перед неподвижными элементами указанного уст„„SU „„1765743 А1 мального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к натурным значениям при минимальном искажении структуры потока в сечении измерений (что повышает достоверность результатов исследования), Стенд содержит газоподводящий кольцевой патрубок, кольцевой корпус для размещения кольцевой или секторной лопаточной решетки и газоотводящий кольцевой патрубок, Новым в конструкции является выполнение диафрагмы, размещенной в газоотводящем патрубке с образованием со стенкой последнего уступа с целью максимального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к натурным значениям при минимальном искажении структуры потока, 4 ил, ройства, что значительно искажает поле течения за кольцевой решеткой, Известен также стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин, содержащий подводящий канал, корпус для размещения исследуемой решетки и отводящий канал с размещенным в нем сопротивлением (2), Недостатком такой конструкции также является возникновение на режимах

ihip >0,9-1 системы скачков на входных кромках спрямляющих лопаток. Кроме того, возможно отражение кромочных скачков, возникающих за исследуемой решеткой, от поверхности спрямляющих лопаток обратно в поток, Это искажает структуру течения за решеткой и значительно увеличивает погрешность измерений. Наконец, подобное, устройство может обеспечить близкий к на1765743

40 турному радиальный градиент давления только на одном режиме (для которого оно было спроектировано). При изменении режима работы данной решетки (и тем более при исследовании другой решетки) устрой- 5 ство не обеспечивает потребного радиального градиента на выходе.

Целью изобретения является обеспечение натурного радиального градиента давлений на выходе из кольцевой.(секторной) решетки при минимальном искажении структуры потока в сечении измерений.

Цель достигается тем, что стенд для продувки лопэточных решеток турбомашин содержит кольцевой корпус, в котором установлена лопаточная решетка, подключенный на входе и на выходе соответственно к газоподводящему и газоотводящему кольцевым патрубкам, и диафрагму, размещенную в газоотводящем патрубке с образованием со стенкой последнего уступа, с целью максимального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к натурным значениям при минимальном искажении структуры потока, Диафрагма выполнена кольцевой и укреплена в стенке патрубка с возможностью радиального перемещения, а отношение расстояния от выходного среза лопаточной решетки до диафрагмы к шагу решетки составляет 0,5-2,0.

На фиг,1 показан продольный разрез стенда; на фиг,2 показан вид на стенд со стороны выхлопа (вид А на фиг,1); на фиг,3 и 4 показаны результаты, полученные с использованием предлагаемого устройства, Стенд содержит газоподводящий кольцевой патрубок 1, кольцевой корпус 2 для размещения исследуемой кольцевой или секторной лопаточной решетки 3 и газоотводящий кольцевой патрубок 4 с размещенной в нем диафрагмой 5, образующей со стенкой последнего уступ, с целью максимального приближения радиального градиента давления на выходе решетки к 45 натурным значениям при минимальном искажении структуры потока. Диафрагма 5 выполнена кольцевой и укреплена в стенке патрубка с возможностью радиального перемещения, а отношение расстояния от вы- 50 ходного среза лопаточной решетки до диафрагмы 5 к шагу решетки составляет 0,52,0, При испытании кольцевой (секторной) решетки 3 для создания потребного рэди- 55 ального градиента давления на выходе с помощью диафрагмы 5 на наружном диаметре газоотводящего канала 4 образуется кольцевой уступ высотой д. При этом в потоке вследствие искривления линий тока к втулке возникает радиальный градиент давления, Изменяя глубину погружения элементов диафрагмы 5 в проточную часть (высоту уступа д), можно получать любой заданный градиент давления.

Обтекание кольцевого уступа под углом

Pz = 15-30 к окружному направлению даже на сверхзвуковых режимах работы не приводит к возникновению дополнительных скачков уплотнения в потоке. Поскольку высота уступа не превышает нескольких миллиметров, он практически не влияет на форму и интенсивность внешних кромочных скачков за лопатками и не приводит к их отражению, Все это способствует сохранению регулярной структуры потока за решеткой, близкой к натурной в условиях турбинной ступени, Устройство позволяет легко устанавливать произвольный (потребный) радиал ьный градиент статического давления на выходе в зависимости от решетки и режима ее работы в процессе эксперимента. Измерения газодинамических параметров и газодинамической эффективности в этом случае будет сопровождаться минимальной погрешностью, Наличие гладкой втулки значительной осевой протяженности (baT>à) способствует безотрывному течению на внтреннем диаметре за решеткой.

На фиг.3 в качестве иллюстрации показано отношение осредненных давлений на периферии и у втулки Pzpap/Pgay в зависимости от приведенной скорости за кольцевой решеткой íà среднем диаметре ).„д,р при различной высте выступа д на наружном диаметре отводящего канала. Видно, что с увеличением д радиальный градиент давлений быстро возрастает. На фиг.4 показано распределение статического давления по высоте лопаток íà режимах 1„д, =1,1 и 1,15 при высоте выступа д =3 мм.

Формула изобретения

Стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин, содержащий корпус с лопаточной решеткой, подключенный на входе и на выходе соответственно к газоподводящему и газоотводящему кольцевым патрубкам, и диафрагму, размещенную в последнем с образованием со стенкой патрубка уступа, отличающийся тем, что, с целью максимального приближения радиального градиента давления на выходе из решетки к натурному при минимальном искажении структуры потока, диафрагма выполнена кольцевой и укреплена в стенке

1765743 патрубка с возможностью радиального перемещения, а отношение расстояния от выходного среза лопаток до диафрагмы к шагу решетки составляет 0,5-2,0, Фиг.1

/ 2иОД б 2 8l7l

0,4

Составитель А,Грановский

Редактор Т,Лошкарева Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Заказ 3381 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

2 10

Левад.cp.

OS 10 rr 1г 1г

Фиг. 3 д,48 052

gus. 4

Стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин Стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин Стенд для продувки лопаточных решеток турбомашин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх