Способ получения зубчатых колес

 

Использование: область обработки металлов давлением. Сущность изобретения: на прутке выдавливают зубья путем пошагового смещения и вдавливания пуансона по форме впадины зуба. Пруток сворачивают в обод, зубья обода предварительно калибруют в зубчатой матрице до 1,0... 1,2 конечной высоты, окончательную калибровку зубьев производят при сварке давлением обода со ступицей. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 3

00 (О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873829/27 (22) 19.07.90 (46) 30.10.92. Бюл. М 40 (71) Физико-технический институт АН БССР (72) Д.И.Дмитрович, А.А.Ластовенко и

Е.М.Макушок (56) Патент Японии

N. 62-252632, кл. В 21 К 1/30, опубл. 1987. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металла давлением и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес и других подобных изделий.

Известен способ сварки металлов давлением, основанный на использовании пластической деформации, при которой образование цельнометаллического соединения происходит за счет возникновения атомных связей между соединяемыми деталями. Однако, способ, позволяющий снизить трудоемкость и себестоимость изделий, на используется для соединения зубчатого обода и ступицы точных зубчатых колес, вследствие того, что при сварке давлением. из-за раздачи зубчатого венца обода, не обеспечивается точность его параметров и соосность отверстия ступицы и зубчатого венца.

Наиболее близким техническим решением является способ, при котором обод зубчатого колеса получают сгибанием прутка с последующей сваркой его концов встык, после чего обод штампуют, с целью выдав,, ЫЛ, „1771860 Al (57) Использование: область обработки металлов давлением. Сущность изобретения; на прутке выдавливают зубья путем пошагового смещения и вдавливания пуансона по форме впадины зуба, Пруток сворачивают в обод, зубья обода предварительно калибруют в зубчатой матрице до 1,0 ... 1,2 конечной высоты, окончательную калибровку зубьев производят при сварке давлением обода со ступицей. 5 ил. ливания зубчатого венца,. Однако, вследствие интенсивного износа зубьев зубоформирующего инструмента (матрицы) не обеспечивается стабильность размеров зубьев в партии зубчатых колес, получаемых в одной матрице, что требует дополнительных операций финишной обработки и приводит к увеличению трудоемкости изделия.

Кроме того, быстрый износ зубчатой матрицы, представляющей собой дорогую деталь, со сложным внутренним контуром, вызывает повышение себестоимости и трудоемкости изготовления зубчатых колес.

Целью изобретения является повыше- ние точности изделий и стойкости зубоформирующего инструмента (матриц), Это достигается тем, что в известном способе получения зубчатых колес, включающим получение обода путем сгибания прутка и сваркой его концов встык. а также формирование зубьев, формирование зубьев ведут в несколько стадий, на первой из которых на прутке выдавливают зубья, путем пошагового воздействия на пруток и

1771860

20

55 смещения пуансона с рабочей поверхностью по форме впадины между зубьями, при этом параметры прутка с зубьями удовлетворяют условиям:

San=Sàè тп= чаи/(1:2л (Кп Нп) (1)

L=2 Л (Ra Kh-Hn)

Нп (1,1 ... 1,5)Ни где Sna, S» — толщина вершины зуба прутка и изделия;

tn — шаг зубьев прутка;

t» — шаг зубьев изделия по окружности выступов;

L — длина прутка;

К вЂ” коэффициент положения нейтрального слоя изгиба прутка;

h — толщина прутка в сечении впадины;

Н<, Ни — высота зуба прутка и иэделия; йа — радиус окружности выступов зубьев изделия, вторую стадию формирования зубьев осуществляют после получения из прутка обода путем предварительной калибровки осадкой в зубчатой матрице до 1,0 ... 1,2 конечной высоты путем радиальной раздачи обода соосно зубчатому венцу матрицы, после чего проводят окончательную калибровку зубьев при сварке давления обода со ступицей посредством радиальной раздачи обода ступицей.

Заявленное техническое решение отличается от прототипа тем, чта: а) на прутке, перед сгибанием в обод, выдавливают зубья. удовлетворяющие условиям (1), чем обеспечивается снижение трудоемкости изготовления эубоформирующего инструмента для деформирования зубьев обода; б) зубчатый венец обода предварительно калибруют в зубчатой матрице осадкой зубьев до 1,0 ... 1,2 окончательной высоты путем радиальной раздачи отверстия обода пуансоном соосно зубчатому венцу матрицы, чта обеспечивает стабильность параметров зубчатых венцов изделий, получаемых калибровкой в одной матрице вследствие уменьшения износа зубьев матрицы; в) окончательную (финишную) калибровку зубьев производят при сварке давлением обода со ступицей посредством радиальной раздачи обода ступицей, чем обеспечивается требуемая точность зубчатого венца и его соосность с отверстием ступицы.

На фиг. 1 представлен пруток с выдавленными зубьями: L — длина прутка; t — шаг зубьев; San — толщина вершины зуба; Hn— высота зуба; Н.С. —; Кь— расстояние от основания впадины зуба до нейтрального слоя; Tn — толщина прутка, h— толщина основания; на фиг, 2 — обод: С— стык концов прутка; на фиг, 3 — схема предварительной калибровки зубьев обода осадкой в зубчатой матрице до 1 0 ... 1,2 конечной высоты путем радиальной раздачи обода соосно зубчатому венцу матрицы, 1— зубчатая матрица; 2 — оправка, установленная соосно зубчатому венцу матрицы, 3— раздающий конусный пуансон; 4 — обод, 5— основание; на фиг. 4 — схема окончательной калибровки зубьев обода, производимой при сварке давлением обода со ступицей, посредством радиальной раздачи обода ступицей, 6 — ступица, остальное см. фиг. 3; на фиг. 5 — схема калибровки зуба осадкой в сечении, перпендикулярном оси зубчатого венца, S» — толщина зуба изделия, 1 — матрица, 4 — обод, На схемах (фиг. 3, 4, 5) с левой стороны оси симметрии показано положение до обработки, с правой — после обработки.

Способ получения зубчатых колес реа-. лиэуется следующим образом.

На заготовке прутка, представляющей собой полосу прямоугольного сечения, шириной, равной ширине зубчатого венца иэделия, и толщиной, обеспечивающей после выдавливания зубьев размер Тп (фиг. 1), выдавливают впадины шагом tn, в результате на заготовке образуется зубчатый профиль, затем от заготовки отрезают пруток (фиг. 1), его параметры должны соответствовать условиям (1). Пруток сворачивают в обод (фиг.

2), стык сварива от и обрабатывают.

Полученный зубчатый обод укладывают в матрицу 1 (фиг. Э) и раздают пуансоном 3, который центрируется по оправке 2, в результате зубья обода осаживаются до 1,0 ...

1,2 конечной высоты (фиг. 5), Затем на оправку 2 надевают ступицу 5 (фиг. 4) и производят сварку давлением с ободом посредством вдавливания обода в ступицу.

За счет возникающих радиальных сил раздачи обода производится окончательная осадка зубьев. . Формула изобретения

Способ получения зубчатых колес. включающий получение обода путем сгибания прутка и сварки его концов встык, а также формирование зубьев, а т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности изделий и стойкости формообразующего инструмента, формирование зубьев ведут в несколько стадий, на первой иэ котбрых на прутке выдавливают зубья путем пошагового воздействия на пруток и смещения пуансона с рабочей поверхностью по форме впадины между зубьями, при этом параметры прутка с зубьями удовлетворяют условиям:

1771860

San= S» ь=1 тм/(1=2 л (Kh-Нп))

L 2й (Ra-Kü-Нп)

Нп=(1,1 ... 1,5)Ни где S», S» — толщина вершины зуба прутка и изделия, соответственно; т» — шаг зубьев прутка;

t» — шаг зубьев изделия по окружности выступов;

L — длина прутка;

К вЂ” коэффициент положения нейтрального слоя изгиба прутка:

h — толщина прутка в сечении впадины;

Нл, Ни — высота зуба прутка и изделия, соответственно;

R> — радиус окружности выступов зубьев иэделия, 5 вторую стадию формирования зубьев осуществляют после получения иэ прутков обод путем предварительной калибровки осадкой в зубчатой матрице до 1,0 ... 1,2 конечной высоты путам радиальной раздачи

10 обода соосно зубчатому венцу матрицы, после чего проводят окончательную калибровку зубьев при сварке давлением обода со ступицей посредством радиальной раздачи обода ступицей.

1771860

Составитель А. Ластовенко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3799 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения зубчатых колес Способ получения зубчатых колес Способ получения зубчатых колес Способ получения зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к технологии получения горячей штамповкой конических шестерен

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении конических зубчатых колес и других подобных изделий

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к штамповке полых поковок с выступами и впадинами на боковых поверхностях, и может быть использовано в производстве деталей с наружным и внутренним зацеплением

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к конструкциям поковок для получения конических колес с прямым и криволинейными зубьями

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к штамповой оснастке, применяемой для изготовления изделий с периодическим профилем

Изобретение относится к технике лазерной обработки материалов и может быть использовано в оборудовании для термоупрочнения , отжига,легирования, наплавки и других процессов лазерной обработки

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам радиальной штамповки полых цилиндрических изделий

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может использоваться при изготовлении изделий с профильной боковой поверхностью, например, периодическим профилем

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для образования на поверхности заготовки при помощи формирующего элемента профиля, например прецизионных зубьев

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам обрезки изделий, и может быть использовано при изготовлении изделий, преимущественно стержневых с криволинейной опорной поверхностью головки

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении объемной штамповкой деталей типа шестерен

Изобретение относится к изготовлению зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при профилировании тонкостенных цилиндрических полых изделий холодным накатыванием

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к технологии горячей и полугорячей штамповки осесимметричных полых деталей и может быть использовано для изготовления заготовок зубчатых колес, фланцев и колец

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к получению изделий осадкой, и может быть использовано при производстве деталей с выступами и впадинами на боковых поверхностях

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам обрезки, и может быть использовано при изготовлении изделий, преимущественно стержневых, с криволинейной опорной поверхностью головки
Наверх