Способ возведения тоннельной крепи

 

Использование: для крепления тоннелей при проходке их проходческим комплексом . Сущность изобретения: возведение тоннельной крепи включает транспортировку устанавливаемых блоков 9, установку их в приемный лоток 22 между стенками 24 и 25. Устанавливаемый блок 9 вплотную придвигают к боковой стенке 25. Перемещая его в полость между обечайками, одновременно производят соединение блоков в устанавливаемом кольце. Стыки блоков располагают со смещением относительно стыков блоков ранее установленного кольца . Устанавливаемый блок 9 перемещают в полости между обечайками при сборке устанавливаемого кольца до взаимодействия торца устанавливаемого блока 9 с механизмом 26 удержания. Последний фиксирует установленный блок 9 от сползания по обечайке . После сборки устанавливаемого кольца его соединяют с ранее установленным кольцом. Это осуществляют посредством перемещения его вплотную к ранее установленному кольцу с последующим разворотом устанавливаемого кольца до совмещения его стыков со стыками ранее установленного кольца. В результате Т-образные выступы входят в контакт с Т-образными пазами блоков соединяемых колец. 10 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 D 11/08

ГОСУДАРСТ8ЕННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЪ|ТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4883207/03 (22) 26.10,90 (46) 07.11.92.Бюл.№ 41 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Проектно-строительного объединения "Мосинжстрой" (72) Д.Л.Малкин (56) Патент ФРГ ¹ 2027149, кл. Е 21 D 11/00, опублик. 1971.

Патент Франции ¹ 1225612, кл. Е 21 О 9/06, опублик. 1960. (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЬНОЙ КРЕПИ (57) Использование: для крепления тоннелей при проходке их проходческим комплексом. Сущность изобретения; возведение тоннельной крепи включает транспортировку устанавливаемых блоков 9, установку их в приемный лоток 22 между стенками 24 и

25. Устанавливаемый блок 9 вплотную придвигают к боковой стенке 25. Перемещая

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к креплению тоннелей при проходке их проходческими комплексами.

Известен способ возведения тоннелей крепи, включающий транспортировку блоков, соединение их в кольцо, перемещение кольца вплотную к ранее установленному блоку и фиксацию колец относительно друг друга.

Недостатком такого способа является то, что невозможно механизированное соединение блоков и колец между собой, так как стыкуемые поверхности соединяются с помощью штырей и блоков, а это требует использования ручного труда, .. Ы„„1774021 А1 его в полость между обечайками, одновременно производят соединение блоков в устанавливаемом кольце. Стыки блоков располагают со смещением относительно стыков блоков ранее установленного кольца. Устанавливаемый блок 9 перемещают в полости между обечайками при сборке устанавливаемого кольца до взаимодействия торца устанавливаемого блока 9 с механизмом 26 удержания. Последний фиксирует установленный блок 9 от сползания по обечайке. После сборки устанавливаемого кольца его соединяют с ранее установленным кольцом. Это осуществляют посредст. вом перемещения его вплотную к ранее установленному кольцу с последующим разворотом устанавливаемого кольца до совмещения его стыков со стыками ранее установленного кольца. В результате Т-образные выступы входят в контакт с Т-образными пазами блоков соединяемых колец. 10 ил.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату является способ возведения тоннельной крепи, включающий транспортировку блоков, заведение их в полость между обечайками кожуха, перемещение в полости между обечайками и фиксацию блока от сползания по обечайке, сборку устанавливаемого кольца из блоков, соединяемых между собой, перемещение вплотную к ранее установленному кольцу и соединение их между собой.

Недостатком данного способа является то, что механизированное соединение элементов крепи между собой невозможно, так как стыкуемые поверхности не фиксируются одновременно с их соединением.

1774021

30

Целью изобретения является обеспечение возможности механизированного соединения элементов крепи между собой.

Цель достигается тем, что соединение блоков в устанавливаемом кольце осуществляют одновременно с перемещением их в полости между обечайками, при этом стыки блоков располагают со смещением относительно стыков блоков ранее установленного кольца и соединение колец между собой производят разворотом устанавливаемого кольца до совмещения его стыков со стыками ранее установленного кольца.

На фиг.1 изображен проходческий комплекс, вид сбоку; на фиг,2 — разрез А-А на фиг.1 — установленное кольцо с элементами привода комплекса; на фиг. 3 — вид Б на исполнительный орган проходческого комплекса, на фиг,4 — место установки удер>кивающего механизма на обечайке; на фиг.5— конструкция на п ра вля ю щего устройства для блоков; на фиг.6 — узел l на фиг,1, узел соединения двух блоков; на фиг.7 — узел соединения двух колец; на фиг.8 — вид В на фиг.1, вид на приемный лоток; на фиг.9— узел il на фиг.4; на фиг.10 — конструкция устанавливаемого блока.

Способ возведения тоннельной крепи реализуется комплексом оборудования, который раскрыт ниже.

Проходческий комплекс включает корпус 1, состоящий из подвижных одна оТНосительно другой частей. Передняя часть 2 корпуса выполнена ступенчатой и имеет исполнительный орган 3, буро-погрузочную камеру 4, привод 5 вращения и гидроцилиндры 6 фиксации. Задняя часть 7 корпуса имеет конвейер 8, который служит для удаления грунта и для доставки устанавливаемых блоков 9 при возведении тоннельной крепи, и гидроцилиндры 10 подачи щита, Блокоукладчик содержит направляющие 11, на которых подвижно установлена направляющая 12 посредством гидроцилиндра-13.

На направляющей 12 установлены вертикальный гидроцилиндр 14 с возможностью перемещения относительно нее горизонтальным гидроцилиндром 15, и гидроцилиндр углового отклонения, установленный наклонно (на фигурах не показан).

Задняя часть 7 корпуса имеет кожух для устанавливаемых блоков 9 и установленных блоков 16, выполненный в виде незамкнуroC4 внутренней 17 и наружной 18 обечаек, Наружная 18 обечайка закреплена на задней части 7 корпуса посредством фланца, выполненного с отверстием под гидроцилиндры 19 для перемещения устанавливаемого кольца 20 вплотную к ранее .установленному кольцу 21. Наружная 18 обечайка выполнена с приемным лотком 22 для устанавливаемых блоков 9, подаваемых вертикальным гидроцилиндром 14 в проем

23 задней части.7 корпуса. Расстояние от стенки 24 приемного лотка 22 до внутренней абечайки 17 кожуха не меньше ширины устанавливаемого блока 9. Расстояние от стенки 25 до противоположной стенки приемного лотка 22 не меньше длины устанавливаемого блока 9. Это необходимо для того, чтобы устанавливаемый блок 9 свободно входил в приемный лоток 22, На наружной обечайке 18 установлен механизм 26 удержания устанавливаемых блоков 9 для удержания их от сползания по обечайке. Механизм 26 удержания выполнен в виде упорной пластины 27 с наклонной площадкой 28, Упорная пластина 27 с одного конца шарнирно закреплена на наружной 18 обечайке, подпружинена и установлена с возможностью расположения заподлицо с поверхностью наружной обечайки 18. Другим концом упорная пластина

27 удерживает установленный блок 16 от сползания по обечайке, при этом конец упорной пластины 27 устанавливают со смещением относительно стыка блоков ранее установленного кольца 21, что обеспечивает сборку устанавливаемого кольца 20 со смещением.

Пружина, используемая в механизме 26 удержания, защищена специальным кожухом. Ка>кдый блок 9, 16 выполнен с боковой стороны с Т-образным пазом 29 и выступом

30. Т-образный паз 29 каждого блока имеет отверстие 31 для свободного заведения Тобразного выступа 30. Диаметр отверстия

31 должен быть не меньше размера Т-образного выступа 30 на боковой стороне установленного блока 16 в ранее установленном кольце 21.

Торцовая сторона устанавливаемого блока 9 выполнена также с Т-образным пазом 32 и Т-образными выступами 33. Устанавливаемые блоки 9 Т-образными выступами 33 заводят в Т-образный паз ранее установленного блока 16. Блоки 9 вместе с лотковым блоком 34, имеющим плоскую внутреннюю поверхность для перемещения по ней катков, образуют устанавливаемое кольцо 20.

Способ возведения тоннельной крепи заключается в следующем.

После разработки грунта на глубину, равную длине хода гидроцилиндров 10 подачи щита, переднюю часть 2 фиксируют от смещения гидроцилиндрами 6. а затем включают гидроцилиндр 10 подачи щита и подтягивают заднюю часть 7 корпуса. В образовавшемся пространстве начинают воз1774021

25

45 водить кольцо для тоннельной крепи. Для этого конвейер 8 останавливают и переключают его для подачи устанавливаемых блоков 9 в приемный лоток 22.

Вертикальный гидроцилиндр 14 блокоукладчика на штоке имеет поворотный держатель, конструктивно выполненный любым известным способом. Поворотный держатель заводят в отверстие устанавливаемого блока 9 и переносят блок в приемный лоток 22. Затем устанавливаемый блок

9 придвигают к стенке 25 приемного лотка

22 до упора Т-образными выступами 33 в стенку 25, таким образом уширенную часть

Т-образных выступов 33 располагают напротив уширенной части Т-образного паза

32, т.е. ориентируют его относительно ранее установленного блока 16. Затем устанавливаемый блок 9 заводят в полость между обечайками, перемещая блок в направлении к ранее установленному блоку 16. При этом подпружиненные упорные пластины 27 поворачивают вокруг шарнирного крепления и располагают заподлицо с поверхностью наружной обечайки 18, а Т-образные выступы 33 входят в Т-образный паз 32 ранее установленного блока 16, таким образом осуществляют соединение устанавливаемых блоков 9 между собой.

Свободное заведение устанавливаемого блока 9 обеспечивают тем, что внутренняя сторона стенки 25 приемного лотка 22 расположена на одной линии с внутренней стороной Т-образного паза 32, который установлен в кожухе и зафиксирован от сползания по обечайке механизмом 26 удержания. Совпадение внутренних сторон стенки 25 и Т-образного паза 32 обеспечивают установкой механизма 26 удержания.

Совпадение внутренних сторон стенки 25 и

Т-образного паза 32 обеспечивают установкой механизма 26 удержания на наружной обечайке 18. После этого устанавливаемый блок 9 перемещают между обечайками до поворота подпружиненной упорной пластины 27 вокруг шарнирного крепления для обеспечения фиксации устанавливаемого блока 9 от сползания, а фиксацию от смещения в сторонуобеспечивают направляющим устройством в виде подпружиненных выступов, которые входят в канавку на устанавливаемом блоке. Затем подают следующий блок и так до сборки блоков в кольцо, при этом установкой лоткового блока 34 завершают сборку устанавливаемого кольца 20, Устанавливаемое кольцо 20 собирают в кожухе так, что стыки блоков расположены со смещением относительно стыков ранее установленного кольца 21. Далее устанавливемое кольцо 20 перемещают гидроцилиндром 19 вплотную к ранее установленному колщу 21, при этом T-образные выступы 30 входят в отверстия 31 Т-образных пазов 29 боковой поверхности блоков.

Для соединения устанавливаемого кольца

20 и ранее установленного кольца 21 между собой производят разворот устанавливаемого кольца 20 до совмещения его стыков со стыками ранее установленного кольца 21.

Формула изобретения

Способ возведения тоннельной крепи, включающий транспортировку блоков, заведение их в полость между обечайками кожуха, перемещение в полости между обечайкэми и фиксацию блока от сползания по обечайке, сборку устанавливаемого кольца из блоков, соединяемых между собой, перемещение вплотную к ранее установленному кольцу и соединение их между собой, отличающийся тем, что, с целью обеспечения механизированного соединения элементов крепи между собой, соединение блоков в устанавливаемом кольце осуществляют одновременно с перемещением их в полость между обечайками, при этом стыки блоков располагают со смещением относительно стыков блоков ранее установленного кольца, и соединение колец между собой производят разворотом устанавливаемого кольца до совмещения его стыков со стыками ранее установленного кольца.

177402

Ф I4 6 Д "У б

774021

Составитель В.Теклев

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Н.Тупица

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3912 Тираж Подписное

BHÈÈÏÈ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ возведения тоннельной крепи Способ возведения тоннельной крепи Способ возведения тоннельной крепи Способ возведения тоннельной крепи Способ возведения тоннельной крепи Способ возведения тоннельной крепи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к крепи горных выработок, пройденных в виде тоннеля с открытым боком

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов мелкого заложения с целью снижения материалоемкости тонне 2 ля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты

Изобретение относится к горному делу и м.б

Изобретение относится к тоннелестроению и касается водонепроницаемых оболочек, способных нести повышенные гидростатические нагрузки

Изобретение относится к тоннелестроению и касается сборномонолитных водонепроницаемых обделок

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охраны подготовительных выработок с изготовлением крепи на месте работ из отформованных бетонных блоков

Изобретение относится к строительству метрополитена и может быть использовано при строительстве станций метрополитена пилонного типа подземным способом

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при изготовлении элементов обделки в заводских условиях

Изобретение относится к тоннелестроению и касается сборно-монолитных водонепроницаемых обделок со связями растяжения

Изобретение относится к горному делу, а именно, к креплению горных выработок, в том числе вертикальных стволов шахт сборным железобетоном, пройденных в вечно мерзлых горных породах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при сооружении стволов и тоннелей различного назначения в агрессивных средах

Изобретение относится к горному делу и может использоваться при креплении выработок

Изобретение относится к метростроению, а непосредственно к сооружению двухъярусных односводочных пересадочных станционных узлов метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к области тоннелестроения и может быть использовано при сооружении метрополитенов, автодорожных и железобетонных тоннелей в обводненной среде при гидростатическом давлении более 0,15 МПа и при притоках воды в забой свыше 20 м3/ч

Изобретение относится к креплению подземных сооружений

Изобретение относится к подземному строительству и может использоваться при прокладке трубопроводов подземным способом, при проведении криволинейных выработок малого диаметра

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, в частности к тюбинговой крепи, и может быть применено для крепления туннелей

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении тоннельных обделок транспортных тоннелей и тоннелей метро
Наверх