Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн

 

Изобретение относится к океанологии, а именно к измерению течений, вызванных волновыми движениями в море, и может быть использовано при исследовании процессов взаимодействия волновых полей с полями температуры, скорости звука, плотности и др. Способ реализуют следующим образом. Судно с известной скоростью пересекает группу внутренних волн перпендикулярно их фронту. На самописце судового лага непрерывно ведется запись скорости судна относительно воды. По снятым с записи отсчетам скорости определяются средние доплеровские период т в и частота а) внутренних волн. По кривой торможения судна определяют параметры инерции движения (амплитудную частотную характеристику А(й)) , постоянную времени инерции движения г и фазовую частотную характеристику р (в) }. По этим параметрам и измеренным отсчетам скорости судна относительно воды определяют среднюю амплитуду горизонтальной проекции орбитальной скорости внутренних волн. 2 ия., 1 табл. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s G 01 С 13/00

ГОСУДАР СТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОГ1 ИСАН И Е И 3 ОБ РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В табл. (21) 4919539/10 (22) 15.03,91 (46) 07.11.92. Бюл. ¹ 41 (71) Одесский гидрометеорологический институт (72) А.Е. Филонов и К.Д. Сабинин (56) Степанюк И.А. и Дерюгин К.К. Морская гидрометрия. Л.: Гидрометеоиздат, 1974, c,184-234. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМПЛИТУДЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ ОРБИТАЛЬНОЙ СКОРОСТИ МОРСКИХ ВОЛН (57) Изобретение относится к океанологии, а именно к измерению течений, вызванных волновыми движениями в море, и может быть использовано при исследовании процессов взаимодействия волновых полей с полями температуры, скорости звука, плотности и др. Способ реализуют следующим

Изобретение относится к океанологии, а именно к измерению течений, вызванных волновыми движениями в море и может быть использовано при исследовании процессов взаимодействия волновых полей с полями температуры, скорости звука, плотности и др, В океанологии известен способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн, заключающийся в измерении скорости и направления горизонтальных течений при движении волн мимо измерителя, закрепленного на заякоренном буе или неподвижном основании и определении искомой амплитуды путем вычитания величины среднего течения иэ измеренных отсчетов (1).

Однако, этот способ очень трудоемок, сло„„!Ы„„1774171 А1 образом, Судно с известной скоростью пересекает группу внутренних волн перпендикулярно их фронту. На самописце судового лага непрерывно ведется запись скорости судна относительно воды. По снятым с записи отсчетам скорости определяются средние доплеровские период т 8 и частота в внутренних волн. По кривой торможения судна определяют параметры инерции движения (амплитудную частотную характеристику А(а), постоя н ную времени инерции движения t и фазовую частотную характеристику р (со ). По этим параметрам и измеренным отсчетам скорости судна относительно воды определяют среднюю амплитуду горизонтальной проекции орбитальной скорости внутренних волн, 2 ия.; 1 жен в реализации и может применяться только на мелководье, поскольку требует неподвижной фиксации регистратора течений в пространстве, что невозможно обеспечить на глубокой воде.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн, заключающийся в измерении скоро. сти и направления движения относительно воды объекта с измерителем, неподвижно закрепленным на объекте с известной частотной характеристикой инерции, например, с дрейфующего судна, и последующим определением искомой амплитуды путем определения разности величин средней скорости и дрейфа судна из данных измере3

1774171 ний (2). Однако, этот способ также трудоемок и приводит к значительным ошибкам в определении амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости, так как дрейфующий объект под действием ветра и волн обычно испытывает рыскание по курсу и меняет свою скорость. Его движения относительно воды представляют собой случайный процесс и регистрируются измерителем вместе с горизонтальными орбитальными скоростями волн, выделить которые из получаемых записей очень трудно и удается лишь с большими ошибками, процесс этот сложный и трудоемкий.

Целью изобретения является повышение-точности определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн на глубокой воде с одновременным упрощением способа.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн, заключающемся в измерении скорости движения относительно воды объекта с известной частотой характеристикой инерции движения и последующим определением по данным измерений амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения искомой амплитуды на глубокой воде, с одновременным упрощением способа, измерение скорости движения объекта относительно воды ведут при его перемещении с постоянной скоростью 3 перпендикулярно фронту волн, а амплитуду горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн определяют по формуле: имеющего решение

Uo(t) =Оое т (2) 40

Оь—

55 та;

А (со)— — амплигде Uu(t) — измеренная скорость движения объекта относительно воды;

Uо — средняя скорость движения объектудная частотная характеристика инерции движения объекта; р (в ) = arctg (- mt ) — фазовая частотная характеристика инерции движения объекта, в — средняя доплеровская частота; х — постоянная времени. инерции движения объекта;

t — время.

Согласно изобретению, движение объекта происходит со скоростью, которая может включать в себя не только некоторую; более или менее постоянную часть, определяемую, например, оборотами винта, если объект представляет собой судно, но и переменную составляющую, связанную с самими орбитальными скоростями (самоперенос в волнах). Такие течения вызываются как поверхностными, так и внутренними волнами большой амплитуды, распространяющимися по океанскому термоклину. При движении в волновом поле, объект будет увлекаться орбитальными течениями волн, длина которых il больше линейных размеров объекта L. Такие условия типичны для широкого класса ветровых волн, волн зыби и почти всех внутренних волн на термоклине. Таким образом, полная скорость объекта относительно земли не является простой суммой скорости объекта относительно воды и влечения, поскольку объект, обладая определенной инерцией и будет увлекаться горизонтальными орбитальными течениями не мгновенно, а с некоторым сдвигом по фазе, как это и свойственно инерционным системам. При небольших скоростях объекта относительно воды, зависимость сопротивления движения объекта от его скорости приближается к линейной (3) и поэтому становится допустимым использование линейного уравнения:

+ — + Uo(t) = 0, (1)

d0 где Up(t) — скорость объекта относительно воды;

Uo — скорость объекта в некоторый начальный момент времени t = 0; т — время; х — постоянная времени инерции движения объекта; е = 2,7182818.

На основании уравнения (2), инерционные свойства движения объекта полностью определяются его

А(в) =(1+аРг ) — амплитудной и р(в) =arctg (-вх) -фазовойчастотными характеристиками, которые зависят от постоянной времени инерции движения объекта х и доплеровской частоты в . Их

1774171 находят через преобразование Фурье уравнения (2).

При движении обьекта с постоянной скоростью перпендикулярно фронту волн, установленный на нем измеритель зареги- 5 стрирует разность между скоростью объекта и горизонтальной проекцией орбитальной скорости волн:

uu(t) = up(t) — u (t), (3) 10 где Up(t) — скорость объекта относительно воды;

U (t) — горизонтальная проекция орбитальной скорости волн. 15

Скорость объекта относительно воды слагается из средней скорости, сообщаемой ему двигательной установкой (средние обороты винта) и переменной части, за счет воздействия нэ объект орбитальных скоро- 20 стей волн. В случае совпадения направления движения обьекта и волн, орбитальные течения будут ускорять движение объекта относительно воды над подошвами и замедлять — над гребнями. При движении обьекта 25 со средней скоростью Up e поле синусоидальных орбитальных течений вида, uB,(t) = Uâ.sin(e ), 30 где Ua — амплитуда горизонтальной проекции орбитальной скорости волн, скорость объекта относительно воды в произвольный момент времени будет определяться выражением; 35

Uo (t) = 0о + А (в) Ub sin (mt +p(o>)) (4) а скорость, регистрируемая измерителем, 40 будет равна

UIJ(t)=Up+A(N)U sln((ia + p (в)11Ьsin(cu т). (5) 45

Откуда определим искомую амплитуду горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн

50 - в

А (6)

Таким образам, использование известных технологических приемов. приведенных в даатличительнай части формулы изобретения, совместно с неизвестными приемами, указанными в отличительной части, приводят к получению нового и ранее неизвестного аффекта, заключающегося в повышении точности определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн на глубокой воде, с одновременным упрощением способа, позволяет сделать вывод а соответствии указанных технологических приемов критерию

"Существенные отличия".

Сопоставленный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявленный способ отличается от известного рядом технологических приемов, приведенных в отличительной части формулы изобретения, использование которых в совокупности с известными приводит к получению нового аффекта. Это позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "Новизна".

На чертеже фиг.1 и 2 дано пояснение предлагаемого способа.

На фиг. l схематично показано движение объекта длиной L в поле орбитальных течений попутной внутренней волны длиной

А . На фиг,2 кривая 1 изображает колебания скорости Uu(t) регистрируемые измерителем, установленным на объекте, кривая 2 изображает скорость обьекта Up(t) в поле орбитальной скорости внутренней волны большой амплитуды U (t) (кривая 3).

Предлагаемый способ реализован следующим образом. Судно со скоростью

11,112 км.ч пересекало в попутном направлении группу внутренних волн большой амплитуды перпендикулярно их фронту.

Запись скорости относительно воды велась непрерывно на самописце судового лага.

Зарегистрированные колебания скорости судна были па форме близки к синусоидальным. По снятым с записи через 0,5 минуты отсчетам скорости были определены средние доплеровские период т = 7,1 мин и частота со= 6,28/7,1 = 0,89 рад.мин внутренних волн. По кривой торможения судна были определены ега параметры инерции движения для начальной скорости 11,112 км.ч т = 4 мин- постоянная времени инерции движения;

А(в ) = 0,27 — амплитудная частотная характеристика инерции движения;

p(M)= -1,30 рад — фазовэя частотная характеристика инерции движения, Па параметрам инерции движения судна и измеренным отсчетам скорости относительно воды, по формуле (6) была определена средняя амплитуда горизонтальной орбитальной скорости внутренних

1774171

U—

А(в)— амплитудтальной скорости морских волн обладает большой эффективностью по сравнению с прототипом, так как имеет высокую точность, прост в реализации и не требует специального океанологического оборудования.

Формула изобретения

Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн путем измерения скорости движения объекта относительно воды с известной частотной характеристикой инерции движения и последующего определения по данным измерений амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности измерений на глубокой воде, измерения скорости движения обьекта относительно воды ведут при его перемещении с постоянной скоростью перпендикулярно к фронту волн, а амплитуду горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн оп. ределяют по формуле: где Uu(t) — скорость движения объекта относительно воды;

1О Оо — определенная скорость средняя движения объекта; ная частотная характеристика инерции движения объекта;

p (в) = arctg(- в t) — фазовая частотная характеристика инерции движения объекта, в- средняя доплеровская частота морских волн; т — постоянная времени инерции движения объекта;

t- время, 1774171

Фиг. 2

Составитель А.Филонов

Редактор С,Кулакова Техред M.Moðãåíòàë Корректор С,Пекарь

Заказ 3919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к акустическим измерениям

Изобретение относится к океанографической технике и позволяет повысить точность измерений за счет исключения ошибок, обусловленных наклоном вехи при большом волнении и искажениями волнового поля вблизи датчиков поплавками буя

Изобретение относится к технике исследования морских волн

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность регистрации профиля волнения на водной поверхности при метеорологических и океанографических исследованиях

Волнограф // 1696864
Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к устройствам для определения статистических параметров ветрового волнения, например, при метеорологических и океанографических исследованиях

Изобретение относится к гидрофизическим измерениям и может быть использовано для измерения спектров возвышений волнующейся поверхности моря

Изобретение относится к определению океанографических характеристик и построению их пространственного распределения и может быть использовано для географических и природоресурсных исследований океанов и морей

Изобретение относится к технологии измерений и может быть использовано при определении параметров надводных судов по данным аэрофотосъемок и спутниковых наблюдений

Изобретение относится к неконтактным океанографическим измерениям и может быть использовано для определения статических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на гладкую и на взволнованную поверхности

Изобретение относится к области неконтактных океанографических измерений и предназначено для использования в информационно-измерительных комплексах определения статистических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к океанологической технике и может быть использовано для дистанционного контроля состояния морской поверхности

Изобретение относится к области гидрофизических измерений и может быть использовано для исследования динамики гидрофизических процессов в натурных условиях

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке

Изобретение относится к области океанографических измерений, в частности, к способам измерения высоты морских волн
Наверх