Способ пуска асинхронного электродвигателя и устройство для его осуществления

 

Использование в тиристорном электроприводе в пусковых и пускорегулирующих устройствах для двигателей с фазным ротором .Сущность изобретения заключается в том, что устройство дополнительно снабжено нуль-органом 9, интегратором 10, пороговым элементом 12, элементом И 3, триггером 15. Временной задержкой и усилителями и обеспечивает повышение надежности и быстродействие. 1 с.п. ф-лы, 3 ил.

союз сОВетских сОциАлистических

РЕСПУБПИК (ь )5 Н 02 Р 5/40

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4817471/07 (22) 23,04.90 (46) 07,11.92, Бюл. Кг 41 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по автоматизированному электроприводу B промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте (72) Ю.П.Кузнецов (56) Голован А.Т, Основы электропривода, М.: 1979, с.181 — 186.

Патент ФРГ

N 2811302, кл. Н 02 P 5/40, Н 02 Р 7/42, 1984.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в пусковых и пускорегулирующих устройствах тиристорных электроприводов для двигателей с фазным ротором.

Известен способ управления двигате- лем с фазным ротором, а также устройство для его осуществления с помощью изменения пусковых резисторов, включенных в цепь ротора, Способ управления заключается в том, что с помощью соответствующего алгоритма управления поддерживают превышающий момент сопротивления механизма на определенную величину, что обеспечивает постоянство средней величины ускорения в процессе пуска.

Устройство, реализующие указанный способ, представляют собой станции управления ступенчатого изменения последовательно соединенных пусковых сопротивлений, подключенных к ротору двигателя с силовой коммутационной аппаратурой, осуществляющей поочередное шунтирование укаэанных сопротивлений.

:5U, 1774453 А1 (54) СПОСОБ ПУСКА АСИНХРОННОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование в тиристорном электроприводе в пусковых и пускорегулирующих устройствах для двигателей с фазным ротором.Сущность изобретения заключается в том, что устройство дополнительно снабжено нуль-органом 9, интегратором 10, пороговым элементом t2, элементом И 3, триггером 15. Временной задержкой и усилителями и обеспечивает повышение надежности и быстродействие. 1 с.п. ф-лы, 3 ил.

Недостатками указанного технического решения являются: — недостаточная плавность пуска особенно при изменяющихся параметрах нагрузки механизма; — броски тока и момента при ш нтировании пусковых сопротивлений; — низкая надежность устройства из-за наличия большого количества силовой коммутационной аппаратуры, работающе при значительных токовых перегрузках, Наиболее близким техническим решением, является способ пуска асинхронного электродвигателя путем фазового управления встречно-параллельными тиристорами и последовательными резисторами сопротивления которых изменяют в процессе пуска и устройство для управления асинхронным двигателем, содержащее встречно-параллельные тиристоры с системой импульсно-фазового управления, трансформатор синхронизации роторного напряжения, эадатчики частоты, соединенные с трансформатором синхронизации роторного напряжения.

1774453

10

20

50

Недостатками данного способа и устройства является следующее: — в случае шунтирующих тиристоров устройство реализуется со значительной мощностью тиристоров; — при применении шунтирующих контакторов и прерьчвании тока ротора с бездуговой коммутацией снижается темп разгона и увеличиваются динамические моменты на механизм; — шунтирование контактором ротора для исключения тепловых потерь в тиристорах регулятора вызывает режим тяжелой токовой коммутации электромеханическим аппаратом, что снижает надежность устройства и привода в целом.

Целью изобретения является повышение надежности, быстродействия и снижение массогабаритных показателей.

Суть способов пуска асинхронного электродвигателя заключается в том, что при разгоне осуществляют фазовое регулирование роторного напряжения встречнопараллельно включенными тиристорами с последовательно включенными резисторами, сопротивление которых изменяют с помощью N групп шунтирующих контакторов и при этом измеряют длительность полупериода роторного напряжения Т/2, сравнивают ее с заданным значением tz и при

Т/2=tz пофазно включают соответствующую I-e группу шунтирующих контакторов (где 1-N-1 — целое число). При этом, при

Т/2<твкл через время тщл Т/2 снимают управляющие импульсы с тиристоров на время tean, а при Т/2 >t вк определяют момент

Ь перехода роторного напряжения через ноль и через время Т/2 тркп формируют сигнал на по фазное включение N-й группы шунтирующих контакторов.

Совокупность существенных признаков способа позволяет плавно регулировать скорость двигателя с минимальнымдинамическим возмущением при шунтировках, осуществить включение злектромеханических аппаратов при минимальной паузе по току фазы ротора и практически при незначительных токах при шунтировании ротора.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства для реализации способа пуска (показана для одной фазы), на фиг.2,3-диаграмм, поясняющие его работу.

Устройство для пуска асинхронного электродвигателя 1 содержит в каждой из m фаз роторной обмотки электродвигателя цепь ускорения в виде последовательно соединенных встречно-параллельно включенных тиристоров 2, 3 и двух балластных резисторов 4, 5, два шунтирующих контак тора с обмотками 6, 7, подключенными к выходам соответствующих усилителей мощности 8, 9 и замыкающими контактами 10, 11, причем контакты 10 первого контактора включены параллельно первому балластному резистору 4 а контакты 11 второго контактора — параллельно всей цепи ускорения.

Устройство содержит также m систем управления, каждая из которых состоит из блока

12 импульсно-фазового управления, выходы которого соединены с управляющими цепями тиристоров 2, 3, трансформатора синхронизации 13, вход которого подключен к зажиму соответствующей фазы роторной обмотки, а выход соединен с первым входом блока 12 импульсно-фазового управления, эадатчика скорости 14, подключенного ко второму входу блока 12, и двух датчиков частоты 15, 16, соединенных с выходом трансформатора синхронизации 13, нуль— органа 17, интегратора 18, порогового элемента 19, элемента И 20, триггера 21, элемента временной задержки 22 и диода 23.

Выход первого датчика частоты 15 соединен с первым входом элемента И 20, выход которого подключен ко входу второго усилителя мощности 9. Вход нуль-органа 17 соединен с выходом трансформатора синхронизации 13, первый выход нуль-органа 17 через последовательно соединенные интегратор 18 и пороговый элемент 19, а второй выход нуль-органа 17 через диод 23 соединены соответственно со вторыми и третьим входами элемента И 20. Выход второго датчика частоты 16 соединен со входом триггера 21, выход которого соединен непосредственно со входом первого усилителя мощности 8 и через элемент временной задержки 22 с третьим входом блока 12 импульсно-фазового управления.

Устройство работает следующим образом.

В первоначальный момент тиристоры 2, 3 не проводят тока из-за больших значений угла управления блока импульсно-фазового управления (БИФУ) 12, в зависимости от задания блока 14 происходит изменение угла управления и увеличение тока ротора, что приводит к увеличению скорости вращения ротора.

При достижении заданной частоты вращения датчик частоты 16 выдает сигнал на триггер 21, фиксирующий данную частоту подающий сигнал на съем импульсов управления с выдержкой времени, включения контактора и половины периода частоты ротора; что обеспечивается элементом задержки 22. Одновременно триггер 21 подает сигнал на включение первого контактора через усилитель 8. После включения контактора его блок — контакты шунтируют вход

1774453

БИФУ (съем импульсов), что восстанавливает импульсы управления и позволяет вести разгон двигателя по новой реостатной характеристике, Аналогично работает схема в двух других фазах, На фиг.2 показаны процессы, происходящие в фазе ротора при работе первого шунтирующего контактора.

После выполнения программы включения всех первых контакторов во всех трех фазах двигатель разгоняется до частоты, когда полупериод частоты ротора становится больше времени включения контактора и схема состоящая из блоков 9, 15 — 19, 20, 23 может обеспечить включение первой шунтирующего контактора. Пояснение работы включения контактора 8 дано на фиг,3. Логический элемент И20 сформирует сигнал на включение усилителя 9, когда íà его входы поступит три разрешающих сигнала. На первый вход разрешающий сигнал поступает, когда частота достигает заданного уровня, на второй вход поступает сигнал сформированный от работы нуль — органа 17 (UBblx.Ho), который преобразуется в треугольную форму напряжения (U»i<) и сравнивается с заданным напряжением Озад, определяющим время опережения, равное времени включения контактора 1вкд. При различных частотах выше задания датчика частоты 15 это время опережения сохраняется постоянным, что позволяет достаточно точно обеспечивать включение силовых контактов при минимальных мгновенных значениях тока ротора в данной фазе. На третий вход элемента 13 разрешающий сигнал поступает только при определенной полярности напряжения ротора, соответствующей спадающей части треугольной формы напряжения. При совпадении на входе элемента И 20 всех трех разрешающих сигналов формируется сигнал включения, равный t> контактора.

Аналогично после выполнения включения в первой фазе разрешается поочередное выполнение программы включения в двух других фазах.

Предлагаемое изобретение обеспечивает необходимый темп разгона и практически бездуговую коммутацию электромеханических шунтирующих аппаратов, что повышает производительность приводимого механизма, снижает суммарную мощность тиристоров и повышает надежность устройств.

Формула изобретения

1 ° Способ пуска асинхронного электро- двигателя, при котором осуществляют фазовое регулирование роторного напряжения встречно-параллельно включенными тиристорами с последовательно включенными

55 резисторами, сопротивление которых изменяют в процессе пуска с помощью N групп шунтирующих контакторов. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия, измеряют длительность полупериода роторного напряжения Т/2, сравнивают ее с заданным значением tz и при Т/2 ta пофазно включают соответствующую i-ю группу шунтирующих контакторов, при этом при Т/2(твко через время сред Т/2 снимают управляющие импульсы с тиристоров на время тикл, а при Т/2>твэл определяют момент tp перехода роторного напряжения черезл ноль и через время Т/2-tying формируют сигнал на пофазное включение N-й группы шунтирующих контакторов, где i=N-1 — целое число.

2. Устройство для пуска асинхронного электродвигателя, содержащее в каждой из

m фаз роторной обмотки электродвигателя цепь ускорения в виде последовательно соединенных встречно параллельно включенных тиристоров и двух балластных резисторов, два шунтирующих контактора с обмотками, подключенными к выходам соответствующих усилителей мощности, и замыкающими контактами, причем контакты первого контактора включены параллельно первому балластному резистору, а контакты второго контактора включены параллельно всей цепи ускорения, и m систем управления, состоящих каждая из блока импульснофазового управления, выходы которого соединены с управляющими цепями соответствующих тиристоров, трансформатора синхронизации, вход которого подключен к зажиму для соединения с выводом соответствующей фазы роторной обмотки электродвигателя, а выход соединен с первым входом блока импульсно-фазового управления, задатчика скорости, подлюченного к второму входу блока импульсно-фазового управления, и двух датчиков частоты, соединенных с выходом трансформатора синхронизации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия и уменьшения массогабаритных показателей, в каждую систему управления введены нуль-орган, интегратор, пороговый элемент, логический элемент И, триггер, элемент временной задержки и диод, выход первого датчика частоты соединен с первым входом элемента, выход которого подключен к входу усилителя мощности второго .контактора, вход нуль-органа соединен с выходом трансформатора синхронизации, первый выход нуль-органа через последовательно соединенные интегратор и пороговый элемент, а второй выход нуль-органа

1774453

l, 4 слтолсв рол ааст — /д г.2

Составитель С. Позднухов

Техред M,MñðãåHTàë Корректор Э.Лончакова

Редактор

Заказ 3933 Тираж Подписное

ВНИИПИ Г осударс гвенного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCC P

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производс яеi.но-издательский комоинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ пуска асинхронного электродвигателя и устройство для его осуществления Способ пуска асинхронного электродвигателя и устройство для его осуществления Способ пуска асинхронного электродвигателя и устройство для его осуществления Способ пуска асинхронного электродвигателя и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания регулируемых асинхронных электроприводов с вентиляторной нагрузкой

Изобретение относится к элетротехнике и может быть использовано в электротехнических виброприводах машин и механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильных преобразователях частоты, предназначенных для частотного пуска высоковольтных синхронных машин, номинальное напряжение которых в 3...10 раз превышает номинальное напряжение преобразователя частоты

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых асинхронных электроприводах подъемно-транспортных механизмов Цепью изобретения является повышение производительности лифтов За счет введения в устройство двух узлов сравнения 11 и 12 и функционального преобразователя 13 при управлении лифтом после разгона электродвигателем до заданной скорости при двигател.ьном моменте продолжают движение с данной скоростью, а при тормозном моменте разгоняют двигатель с заданным ускорением до скорости, не превышающей второго заданного значения, при поступлении команды на торможение измеряют текущую скорость электродвигателя и угловое перемещение и при определенных значениях начинают замедление в заданную точку останова с максимально возможными значениями первой и второй производных угловой скорости

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электроприводам переменного тока, и может быть использовано в системах управления электромагнитным моментом асинхронной машины при высоких требованиях к их точности и быстродействию

Изобретение относится к электротехнике , в частности к регулируемым электроприводам переменного тока, и может быть использовано для регулирования момента, скорости и положения рабочих органов, в том числе в станкостроении и робототехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для формирования сигналов управления токами статора в соответствии с принципами частотно-токового управления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемом асинхронном электроприводе общепромышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока

Изобретение относится к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к электроприводу, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического регулирования возбуждения синхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока
Наверх