Жаропрочный сплав на железоникелевой основе

 

Изобретение относится к металлургии, а именно к жаропрочным свариваемым сплавам на железоникелевой основе с низким температурным коэффициентом линейного расширения, и может быть использовано в качестве материала для изготовления деталей газотурбинных двигателей с рабочей температурой до 800*?С, а также как материал планера летательных аппаратов. Сплав содержит следующие компоненты, мас. % : углерод 0,01-0,1; никель 35,0-40,0; кобальт 10,0-27,0; ниобий 3,0-7,0; титан 0,05-2,0; ванадий 0,1-1,0; магний 0,005-0,1; иттрий 0,005-0,1; церий 0,005-0,1; лантан 0,005-0,1; бор 0,001-0,1; железо остальное. Введение в сплав Co, V, Y, Cl, La, B, Mg позволяет снизить ТКЛР в сочетании с высокой кратковременной прочностью. Предлагаемый сплав обладает следующими свойствами: 20-60=8.9-12110-6C-1 2в0= 125-140 кгс/мм2 .

Изобретение относится к металлургии жаропрочных свариваемых сплавов на железноникелевой основе с низким температурным коэффициентом линейного расширения (ТКЛР), и может быть использовано в качестве материала для изготовления деталей газотурбинных двигателей с рабочей температурой до 800оС, а также как материал планера летательного аппарата. В качестве аналогов предлагаемого сплава можно принять сплавы ХН45МВТЮБР (ЭП718), авт. св. N 350772 и ХН30ВМТ (ЭП437), авт.св. N 350372. Однако данные сплавы обладают относительно высоким типичным для жаропрочных сплавов на Ni и Fe-Ni основах коэффициентом линейного расширения и имеют ограниченные значения кратковременной прочности. Наиболее близким к предлагаемому является сплав ЭП718 (авт.св. N 350372), широко применяемый в авиационной промышленности для изготовления корпусных деталей, колец, валов и др. и имеющий следующий химический состав, мас.%: Углерод Не более 0,1 Никель 40-46 Хром 14-16 Молибден 4,0-5,5 Вольфрам 2,0-3,5 Титан 1,8-2,4 Алюминий 0,9-1,4 Ниобий 0,8-1,3 Бор 0,008 Цирконий 0,02 Железо Основа
(Т.У. 1.4-3905-85)
Однако сплав ЭП718 имеет высокий температурный коэффициент линейного расширения и недостаточно высокую кратковременную прочность. Изготовление деталей ГТД из предлагаемого сплава с низким коэффициентом взамен сплава ЭП718 позволит повысить КПД двигателя за счет уменьшения компенсационных зазоров между деталями, а также снизить термические напряжения в местах сопряжения металлов с различным за счет использования предлагаемого сплава в качестве переходного материала. Предлагаемый сплав может быть применен также в качестве материала обшивки летательных аппаратов, т.к. низкое значение коэффициента позволит избежать растрескивания сварных швов изделий, больших по габаритам. Кроме того, увеличение характеристик кратковременной прочности приведет к снижению веса изделия и повысит его надежность. Целью изобретения является снижение температурного коэффициента линейного расширения жаропрочного сплава на железоникелевой основе при одновременном повышении кратковременной прочности. Это достигается определенным содержанием никеля и отсутствием хрома, что обеспечивает инварную аномалию, легированием сплава кобальтом, ниобием, титаном, ванадием, а также введением Mg, I, Cl, La, B, V, Co. Сплав содержит, мас.%:
Углерод 0,01-0,1
Никель 35,0-40,0
Кобальт 10,0-27,0
Ниобий 3,0-7,0
Титан 0,05-2,0
Ванадий 0,1-1,0
Магний 0,005-0,1
Иттрий 0,005-0,1
Церий 0,005-0,1
Лантан 0,005-0,1
Бор 0,001-0,01
Железо Основа
Примеси:
Кремний Не более 0,5
Марганец Не более 0,1
Сера Не более 0,005
Фосфор Не более 0,015
В отличие от сплава ЭП718 в химическом составе предлагаемого сплава пониженное содержание никеля и отсутствует хром, что позволяет использовать инварную аномалию термического расширения. Введение в предлагаемый сплав кобальта позволяет расширить ферромагнитную область сплава, т.е. повысить точку Кюри, при этом достигается относительное постоянство коэффициента в ферромагнитной области. В данной композиции для получения более высокой кратковременной прочности и улучшения технологической пластичности и свариваемости при условии сохранения аномального коэффициента на достаточно низком уровне использованы соответственно ниобий и ванадий, которые при выбранном соотношении элементов существенно не влияют на температурный коэффициент линейного расширения. Магний за счет образования соединений с высокой температурой плавления способствует получению низких значений коэффициента , а также росту характеристик технологической пластичности, свариваемости и длительной прочности. Иттрий, церий, лантан, бор за счет снижения дефектности границ зерен увеличивают длительную прочность сплава. Кроме того, иттрий, церий, лантан, при отсутствии в сплаве хрома, несколько увеличивают жаростойкость, т.е. окислы этих металлов входят в состав окисной пленки, снижая ее дефектность. П р и м е р. Холоднокатаный лист предлагаемого сплава толщиной 1-2 мм изготовлялся в лабораторных условиях. Металл предлагаемого сплава выплавлялся в вакуумной индукционной печи ВИАМ-1635 и разливался в 10 кг слитки. Поверхность слитков подвергалась механической обдирке, от них срезались донная и прибыльная части. Затем слитки нагревались на 1140оС и ковались на сутунку 30 х x150 х 200 мм с осадкой по высоте на ковочном прессе 800 т.с. Кованые сутунки подвергались горячей прокатке на лист =2-3 мм на стане ДУО-800. Температура нагрева под прокатку - 1140оС. Горячекатаные листы отжигались при 1000оС и подвергались щелочно-кислотному травлению, а затем - холодной прокатке на лист на стане Кварто-800. Холоднокатаные листы подвергались термообработке: закалка 980оС, охл. на воздухе; старение 720оС, 8 ч, охл. с печью до 620оС далее старение 8 ч. охл. на воздухе. В табл. 1 приведены химические составы различных плавок предлагаемого сплава, в табл. 2 - соответствующие им значения температурного коэффициента линейного расширения , в табл. 3 - механические свойства. Также была проведена сварка образцов и определена критическая скорость сварки в шве, которая составляет 3,64 мм/мин против 1,9-2,4 мм/мин для сплава ЭП718. Определение коэффициента проводилось дилатометрическим методом на дилатометре L-75/80 фирмы "Линсайс" по стандартной методике СТП 1.599.4/8-79 г., предусматривающей нагрев-охлаждение испытуемого образца со скоростью 5 К/мин. Запись удлинения испытуемого образца производилась с усилением сигнала в 1000-крат. Из данных табл. 2 следует, что коэффициент предлагаемого сплава существенно ниже, чем у сплава ЭП718, на 20-30%. Кроме того, предлагаемый сплав отличается относительным постоянством коэффициента в ферромагнитной области. Так, величина 20-100- 20-600, характеризующая рост коэффициента в зависимости от температуры, для предлагаемого сплава составляет от 0,5 до 0,0 вместо 1,7 для сплава ЭП718. Вместе с тем предлагаемый сплав обладает более высокой кратковременной прочностью (табл. 3) B 20=125-140 кГс/мм2 против 115 кГс/мм2 для сплава ЭП718. Содержание элементов в сплаве в количествах, меньших нижнего предела (табл. 1 плавка 4), приводит к сужению ферромагнитной области (Тс - точка Кюри - 325оС), что является нежелательным, т.к. при переходе в парамагнитное состояние резко возрастает коэффициент , что подтверждается величиной 20-100- 20-600, которая в данном случае составляет 1,7 (табл. 2) и способствует резкому падению прочности (табл. 3). Содержание элементов в количествах, больших верхнего предела (плавка 5), приводит к повышению коэффициента (табл. 2) и резкому падению пластичности в связи со значительным ростом количества упрочняющей фазы. Таким образом, использование предлагаемого сплава взамен сплава ЭП718 позволит за счет низкого коэффициента повысить КПД двигателя, снизить термические напряжения в местах сопряжения материалов с различным . Увеличение характеристик кратковременной прочности приведет к снижению веса изделия и повысит его надежность.


Формула изобретения

ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ, содержащий углерод, ниобий, титан, отличающийся тем, что, с целью повышения низкого температурного коэффициента линейного расширения в сочетании с высокой кратковременной прочностью, он дополнительно содержит кобальт, ванадий, иттрий, церий, лантан, бор, магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод 0,01 - 0,1
Никель 35,0 - 40,0
Кобальт 10,0 - 27,0
Ниобий 3,0 - 7,0
Титан 0,05 - 2,0
Ванадий 0,1 - 1,0
Магний 0,005 - 0,1
Иттрий 0,005 - 0,1
Церий 0,005 - 0,1
Лантан 0,005 - 0,1
Бор 0,001 - 0,1
Железо Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Сталь // 1749296
Изобретение относится к черной металлургии , в частности к составу качественной низкоуглеродистой листовой стали с повышенной пластичностью, предназначенной для глубокой и весьма глубокой вытяжки С целью снижения поверхностных дефектов, расхода металла при прокатке и повышения пластичности металла, сталь дополнительно содержит германий, алюминий, кислород при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,03-0,08: марганец 0.15- 0,40; кремний 0,005-0,045; титан 0,001-0,01; ванадий 0,001-0,03; алюминий 0,005-0,015; германий 0,0001-0,002: кислород 0,012- 0,018, железо - остальное

Сталь // 1749295

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, которая может быть использована для изготовления деталей и конструкций энергооборудования

Изобретение относится к черной металлургии и может быть применено для изготовления конструкций, работающих при низких температурах, например, при строительстве газопроводов, нефтепроводов, резервуаров

Изобретение относится к черной металлургии , в частности к стали, и предназначено для использования преимущественно в сталеплавильном производстве при выплавке стали для железнодорожных рельсов

Сплав // 1678887
Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам, применяемым для снижения ликвации элементов в осевой зоне заготовок

Сталь // 1677084
Изобретение относится к черной металлургии

Изобретение относится к металлургии, в частности к конструкционной стали, предназначенной для изготовления строительных конструкций, работающих в условиях низких климатических температур до (-70)°С

Сталь // 1659518
Изобретение относится к черной металлургии , в частности к стали для железнодорожных рельсов

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к рельсовой стали, и предназначено для использования преимущественно в сталеплавильном производстве при выплавке стали в электропечах для железнодорожных рельсов

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению плакированной коррозионно-стойкой стали и изделий из нее

Изобретение относится к металлургии в частности к разработке конструкционной стали для изготовления сортовых заготовок, используемых при холодной высадке крепежных изделий

Изобретение относится к металлургии в частности к разработке конструкционной высокопрочной стали для изготовления сортовых заготовок, используемых при холодной высадке крепежных изделий

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к высокопрочным свариваемым сталям

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к ультравысокопрочной с низким коэффициентом текучести стали для магистральных труб, имеющей повышенную низкотемпературную НАZ вязкость и свариваемость на месте и предел прочности по крайней мере 950 МПа, превышающий Х100 API стандарта

Сталь // 2144094
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам инструментальных сталей, которые могут найти применение при изготовлении деталей, работающих в условиях термоциклического нагружениях (ТЦН)

Изобретение относится к высокопрочной стали, используемой в строительстве и для изготовления труб, и к производству этой стали

Изобретение относится к высокопрочной стали и ее производству
Наверх