Устройство для обучения основам вычислительной техники

 

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а такж в конструкторских бюро для моделирования и отладки дискретных устройств, построенных на интегральных микросхемах. Устройство позволяет расширить дидактические возможности. Устройство содержит пульт оператора, блок предъявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор, наборное поле, логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразователя 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (И) <11) (я)5 G 09 B 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4813625/24 (22) 11.04.90 (46) 15.11.92. Бюл. М 42 (72) В,А.Несмелов, В,И,Назин, С.Ф.Тюрин и

В,А.Харитонов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1394222, кл. G 09 В 23/18, 1988.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1564682, кл. 6 09 В 23/18, 1989.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1658197, кл. G 09 В 23/18, 1989 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОBAM ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также в конструкторских бюро для моделирования и отладки дискретных устройств, построенных на интегральных микросхемах, Известно устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора, состоящий иэ генератора одиночных импульсов, генератора непрерывной последовательности импульсов, переключателя рода работ, генератора нуля, управляющей клавиатуры и блоки триггеров, блок индикации, коммутатор, наборное поле, модули логических элементов, состоящие из двух коммутаторов, логических элементов и блока индикации, модули триггеров, состоящие из двух коммутаторов, элемента памяти, индикаторов и блока прогнозирования, состоящего из инвертора, двух элементов И и элемента

It1 JIL1

Недостатком такого устройства я вляются низкие дидактические возможности за (57) Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а такж в конструкторских бюро для моделирования и отладки дискретных устройств, построенных на интегральных микросхемах. Устройство позволяет расширить дидактические возможности, Устройство содержит пульт оператора, блок предъявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор, наборное поле, логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразователя. 5 ил. счет отсутствия индентификации гоночных ситуаций в логическом преобразователе при моделировании дискретных устройств, Известно также устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора. блок предъявления информации (внешних входных сигналов); коммутатор, наборное поле, логические элементы и блоки памяти. Пульт оператора содержит генератор одиночных импульсов, генератор непрерывной последовательности импульсов, генератор нуля, переключатель, элемент И, управляющую клавиатуру, регистр, блок контроля гонок элементов памяти, содержащий коммутатор, группу элементов сложения по модулю

2, первый и второй индикаторы, блок постоянной памяти, переключатель, триггер, генератор непрерывной последовательности импульсов, элемент И и блок звуковой сигнализации. Логический элемент содержит два коммутатор, логический узел, индикатор. Блок памяти содержит два коммутатора, элемент памяти, два индикатора и узел

1775728

40

50 прогнозирования содержащий инвертор, два элемента И, элемент ИЛИ.

Недостатком такого устройства являются низкие дидактические вазможности за счет отсутствия индентификации I.GH0 ÷!Ièõ ситуаций логического преобразователя при моделировании дискретных устройств.

Наиболее близким по техническаи сущности к предлагаемому является устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пулы оператора, блок предъявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор, наборное поле. логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразсвателя, Пульт оператора содержит генерагары непрерывной последовательности импульсов, генератор нуля, переключатель, первый и второй элементы И, узел звуковой сигнализации, коммутатор, элемент ИЛИ, триггер, управляющую клавиатуру, регистр и блок контроля гонок элементов памяти, содержащий коммутатор, группу элементов сложения по модулю 2, индикатор, узел постоянной памяти, переключатель, триг -ер и индикатор. Логический элемент содержит первый и второй коммутаторы, логический узел и индикатор. Блок памяти содержит первый и втОрОй коммутаторы, э !pMB!-.Т памяти, первый и второй индикагоры и узел прогнозирования, содержащий инвертор, первый и второй элементы И и элемент

ИЛИ. Блок контроля гонок логического реобразователя содержит первый и второй коммутаторы, первый, второй и третий триггеры, переключатель, элемент И элемент ИНЕ и индикатор, причем первый выход

ПУЛЬта ОПЕРатОРа СОЕДИНЕН С СаотВЕтСтВУЮщими входами блока предьявления информации и с соответствующими входами первой групn! I наборного поля, входы группы пульта оператора являются соответствуЮЩИМИ ВХОДаМИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ УСтРайСтна, входы второй и третьей групп и выходы первой и второй групп наборного поля являются сооте.тствующими входами и выходами устройства, входы первого коммутатора являются соответствующими входами первой группы устройства, входы группы элемента

ИЛИ соединены с соответствующими выходами первого коммутатора, а вход с третьим выходом пульта оператора, единичный вход триггера подключен к выходу элемента

ИЛИ, нулевой вход — к четвертому выходу пульта оператора, а нулевой и единичный выходы — к первому и второму входу пульта оператора, соответственно, входы второго коммутатора являются соответствующими входами пятой группы устройства, выходь: третьего коммутатора являются соответствующими выходами третьей группы устройства, первые входы элементов И соединены с выходами соответствующих переключателей. единичные входы первой группы триггеров подключены к соответствующим выходам второго коммутатора, а нулевые входы — к выходам соответствующих элементов И, нулевые входы второй группы триггеров соединены с единичными выходами соответствующих триггеров первой группы, единичные входь. с нулевыми выходами соотве- ствующих триггеров первой группы, первые входы элементов И-НЕ подключены к единичным выходам соответствующих триггеров второй группы, а вторые входы— к нулевым выходам соответствующих элементов И, установочные входы третьей группы триггеров соединены с соответствующими выходами второго коммутатора, а синхровходы — с выходами соответствующих элементов И-НЕ, входы ограничительных элементов подключены ко входу высокого уровня напряжения устройства, а выходы — к информационным входам соответствующих триггеров третьей группы, выходы которых соединены с соответствующими входами третьего коммутатора и входами соответствующих индикаторов.

Недос атком такого устройства являются низкие дидактические возможности.

Зтат недостаток обусловлен следующими обязательствами, Технические средства прототипа позволяют фиксировать оночные ситуации типа

"риск ь единице" на выходе логического преобразователя, однако при этом длительность импульса риска не измеряется. Поэтому обучаемому необходимо затрать достаточна много времени для определения того участка схемы синтезированного дискретного авгамата, который приводит к гоночной ситуации.

Целью изобретения является расширение дидактических вазможностей устройства с сокращением времени отладки синтезированного дискретного автомата.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт Оператора, первый выход которого соединен с соответствующими входами наборного паля и блока предьявления информации, а второй выход, выходы первой группы и входы первой и второй группы — соответственно са вторым входом наборного поля, входами первой групгы наборного поля и входами группы блока предьявления информации и саотвстствующими выходами наборного поля, выход которого подключен к единичному входу первого триггера, нулевой вход кото1775728 рого соединен с выходом элемента И, первый вход которого подключен к выходу первого переключателя. вход которого подключен к шине питания, выход второго триггера соединен со вторым входом элемента И, выход третьего триггера подключен к третьему входу наборного поля и входу индикатора, согласно изобретению введены триггеры группы, второй переключатель и индикаторы группы, входы которых соединены с единичными выходами первого триггера и соответс твующих триггеров с единичными выходами первого триггера и соответствующих триггеров группы, выход наборного поля подключен к синхровходам триггеров группы, первого, второго и третьего триггеров, информационный вход второго триггера соединен с шиной питания, выход — с информационным входом третьего триггера, установочные входы третьего триггера и триггеров группы подключены к выходу элемента И, нулевой вход к второго триггера соединен с выходом первого переключателя, а единичный вход — с выходом второго переключателя, один вход которого с подключен к нулевому выходу первого триггера и единичному входу первого триггера группы, в другой вход — к нулевому выходу последнего триггера группы, а входы группы второго переключателя соединены с единичными входами соответствующих триггеров группы, кроме первого, и нулевыми выходами соответствующих триггеров кроме последнего.

На фиг.1 изображена функциональная схема предлагаемого устройства для обучения основам вычислительной техники. На фиг.2 изображены временные диаграммы работы блока контроля гонок элементов памяти. На фиг.З приведены временные диаграммы работы блока контроля гонок логического преобразователя, фиксирующие ложный отрицательный сигнал длительностью меньшей или равной 5 — и игнорирующие полезный нулевой сигнал.

На фиг,4 изображена функциональная схема логического преобразователя, синтезированного обучаемым и имеющая гоночную и ситуацию типа "риск в единице" с длительностью ложного сигнала, равной 2 тактам, На фиг.5 представлена временная диаграмма возникновения гонок типа "риск в единице" с длительностью ложного сигнала, равной 2 тактам, в логическом преобразователе, синтезированным обучаемым.

Устройство для обучения основам вычислительной техники содержит пульт 1 оператора, блок 2 предъявления информации (внешних входных сигналов), коммута5

55 тор 3, наборное поле 4, логические элементы 5, блоки 6 памяти и блоки 7 контроля гонок логического преобразователя.

Пульт 1 содержит генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9, 10 (непрерывный последовательности импульсов), генератор 11 (нуля), переключатель 12, элементы 13, 14 И, узел 15 звуковой сигнализации, коммутатор 16, элемент 17 ИЛИ, триггер 18, управляющую клавиатуру 19, регистр 20 и блок 21 контроля гонок элементов памяти.

Блок 21 содержит коммутатор 22, группу элементов 23 сложения по модулю 2, индикатор 24, блок 25 постоянной памяти, переключатель 26, триггер 27 и индикатор

28.

Логический элемент 5 содержит коммутатор 29, логический узел 30, индикатор 31 и коммутатор 32.

Блок 6 содержит коммутатор 33, элемент 34 памяти, коммутатор 35, индикаторы

36, 37 и узел 38 прогнозирования, Узел 38 содержит инвертор 39, элементы 40, 41 И и элемент 42 ИЛИ. Индикаторы 35, 37 конструктивно объединены в узел 43 индикации, а элементы 23 — сумматор 44, Блок 7 содержит коммутаторы 45, 46, триггеры 47,1...47 В, 48, 49 переключатели

50, 51, элемент 52 И, индикатор 53 и группу индикаторов 54.1...54, В.

Коммутаторы 3, 16, 22, 29, 32, 35, 45 и 46 объединены в наборном поле 4.

Соединения осуществляются соединительными проводами, которые на фиг.1 не показаны.

Устроь;ство для обучения основам вычислительной техники работает следующим образом.

1. Обычный режим работы.

Обучаемый, решив задачу логического синтеза функциональной схемы по заданным условиям работы, набирает ее на наборном поле 4 иэ блоков 5 и 6 с помощью соединительных проводов (не показаны), соединяющих коммутаторы 3, 29, 32, 33 и 35 в соответствии с полученной функциональной схемой, После этого он нажимает переключатель 26 для установки триггеров 27 и 18 в нулевое положение, обеспечивающих прохождение разрешающего сигнала на элемент 13 И и запрещающего — на индикатор

28 и элемент 14 И. Для построения математической модели синтезированного автомата обучаемый -,ðè помощи генератора 11 нуля устанавливается элементы 34 по входам в состояние, соответствующее коду первой строки таблицы переходов-выходов.

1775728

Это состояние в двоичном коде отображается на индикаторах 36.

Затем обучаемый подает входные сигналы при помощи управляющей клавиатуры

19, при этом оегистр 20 устраняет дребезг контактов клавиатуры и воздействует через блок 2, который отображает двоичный код входного сигнала, на внешние входы автомата, подключенные к коммутатору 3, При этом узлы прогнозирования 38 воспринимают входные и выходные сигналы элементов

34. Инвертор 39 инвертирует сигнал со входа элемента 34, элемент 40 производит операцию логического умножения над сигналами, поступающими с выхода инвертора 39 и выхода элемента 34. Элемент 41 производит операцию логического умножения над сигналами элемента 34. Элемент 42 производит операцию логического сложения сигналов, поступающих с выходов элементов 40 и 41.

Реализованная функция принимает значение логического нуля в том случае, если элемент в следующем такте установится в нулевое состояние, при этом индикатор 27 не горит, а значение логической единицы— в противном случае, при этом индикатор 27 горит. Поэтому считывая информацию по индикаторам 27, обучаемый получаетдвоичную информацию, отмечаемую в каждой клетке таблицы переходов-выходов без дополнительных операций, только путем изменения комбинации входных сигналов.

Это позволяет получить математическую модель синтезированного автомата, во время построения которого обучаемый производит отладку автомата, используя дополнительно индикаторы 31, отображающие выходные состояния каждого из узлов

30. Затем производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент 13 И на входы синхронизации элементов памяти 34 с коммутатора 3.

Таким образом, работа устройства происходит аналогично работе прототипа.

2. Режим анализа правильности решения задачи безгоночного кодирования, Обучаемый, набрав на наборном поле 4 из блоков 5 и 6 функциональную схему разработанного дискретного устройства-с решением задачи безгоночного кодирования в элементах памяти и построив его математическую модель в соответствии с обычным

10 ющие текущему состоянию триггеров 34.

Затем, нажав переключатель 26, пере15 водит триггеры 27 и 18 в исходное (нулевое) 40

35 режимом работы, соединяет с помощью соединительных проводов (не показаны) первый и второй выходы коммутаторов

35 второй группы устройства с соответствующими парами входов коммутатора 22 блока 21 контроля гонок элементов памяти. При этом с первых выходов коммутаторов 35 второй группы устройства снимаются сигналы соответствующие последнему (и рогнозируемому) состоянию триггеров 34, а со вторых выходов коммутаторов 35 второй группы устройства снимаются сигналы, соответствусостояние. В результате чего с прямого выхода триггера 18 снимается нулевой (запрещающий) сигнал на элемент 14 И, а с инверсного выхода — единичный сигнал на элемент 13 И, разрешая работу устройства.

С прямого выхода триггера 27 снимается нулевой сигнал, поэтому индикатор 27 не высвечивается. После этого производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент

13 И на входы синхронизации элементов памяти 34 с коммутатора 3 аналогично работе прототипа (обычный режим работы).

Допустим, элемент памяти 34 блока 6.1 переходит из единичного текущего состояния (фиг.2а) в нулевое следующее состояние (фиг,2б), В то время, как элемент памяти 34 блока 6,2 (не показан) остается в нулевом состоянии как в очередном (фиг.2в), так и в следующем (фиг.2г), и все остальные триггеры 34 блоков 6 не меняют своего состояния.

Тогда лишь на выходе элемента 23.1 сложения по модулю 2 появляется единичный сигнал (фиг.2д), который поступает на вход узла

25 постоянной паь.яти, высвечивая при этом соответствующий светодиод индикатора 44, Однако, поскольку на всех остальных входах блока 25 постоянной памяти присутствуют сигналы логического нуля, то на его выходе формируется сигнал логического нуля (фиг.2ж) поэтому триггер 27 остается в нулеВоМ (исходном) состоянии (фиг.23), разрешая прохождение сигналов от генераторов

8 и 9 через переключатель 12 и элемент 13

И (фиг.2л) для работы устройства.

Онако, если обучаемый при построении функциональной схемы автомата äonóстил ошибку, которая при проверке прохождения сигналов приводит к одновременному изменению состояния более, чем одного элемента памяти 34, например, блок

1775728 наборном поле 4 из блоков 5 и 6 в функцио- 50 нальную схему разработанного дискретного устройства на основе построения его математической модели в соответствии с обычным режимом работы размещает на наборном поле необходимое количество по числу выходов логического преобразователя блок 7 контроля гонок логического преобразователя, Соединяет с помощью соедин ител ьн ых и ро водов (не показаны) выходы коммутаторов 32 с соответствующими

61 и 62. т.е. элемент 34 блока 61 переходит из единичного состояния в нулевое (фиг.2а, б), а элемент 34 блока 62 переходит из нулевого состояния в единичное (фиг.2в, г), то на выходах соответствующих им элементов 23 сложения по модулю 2 блока 21 контроля гонок элементов памяти (элемент 232 на фиг.1 не показан) появляются сигналы логической единицы (фиг.2д, е), поступающие на соответствующие входы блока 25 постоянной памяти и высвечивающие соответствующие диоды индикатора 24. Блок 25 постоянной памяти запрограммирован таким образом, что при поступлении на его входы двух или более единичных сигналов в любой комбинации приводит к появлению на его выходе единичного сигнала (фиг.2ж), который переводит триггер 27 в единичное состояние (фиг.2з), высвечивая индикатор

28.

8 этом случае через элемент 17 ИЛИ возбуждается прямой выход триггера 18, который подает разрешающий сигнал на второй вход элемента 14 И, разрешая прохождение импульсов от генератора 10 (фиг,2и) в узел 15 звуковой сигнализации (фиг,2к).

При этом сигнал логического нуля с инверсного выхода триггера 18 снимает разрешение на прохождение импульсов от генераторов 8 и 9 на блок коммутации 3 через схему 13 И (фиг.2л), блокируя тем самым работу автомата. После этого обучаемый проверяет правильность решения задачи, выключает питание, повторное решает задачу синтеза, снова набирает на наборном о поле функциональную схему и затем вновь проверяет выполнение заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, Таким образом, работа устройства происходит аналогично работе прототипа.

3. Режим анализа отсутствия факта roнок в логическом преобразователе типа

"риск в единице", Обучаемый, получив задачу на синтез дискретного устройства с отсутствием гонок в логическом преобразователе и набрав на

40 входами коммутаторов 45 и выходы коммутаторов 45 блоков с соответствующими входами коммутатора 16 пульта 1 оператора.

При этом с выходов коммутаторов 32 снимаются выходные сигналы логического преобразователя. Затем, проачализировав дискретный автомат, обучаемый оценивает количество пар логических элементов, на которых может быть задержан сигнал, и переводит переключатель 51 в соответствующее положение, Допустим, обучаемый оценил, что сигнал может быть задержан на

10 элементах, и поэтому устанавливает переклю Отель 51 в пятое положение, подключив тем самым инверсный выход триггера

47.5 группы к приоритетному входу установки в единичное состоянии триггера 48 (триггер 47,5 на фиг.1 не показан). Затем нажимаются переключатели 25 и 50, переводящие устройство в исходное состояние, при этом сигнал с переключателя 50 через элемент 52 И обнуляет триггеры 47.1...47.8, 48, 49, если они не были у обнулены с выхода триггера 48, после чего производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент 13 И на входы синхронизации элементов памяти 34 с коммутатора 3 аналогично работе прототипа (обычный режим работы).

Допустим, что входной сигнал на комму1аторе 45 имеет форму, показанную на фиг.3, а с длительностью логического нуля равной 4 тактам, В таком случае в связи с появлением логического нуля на приоритетном входе установки в единичное состояние первого 47.1 триггера груп и ы и роиз ойдет

его установка в единичное положение (такт

2, фиг.За-б), при этом высвечивается первый

55.1 индикатор группы, а в третьем такте произойдет обнуление его инверсного выхода в силу инерционных свойств логических элементов, на которых он реализсван (такт 3, фиг.3а-в).

Появление логическсго нуля на инверсном выходе триггера 47.1 вызовет появление логического нуля на приоритетном входе установки в единичное состояние триггера 47,2, вследствие чего, по ранее описанной причине, появляется логическая единица в 4 такте на прямом с высвечиванием второго 54,2 индикатора группы в логический нуль в 5 такте на инверсном выходах второго 47.2 триггера группы (фиг,За-г, д), соответстве но.

Но поскольку в следующем 5 такте восстанавливается единичный сигнал (фиг.Зэ-а) 1775728

15

55 на выходе коммутатора 4:., воздействующий на синхровход триггера 49, а на его информационном входе постоянно присутствует сигнал логической единицы; по последний переводится в единичное состояние (фиг,3ae) с высвечиванием индикатора 53, сигнализируя о наличии гоночной ситуации типа

"риск в единице" в конкретном выходе с логического преобразователя исследуемого дискретного устройства. При этом высвеченные два индикатора 54.1 и 54,2 группы сигнализируют о том, что сигнал логического нуля имеет длительность, равную 4 тактам, т.е. высвечивание каждого индикатора группы соответствует длительности сигнала логического нуля, равной 2 тактам, В этом случае возбуждается выход элемента 17 ИЛИ, который подает разрешающий сигнал на прямой вход триггера 18, который переводится в единичное состояние (фиг.За-н). С прямого выхода триггера 18 подается разрешающий сигнал на второй вход элемента 14 И (фиг.За-п), разрешая прохождение импульсов от генератора 10 (фиг.За-o) в узел 15 звуковой сигнализации, а с инверсного выхода логический нуль, блокирующий элемент 13 И (фиг.3a-p) останавливая работу устройства .

После чего обучаемый проверяет правильность решения задачи, включает питание, повторно решает задачу синтеза дискретного устройства с отсутствием гонок в логическом преобразователе, снова набирает на наборное поле функциональную схему и затем вновь повторно проверяет выполнение заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматических режимах.

При появлении логического нуля большей длительности, например, равной 13 тактам, соответствующего полезному сигналу, устройство работает по другому (фиг.36).

Отличие заключается в том, что появление логического нуля на инверсном выходе пятого 47.5 триггера группы вызовет появление логического нуля через переключатель

51 на приоритетном входе установки в единичное состояние триггера 48, на синхровход которого подан сигнал логического нуля переводящие триггер 48 в единичное состояние (фиг.Зб-л) с инверсного выхода которого сигнал логического нуля (фиг,36-м) через элемент 52 И переводит триггеры 47.1...47,В в исходное (нулевое) состояние. При этом индикаторы группы 54.1...54.8 не успевают высветиться из-за своих инерционных свойств. Появляющийся затем с выхода первого коммутатора 45 передний фронт сигнала логической единицы (такт 14, фиг.За-б) не переводить триггер 49 в единичное состояние, т.к. на его информационном входе с инверсного выхода триггера 48 подан сигнал логического нуля, В то же время триггер

48 переводится в исходное состояние.

Формула изобретения

Устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора, первый выход которого соединен с соответствующими входами наборного поля и блока предъявления информации, а второй выход — выходы первой группы и входы первой и второй групп — соответственно с вторым входом наборного поля, входами первой группы наборного поля и входами группы блока предъявления информации и соответствующими выходами наборного поля, выход которого подключен к единичному входу первого триггера, нулевой вход которого соединен с выходом элемента И, первый вход элемента И подключен к выходу первого переключателя, вход которого подключен к шине питания, выход второго триггера соединен с вторым входом элемента И, выход третьего триггера подключен к третьему входу наборного поля, и входу индикатора, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены триггеры группы, второй переключатель и индикаторы группы, входы которых соединены с единичными выходами первого триггера соответствующих триггеров группы, выход наборного поля подключен к синхровходам триггеров группы, первого, второго и третьего триггеров, информационный вход второго триггера соединен с шиной питания, выход — с информационным входом третьего триггера, установочные входы третьего триггера и триггеров группы подключены к выходу элемента И, нулевой вход второго триггера соединен с выходом первого переключателя, а единичный вход— с выходом второго переключателя, один вход которого подключен к нулевому выходу первого триггера и единичному входу первого триггера группы, другой вход — к нулевому выходу последнего триггера группы, а входы группы второго переключателя соединены с единичными входами соответствующих триггеров группы, кроме первого, и нулевыми выходами соответствующих триггеров, кроме последнего.

Е775728 у(г уг(г у ((гз,r г6

ward

f 23 $ $67

4d гв

P) mcnrnr гг 54 Я 6

1775728 л/

Фиг. Я лал пы

1775728 P ur. 4 е1 к1

Составитель A. Карлов

Техред М.Моргентал КоРРектоР 3, Салко

Редактор

Заказ 4035 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении психофизиологических исследовании, профессиональном отборе и тренировке операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, о частности к тренажерам , и может быть использовано при профессиональном отборе и психофизиологических исследованиях операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для исследования психофизиологических реакций, и может быть использовано при профессиональном отборе операторов клавиатурных аппаратов , Цель изобретения - повышение точности устройства при определении координированных действий по времени реакций и выявление навыка быстрой работы

Изобретение относится к тренажерам для обучения обслуживанию аппаратуры и предназначено для использования в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения , в том числе для испытаний сметем аппаратно-программного контроля и диагностики аппаратуры

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявление опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к тренажной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх