Устройство для перемещения и торможения подвижного узла

 

Использование: область машиностроения , в частности металлорежущие станки. Сущность изобретения: при перемещении подвижного узла в одно из крайних положе: ний, клинья 17 вступают во взаимодействие с клиновыми планками, закрепленными на скобах 8. Скобы 8 охватывают втулку 6, жестко закрепленную на винте 3, зажимая его, Таким образом осуществляется плавный останов подвижного узла 1. 4 ил.

(l9) ((() СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 23 Q 1/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4885519/08 (22) 28.11.90 (46) 15.12.92. Бюл. ¹ 46 (71) Ульяновское головное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (72) А. А, Кашлаков (56) Авторское свидетельство СССР № 651934, кл, В 23 Q 1/28, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И

ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО УЗЛА (57) Использование; область машиностроения, в частности металлорежущие станки, Сущность изобретения; при перемещении подвижного узла в одно из крайних положений, клинья 17 вступают во взаимодействие с клиновыми планками, закрепленными на скобах 8, Скобы 8 охватывают втулку 6, жестко закрепленную на вйнте 3, зажимая его, Таким образом осуществляется плавный останов подвижного узла 1. 4 ил.

1780981

Изобретение относится к машиностро ению и может быть использовано в металлорежущих станках для торможения и останова подвижного узла, приводимого в движение посредством шариковинтовой 5 пары.

Известен тормоз шариковинтовой передачи, содержащий установленные на торцах гайки передачи кулачковые полумуфты и две кулачковые полумуфты, установлен- 10 ные на концах винта между гайкой и опорами с возможностью взаимодействия с кулачковыми полумуфтами гайки. Тормоз снабжен шлицевыми цанговыми втулками, установленными на концах винта, и пакетом 15 фрикционных дисков, подпружиненным к кулачковой полумуфте относительно цанговой втулки, при этом фрикционные диски поочередно связаны с кулачковой полумуфтой и цанговой втулкой, а каждая кулачковая 20 полумуфта установлена на конце винта, смонтирована на цанговой втулке с возможностью поворота относительно нее.

Недостатком известного устройства являются сложность конструкции и низкая на- 25 дежность, обусловленные большим количеством деталей, Наиболее близким техническим решенйем (прототип) к предлагаемому изобретению является устройство для зажима 30 подвижного узла, содержащее пакет тарельчатых пружин и механизм отжима, причем, корпус устройства выполнен

П-образным, жестко соединен с подвижным узлом и содержит вертикальные щеки, кото- 35 рые соединены между собой посредством винта, на одном конце которого размещен пакет тарельчатых пружин. Устройство снабжено двумя полугайками, каждая из которых прикреплена к соответствующей ще- 40 ке и контактирует с ходовым винтом привода, а механизм отжима свободно установлен на винте между щеками. Механизм отжима выполнен в виде гидроцилиндра.

Недостатком известного устройства яв- 45 ляется сложность конструкции и недостаточная надежность, вызванные наличием гидроцилиндра, к которому в рабочем состоянии требуется постоянная подача рабочей жидкости, 50 .Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности за счет обеспечения плавного торможения.

Это достигается тем, что устройство для перемещения иторможения подвижногоуз- 55 ла, включающее шариковинтовую пару и взаимодействующий с винтом элемент. охваченный двумя соединенными между собой скобами, снабжено расположенными с возможностью попарного взаимодействия между собой планками с клиновыми поверхностями, при этом одна из планок каждои пары подпружинена и установлена на скобе, вторая предназначена для установки на подвижном узле, а скобы — для закрепления на неподвижном узле, Устройство снабжено расположенными с возможностью попа рного взаимодействия между собой планками с клиновыми поверхностями, при этом одна из планок каждой пары подпружинена и установлена на скобе, вторая предназначена для установки на подвижном узле, а скобы — для закрепления на неподвижном узле, На фиг. 1 изображен общий вид устройства; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг, 2; на фиг. 4 — разрез

 — В на фиг, 3.

Устройство для перемещения и торможения подвижного узла 1 содержитдве муфты 2, установленные на концах шарикового винта 3 у его опор 4. Опоры 4 закреплены на неподвижном узле 5. Муфта 2 содержит втулку 6, установленную на винте 3 посредством шпонки 7, Втулка 6.охвачена скобами

8, соединенными осью 9, которая крепится на опоре 4, Скобы 8 удерживаются в опре- деленном положении от распадания штифтами 10, входящими в пазы 11 на скобах 8, На скобах 8 закреплены винтами 12 планки

13 с клиновыми поверхностями. Планки 13 подпружинены, например, комплектом тарельчатых пружин 14 и установлены с возможностью перемещения rio направляющим штырям 15, установленным в расточках скоб 8. На подвижном узле 1 закреплена гайка l6, которая сопрягается с винтом 3 и две пары клиньев 17, клиновые поверхности которых направлены в,противоположные стороны к опорам винта 3. Клинья 17 взаимодействуют с соответствующими планками 13. В клиньях 17 предусмотрены каналы

18 для подвода смазки к клиновым поверхностям.

Устройство работает следующим образом, В исходном нейтральном положении подвижного узла 1 клинья 17 не взаимодействуют с планками 13.

Втулка 6 не взаимодействует со скобами 8, винт 3 свободно вращается и перемещает посредством гайки 16 подвижный узел

1.

При перемещении подвижного узла 1 в одно иэ крайних положений, т.к, к опорам 4 винта 3 соответствующая пара клиньев 17 вступает во взаимодействие с планками 13.

Планки 13, перемещаясь по направляющим штырям 15, сжимают пружины 14, которые в свою очередь прижимают скобы 8 к втулке

1780981

6, 3а счет сил трения, возникающих между последними, происходит тормОжение подвижного узла 1, Таким образом осуществляется плавный останов подвижного узла 1 без ударных нагрузок.

13

Ц

11 1В

Фиг.Ч

Составитель Л. Рейзбих

Техред M.Моргентал Корректор M.Керецман

Редактор В,Фельдман

Заказ 4240 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул;Гагарина, 101

Для возвращения подвижного узла 1 в исходное положение вращают винт 3 в обратном направлении. При этом благодаря наличию смазки, подводимой по каналам

18, клинья 17 легко выходят из взаимодействия с планками 13, По сравнению с прототипом устройство позволяет упростить конструкцию и повысить надежность за счет обеспечения плавного торможения.

Формула изобретения

Устройство для перемещения и торможения подвижного узла, включающее шариковинтовую пару и взаимодействующий с

5 винтом элемент, охваченный двумя соединенными между собой скобами, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности путем обеспечения плавного торможения, ус10 тройство снабжено расположенными с воэможностью попарного взаимодействия между собой планками с клиновыми поверхностями, при этом одна иэ планок каждой пары подпружинена и установлена на ско15 бе, другая предназначена для установки на подвижном узле, а скобы — для закрепления на неподвижном узле.

Устройство для перемещения и торможения подвижного узла Устройство для перемещения и торможения подвижного узла Устройство для перемещения и торможения подвижного узла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для виброизоляции высокоточных станков и машин

Изобретение относится к точной механике

Люнет // 1743782

Люнет // 2101154
Изобретение относится к приспособлениям для токарных станков

Изобретение относится к машиностроению для использования на металлорежущем оборудовании в каретках, суппортах, рабочих столах, салазках и может быть использовано на шлифовальных и копировально-фрезерных, заточных станках, в копировальных устройствах токарных станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления технологической оснастки

Изобретение относится к области металлорежущего оборудования, и, в частности, к обработке деталей с высокой точностью на токарных станках

Изобретение относится к двухкоординатным устройствам на линейных двигателях с программным управлением, и может быть использовано в прецизионных станках, высокоточных копирующих устройствах, в графических установках

Изобретение относится к обработке металлов резанием путем фрезерования, сверления, токарной обработки или шлифования, либо к лазерной обработке

Изобретение относится к механизации перегрузочных операций и может быть использовано во вращателях и люнетах для фиксации цилиндрических изделий, в устройствах зажима деталей
Наверх