Устройство для контроля отклонений от прямолинейности

 

Изобретение относится к измерительной технике, связанной с контролем отклонения от прямолинейности образующих цилиндрических деталей, и может быть использовано для автоматизированного контроля прямолинейности внутренних образующих длинномерных труб. Цель изобретения - обеспечение возможности использованияустройствадля автоматизированного контроля внутренней образующей длинномерных труб и повышение точности контроля. Поставленная цель достигается тем, что а устройстве дополнительно установлена штанга, соединенная с корпусом посредством узла развязки в виде карданного подвеса, механизм осевого перемещения штанги с датчиком пройденного пути, механизм вращения цилиндрической детали с датчиком угла поворота, блок обработки сигналов, снимаемых сдатчиков, причем базовые опоры выполнены в виде двух колец в форме усеченного тора с внешним диаметром, меньшим внутреннего диаметра контролируемой детали, датчик касания выполнен в виде подпружиненного штока с возможностью осевого перемещения и установлен перпендикулярно оси корпуса на фиксированном расстоянии между кольцами базовых опор, датчик перемещения выполнен в виде закрепленной одним концом в корпусе упругой консольной балки в форме пластины, на обеих поверхностях которой осесимметрично укреплены четыре тензорезистора, при этом свободный конец консольной балки подпружинивает внутренний конец штока, выполненный в виде полусферы. 5 ил. (Л С VI оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

».. Ж, 1781533 А1 (si>s G 01 В 5/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ „„„,„-" агщ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Б . "® Ы

Известно устройство, содержащее корпус, два датчика перемещения, установленные на корпусе, два датчика касания, выполненные в виде движка с цапфой и роликом на одном конце и расположенной по середине движка второй цапфы, с которой взаимодействуют вилкообразные плечи двуплочих рычагов, на вторых плечах котоИзобретение относится к измерительной технике, связанной с контролем отклонения от прямолинейности образующих цилиндрических деталей, и может быть использовано для автоматизированного контроля прямолинейности внутренних образующих длинномерных труб. (21) 4891023/28 (22) 17.12.90 (46) 15.12,92. Бюл. Иг 46 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти .(72) E.Ã.Áðàæíèê, Е.C.Êîëåñíèê, В.П.Лугин, С.В.Исаков и В.Г.Кузенко (56) Авторское свидетельство СССР

N . 1546831, кл. G 01 В 5/28, 1988.

Авторское свидетельство СССР

К 1392337, кл, G 01 В 5/28, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОТКЛО-

НЕНИЙ ОТ ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ (57) Изобретение относится к измерительной технике, связанной с контролем отклонения от прямолинейности образующих. цилиндрических деталей, и может быть использовано для автоматизированного контроля прямолинейности внутренних образующих длинномерных труб. Цель изобретения — обесг1ечение возможности использования устройства для автоматизированного контроля внутренней образующей длинномерных труб и повышение точности контроля, Поставленная цель достигается тем, что в устройстве дополнительно установлена штанга, соединенная с корпусом посредством узла развязки в виде карданного подвеса, механизм осевого перемещения штанги с датчиком пройденного пути, механизм вращения цилиндрической детали с датчиком угла поворота, блок обработки сигналов, снимаемых с датчиков, причем базовые опоры выполнены в виде двух колец в форме усеченного тора с внешним диаметром, меньшим внутреннего диаметра контролируемой детали, датчик касания выполнен в виде подпружиненного штока с возможностью осевого перемещения и установлен перпендикулярно оси корпуса на фиксированном расстоянии между кольцами базовых опор, датчик перемещения выполнен в виде закрепленной одним концом в корпусе упругой консольной балки в форме пластины, на обеих поверхностях которой осесимметрично укреплены четыре тенэорезистора, при этом свободный конец консольной балки подпружинивает внутренний конец штока, выполненный в виде полусферы. 5 ил.

1781533

25

40 рых установлены ролики, взаимодействующие с помощью серьги с плечом другого рычага, образуя 7.— образное шарнирное со: единение, контактирующее с подпружиненным тросом, причем два кинематически несвязанных троса соединены одними концами с корпусом, а другими -с соответствующим датчиком перемещения. Недостатком данного устройства является сложность конструкции, наличие опосредованной связи 10 между датчиками касания и датчиками перемещения в вйде тросовых соединений, подпружиниваемыx ðÿäoÌ роликов, расположенных на рычагах, Последнее обстоятельство приводит к увеличению погрешностей измерений, Кроме того, в данном устройстве отсутствует возмо>кность увязки контролируемого отклонения образующей от линейности,с линейной ко. ординатой, связанной с осью трубы, а также отсутствует возможность вращения контролируемой трубы вокруг собственной оси и определения ее угла поворота. Таким образов рассматриваемое устройство обладает сравнительно низкой точностью измерений; ограниченными функциональными возможностями и не может быть практически использовано для автоматизированного контроля труб с малым диаметром. .Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее корпус, на его торцах базовые опоры установлены так, что центр тяжести устройства располо>кен в плоскости, равноудаленной от базовых опор, причем базовые опоры выполнены в виде соосно установленных подшипников качения.

Данное устройство не обладает возможностью автоматизации контроля, зто связано с тем, что в нем отсутствуют механизм осевого перемещения корпуса и механизм вращения трубы с указателями соответствующих перемещений. К тому же при многократном передвижении корпуса вдоль образующей происходит разбивка подшипников качения при установке их соосно с корпусом, что обуславливает увеличение погрешностей измерений за счет наличия люфтов в узлах базовых опор. Последнее обстоятельство приводит к ограничению возможности использования дайного устройства только для контроля полых цилиндрических деталей, длина которых,сравнима с расстоянием между базовыми опорами. 8 случае же установки подшипников качения так, что их оси будут перпендикулярны оси корпуса, осло>княется передвижение последнего в полости контролируемой цилиндрической детали в процессе вращения последней вокруг сабственной оси. При этом также происходит разбивка подшипников качения при многократном выполнении измерительных операций и в конечном итоге уменьшается точность измерений иэ — за наличия люфтов в базовых опорах. Следовательно, рассматриваемое устройство обладает ограниченными функциональными возмо>кностями и не позволяет выполнять автоматизированный контроль внутренних образующих длинномерных цилиндрических деталей с достаточно высокой точностью измерений.

Целью изобретения является обеспечение возможности использования устройства для автоматизированного контроля внутренней образующей длинномерных труб и повышение точности контроля;

Поставленная цель достигается благодаря тому, что известное устройство,.содержащее корпус, установленные íà его торцах базовые опоры и отсчетные узлы, а центр тяжести корпуса расположен в плоскости, . равноудаленной от базовых опор, согласно изобретению, снабжено штангой, соединенной с корпусом посредством узла развязки, выполненного в виде карданного подвеса, механизмом осевого перемещения штанги с датчиком пройденного пути, механизмом вращения контролируемой детали с датчиком углового поворота и блоком обработки сигналов датчиков, базовые опоры выполнены в виде двух колец в форме усеченного тора, отсчетные узлы выполнены в виде датчиков касания и линейного перемещения, при. этом датчик перемещения выполнен в виде закрепленной одним концом в корпусе консольной балки в форме пластинки, на обеих поверхностях которой осесимметрично установлены четыре тенэорезистора, а датчик касания — в виде штока, установленного в корпусе перпендикулярно его оси на фиксированном расстоянии между кольцами базовых опор, а его внутренний конец, выполненный в виде полусферы, подпружинен свободным концом балки.

На фиг. 1 показан общий вид устройства; на фиг. 2-узел крепления контролируемой детали на станине, вид по стрелке А, на фиг. 3 — ползун с базовыми опорами и с элементами соединения со штангой; на фиг.

4 — полэун со штангой. общий вид; на фиг, 5 — датчик линейного перемещения.

Устройство контроля отклонения от прямолинейности внутренней образующей цилиндрической детали содержит основание 1 с Ч-образным пазом для контролируGMoA .цилиндрической детали 2, установленные на конце основания два прижимных винта 3, на обращенных к контро1781533 лируемой детали 2 концах которых укрепле- Устройство работает следующим обраны пятки 4, ползун 5, штанга 6, механизм 7: зом. перемещения штанги 6. Ползун 5 состоит из Перед выполнением контрольных опекорпуса 8, на концах которого установлены раций в паз основания 1 укладывается кондва кольца 9 базовых опор, крепление кото- 5 тролируемая деталь 2, например труба, и рых осуществлено с помощью обоймы 10 и зажимается винтами 3, причем зажимное заклинивающего цангового кольца 11. на усилие выбирается таким образом, чтобы корпусе 8 также установлен датчик касания исключить деформацию стенок KoHTpoëèðó12 в виде штока со сферическими концами, емой трубы 2 при соприкосновении с пяткаодин из которых подпружинивается упругой 10 ми 4; В полость контролируемой трубы 2 консольной балкой 13 датчика линейного вводится ползун 5 с помощью штанги 6 и меперемещения 14, при этом второй конец ханизма осевого перемещения 7. В стациоупругой консольной балки 13 жестко укреп-: нарном режиме под действием тяжести лен на корпусе 8, а на поверхности консоль- ползун 5 занимает положение с минимумом ной балки 13, выполненной в виде плоской 15 потенциальной энергии, что соответствует пластины, например, из титана, осесиммет-. параллельности осей корпуса 8 ползуна и рично с двух сторон жесткоукреплены четы- контролируемой трубы 2. При этом корпус 8 ре тензорезистора 15, соединенные лежит на кольцах 9 базовйх опор. Шток 12 электрически посредством контактных пло- сопрйкасается с поверхностью контролирущадок 16 и жгута 17 с электрическим разь- 20 емой трубы 2 в силу того, что он подпружиемом 18., который установлен на втулке 19, нивается консольной балкой 13 датчика жестко укрепленной в переходной обойме :линейного перемещения 14. Электрический

20 карданногоподвеса. Переходная обойма сигнал, снимаемый с тензорезисторов 15, 20 соединена с концом корпуса 8 с по- включенных по мостовой схеме, поступает мощью штифтов 21, фиксируемых кольце- 25 через контактные площадки 16, жгут 17, вой пружиной 22. Подобным образом с электрическийразъем18икабельноесоедипомощью подпружиненных шифтов (не ука- нение 27 в блок обработки сигналов 26. На заны) осуществляется плавающее соедине- цифровом табло блока обработки сигналов ние переходной обоймы 20 с втулкой 19. 26индицйруетсязначениепрогибавнутренЖгут 17 прижимается к корпусу 8 с по- 30 ней образующей контролируемой трубы 2, мощью втулки 23, Устройство содержит так- определяемого на базовом расстоянии, равже механизма 24 вращения контролируемой ном геометрическому расстоянию между детали 2 с датчиком углового поворота, при- базовыми опорами 9. водимыйвдействиеспомощьюэлектродви- В динамическом режиме ползун 5 по. гателя 25. В состав устройства входит также 35 средством штанги 6 и механизма осевого блок обработки сигналов 26, соединенный с перемещения 7 с определенной скоростью датчиками с помощью кабеля 27. Кольца 9 перемещается вдоль образующей цилиндвыполнены в вице усеченных торов, т. е. рическойдетали. ПоддействиемСилытяжевнешние поверхности закруглены, это по- .. сти кольца 9 базовых опор контактируют с зволяет облегчить осевое и угловое переме- 40 внутренней поверхностью контролируемой щение ползуна 5 в полости контролируемой трубы 2 и ось корпуса 8 остается параллельдетали 2, а также обеспечить точечное каса- . ной оси контролируемой трубы, При этом ние базовых опор в процессе выполнения штанга 6 свободно вращается в некоторых измерений. Механизм осевого переме- пределах в переходной обойме 20, предотвщения 7 реализован в виде редуктора, 45 ращая тем самым действие возможно возсоединенного с одной стороны с электро-, никающих вращающих моментов на ползун двигателем 25, а с другой — с фрикционным 5. Шток 12, сопр :касаясь с внутренней пороликом, прижатым к штанге 6. При этом в верхностью контролируемой трубы 2, перероли датчика пройденного пути выступает двигается в вертикальном направлении и счетчик оборотов фрикционного ролика. 50. оказывает силовое воздействие на упругую

Механизм вращения 24 контролируемой ци- кснсольную балку 13 датчика перемещений линдрической детали состоит из редукто- 14. Движение конца консольной балки 13 ра, электродвигателя 25 и фрикционного .повторяет практически изменения изгиба ролика, прижатого к контролируемой дета- внутренней образующей контролируемой ли 2. К фрикционному ролику подсоединен 55 трубы 2 и преобразуется с помощью тензодатчик углового положения. Узлы механиз-.. резисторов 13 в изменение электрического моа осевого перемещения 7 и углового . сигнала, который поступает через жгут 17, аращения 24, а также датчики пройденно- разъем 18 и кабель 27 в блок обработки

ro пути и углового положения на чертежах сигналов 26. На цифровом табло блока обне показаны. работки сигналов 26 индицируется измене1781533 ние прогиба внутренней образующей контролируемой трубы 2. При этом с датчика пройденного пути механизма осевого перемещения 7 поступает сигнал, свидетельствующий о линейной координа- 5 те расположения ползуна 5 на оси контролируемой трубы 2. В результате обработки этого сигнала на втором цифровом табло блока обработки сигналов 2G индицируется значение линейной координаты положения 10 ползуна 5 на оси контролируемой трубы 2.

Ослабляя винтами 3 зажим койтромиру. емой трубы 2, с помощью механизма враще.ния 24, осуществляют поворот трубы на некоторый угол и повторяют указанный 15 цикл измерений, перемещая с помощью механизма 7 осевого перемещения ползун 5 вдоль новой образующей. При этом сигнал с датчика угла поворота поступает в блок обработки сигналов 26 и на третьем цифро- 20 вом табло индицируется угловая координата:контролируемой образующей.

Формула изобретенияУстройство для контроля отклонений от 25 прямолинейности, содержащее корпус, установленные на его торцах базовые опоры и отсчетные узлы, а центр тяжести корпуса г к расположен в плоскости, равноудаленной отбазовыхопор, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности использования его для автоматизированного контроля внутренней образующей длинномерных труб и повышения точности, оно снабжено штангой, соединенной с корпусом посредством узла развязки, выполненного в виде карданного . подвеса, механизмом осевого перемещения штанги с датчиком пройденного пути, механизмом вращения контролйруемой детали с датчиком углового поворота и блоком обработки сигналов датчиков, базовые опоры выполнены в виде двух колец в форме усеченного тора, отсчетные узлы выполнены в виде датчиков касания и линейного перемещения, при этом датчик перемещения выполнен в виде закрепленной одним концом в корпусе упругой консольной балки в форме пластинки, на обеих поверхностях которой осесимметрично установлены четыре тензорезистора, а датчик касания — в виде штока, установленного в корпусе перйендикулярно его оси на фиксированном расстоянии между кольцами базовых опор, а его внутренний конец, выполненный в виде полусферы, подпружинен свободным концом балки.

Я р 7

t781533

1781533

Составитель Е. Колесник

Техред М..Моргентал Корректор И. Шмакова

Редактор

Заказ 178/93 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для контроля отклонений от прямолинейности Устройство для контроля отклонений от прямолинейности Устройство для контроля отклонений от прямолинейности Устройство для контроля отклонений от прямолинейности Устройство для контроля отклонений от прямолинейности Устройство для контроля отклонений от прямолинейности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано в полупроводниковом производстве при непрерывном контроле толщины и неплоскости пластин

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике в отделке полосового проката, в частности заготовки для профилирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для контроля шероховатости поверхности цилиндрических глубоких отверстий, в частности цельных цилиндров скважинных насосов

Изобретение относится к измерительной технике преимущественно для измерения длинномерных деталей

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и позволяет обеспечить возможность проведения диагностики отложений в условиях работающей скважины, снижения времени и трудоемкости и одновременно обеспечить возможность определения полного интервала и интенсивности отложений АСПВ по всему интервалу

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров сооружений , в частности прогибов перекрытий зданий, неровностей поверхности потолка и т.п

Изобретение относится к измери-ч тельной технике и может быть использовано при' разработке и изготовлении меры отклонения формы.для аттестации и поверки приборов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании торцовых уплотнений для вращающихся валов центробежных насосов и химических аппаратов

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки несущей способности поверхностных слоев изделий из различных материалов

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерениям точности формы поверхности, а именно к способам и устройствам для контроля отклонений от плоскостности

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения шероховатости поверхности в заводских условиях эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки микрогеометрии поверхности детали и абразивного инструмента

Изобретение относится к нанотехнологии, в частности к устройствам переноса зондов в высоковакуумных комплексах между различными технологическими модулями с использованием сканирующих зондовых микроскопов (СЗМ)

Изобретение относится к нанотехнологическому оборудованию, а более конкретно к устройствам, обеспечивающим измерение в режиме непрерывного сканирования в условиях низких температур

Изобретение относится к области сканирующей зондовой микроскопии, а более конкретно к устройствам, обеспечивающим наблюдение, измерение и модификацию поверхности объектов
Наверх