Авиагоризонт

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к гироскопическим приборам. Преимущественно может использоваться в качестве резервного механического авиагоризонта при потере питания электронного авиагоризонта с пересольной индикацией. Целью изобретения является сокращение габаритно-весовых характеристик устройства. Для этого цилиндрические колеса первой пары цилиндрических колес 9, 10 закреплены на полуосях 7,. 8 гироскопа 1 по обе его стороны, а цилиндрические колеса второй пары цилиндрических колес 11.12 расположены коаксиально друг другу и оси вращения второй пары цилиндрических колес расположены также коаксиально друг другу, а элементы индикации углов тангажа выполнены в виде дискового сектора 19 и диски 17, расположенных параллельно друг другу, причем дисковый сектор закреплен на оси вращения перЁого колеса второй пары цилиндрических колес искрашен в Темный цвет, диск 17 закреплен на оси вращения второго колеса второй пары цилиндрических колес и окрашен в светлый цвет, а часть площади диска, равная дисковому сектору, окрашена в цвет дискового сектора. 4 ил. 9275 y/// f////Jk//////////////////////. со С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 01 С 19/44

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829787/22 (22) 29.05.90 (46) 15.02.93. Бюл. N. 6 (71) Арзамасское опытно-конструкторское бюро (72) А.B.Àâäååâ (56) Патент Великобритании

N. 2149556, кл, G 09 G 3/00, 1984.

Авиагоризонт 911, Проспект фирмы

SFENA, Франция, 1973; (54) АВИАГОРИЗОНТ (57) Изобретение относится к измерительной технике, а именно к гироскопическим приборам. Преимущественно может использоваться в качестве резервного механического авиагоризонта при потере питания электронного авиагоризонта с переСольной индикацией. Целью изобретения является сокращение габаритно-весовых

Г7,У3

„„Я2„„1795285 Al характеристик устройства. Для этого цилиндрические колеса первой пары цилиндрических колес 9, 10 закреплены на полуосях 7,.

8 гироскопа 1 по обе его стороны, а цилиндрические колеса второй пары цилиндрических колес 11, 12 расположены коаксиально друг другу и оси вращения второй пары цилиндрических колес расположены также коаксиально другдругу, а элементы индикации углов тангажа выполнены в виде дискового сектора 19 и диски 17, расположенных параллельно друг другу, причем дисковый сектор закреплен на оси вращения первого колеса второй пары цилиндрических колес и окрашен в темный цвет, диск 17 закреплен на оси вращения второго колеса второй пары цилиндрических колес и окрашен в светлый цвет, а часть площади диска, равная дисковому сектору, окрашена в цвет дискового сектора. 4 ил.

У Г T

1795285

На фиг.1 показан общий вид авиагоринта — вид сверху; на фиг.2 — лицевая часть иагоризонта при горизонтальном полете; фиг.3 — лицевая часть авиагоризонта при боре высоты; на фиг.4 — лицевая часть иагоризонта при снижении, Авиагоризонт содержит трехстепенной раскоп 1 в карданной раме 2 с полуосями

4, установленными подвижно в корпусе 5 крышке 6. На полуосях 7, 8 гироскопа 1 стко закреплены первая пара цилиндриских колес 9, 10, входящие, в зацепление второй парой цилиндрических колес 11, . Ось 13 жестко скреплена с первым колем второй пары цилиндрических колес 11 и тановлена на. подшипниках 14 в полуоси, которая жестко скреплена со вторым косом второй пары цилиндрических колес . В свою очередь полуось 15 установлена подшипниках 16 в полуоси 3 карданной мы 2, На оси 13 жестко установлен диск 17, рашенный в светлый тон, например, голуй или серый, сектор 18, означающий "не". Часть диска, сектор 19, окрашен в мный цвет, например, коричневый или рный, означающий "землю". Граничные нии 20, 21 между темным и светлым том.

На полуоси 15 жестко установлен дисвый сектор 22, окрашенный аналогично ктору 19 в темный цвет, например, коричвый или черный и имеет граничные линии, 24. Спереди корпуса 5 установлен флац 25 со стеклом 26. В корпусе 5 установна шкала крена 27 с рисками 28 углов ена и нулевым индексом 29, против котого при нулевом крене расположен поижный индекс 30, скрепленный с рданной рамой 2 (условно не показано). шкале крена 27 с обратной стороны с мощью держателей 31 закреплен неподжно силуэт-самолетик 32. Штриховка темх секторов 19, 22 показана условно, для сприятия светлого и темного фона.

Авиагоризонт работает следующим обзом.

При горизонтальном полете сектора 19, . расположены как показано на фиг.2, т.е. етлое поле и темное одинаковое по плоади. Граничная линия дискового сектора практически незаметна на фоне одинакого цвета сектора 19.

При наборе высоты (кабрирование) гископ 1 пбворачивается относительно карнной рамы 2 увлекая цилиндрические леса 9, 10 первой пары, как колес, которые зворачиввют цилиндрические колеса (оргональные) второй пары колес 11, 12 в зные стороны. При этом диск 17 и дискоИзобретение относится к измерительной технике, а именно к гироскопическим зо приборам. Преимущественно может ис- ав пользоваться в качестве резервного меха- на нического авиагориэонта при потере 5 на питания электронного авиагоризонта с па- ав расольной индикацией.

Целью изобретения является сокраще- ги ние габаритно-весовых характеристик. 3, Известен индикатор авиагоризонта, "0 и содержащий гировертикаль, отдельный же индикатор с жидко-кристаллической инди- че кацией, Сигналы с гировертикали, напри- со мер, углов тангажа, через электронный блок 12 поступают на жидко-кристаллический инди- 15 со катор. При горизонтальном полете круговое ус поле индикатора разделено пополам, при- 15 чем верх светлый, низ — темный. При кабри- ле ровании светлый сектор увеличивается, а 12 темный сектор — уменьшается. Создается 20 на иллюзия "над горой", т.е. подъем. При пики- ра ровании — наоборот создается иллюзия

"вниз в долину", т, е. спуск. Эта концепция ок является новой и получила название пара- бо сольная индикация. 25 бо

При некоторых преимуществах.зргоно- те мических характеристик известного инди- че катара, он обладает недостатком — большие ли габаритно-весовые характеристики, Это но объясняется тем, что гировертикаль и инди- 30 катор разделены на два прибора, к тому же. ко для создания подвижных секторов на жид- се костно-кристаллическом индикаторе необ-. не ходим сложный и большой по объему 23 электронный блок, 35 не

Наиболее близким по технической сущ- ле ности и достигаемому результату к предла- кр гаемому устройству является авиагоризонт, ро содержащий корректируемый гироскоп в дв карданной раме, элементы индикации уг- 40 ка лов крена, элементы индикации углов тан- На гажа, устройство передачи углов тангажа по от гироскопа к элементам индикации уг- ви лов тангажа, состоящее из двух пар ци- ны линдрических и ортогональных колес, 45 во причем ось вращения ортогональных колес проходит коаксиально полуоси карданной ра рамы.

Недостатком известного авиагоризон- 22 та, принятого эа прототип, является боль- 50 св шие габаритно-весовые характеристики щ прибора. Это объясняется тем, что элемент 22 индикации углов тангажа представляет со- во бой цилиндр с оцифровкой, Цилиндр практически занимает 1/3 от длины всего 55 ро прибора, т.е. длина получается большей, а да значит большой вес прибора. ко

Целью изобретения является сокраще- ра ние габаритно-весовых характеристик уст- то ройства, ра

1795285 вый сектор 22 вращаются навстречу друг другу. Темный диск 22 перекрывает темный диск 19, а светлый участок 18 диска 17 увеличивается по площади, Максимальное полОжение показано на фиг,3, когда темный 5 участок диска 22, имеющий раствор 120, полностью закрыл темный участок 19 дисков го сектора 22. Создается иллюзия "над горой", т.е. набор высоты. И наоборот, когда светлый участок 18 диска 17 становится на- 10 именьшим по площади (фиг.4) при пикировании. При этом создается иллюзия "вниз в долину". Эволюция по крену индицируется подвижным индексом 30 относительно рисок 28 и индекса 29. 15

Режим крен без тангажа будет происходить следующим образом. При крене самолета, корпус 5, закрепленный на приборной доске, поворачивается относительно гироскопа 1. При этом шкала 27 крена развора= 20 читается относительно подвижного индекса

30, закрепленного на карданной раме 2.

Угол, образованный между нулевым индексом 29 и подвижным индексом 30. показы-. вает угол крена. 25

30. выполнены в виде дискового сектора и диска, расположенных параллельно друг другу, второе цилиндрическое колесо расположено на второй полуоси вращения ги35 роскопа, а первое и второе колеса второй пары цилиндрических колес расположены коаксиально друг другу, при этом дисковый сектор. окрашенный в темный цвет, расположен перед диском к закреплен на

40. оси вращения первого колеса второй пары цилиндрических колес, а диск закреплен на оси вращения второго колеса второй пары цилиндрических колес, причем часть площади диска, равная площади дискового секто45 ра, окрашена в цвет дискового сектора, а вторая часть площади диска окрашена в светлый тон.

Формула изобретения

Авиагориэонт, содержащий трехстепенной гироскоп в карданной раме с полуосями, элементы индикации углов тангажа, устройство передачи углов тангажа от гироскопа к элементам индикации . углОв тангажа, выполненное из двух пар цилиндрических колес, причем одно иэ первой пары цилиндрических колес расположено Ра первой полуоси вращения гироскопа, а о ь вращения второй пары цилиндрических колес расположена коаксиально полуоси тангажа карданной рамы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью сокращения габаритно-весовых характеристик устройства, элементы индикации углов тангажа

Режим тангажа с краном является сочетанием двух описанных ранее режимов. Т.е. величина угла крена, как наиболее важная с точки зрения устойчивости самолета информация, считывается количественно между индексами 29 и 30. А угол тангажа считывается качественно по расположению секторов 22, 19.

Таким образом, выполнен механический вариант индикации "парасоль", отличающийся от электрЬнного тем, что пои одинаковом объеме занимаемым гироскопом, индикатор на подвижном диске и дисковом секторе занимает по толщине объем порядка 3-4 мм. 8 то время как при электронной индикации толщина индикатора с выводами порядка 25-30 мм и электронный блок для негр около 100 мм, т.е. выигрыш по длине прибора в несколько раз, а следовательно будет выигрыш и по весу прибора.

Для повышения информативности и схожести с электронной индикацией возможно нанесение на темные диски радиальных линий.

1795285

Составитель М.Богачев

Техред М.Моргентал Корректор Н,Король

Редактор В.Трубченко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 422 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Авиагоризонт Авиагоризонт Авиагоризонт Авиагоризонт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопическим приборам

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в системах инерциального управления объектами

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы

Изобретение относится к области гироскопических приборов, предназначенных для определения истинной вертикали на движущихся или неподвижных объектах и применяющихся, например, в качестве датчиков крена и тангажа летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в измерительных системах и системах управления подвижных объектов

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для систем стабилизации, наведения и управления, работающих на подвижных объектах
Наверх