Способ термической обработки шестерен

 

Сущность способа: шестерни нагревают до температуры Асз + (30-40)°С, устанавливают на опорные приводной и неприводной ролики, проводят охлаждение шестерен жидкостью и дополнительное охлаждение поверхности зубьев путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика , охлаждаемого теплоотводящей жидкостью , и осуществляют отпуск. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s С 21 0 9/34

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР),>„ ßÄ rp p

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829702/02 (22) 29,05,90 (46) 07,03,93. Бюл, ¹ 9 (71) Коммунарский горно-металлургический институт и Луганский центр новых технологий (72) А.И. Борозняк, Б.P. Тракшинский, Е,С, Борозняк и В,О. Тертышный (56) Типовая технология термической обработки деталей, ОМТРИ-67, НИИинформации по машиностроению. М„1967, с. 110, Тылкин М.А. Справочник термиста ремонтной службы. М„Металлургия, 1981, с.

402, Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке сталей и сплавов.

Цель изобретения — повышение качества термообработки.

Цель достигается тем, что согласно способу термической обработки, включающему расточку осевого отверстия, нагрев до температуры Асз + (30 — 40) С, транспортировку к закалочной ванне с жидкостью, установку на опорные приводной и неприводной ролики, охлаждение и отпуск, при охлаждении шестерни жидкостью осуществляют дополнительное охлаждение поверхности зубьев путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика, охлаждаемого теп„, . Ы,, 1799921 А1 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

ШЕСТЕРЕН (57) Сущность способа: шестерни нагревают до температуры Асз + (30-40) С, устанавливают на опорные приводной и неприводной ролики, проводят охлаждение шестерен жидкостью и дополнительное охлаждение поверхности зубьев путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика, охлаждаемого теплоотводящей жидкостью, и осуществляют отпуск. 1 ил. лоотводящей жидкостью, охлаждение по- а верхности зубьев ведут путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика, выполненного из материала с высокой теплопроводностью, Способ осуществляется следующим образом. Ы

Нагретую в печи до температуры выше критической точки Асз шестерню 1 краном транспортируют в закалочной ванне 2 и устанавливают на вращающийся приводной полый ролик 3. Через сальниковое уплотнение 4 по системе "труба в трубе" 5, 6 производится отвод и подвод охлаждающей воды

7, распыляемой спрейерной головкой 8. Шестерня 1 при вращении опирается на два

1799921

45

55 вращающихся неприводных ролика 9, служащих для фиксации шестерни в вертикальной плоскости, Наружная поверхность приводного ролика 3 выполнена в виде зубьев с модулем, равным обрабатываемой шестерни. Охлаждение зубьев шестерни 1 в масле осуществляется при их непосредственном непрерывном контакте с зубьями ролика 3. При этом ролик 3 охлаждается изнутри теплоотводящей жидкостью. Поддерживают определенный уровень масла 10 в процессе закалки в ванне 2, В результате закалки и отпуска в сердцевине зуба получают твердость HRc 250 — 286, а на поверхности зуба на глубину до 2 мм — HRc более 45.

Пример, Термический обработке были подвергнуты три шестерни с модулем 12 из стали 38ХА с шевронным зубом ез = 5, z =

116. Припуск при диаметре отверстия 160 м составил 6 мм, После нагрева до 840 С и выдержки в течение 1,5 ч шестерню 1 транспортировали к закалочной ванне экспериментальной установки и устанавливали на вращающийся опорный ролик. Поддерживающие ролики с помощью винтовых.устройств (не показаны) устанавливали так, чтобы зубья термообрабатываемой шестерни входили в зацепление с зубьями поддерживающих роликов. Число оборотов 170 в 1 мин время вращения 10 мин, В закалочной ванне предварительно устанавливался уровень масла, позволяющий погрузить в нее при вращении диск и венец колеса. Над закалочной ванной устанавливался отворачивающийся зонт вытяжной вентиляции для удаления продуктов сгорания масла. После окончания вращения шестерни одновременно выключалась установка и шестерня снималась с ролика, После закалки шестерни подвергались отпуску в печи СШО 15/30, Отпуск при 560 С продолжался 3 ч с после5 дующим охлаждением в воде. Затем вырезались образцы, на которых производился замер твердости, а также исследовалась микроструктура. B шестернях, обработанных по прототипу, зубья прокаливались на"0 сквозь, что привело к уменьшению ниже допустимого значения контактной выносливости. Замер твердости изготовленных образцов показал, что твердость поверхности зуба на глубине 2 — 2,7 мм составила HRc 45, 15 а твердость внутренних слоев — НВ ЗО. Глубина закалки одинакова на боковых поверхностях, вершинах и впадинах зубьев, Формула изобретения

1, Способ термической обработки шес20 терен, включающий нагрев до Асз+ (30—

40) С, транспортировку к закалочной ванне с жидкостью, установку на опорные приводной и неприводной ролики, охлаждение и отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения качества термообработки, при охлаждении шестерни жидкостью осуществляют дополнительное охлаждение поверхности зубьев путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика, охлаж30 даемого теплоотводящей жидкостью.

2, Способ по и. 1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что охлаждение поверхности зубьев ведут путем непрерывного контакта с поверхностью приводного ролика, выполненного из материала с высокой теплопроводностью.

1799921

Составитель В,Русаненко

Техред М.Моргентал Корректор M.Êåðåöìàí

Редактор

Заказ 1139 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ термической обработки шестерен Способ термической обработки шестерен Способ термической обработки шестерен 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к прокатному производству, и может быть использовано при производстве железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке и может быть использовано для термоупрочнения катков гусеничных движителей тракторов и других деталей цилиндрической формы

Изобретение относится к металлургии и совершенствует способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке тел вращения

Изобретение относится к металлургии, а конкретнее - к изготовлению упрочненных цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии , конкретно к термической обработке железнодорожных колес

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных бандажей и может быть использовано при изготовлении изделий типа тел вращения из углеродистых сталей

Изобретение относится к термической обработке цельнокатаных колец и бандажей

Изобретение относится к металлургии и машиностроению, в частности к способам термической обработки стальных штамповано-катаных железнодорожных и крановых колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес
Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полуавтоматическим линиям для плазменного поверхностного упрочнения бандажей и ободьев колес, и может быть использовано при проектировании и изготовлении оборудования для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, оборудованных станочным парком для механической обработки колес без демонтажа колесной пары
Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве колесных бандажей из углеродистой стали для подвижного состава трамвая

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес
Наверх