Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги

 

Использование: в игрушечных железных дорогах. Сущность изобретения: игрушечная зубчатая железная дорога содержит железнодорожный путь с гладкой ходовой поверхностью и расположенным вдоль нее зубчатым органом, зубья которого выполнены перпендикулярно ходовой поверхности и подвижный состав по меньшей мере с одной тяговой подвижной единицей. Тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги содержит приводной двигатель с .единственным зубчатым приводным колесом для зацепления с зубчатым органом, средства для направления тяговой подвижной единицы. 2 с. и 12 з.п. ф-лы, 39 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 А 63 Н 19/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ и

I О ь н

l .ь» ь,и

1 (21) 4202994/12 (22) 20;07,87 (31) 2901/86 (32) 21.07.86 (33) СН (46) 07.03,93,Бюл.N 9. (71) Интерлего АГ (СН) (72) Петер Болли;. Хайнц Лооэер и Вернер

Таннер (СН) (56) Патент Японии

М 56 — 33117, кл. А 63 Н 31/08, 1981. (54) ИГРУШЕЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ

ДОРОГА И ТЯГОВАЯ ПОДВИЖНАЯ .ЕДИНИЦА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ИГРУШЕЧНОЙ ЗУБЧАТОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ

ДОРОГИ

Изобретение относится к игрушечной реечной железной дороге.

Целью изобретения является повышение устойчивости тяговой подвижной единицы.

На фиг. 1 изображен вид сбоку оснащенного шестеренчатым приводом поезда, состоящего из собранных унифицированных узлов; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 — то же, вид снизу; на фиг. 4 — вид в перспективе прямого участка пути, оснащенного зубчатой рейкой; на фиг. 5 — то же, вид снизу; на фиг. 6 — вид сверху оснащенного зубчатой рейкой участка пути, изогнутого по руге 90; на фиг, 7 —. то же, вид снизу одного из двух концов участка пути; на фиг.

8 — вид снизу соединительной Накладки участков пути в соответствии сфиг.4 и 6; на фиг.

9 — вид снизу сочлененной тяговой тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной эуб,,Ы2 1801023 АЗ (57) Использование: в игрушечных железных дорогах. Сущность изобретения: игрушечная зубчатая железная дорога содержит железнодорожный путь с гладкой ходовой поверхностью и расположенным вдоль нее зубчатым органом, зубья которого выполнены перпендикулярно ходовой поверхности; и подвижный состав по меньшей мере с одной тяговой подвижной единицей. Тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги содержит приводной двигатель .с .единственным зубчатым приводным колесом для зацепления с зубчатым органом, средства для направления тяговой подвижной единицы. 2 с, и 12 э.п. ф-лы. 39 ил.

\ чатой рейкой; на фиг, 10 — вид снизу сочлененной промежуточной тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной зубчатой ®) рейкой; на фиг. 11 — вид снизу сочлененной Са) крайней тележки в соответствии с фиг. 3 с изображенной зубчатой рейкой; на фиг. 12 — вид в перспективе несочлененной промежуточной тележки в соответствии с фиг. 1-3; на фиг. 13 — вид. в перспективе тягового хомута сцепки для тележки в соответствии с фиг. 12, на фиг. 14 — гориаонгапьная проек- . ция хомута сцепки.в соответствии с фиг. 13;: (1 на фиг. 15 — разрез хомута сцепки в соответ- - ствии с фиг. 13; на фиг, 16 — вид в перспек- тиве неприсоединенной крайней тележки в соответствии с фиг. 1 — 3; на фиг. 17 — вид в перспективе соединительного хомута для тележки в соответствии с фиг, 16; на фиг, 18 — вид сверху платформы единицы подвижного состава в соответствии.с фиг, 1 — 3; на

1801023 фиг. 19 — вид сбоку платформы единицы подвижного состава в соответствии с фиг, 18; на фиг. 20 — вид спереди конца платформы единицы подвижного состава в соответствии с фиг. 18 и 19; на фиг, 21 — вид спереди другого конца платформы единицы подвижного. состава в соответствии с.фиг. 18 и 19; на фиг, 22 — вид снизу тяговой тележки в соответствии с другим вариантом исполнения; на фиг, 23 — вид сбоку выполненной в виде локомотива тяговой подвижной единицы с двумя тележками; на фиг, 24 — вид сбоку тяговой тележки тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг. 23 в увеличенном масштабе; на фиг. 25 — вид сбоку ходовой части тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг. 23 в увеличенном мас штабе; на фиг. 26 — вид в перспективе тяговой тележки в соответствии с фиг. 24; на фиг.

27 — растянутый вид в перспективе тяговой тележки в соответствии с фиг, 26; на фиг. 28 — вид в перспективе ходовой части в соответствии с фиг. 25; на фиг. 29 — растянутый вид в перспективе ходовой части в соответствии с фиг. 28; на фиг. 30 — вид снизу направляющего конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг, 27; на фиг, 31 — вид снизу опорной плиты для осей вращения ходовой части в соответствии с фиг, 27; на фиг. 32 — вид снизу выполненного в виде приводного блока конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг. 27;.на фиг. 33 — вид снизу направляющего конструктивного элемента ходовой части в соответствии с фиг. 29; на фиг, 34 — вид сверху платформы тяговой подвижной единицы в соответствии с фиг, 23; на фиг. 35поперечное сечение (частично в разрезе) выполненного в виде подвесной дороги варианта исполнения игрушечной зубчатой железной дороги; на фиг. 36 — разрезы различных вариантов исполнения оснащенного зубчатым органом железнодорожного пути; на фиг. 37 — вид сверху участка железнодорожного пути, оснащенного в соответствии с фиг. 4 зубчатой рейкой, с электрическими токоподводящими контактами; на фиг. 38 — вид металлического контактного элемента для участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 37; на фиг. 39 — вид спереди одного конца участка железнодорожного пути в соответствии с фиг, 37 с электрическими соединительными контактами.

На фиг. 1-8 в качестве примера показан вариант выполнения игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением, на фиг. 1 — 3 представлены.вид сбоку, вид сверху и вид снизу поезда, построенного из унифицированных узлов по типу мото50

55 оснащена двумя насаженными без крепления вращающимися колесами 16 с гладкой поверхностью качания. Кроме того, тележки

6 и 7 имеют располагающиеся парами друг напротив друга и простирающиеся в основном в продольном направлении стенки 17 и

18, Как поясняется ниже, эти стенки 17 и 18 служат в качестве направляющих стенок - ележек 6 и 7 на оснащенном зубчатом рейкой железнодорожном пути, причем зубчатая рейка входит в промежуточное пространстровагонного поезда и на фиг. 4 — 8 показаны различные относящиеся к этому участки железнодорожного пути.

В соответствии с фиг. 1 — 5 представленный поезд имеет три вагона, а именно: головной вагон с кабиной управления 1, промежуточный вагон 2 и хвостовой вагон 3.

Головной вагон 1 соединен с промежуточным вагоном 2 с помощью сцепленной с

10 обеих сторон тележки 4, а промежуточный вагон соединен с хвостовым вагоном 3 с помощью сцепленной с обеих сторон тележки 5. Кроме того, головной вагон 1 и хвостовой вагон 3 оснащены в своих концевых

"5 зонах соответственно тележкой 6 или 7. На фиг, 1 — 3 наружная обшивка вагонов 1 — 3 и тележек 4 и 5 не показана за исключением головного вагона 1, на котором расположена собранная из отдельных конструктивных

20 элементов прилегающая обшивка 8 вагона, Такие элементы обшивки вагонов, как кузов вагона, двери, окна и т,д., в настоящем примере исполнения предпочтительно собраны из отдельных конструктивных элементов конструкции игрушки и само собой разуме ется могут быть выполнены как угодно, не оказывая влияния на приведенный ниже принцип действия настоящей игрушечной зубчатой железной дороги. Для сборки таких ошибок вагонов каждый вагон 1 — 3 имеет служащую в качестве шасси вагона платформы 9-11, с помощью которых вагоны 1 — 3 сачленены также с тележками 4 и 5, как это будет пояснено ниже. Для установки других

35 конструктивных элементов платформы 9 — 11 оснащены известным образом соединительными цапфами 12 (фиг. 2). Нижняя сто- рона платформ 9-11 выполнена в виде полых тел, которые усилены распорками 13

40 (фиг. 3), Тележки 4 и 5, а также тележки 6 и 7 в данном примере исполнения изготовлены за исключением осей колес и элементов сцепки или крепления цельными из синтетического материала, Обе тележки 6 и 7 в соответствии с фиг. 3 имеют полую нижнюю сторону, которая включает подогнанные по формедетали 14для установки вращающихся колесных осей 15, каждая из которых

1801023 во и располагаются между двумя располагающимися друг напротив друга стенками 17 и 18, когда изображенный поездустанавливается на железнодорожном пути. Верхняя сторона каждой тележки 6 и 7 оснащена вращающейся цапфой 19 (фиг. 1), которая неотьемлемо вставлена в отверстие 20 (фиг.

2) соответствующей платформы 9 или 11.

Другие подробности поясняются ниже с помощью фиг. 16 и 17.

Двухосная тележка 5, которая является ходовой частью без привода, выполнена на своей нижней стороне в соответствии с фиг, 3 также, как и тележки 6 и 7. Она соответст,венно точно также имеет подогнанные по форме опорные детали 14, в которых установлены оснащенные колесами 16 колесные оси 15. Кроме того, на нижней стороне предусмотрены вновь располагающиеся парами друг напротив друга направляющие стенки 21 и 22. На верхней стороне тележка

5 оснащена насаженным поворотным сцепным хомутом 23 или 24, который может поворачиваться вокруг боковой цапфы 25.

Сцепные хомуты 23 и 24 предусмотрены,цля того, чтобы воспринимать с возможностью — расцепления соответствующие сцепные элементы на сопряженных концах платформ 10 или 11, Это сцепное устройство поясняется с помощью фиг. 12 — 15 и 19 — 21. На своей верхней стороне тележка 5 оснащена, кроме того, несколькими сцепными цапфами

12, которые (как и на платформах 9 — 11) позволяют осуществлять установку таких конструктивных элементов как обшивка.

Тележка 4, это касается ее нижней стороны (фиг. 3), выполнена в принципе такой же, как и тележка 5, и имеет соответственно такие же зажимные накладки 14, колесные оси 15, колеса 16 и направляющие стенки 21 или 22, Однако так как тележка 4 является приводной тележкой,на ееверхней стороне (фиг. 1 и 2) в вертикальном положении за-. креплен в основном цилиндрический электродвигатель 26. Последний имеет 4 вертикальную приводную ось 27 (фиг. 3), на которой имеется зубчатое колесо 28. Зубчатое колесо 28 находится на нижней стороне тележки 4 в зоне направляющей стенки 22, причем ось 27 смещена в сторону от про- 5 дольной оси симметрии тележки 4. Приводимое в действие электродвигателем 26 предпочтительно через установленную в электродвигателе передачу зубчатое колесо

28 предназначено для того. чтобы входить в 5 зацепление с зубчатым венцом имеющей зубья с обеих сторон зубчатой рейки, которая расположена в середине на железнодорожном пути, чтобы тележка 4 и тем самым . весь поезд, представленный на фиг, 1 — 3, при возбуждении электродвигателя 26 совершал поступательное движение вдоль железнодорожного пути.

Питание электродвигателя 26 осуществ5 ляется через выполненный в виде унифицированного узла штекер 29 (фиг. 1) и кабель питания 30 с помощью расположенного на головном вагоне 1 ящика с батареями 31, Для управления электродвигателем 26 в те10 лежке 4 вблизи нижней стороны электродвигателя 26 расположен ползун 32. Ползун

32 оснащен коммутационными контактами и может быть иэ показанного на чертеже положения "Выкл." (электродвигатель от15 ключен от батареи) путем нажатия в одном или другом поперечном направлении включен в схему прямого или обратного движения тележки 4 или поезда. Ползун 32 несколько выступает сбоку за тележку 4 и

20 имеет на концах скошенные поверхности.

Это позволяет устанавливать на железнодорожном пути такие органы управления, как штифты и им подобные, которые воздействуют при прохождении поезда на ползун и

25 тем самым выаывают остановку или изменение направления движения поезда. Нео6ходимо также сознавать, что возможно предусматривать также дистанционное управление, например дистанционное управ30. ление с помощью инфракрасных лучей, ° чтобы управлять электродвигателем 26 непрерывно и относительно направления вращения. Вагоны данного поезда, в частности головной вагон 1, имеют достаточно про35 странства для установки необходимых приемных и коммутационных элементов.

Как и тележка 5, тележка 4 также оснащена двумя установленными на боковых цапфах 25 сцепными хомутами 23 и 24, что40 бы соединять с воэможностью расцепления тележку 4 с платформой 9 головного вагона

1 или с платформой 10 промежуточного вагона 2, Кроме того, электродвигатель 26 также оснащен несколькими соединительными

5 цапфами 12 для установки обшивки или ей подобной.

Игрушечная железная дорога в соответствии с изобретением включает также железнодорожный путь с зубчатым органог-. :-".: "-:;

0 которым находится в зацеплении зубчатМ-,:,. колесо электродвигателя тяговой подви ; ной единицы. На фиг. 4 — 8 представлены предпочтительные примеры исполнения прямых и изогнутых участков железнодо5 рожного пути.

Само собой разумеется, что прямой участок железнодорожного пути, вид в перспективе которого представлен на фиг. 4 и вид снизу на фиг. 5, может иметь любую, однако предпочтительно стандартную дли1801023 ну. Участок железнодорожного пути имеет две гладких ходовых поверхности 41 и 42, которые разделены в продольном направлении участка хселезнодорожного пути расположенной в середине с возвышением зубчатой рейкой 43, Последняя имеет с обеих сторон по одному ряду зубьев 44 или 45, которые перпендикулярны ходовым поверхностям 41 и 42. Для соединения этого участка железнодорожного пути с другими соседними участками железнодорожного пути этот участок имеет на своих концевых зонах по две выполненные в боковых углублениях соединительные цапфы 48, обратная сторона каждой из которой представлена на фиг, 8, оснащена зажимными цапфами 48, как показано на фиг. 8, соответственно четыре соединительных цапфы 46 двух прилегающих друг к другу торцовыми сторонами участков железнодорожного пути соединяются друг с другом с помощью соединительной накладки 47.

Из фиг. 5 видно, что нижняя сторона участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 4 образует усиленное распарками 49 полое пространство. Кроме того, на каждом конце участка железнодорожного пути выполнено коробообразное палое про-. странство 50, Это пространство предназначено для того, чтобы можно было насаживать участок железнодорожного пути на плиту основания или монтажную плиту, которая оснащена расположенными на определенном удалении друг от друга соединительными цапфами.

Кроме того, из фиг, 4 видно, что обе торцовые стороны прямого участка желез. нодорожного пути оснащены соответственно выступом 51 и соответствующим углублением 52. Эта конструкция торцовых сторон способствует, во-первых, фиксированию двух расположенных рядом друг с другом в ряд участков железнодорожного пути в их поперечном направлении, так что планки 47 (фиг. 8) нагружены только на растяжение. К тому же выступы 51 и углубления

52 предусмотрены и в качестве кодирующих элементов, чтобы предотвратить расположение в ряд и соединение определенных, не подходящих друг к другу участков железнодорожного пути, На фиг. 6 представлен вид сверху изо. гнутого участка железнодорожного пути, простирающегося по угловой зоне в 90О, который имеет две гладкие ходовые поверхности 53 и 54, разделенные проходящим в середине изогнутым зубчатым рельсом 55, который по бокам имеет зубчатые сектора

56 и 57. Кроме того, этот изогнутый участок железнодорожного пути в своих концевых

55 дугообразных участков 59 и 60 участка железнодорожного пути, которые все исходят из смещенного центра, В место цел ь ного участка железнодо-. рожного пути, занимающего угловую зону в

90о, в соответствии с фиг. 6 могут предусматриваться и использоваться естественно и участки железнодорожного пути, занимающие угловые зоны по 45О, которые, как было упомянуто, получаются иэ занимающего угловую зону в 90 участка железнодозонах также оснащен боковыми соединительными цапфами 46, а также расположенными на торцовых сторонах выступами 51 и углублениями 52, Как видно из фиг. 7, ниж5 няя сторона изогнутого участка железнодорожного пути в соответствии с фиг. 6 также выполнена по аналогии с нижней стороной прямого участка железнодорожного пути в соответствии с фиг, 4 и 5 и имеет, в частно10 сти, в концевых зонах коробообразное полое пространство 50 для насаживания участка железнодорожного пути на соединительные цапфы основания, В этой связи необходимо заметить, что

15 невозможно расположить участок круговой кривой в прямоугольном, в частности квадратном, растре так, чтобы конечные точки участка круговой кривой точно совпали с точками растра, так как в этом случае уча20 сток круговой кривой занимал бы зону свыше 90 . Чтобы несмотря на это точно совместить концы изогнутых участков железнодорожного пути с точками растра плиты основания или с расположенными в этих

25 точках растра соединительными цапфами, чтобы можно было устанавливать изогнутые участки железнодорожного пути на плиту основания без принудительного нажима, было предложено собирать каждый изогну30 ты&участок железнодорожного пути из более короткого прямого участка и более ,длинного дугообразного участка.

В изогнутом участке железнодорожного пути в соответствии с фиг, 6 использовано

35 это техническое решение. Представленный на фиг. 6 участок железнодорожного пути, занимающий дугообразную зону в 90, необходимо рассматривать как сборку из двух участков железнодорожного пути, дугооб40 разные зоны по 45 каждый, которые разделены вдоль проходящей под углом 45 радиальной линии 58. Каждый занимающий дугообразную зону в 45 участок железнодорожного пути собирается из дугообразноro участка 59 или 60 и значительно более короткого прямого участка 61 или 62. На фиг. 6 нанесен также внутренний и наружный радиусы железнодорожного пути, а также средний. радиус зубчатого рельса 55

1801023

10 рожного пути в соответствии с фиг, 6 путем Прорезь 68 сцепного хомута 23 предразделения вдоль радиальной линии 58, Са- назначена для восприятия соответствующемо собой разумеется, что оба конца таких го выступа сцепного устройства. которые участковжелезнодорожногопути,занимаю- расположены на концах платформ 9 — 11. На щих угловые зоны по 45, должны быть ос- 5 фиг, t8 — 21 представлена платформа 10 пронащены соединительными цапфами 46 для межуточного вагона 2 (фиг. 1) с частичным соединения ссоседним прямым или изогну- вырезом в увеличенном масштабе. Каждая тым участками железнодорожного пути, Так торцовая сторона платформы 10 оснащена как образующиеся в результате такого раз- сформованным выступом 70 или 71. Кроме деления участки железнодорожного пути, 10 того, на наружных концах оба выступа 70 и занимающие угловые зоны по 45, т.е. уча- 71 имеютсоответственно по одномуверхнесток железнодорожного пути с.участками 59 му и нижнему фиксаторному грибку 72. При и 61, а также участок железнодорожного вставлении выступа 70 или 71 в прорезь 68 пути с участками 60 и 62, не идентичны, на сцепного хомута 23 (фиг. 13 — 15) фиксаторих угловых концах в 45 предусмотрено дру- 15 ные грибки 72 разжимают верхнюю и нижгое кодирование с помощью выступов иуг- нюю стенки прорези друг от друга и в лублений, как это обозначено на фиг. 6 по пазообразные углубления 69 (фиг. 14, 15) радиальной линии 58, так, что выступ 70 или 71 прочно удерживаНе показаны на чертеже оснащенные ется в прорези 68, т.е, платформа 10 сочлезубчатым рельсом участки железнодорож- 20 нена со сцепным хомутом 23 и тем самым с ного пути, которые пригодны для образова- тележкой 5. Для расцепления платформа 10 ния железнодорожного пути с уклонами и просто отводится от сцепного хомута 23, подъемами. B этом отношении и в отноше- Такая же конструкция сцепного устройства нии необходимых размеров общихжелеэно- имеется и в других сцепных хомутах 23, 24 дорожных путей, которые должны 25 и на сцепляемых концах платформ 9-11 в использоваться совместно с растром плиты соответствии с фиг, 1, основания, делается ссылка на упомянутый Из фиг. 18 — 21 следует, что выступ 70 на патент Швейцарии. одном конце платформы 10 промежуточной .На фйг, 9 — 11 еще раз представлен вид ° платформы 2 имеет другую форму поперечснизу тележек 4 и 5 и тележки 7 в соответст- 30 ного сечения, чем выступ 71.на другом конце виис фиг.3, однако в увеличенном масшта- ° платформы 10. Выступ 70 (фиг. 20) имеет бе и с иэображением зубчатой рейки 43 прямоугольное поперечное сечение, в то прямого участка железнодорожного пути в время как форма поперечного сечения высоответствии с фиг. 4, Видно, что направля- ступа 71 (фиг, 21) подобна форме поперечющие стенки 21 и 22 тележек 4 и 5 или 35 ного сечения ромба. Выступ 70 направляющие стенки 17 и 18 тележки 7 (прямоугольник) вызывает в прорези 68 расположены вдоль зубчатой рейки 43. Кро- сцепного хомута 23, 24 жесткое относительме того; из фиг-. 9 видно, каким образом но направления поворота вокруг продользубчатое колесо 28 электродвигателя входит ной оси платформы 10 соединение, так как в зацепление с одной стороны с зубчатой 40 выступ 70 прилегает к верхней и нижней рейкой 43. Созданное в результате этого стенкам прорези 68. Напротив, выступ 71 поперечное усилие воспринимается на- (ромб) допускает в прорези 68 незначительправляющими стенками 21. ные возвратно-поступательные колебания.

Описанная уже с помощью фиг. 1 — 3 хо- Если все вагоны 1 — 3 в соответствии с фиг. 1 довая часть 5 представлена в перспективе 45 с помощью тележек 4 и 5 жестко сочленены на фиг. 12. На фиг. 13 представлен вид в в указанном направлении поворота благоперспективе, на фиг. 14 — горизонтальная даря тому, что все выступы выполнены такипроекция и на фиг. 15 — разрез относящего- ми же, как и выступ 70(фиг. 20), то возникает ся кэтомуузлусцепногохомута23. Сцепной недостаток, заключающийся в том, что вагохомут23 имеетдва отогнутых плеча 65, кон- 50 ны на очень крутых закруглениях пути, в цы которых оснащены зажимными шлицами частности на подъемах,:отрываются от же66, С помощьюзажимного шлица 66 каждое лезнодорожного пути..Если напротив преплечо 65 сцепного хомута 23 может быть дусмотрены только выступы, аналогичные установлено на цапфе 25, выполненной сбо- выступу 71 (фиг. 21), то при любой скорости ку на тележке 5, как это показано на фиг. 1: 55 может получаться неплавный ход вагона.

В средней части 67-сцепной хомут 23 имеет Таким образом, благоприятным является прорезь 68, причем во внутренней части использование обеих форм выступов 70 и прорези 68 предусмотрены верхняя и ниж- 71, чтовозможно без всяких проблем благоняя стенки прорези с небольшими пазооб- даря тому, что прорезь 68 сцепного хомута . разными углублениями 69. 23 может воспринимать оба выступа 70 и 71.

1801023

15

20 тележек

30

45

55

На фиг. 12 представлена неимеющая привода тележка 5, Однако с ней эа исключением установленного электродвигателя

26 (фиг. 1) совпадает приводная тележка 4, гак что у приводной тележки в соответствии с фиг. 1 конструкция и расположение сцепного хомута 23, 24 такие же, как и у ходовой части 5.

В частности, очевидное из фиг, 1 и 12 — 15 расположение сцепного хомута 23, 24 на тележках 4, 5 представляет собой конструкцию настоящей игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением, которая является особенно предпочтительной и позволяет прокладывать железнодорожный путь с необычно крутыми подъемами и уклонами, а также с очень крутыми закруглениями пути, не вызывая опасности, что тяговая подвижная единица и прицепленные к ней другие единицы подвижного состава будут отрываться от железнодорожного пути и тем самым

"сходить с рельсов" или "сваливаться", Мероприятие в соответствии с изобретением заключается в том,что точки приложения для передачи усилия от тележки на сцепленный с этой тележкой вагон или на ее платформу, служащую шасси единицы подвижного состава, предусмотрены на самой тележке в тем местах, которые по меньшей мере примерно полностью удовлетворяют определенным требованиям в отношении железнодорожного пути или тележки. Такими требованиями являются следующие, 1). Указанные точки приложения должны быть расположены по высоте (в вертикальном направлении) относительно железнодорожного пути по возможности вблизи тех мест, которые на железнодорожном пути и на тележке принимают участие в передаче усилия для продвижения тележки и сцепленных с ней вагонов. Такими местами сообразно с этим являются, с одной стороны, на приводной тележке места сцепления зубчатого колеса приводного электродвигателя с зубьями зубчатого органа, и с другой стороны, на всех тележках точки опоры их колес на гладких ходовых поверхностях железнодорожного пути. Отсюда вытекает первое положение о том, что сцепные хомуты 23, 24 должны шарнирно соедйняться на тележках 4, 5 настолько глубоко, насколько это возможно, т,е. на уровне зубчатой рейки 43 (фиг. 4) и по возможности вблизи ходовых поверхностей

41, 42 (фиг. 4). Из фиг, 1 и 12 следует, что глубокое относительно железнодорожного пути положение боковых цапф 25 тележек 4, 5 соответствует этому положению.

2). Указанные точки приложения, кроме того, должны быть смежными, т.е. должны быть расположены так близко, насколько это конструктивно возможно, к плоскости, которая перпендикулярна продольному направлению тележки и содержит центр тяжести тележки. У представленных на фиг. 1 тележек 4 и 5 эта плоскость расположена в середине тележки поперек продольного на10 правления представленного поезда, Таким образом, боковые цапфы 25 тележек 4 и 5 для сцепных хомутов 23 и 24 очень близки к середине тележек. Сцепные хомуты 23, 24 имеют почти необычного вида соответственно длинные и наклонные плечи 65 (фиг.

15), тем самым в соответствии с фиг. 1 возможно сцепление тележек 4 и 5 с платформами 9, 10 или 10, 11 соседних единиц подвижного состава 1, 2 или 2, 3 на концах

Выполнение обоих вышеупомянутых требований с помощью изображенного на фиг. 1 шарнирного соединения сцепных хомутов 23, 24 на тележках 4, 5 способствует тому, что Все силы, которые передаются от тележек 4, 5 на прицепленные платформы

9 — 11, имеют основную, сильно преобладающую составляющую, которая расположена параллельно железнодорожному пути. Перпендикулярная к ней, т.е. направленная вверх составляющая сил значительно меньше. Это означает, что создается лишь пренебрежительно малый момент, который стремится оторвать тележки и тем самым сцепленные с ними вагоны в процессе эксплуатации от железнодорожного пути перпендикулярно вверх относительно железнодорожного пути. Так как боковые зубчатые участки 44 или 45 (фиг. 4) или 56, 57 (фиг. 6) препятствуют выходу из зацепления приводного зубчатого колеса 28 (фиг. 9), данная зубчатая железная дорога имеет очень высокую устойчивость, даже если железнодорожный путь проложен с крутыми подъемами и еакруглениями пути без надле- . жащих контрофорсов, т.е, "свободно подвешен", Предел подъема в основном достигается лишь тогда, когда на подъеме проходящая через центр тяжести тележки вертикальная плоскость пересекает точки опоры на железнодорожном пути колес, расположенных на соответствующей колесной оси. У данной зубчатой железной дороги это соответствует подъему железнодорожного пути значительно больше, чем 100

Кроме того, у данной зубчатой железной дороги указанные преимущества существуют независимо от того, тянет или толкает тяговая подвижная единица другие прицепленные единицы подвижного состава.

1801023

На фиг. 16 в перспективе изображена тележка били 7(фиг. 1, 3) кроме того, на фиг.

17 в перспективе представлен поворотный элемент 19 для опоры тележки 6 (7) на платформах 9 и 11 (фиг. 1, 3). Поворотный эле- 5 мент 19 имеет цилиндрический концевой элемент 75, который расположен на опорном хомуте 76. Опорный хомут 76 имеет два плеча 77, которые оснащены зажимными прорезями 78. Плечи 77 вставляются через 10 щелевые отверстия 79 тележки 6 (7) и затем, как это видно из фиг. 3, зажимаются на крепежных перемычках 80 тележки 6 (7),.Цилиндрический концевой элемент 75 имеет концевое утолщение 81, которое является 15 упругим благодаря тому, что концевой элемент 75 оснащен двумя продольными прорезями 82. Поворотный элемент 19 с посаженной на него тележкой 6 (7) может. сообразно с этим простым образом встав- 20 ляться в предусмотренное в платформе 9 или 11 отверстие 20 (фиг. 2) с возможностью разъединения, однако самовыпадание неВОЗМОЖНО, На фиг. 22 представлена альтернатив- 25 ная относительно варианта исполнения в соответствии с фиг. 9 установка приводной тележки 4. Установка тележки и восприятие оказываемого йриводным зубчатым колесом 28 через зубчатую рейку 43 давления 30 . Осуществляется двумя свободно вращающимися зубчатыми колесами 83. При этом трение зубчатой рейки 43 на тележке 4 не.сколько меньше, чем при прилегании к направляющим стенкам 21 (фиг. 9), Однако 35 имеется недостаток, заключающийся в том, что тележка из-за расположенных с двух сторон зубчатых колес 28 или 83 не может .больше свободно устанавливаться на же- . лезнодорожный путь. 40

На фиг, 1 — 3 представлен поезд, состоящий, например, из нескольких вагонов 1 — 3.

Понятно, что возможны также другие, практически любые компоновки тележек 4 и 5 с прицепленными вагонами или платформа- 45 ми при использовании концевых тележек 6 и 7. В частности, тяговой подвижной единицей может быть единственный моторный ваloH, KoTopblA (фиг. 1) состоял бы из приводной тележки 4 и прицепленного ва- 50 гона 1 с тележкой 6, причем была бы установлена другая обшивка вагона и мог бы отсутствовать сцепной хомут 24 на наружном конце тележки 4, Другой вариант исполнения тяговой nd- 55 движной единицы в соответствии с изобре- тением поясняется с помощью фиг. 23 — 34.

В соответствии с фиг, 23 пример исполнения относится к электровозу, который в ка. честве важных конструктивных элементов имеет платформу 85, собранный на ней из конструктивных элементов кузов 86 вагона, две тележки 87 и 88 и по одному соединенному с тележками 87, 88 сцепное устройство . 89, причем одна тележка 87 является приводной, а другая тележка 88 — бегунковой тележкой. Этот электровоз предназначен в соответствии с изобретенйем для железнодорожного пути, который имеет гладкую ходовую поверхность 90 и расположенную посередине на железнодорожном пути зубчатую рейку 91 с зубьями с обеих сторон, которые изображены на фиг, 4, например, в качестве участка железнодорожного пути.

Пример исполнения в соответствии с фиг, 23 отличается тем, что не только кузов 86 платформы 85 собран из отдельных конструктивных элементов, но и тележки 87 и 88 образованы путем посадки друг на друга нескольких конструктивных элементов, как это поясняется ниже, Фиг, 24 и 25 показывают вид сбоку и увеличенный масштаб обеихтележек 87 и 88 в соответствии с фиг. 23, причем в изображении на фиг; 24 и 25 (вид сбоку) опущены боковые защитные пластины 92 и колеса 96 (фиг, 23).

Приводная тележка 87 собирается в соответствии с фиг, 24 из следующих конструктивных элементов: направляющего и базового элементов

93, который простирается по всей длине тележки 87 и который выполнен с одной стороны в виде основания для сборки других конструктивных элементов и с другой стороны в виде скользящего направляющего элемента тележки 87 вдоль зубчатой рейки 91; двух посаженных на направляющий конструктивный элемент 93 опорных плит

94, которые имеют отверстия для установки по одной колесной оси 95, на которой расположены два бегунковых колеса 96 с гладкими поверхностями для находящихся по обе стороны от зубчатой рейки 91 гладких ходовых Поверхностей 90 железнодорожного пути; посаженного на опорные плиты 94 приводного узла 97, который имеет две продольные пластинчатые части 98, две выступающие боковые пластинчатые части

99 (на фиг. 24 видна только одна из них) и электродвигатель 100,.приводная Ось которого оснащена уже ранее упомянутым приводным зубчатым колесом 28,которая находится в зацеплении с зубьями зубчатой рейки 91, двух поддерживаюших скоб 101, которые насажены на приводной узел 97 и направляющий конструктивный элемент 93, в результате направляющий конструктивный элемент 93, опорные плиты 94 и привод1801023

16 ной узел 97 удерживаются вместе в виде унифицированного узла; соединительной скобы 102, которая шарнирно установлена на направляющем конструктивном элементе 93 и предусмотрена для того, чтобы соединить. тележку 87 с воэможностью поворота с платформой 85 изображенного на фиг. 23 электровоза; уже упомянутого с помощью фиг. 23 сцепного устройства 89, которое содержит также установленный шарнирно на направляющем конструктивном элементе 93 сцепной тяговый хомут 103 и который выполнен для того, чтобы соединить тележку 87 и тем самым изображенный на фиг. 23 электровоз с другой единицей подвижного состава .

Тележка 88 собрана в соответствии с фиг. 25 аналогичным образом, как и приводная тележка 87 в соответствии с фиг, 24, а именно из следующих конструктивных элементов: направляющего и базового конструктивного элемента 104, который выполняет такие же монтажные функции и функции скользящего направления, что и соответствующий элемент 93 (фиг. 24); двух посаженных на направляющий конструктивный элемент 104 опорных плит.

94, которые в соответствии с идентичными опорными плитами 94 на фиг. 24 предусмотрены для установки оснащенных колесами

96 колесных осей 95; двух поддерживающих скоб 105, которые удерживают вместе направляющий конструктивный элемент 104 и опорные плиты 94; центрального шкворня тележки 106, который посажен на направляющий конструктивный элемент 104 и может быть расположен в платформе 85 (фиг. 23) элект ровоза с возможностью поворота; сцепного устройства 89 в соответствии с фиг. 24, которое шарнирно установлено на конструктивном направляющем элементе

104 и включает тяговый сцепной хомут 103.

Отдел ьн ые конструкти вн ые элеме нты тележек 87 и 88 явствуют более отчетливо из фиг. 26, 27 или фиг, 28, 29, а также из фиг, 30-34.

На фиг. 26 представлен вид в перспективе приводной тележки 87, включая боковые защитные пластины 92 колес (фиг. 23).

На фиг, 27 представлены в перспективе отдельные конструктивные элементы в разобранном виде, причем опущены колеса 96 (фиг, 26) и их колесные оси.

Как уже было упомянуто с помощью фиг.24, тележка 87 имеет удлиненный направляющий и базовый конструктивный элемент 93, который на верхней стороне оснащен опре50 как видно из фиг. 24, может быть насажен на внешние опорные цапфы 111d, причем возможное поворотное движение в направлении по высоте соединительной скобы 103 ограничено снизу благодаря тому, что удли55 нения 120 плеч 117 и 118 наталкиваются на соседние-выступы 112 направляющего конструктивного элемента 93 (фиг. 24), Рамная часть тягового сцепного хомута

103 также имеет щелеобразное отверстие

121, в котором выполнена цапфа 122. Отвер10

45 деленным количеством соединительных цапф 12, относящихся к системе данных конструктивных элементов, На нижней стороне направляющей конструктивный элемент 93 имеет в соответствии с фиг. 30 сформованные, расположенные друг напротив друга скользящие направляющие стенки 107 и 108, промежуточное пространство

109 которых предназначено для расположения зубчатой рейки 91 (фиг, 23 и 24), как это уже было описано с помощью примера исполнения на фиг. 1 — 3. Направляющий конструктивный элемент 93 оснащен на продольной стороне углублением 110, которое предназначено для размещения приводного зубчатого колеса 28 (фиг. 24). Обе продольные стороны оснащены, кроме того, четырьмя (каждая опорная) цапфами 111а, 111Ь, 111с и 111d, а также двумя выполненными в виде сформованных выступов упорами 112.

Как показано на фиг, 24, к направляющему конструктивному элементу 93 шарнирно присоединена соединительная скоба

102, а также тяговый сцепной хомут 103 сцепного устройства 89, Для этого соединительная скоба 103 имеет два плеча 113, на концах которых предусмотрена фиксирующая прорезь 114 так, что плечи 113 насажены на внутренние опорные цапфы 111с, В рамной части соединительной скобы 102 имеется щелевое отверстие 115, в котором выполнена цапфа 116. Как более подробно поясняется с помощью фиг. 34, соединительная скоба 102 предназначена для соединения с возможностью поворота тележки

87 с платформой 85 локомотива в соответствии с фиг. 23. Возможное поворотное движение в направлении по высоте соединительной скобы 102 ограничено снизу благодаря тому, что ее плечо 113 наталкивается на соседние выступы 112 направляющего элемента 93 (фиг. 24), Тяговый сцепной хомут 103 сцепного устройства 89 выполнен llo аналогии с соединительной скобой 102 и также имеет два плеча 117 и 118, на концевых зонах которых предусмотрено по одному отверстию 119.

Таким образом, тяговый сцепной хомут 103, 1801023 стие 121 и цапфа 122 предназначены для которое входит в углубление 110 направлявосприятия стяжной накладки 123 другой ющего конструктивного элемента 93 (фиг. двуплечей скобы 124, оба плеча 125 которой 30). Кроме того, в каждой боковой пластинимеют по одному отверстию 126. Держатель чатой части 99 установлен перемещающиймагнита 127, который охватывает постоян- 5 ся в продольном направлении штифт 134 ный магнит 128, оснащен двумя опорными (сравните также фиг, 23, 24 и 25), который цапфами 129, которые сопрягаются с отвер- может воздействовать на внутреннее перестиями 126. Поэтому в собранном состоя- ключающее устройство (не показано) цепи нии (фиг, 24) держатель магнита 127 может питания электродвигателя 100. Таким обраповорачиваться между плечами 125 скобы 10 зом можно на железнодорожном пути рас124. Поэтому известным образом постоян-. положить выступы, которые при проходе ные магниты 128 однотипных сцепных уст- локомотива приводят в действие штифты ройств 89 двух сталкивающихся единиц 134, вследствие чего с помощью цепи питаподвижного состава могут поворачиваться ния электродвигателя 100 обеспечивается таким образом, что северный полюс одного 15 остановка или изменение направления двимагнита располагается против южного по- жения локомотива. люса другого магнита и тогда осуществляет- Чтобы удерживать вместе приведенные ся магнитное сцепление обоих единиц конструктивные элементы, а именно: наподвижного состава, правляющий конструктивный элемент 93.

На соединительные цапфы 12 направля- 20 опорные плиты 94 и приводной узел 97— ющего конструктивного элемента 93 в соот- имеется две поддерживающие скобы 101 ветствии с фиг, 27 насаживаются две (фиг. 24), которые насаживаются на соответопорныхплиты94, из которых каждая имеет ствующие соединительные цапфы 12 продва фиксирующих отверстия 131 для уста- дольных пластинчатых частей 98 новки колесной оси (не показана), Нижняя 25 приводного узла 97 и в предусмотренные на сторона одной из этих опорных плит 94 по- их плечах 135 фиксирующие прорези 136 казана на фиг. 31. Наряду с пазообразным вводятся остающиеся свободными опорные углублением 132 для указанной колесной. цапфы 11 tb и.111d направляющего констоси полая нижняя сторона опорной плиты руктивного элемента 93, 94 имеет сформованный известным обра- 30 Наконец,собеихсторонимеетсяещепо зом короткий центральный патрубок 133, одной боковой защитной пластине 92, котокоторый предназначен совместно с боковы- рые посажены на соединительные цапфы 12 ми внутренними поверхностями полой ниж- боковых пластинчатых частей 99 приводно. ней стороны для заклинивания гоузла97ивыполняютчистодекоративную соединительных цапф 12 направляющего 35 функцию. конструктивного элемента 93. Верхняя сто- Далее с помощью фиг. 28 и 29 более рона опорных плит 94 также оснащена сое- подробно поясняется конструкция не имеюдинительными цапфами 12, Кроме того, из щей привода ходовой тележки в соответстфиг. 26 видно, что насаженные на колесные вии с фиг. 23 и 25, причем на фиг, 28 показан оси 95 колеса 96 расположены сбоку вне 40 вид в перспективе всей тележки, включая соединительной скобы 102 и тягового сцеп- боковые защитные пластины 92 колес. Вид ного хомута 103. в перспективе разобранных отдельных конВ качестве другого конструктивного структивных элементов представлен на фиг. элемента на опорные плиты 94 посажен 29, причем однако были опущены колеса 96 приводной узел 97. Как уже было упомянуто 45 (фиг, 28) и их колесные оси.95 (фиг, 25). Так с помощью фиг. 24, этот приводной узел какотдельныеконструктивныеэлементытаимеет две продольные пластинчатые части кие же, что и у приводной тележки 87 в

98, две боковые пластинчатые части 99 и соответствии с фиг, 26 и 27, их отдельные вертикально установленный электродвига- детали обозначены также и больше подробтель 100. Верхняя сторона продольных пла- 50 но не описываются. стинчатых частей 98 и боковых Ходовая тележка 88 имеет уже изобрапластинчатых частей 99 оснащена соедини- женный на фиг. 25 удлиненный направляютельнымицапфами12,Всоответствиисфиг. щий и базовый конструктивный элемент

32 нижние стороны йродольных пластинча- 104, который в основном, также и относитых частей 98 выполнены такими же, как и 55 тельно изображенной на фиг. 33 нижней нижние стороны опорных плит 94 (фиг. 31), стороны, соответствует направляющему за исключением средств для установки ко- конструктивномуэлементу93 приводнойтелесных осей. Между боковыми пластинча- лежки 87 в соответствии с фиг. 26 и 27, тыми частями 99 выступает приводное Отличием является то, что нет углубления зубчатое колесо 28 электродвигателя 100, 110 (фиг. 27) для размещения приводного

1801023

10

25

35

50

55 зубчатого колеса и что обе продольные боковые стенки оснащены вместо этого другой опорной цапфой 111е.

Как видно из фиг, 25, 28 и 29, сцепное устройство 89, содержащее тяговый сцепной хомут 103, другую скобу 124 и установленный с возможностью поворота держатель 127 постоянного магнита 128, . шарнирно присоединено к направляющему конструктивному элементу 104 с помощью отверстий 119 тягового сцепного хомута 103 и опорных цапф 111d, как это уже было пояснено для приводной тележки 87 с помощью фиг. 26 и 27, На направляющей конструктивный элемент 104 вновь насажены две опорных плиты 94 для оснащенных колесами 96 осей вращения 95 (фиг, 25), причем опорные плиты 94 идентичны с опорными плитами в соответствии с фиг. 27 и 31.

Для закрепления опорных плит 94 на направляющем конструктивном элементе

104 вновь имеется две поддерживающих скобы, а именно поддерживающих скобы

105, в предусмотренные на концах плеч 135 фиксирующие прорези 136 которых введены опорные цапфы 111а или 111с, Вместо приводного узла 97 в соответст-, вии с фиг. 26 и 27 ходовая тележка 88 в соответствии с фиг. 28 и 29 оснащена шкворнем 138. Не показанное более подробно основание имеет шкворень 139, который оснащен верхним концевым выступом

140 и в зоне этого концевого выступа имеет продольную прорезь 141, На основании сформованы кроме того две направленные вниз планки 142 (на фиг, 29 видна только одна планка), концы которых имеют фиксирующую прорезь 143, Основание имеет, кроме того, боковые выступы, которые имеют по одной верхней соединительной цапфе

12, Конструкция шкворня 138 закреплена на направляющем конструктивном элементе

104 с возможностью незначительного поворота благодаря тому, что в имеющиеся на концах планок прорези введены дополнительные центральные опорные цапфы 111е, Наконец, декоративные защитные пластины колес 92 (фиг. 29) насажены на боковые соединительные цапфы 12 конструкции шкворня 138, Соединение тележек 87 и 88 с платформой 85 локомотива (фиг. 23) осуществляется следующим образом.

В соответствии с фиг. 34 платформа 85 наряду с определенным количеством соединительных цапф 12 для насаживания любой. обшивки, а также не показанного ящика для батарей для питания электродвигателя 100 (фиг, 23), имеет отверстие 145, через которое может проходить находящийся на тележке 87 электродвигатель 100, На платформе 85 сформована выступающая в отверстие

145 планка 146, свободный конец которой оснащен фиксирующей прорезью 147. С целью установки тележек 87 на платформу

85 электродвигатель 100 (фиг. 26) проходит через отверстие 145. Одновременно прорезь 115 соединительной скобы 102 устанавливается на планку 146, пока цапфа 116 (фиг. 27) соединительной скобы 102 не войдет в фиксирующую прорезь 147. Тем самым тележка 87 установлена на платформе 85 с возможностью поворота, Для закрепления с возможностью поворота ходовой тележки 88 на платформе 85 последняя оснащена центральным отвер- стием 148. В это отверстие вставляется эластичный в радиальном направлении шкворень 139 (фиг. 29) тележки 88. С помощью концевого выступа 140 шкворень

139 и тем самым вся тележка 88 закрепляется на платформе 85 с возможностью поворота.

Из фиг, 24 и 25 видно, что и в этом варианте исполнения зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением передающие усилия элементы, а именно соединительная скоба 102 и сцепные устройства

89, присоединены шарнирно с помощью опорных цапф 111, 111а — 111d, к тележкам

87 или 88 очень близко к ходовым поверхностям 90 и вблизи проходящей через центр тяжести поперечной плоскости, так что и в этом варианте исполнения обеспечена устойчивость зубчатой железной дороги на полотне до естественного предела норм технического состояния рельсового пути и подвижного состава, при которых исключается возможность опрокидывания подвижного состава.

Игрушечная железная дорога в соответствии с изобретением может быть выполнена не только,, как было описано до сих пор, в виде дороги с расположенным на полу или на грузовых платформах, но и может быть выполнена в варианте исполнения подвесной железной дороги. На фиг. 35 представлен вид поперек продольного направления железнодорожного пути с частичным разрезом примера исполнения такой подвесной железной дороги.

В этом варианте исполнения железнодорожный путь состоит из последовательно присоединенных друг к другу участков железнодорожного пути 150 коробчатого профиля, который открыт на своей нижней стороне. Так как этот железнодорожный . путь должен находиться над землей 151 (подвесная дорога), участки железнодорож-

21

1801023

22 ного пути через определенные продольные лес 96. участок железнодорожного пути 150 промежутки подперты устоями 152, которые может быть также расположен вертикально в смысле данной системы конструктивных или наклонно, чтобы с помощью конструкэлементов не показанным на чертеже обра- ции вагона, соответствующей тележке 159, зом насажены с преимуществом на участки 5 образовать подьемник или наклонный подьжелезнодорожного пути 150, чтобы участки емник. Чтобы можно было вводить единицу железнодорожного пути 150 на определен- подвижного состава 157 в коробчатый профной высоте опирались на основание 151. иль железнодорожного пути (50, железноСообразносэтим профильучастковже- дорожный путь в одном месте или в лезнодорожного пути 150имеетдве ограни- 10 нескольких местах должен содержать спечивающих нижнее отверстие 153 полки 154, циально выполненный участок железно ор сположенную напротив отверстия 153 по- рожного пути, на котором полки 154 могут а перечину 155 и два соединяющих поперечи- быть удалены или откинуты. ну 155 с полками 154 поперечных ребра 156. Изобретение в отношении железнодоВнутренние поверхности полок 154 образу- 15 рожного пути не ограничено описанными до ют ходовые поверхности для колес 96 еди- сих пор и в частности представленными на рицы подвижного состава 157. Поперечина фиг. 4 и 6 вариантами исполнения. 6о

1юг л ния. олее

55 имеет в центре на внутренней стороне того, в рамках. изобретения охвачены также другие схемы ходовых поверхностей и зубВ качестве тяговой единицы подвижно- 20 чатого органа, как это поясняется ниже с го состава 157 в представленном примере помощью фиг. 36, а — h, где показан соответиспользуют приводную тележку 159, кото- ственно профиль участка железнодорожнорая в основном выполнена такой же, как и го пути, причем ходовая поверхность или приводная тележка 87 в соответствии с фиг. ходовые поверхности обозначены направ26 и 17, однако в отличие от последней при- 25 ленными вертикально вниз стрелками и оба способлена для подвесной конструкции и боковых зубчатых венца зубчатого органа имеетдругоесцепноеустройство, Такимоб- изображены обычным образом двойными разом, тележка 159 имеет направляющий и линиями. оазовый конструктивный элемент 93 в сост- Фиг, 36, а показывает форму поперечветствии сфиг.27, крометого, обе опорные 30. ного сечения уже описанного с помощью плиты 94, в которых установлены колесные фиг. 4 и 6 варианта выполнения с двумя оси с колесами 96, приводной узел 97 с ходовыми поверхностями и расположенной электродвигателем 100 и обе боковые пла- в середине зубчатой рейкой. стинчатые части 99, в которых расположены Фиг, 36, Ь показывает соответствуюкрнтактные штифты 134 электродвигателя 35 щий вариант исполнения, в котором зубча00, и.две поддерживающих скобы 101. Кро- тый орган выполнен не в виде возвышенной ме того, к направляющему конструктивному над ходовыми поверхностями зубчатой рейэлементу93 шарнирно присоединеносцеп- ки, а в виде паза с нарезанными с обеих ное устройство с плечами 65 тягового сцеп- сторон зубьями. нЬго хомута 57 (фиг. 13). который имеет 40 Фиг.36, с показывает вариантисполнепрорезь 68 для восприятия выступа 71 сцеп- ния с зубчатой рейкой в соответствии с фиг. ленной платформы вагона (фиг. 18-21). 36, а, причем однако ходовые поверхности

Электродвигатель 100 имеет также перпен- также возвышены. дикулярную к внутренней поверхности по- Фиг.36, д показываетсоответствующий перечины155приводнуюось,которая несет .45 фиг. 36 случай с углубленными ходовыми не показанное на чертеже приводное зубча- поверхностями. тае колесо, находящееся в зацеплении с од- Фиг. 36, е показывает вариант исполненой из двух зубчатых сторон зубчатой рейки ния в соответствии с фи . 36, 158. иг., а, в котором однако ходовые поверхности являются

Таким образом, видно, что подвесная 50 очень узкими по сравнению с высотой зуб-. дорога в соответствии с фиг. 35 имеет оди- чатой рейки, так что по сравнению с фиг. 36, наковый принцип действия, что и принцип а получается значительно более узкий жедействия поезда в соответствии с фиг, 1 или леэнодорожный путь. локомотива в соответствии с фиг. 23. Так как Фиг, 36, f показывает вариант исполнеколеса 96 единицы подвижного состава 157 55 ния с глубоким пазом с нарезанными зубьзаключены внутри коробчатого профиля ями и со сравнительно узкими ходовыми участка железнодорожного пути 150, т.е. поверхностями. давление внутренних поверхностей полок Фиг, 36, g u h показывают железнодо.15 ли

5 от внутренней поверхности поперечины рожные пути с зубчатой рейко

5 лишь немного больше, чем диаметр ко- ными с обеих сторон зубьями или с пазом с

1801023

24 нарезанными с обеих сторон зубьями, которые допускают конструкцию единиц подвижного состава в так называемом

"монорельсовом" варианте (колесная ось

1олько с одним ходовым колесом). В этом варианте исполнения в соответствии с фиг, 369 верхняя гладкая поверхность зубчатой рейки образует единственную ходовую поверхность, в то время как ходовая поверхность в, варианте исполнения в соответствии с фиг, 36h образуется гладким дном паза с нарезанными зубьями.

Во всех представленных вариантах исполнения, в частности, в тех, следствием которых является малое расстояние между расположенными на одной оси ходовыми колесами (фиг, 36, а, t) или которые нуждаются лишь в одном ходовом колесе в расчете на одну ось (фиг. 36, g, h) надежное направление единицы подвижного состава или его тележек обеспечивается благодаря тому, что каждая единица подвижного состава в соответствии с изобретением оснащена скользящими или роликовыми направляющими элементами, которые прилегают к обеим сторонам зубчатого органа с нарезными на обеих сторонах зубьями.

В соответствии с описанными до сих пор вариантами исполнения игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением единицы подвижного состава ходовые или поворотные тележки снабжены ходовыми колесами, которые катятся по гладким ходовым поверхностям. Оказалось, что единицы подвижного состава или их ходовые или поворотные тележки могут быть снабжены также вместо ходовых колес скользящими поверхностями для ходовых поверхностей. Хотя сопротивление трения в результате этого становится больше, чем сопротивление качению, однако не в такой мере, чтобы использование питающихся от батарей тяговых подвижных единиц было бы больше неэканомичным и поэтому нецелесообразным.

В описанных до сих пор примерах исполнения игрушечной зубчатой железной дороги в соответствии с изобретением в качестве источника питания электродвигателя предусмотрена установленная на одйой из единиц подвижного состава батарея, которая разумеется может состоять из повторно заряженных элементов батареи, Кроме того, было описано, что трехходовое управление (остановка, движение вперед, движение назад) электродвигателем может осуществляться от руки или с помощью расположенных на железнодорожном пути органов воздействия или практически любое управление электродвигателем с помощью изве20

30

35 него ряда 163

Электрические соединения между дву45 мя соединенными механически друг с друroM могут быть также получены простым

55

10 стного устройства дистанционного управления, Использование батарей в ка(честве источника тока ни в коем случае не является неэкономичным и поэтому необоснованным, так как оказалось, что зубчатая железная дорога с имеющимися в продаже батареями может эксплуатироваться на имеющем многочисленные подъемы железнодорожном пути в течение -6-25 ч чистого времени движения до израсходования . заряда батарей.

Однако может появиться желание создать независящее от батарей непрерывно управляемое питание электродвигателя настоящей зубчатой железной дороги, с помощью ее железнодорожного пути.

Целесообразный пример исполнения такого железнодорожного пути схематически представлен на фиг. 37 и 39.

Фиг. 37 показывает участок железнодорожного пути в соответствии с фиг. 4, который снабжен тремя рядами 161, 162 и 163 известных точечных контактов 164, Точечные контакты соответственно незначитель- но выступают над обоими ходовыми поверхностями 165 или над верхней поверхностью 166 зубчатой рейки 167, Также известным способом оба вйешних, расположенных в ходовых поверхностях

165 внешние ряды 161 и 162 точечных контактов 164 электрически соединены друг с другом, однако электрически отделены от расположенного в зубчатой рейке 167 средТакие точечные контакты 164 могут быть получены простым способом благодаря тому, что соответствующая металлическая лента 168 (фиг. 38) укладывается в сформованный с необходимыми отверстиями (прорезями) участок железнодорожного пути и закрепляется в нем.

I способом (сравните фиг. 4 — 8) благодаря тому, что в соответствии с фиг, 39 на торцовой стороне каждого участка железнодорожного пути расположены пружинящие, электрически разделенные друг от друга контактные элементы 169 и 170, один иэ которых соединен электрически с внешними рядами 161 и 162 контактов 164 и другой со средним рядом 163 контактов 164, Так как с помощью соединительных накладок 47 (фиг. 8) достигается прочное механическое соединение смежных участков железнодорожного пути. имеется и безупречное электрическое соединение прилегающих друг к

1801023

26 другу пружинящих контактных элементов 4. Железная дорога по и. 1, о т л и ч а ю169 и 170. щ а я с я тем, что зубчатый орган выполнен

До сих пор приводной двигатель был в виде зубчатой рейки с нарезанными с двух описан как электродвигатель. Подразумева- сторон зубьями, а ходовая поверхность расется, что приводным двигателем беэ откло- 5 положена на верхней поверхности зубчатой нения от предмета изобретения может рейки. также быть двигатель с пружинным меха- 5. Железная дорога по пп. 1 — 4, о т л инивмом, двигатель маховиковоготипа, газо- ч а ю щ з я с я тем, что железнодорожный вый двигатель или даже паровая машина. путь состоит из отдельных прямых и изогнуф о.р мул а и зоб рете н ия 10 тых в плоскости железнодорожного пути

1. Игрушечная зубчатая железная доро- участков, соединенных посредством бокога, содержащая имеющий по меньшей мере вых стыковых накладок, установленных заоднугладкуюходовуюповерхностьжелезно- подлицо на боковых поверхностях дорожный путь, расположенный вдоль хо- стыкующихся прямыхиизогнутыхучастков, довой поверхности зубчатый орган, зубья 15 и кодирующих элементов, выполненных в которого выполнены перпендикулярно хо- виде выступающих с торцевой стороны междовой поверхности, подвижный состав, ду боковыми поверхностями каждого участвключающий установленную на ходовой по- ка железнодорожного пути выступов и верхности с возможностью перемещения..углублений для взаимного зацепления с сопо ней по крайней мере одну тяговую по- 20 ответствующимиуглублениямии выступами двйжную единицу, приводной двигатель ко- соседнего сопрягаемого участка железнодоторой соединен с единственным зубчатым рожного пути. приводным колесом, расположенным со 6, Железная дорога по и. 5, о т л и ч а юсдвигом в сторону относительно середины щ а я с я тем, что изогнутый в плоскости расстояния между направляющими элемен- 25 железнодорожного пути участок железнотами с одной стороны зубчатого органа с дорожногопутисостоитиздлинногодугообвозможностьюэа1 еплениясэтимзубчатым разного участка и короткого прямого ореном железной дороги, и средства для участка и имеет угловую зону 45". наПравления тяговой подвижной единицы 7, Железная дорога по и, 1, о т л и ч а ювдоль ходовой поверхности, о т л и ч а ю - 30 щ а я с я тем, что тяговая подвижная едини. щ а я с я тем, что. с целью повышения цаисоединяемыеснейединицыподвижноустойчивости тяговой подвижной единицы, го состава имеют по крайней мере одну, не зубчатый орган имеет два симметричных содержащую привода, ходовую тележку с . разнесенных друг от друга в поперечном установленным на ней сцепным хомутом, направлении железнодорожного пути ряда 35 8. Железная дорога по и. 7, о т л и ч а юзубьев, а средства для направления тяговой щ а я с я тем, что тяговая подвижная единиподвижной единицы и каждой другой еди- ца состоит из платформы и сцепленных с ницы подвижного соетава вдоль ходовой по- ней с противоположных концов приводной верхности выполнены в виде тележки и не имеющей привода поворотной расположенных попарно друг против друга 40 тележки. скользящих и/или роликовых направляю- .9. Железная дорога по и. 8, о т л и ч а ющих элементов, прилегающих к одной из щ а я с я тем, что тяговая подвижная едини-! двух, имеющих зубья, боковых поверхно- ца состоит из нескольких платформ, при стей зубчатого органа, при.этом. подвижные этом вторая платформа сцеплена с первой единицы состава соединены между собой 45 через приводную тележку, а с остальными посредством с цепных устройств, располо- через не имеющих и риводов ходовые тележженных вместедействия нажелезнодорож- ки, причем на последней платформе на неный путь сил поступательного движения сцепленном конце установлена не имеющая тяговой подвижной единицы и других еди- привода поворотная тележка. ниц подвижного состава. 50 10, Тяговая подвижная единица по2. Железная дорога пои. 1, отл ич а ю- движного состава для игрушечной зубчатой щ а я с я тем, что железнодорожный путь железной дороги, содержащая приводной имеет две ходовые поверхности, а разме- двигатель, соединенный с единственным щенный между ними зубчатый орган выпол- зубчатым приводным колесом, расположеннен в виде центрального паза с 55 ным со сдвигом в сторону относительно сенарезанными на боковых поверхностях . редины расстояния между направляющими зубьями, элементами с одной стороны, имеющегося у

3.Железнаядорога поп.2,отличаю- железной дороги зубчатого органа с воэщ а я с я, тем, что ходовая поверхность можностью зацепления с этим зубчатым ор.расположена внутри паза, ганом, и средства для направления тяговой

27 t 801023

12

23 25 32 25 24 с

19 подвижной единицы вдоль ходовой поверхности, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости тяговой подвижной единицы, средства для направления тяговой подвижной единицы подвижного состава вдоль ходовой поверхности выполнены в виде расположенных попарно друг против друга скользящих и/или роликовых направляющих элементов для прилегания к одной из двух, имеющих зубья, боковых поверхностей зубчатого органа, а тяговая подвижнаяя единица подвижного соста ва снабжена сцепным устройством для соединения со сцепным устройством аналогичной подвижной единицы подвижного состава, при этом сцепное устройство выполнено в аиде тягового сцепного хомута, имеющего два отогнутых плеча, установленных на тяговой подвижной единице подвижного состава с возможностью поворота по высоте относительно выполненных у них двусторонних мест поворота, расположенных на уровне приводного зубчатого колеса приводного двигателя и/или скользящего, и/или роликового направляющего элемента, а также в продольном направлении тяговой подвижной единицы подвижного состава между осями имеющихся у нее ко-. лес смежно с плоскостью, проходящей через центр тяжести тяговой подвижной единицы подвижного состава и перпендикулярно ее продольному направлению.

11, Тяговая подвижная единица по и. 10, отличающаяся тем, что приводной двигатель установлен на имеющейся у тяговой подвижной единицы тележке„снабжен5 ной по крайней мере одним тяговым сцепным хомутом, 12. Тяговая подвижная единица по и. 10, о т л и ч а ю щ.а я с я тем, что плечи каждого тягового сцепного хомута соединены по10 средством поперечной части, имеющей прорезь, а каждая платформа единицы подвижного состава по меньшей мере на одном своем конце имеет соединительный выступ, выполненный с возможностью уста15 новки и фиксации в прорези тягового сцепного хомута, 13. Тяговая подвижная единица по и. 12, отличающаяся тем, что соединительный . выступ имеет по крайней мере один фикси20 рующий выступ, а в стенках прорези поперечной части тягового сцепного хомута выполнено углубление с воэможностью ус. тановки и фиксации в нем фиксирующего выступа.

25 14. Тяговая подвижная единица по пп.

12 и 13, отличающаяся тем, что соединительный выступ и соответствующая ему прорезь на тяговом сцепном хомуте.в поперечном сечении имеют прямоугольную, 30 или ромбовидную, или прямоугольную со скошенными или закругленными участками форму.

1801023

1801023

1801023

50

46

51 49

46

57

47 48 46 д д

51 52 62

51 50 52

Фй8. 5

1801023

10 15 14 16

Фиг. 1д

15 14 16 1

Фиг, gf

67. 66

77

Фиг. 1ГФиг. f4

16 юг /6

1801023

82 - 76

10

10 12

i 801 023 10 - 12.

72

1801023

86

96

Фиг.35

lс 112 9Э l lid

Фиг:24 е 111с 112 1 lid

1801023

l0l

98

94

93 99 134 92 96

Фие. Рд

94

127 124 103

121 122 с

117

119 Щ Са й5 ОЯ 119

120

07иг. Я 7

1lс 112 111б

94 е lllс 112 llld 120

Фиг. 89

1801023

134

107

)0g

108

107

)08

132

133

107

10В

131

q7ua 5у

145 147 ) 46

93 )))a ))2 ))) ®чг. 50

)lс 112 111<1

lla 1) !

I 104

;107

109 108

350 96 15

134; Фиг. 5Г

l))с 112 )))АЙ

1b 11)е lllс 1)2 1))с)

Фиг, 53

1801023

165

161

«/ 167 168

smЮ

g 65

Фиг Ж

Фиг.58

Составитель А,Никитин

Техред М.Моргентал

Редактор А.Хорина

Корректор Н,Гунько

Заказ 1181, Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги Игрушечная зубчатая железная дорога и тяговая подвижная единица подвижного состава для игрушечной зубчатой железной дороги 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к детским конструкторам, в частности к конструкции рельсового пути для системы детского конструктора

Изобретение относится к подвижному составу игрушечных железных дорог

Изобретение относится к сцепному устройству для моделей единиц железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к стендовым конструкциям для проведения макетных исследований моделирования динамики движения подвижного состава железнодорожного транспорта в прямых и кривых участках пути. Способ макетных исследований моделирования движения подвижного состава по рельсовому пути характеризуется тем, что фиксация тележки перед спуском производится при помощи спускового механизма путем накатывания тележки на горку разгона до тех пор, пока первая по ходу движения ось колесной пары не начнет упираться в носик крючка, который опускается вниз по мере дальнейшего движения тележки до попадания набегающей оси в выемку на крючке, после чего под действием силы тяжести противовеса крючок возвращается в исходное положение, тем самым фиксируя тележку на месте спуска. Конструкция для осуществления указанного способа макетных исследований моделирования движения подвижного состава по рельсовому пути характеризуется тем, что спусковой механизм тележки состоит из крючка с противовесом, закрепленным на основании при помощи винта и имеющим возможность свободного поворота. 2 н.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх