Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины

 

Сущность изобретения: способ включаетиспользование повешенных к валу натру-, зоприемной площадке гирь. Для осуществления предлагаемого способа электрическую машину устанавливают на технологическую подставку 20, обеспечивая необходимую высоту для установки устройства для измерения, затем закрепляют на торце вала 17 электрической машины 18 коромысло 1 с равными по длине плечами и грузоприемными площадками 6 на концах коромысла, и закрепленным в середине коромысла , перпендикулярно к нему указателем 15 со шкалой 17 на конце, причем электрическую машину устанавливают таким образом, чтобы середина шкалы 17 совпадала с острием стрелки указателя 15, затем на одну из грузоподъемных площадок 6 кладут эталонные гири 7 до отклонения стрелки на одно деление, что соответствует повороту ротора на 1°, затем перемещают гири 7 на вторую площадку 6, ротор при этом возвращается в исходное положение, производят несколько измерений, определяют среднее значение и находят момент трогания и коэффициент трения трогания. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 Н 02 К 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4955123/07 (22) 27.06.91 (46) 15.03.93. Бюл, N. 10 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им, С.М. Кирова (72) B.È. Ветохин и С.Ф, Пирогов (73) ЛПЭО Электросила" (56) Воронков Б.Д. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с, 25. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТАТРЕНИЯ ТРОГАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Сущность изобретения: способ включает использование повешенных к валу íà грузоприемной площадке гирь. Для осуществления предлагаемого способа электрическую машину устанавливают на технологическую подставку 20, обеспечивая необходимую высоту для установки устройИзобретение относится к измерительной технике, в частности к измерению механических величин различных механизмов, в том числе электрических машин.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. повышение точности и качества измерений при определении коэффициента трения трогания, На фиг. 1 изображено устройство для измерения, установленное на конце вала электродвигателя; на фиг. 2 — вариант крепления устройства к полому валу; на фиг. 3— силоприемная опора: на фиг, 4 — устройство для измерения, иллюстрирующее способ, взятый за прототип, Устройство содержит (фиг. 1) коромысло

1 с равными плечами. На каждом конце коромысла 1 размещены треугольная призма

„„5Ц „„1802905 АЗ ства для измерения, затем закрепляют на торце вала 17 электрической машины 18 коромысло 1 с равными по длине плечами и грузоприемными площадками 6 на концах коромысла, и закрепленным в середине коромысла, перпендикулярно к нему указателем 15 со шкалой 17 на конце, причем электрическую машину устанавливают таким образом, чтобы середина шкалы 17 совпадала с острием стрелки указателя 15, затем на одну из грузоподъемных площадок

6 кладут эталонные гири 7 до отклонения стрелки на одно деление, что соответствует повороту ротора на 1, затем перемещают гири 7 на вторую площадку 6, ротор при этом возвращается в исходное положение, производят несколько измерений, опреде- 3 ляют среднее значение и находят момент трогания и коэффициент трения трогания, 4 ил;

2.с лезвием, серьга 3, подушка 4, серьги 3 с треугольным пазом для опоры на лезвие призмы. К серьге 3 с помощью шарнира 5 . подвешена грузоприемная площадка 6, на которую устанавливают эталонные грузы 7 при измерении. Грузоподъемная площадка соединена с шарниром 5 посредством дужек 8. На концах коромысла 1 установлены торрированные грузы 9. Коромысло 1 прикреплено с помощью винтов 10 к силоприемной опоре 11, Если вал ротора полый, то устройство крепится посредством шпильки

12 к валу 13, Шпилька закреплена гайкой 14 (фиг. 2), Перпендикулярно коромыслу 1 в его середине установлена указательная стрелка

15. противоположный конец стрелки снабжен противовесом 16, а указательный конец стрелки имеет шкалу 17. Устройство смонти1802905 ровано на исследуемом электродвигателе

18. На коромысле 1 установлен уровень 19 для проверки горизонтального положения электродвигателя. Электродвигатель 18 для обеспечения необходимой высоты для монтажа устройства для измерения устанавливают на технологическую подставку 20.

Перед монтажом устройства на электро двигатель 18 его необходимо установить на стойку. технических весов типа Т-5000 и откорректировать систему с помощью торрированных грузов, затем снять со стойки технических весов и установить на электродвигатель 18, который размещен на технологической подставке 20, при этом грузоприемные площадки б должны быть в свободно подвешенном состоянии. Указа-. тельную стрелку 15 устанавливают под углом 90 к горизонтальной оси коромысла 1 и к оси электродвигателя 18, при этом электродвигатель должен быть установлен строго горизонтально, Горизонтальное его положение контролируют по уровню 19, указательная шкала 17 закреплена непосредственно на электродвигателе 18, с тем, чтобы ее середина совпадалэ с острием стрелки 15.

Для измерения момента трогания на одну из площадок 6 кладут эталонные гири 7 до отклонения стрелки 15 на одно деление, что соответствует повороту ротора на 1о.

Затем гири 7 перемещают на вторую площадку 6, ротор должен возвратиться в исходное положение, если будет отклонение в весе гирь, то нужно взять среднее значение, провести несколько измерений, При измерении момента трогания в морской воде электродвигатель устанавливают в технологический бак, монтируют устройство для измерения, затем заполняют бак искусственной морской водой до погружения подшипников в воду. В случае монолитного вала электродвигателя устройство закрепляют непосредственно к торцу вала через переходную втулку (на чертежах не показано).

После снятия показаний и определения среднего значения веса гирь Fr определяют момент трогания IVlrppr и коэффициент трения трогания Frp.rpor no методике:

Мтрог = Рг I, (1) где l — длина плеча коромысла

Мтрог. = Ртр.трог ог 2 . (2)

ГдЕ Ртр.трог — СИЛЭ Tpe HHII трОГа НИя;

d — диаметр втулки (шейки вала) подшипника скольжения

Ртр.трог = Ррот тр грог, (3) где Fpor — вес ротора, Приравняв (1) формулу к (2) с учетом (3), получим:

Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины, включающий использование подвешенных к валу на грузоприемной площадке гирь, отличающийся тем,что,сцелью повышения точности и качества измерений, электрическую машину устанавливают на

Fr 1рог -г — д72= . (4)

Коэффициент трения трогания по формуле (4) будет в несколько раз больше коэффициента трения в подшипниках при установившемся режиме.

Это увеличение можно определить из соотношения момента трения в установившемся режиме к моменту трогания, Момент трения при работе электродвигателя определяется из потерь на трения в подшипниках, то есть:

Мтр.подш = 975—

P (5) п1 где P — потери в подшипниках в кВт; п1 — синхронная частота вращения, об/мин.

Разделив формулу (1) на формулу (5), получим количественное значение увеличения коэффициента трения трогания по отношению к коэффициенту трения при работе электродвигателя

М,,„,„ Fz

М1 р подш hp 975 Р

Определение момента трогания flo предлагаемому техническому решению отвечает реальности и эти результаты необходимы для расчета пускового момента электродвигателя, который запускается при условии, если

Мпуск Мтр.трог + Мдин где M « — динамический момент, определяемый маховыми массами ротора.

При отсутствии трения в опоре серьги 3 в данном случае на плече коромысла 1, равном 200 мм, и веса гирь до 5 кг, ошибка измерений составляет 300 мГс или 0,3 Гц, что соответствует большой точности и отве40 чает требованиям ГОСТ 23676-79.

Технико-экономические преимущества заявленного способа по сравнению с прототипом состоят в повышении точности и качества измерений коэффициента трения трогания электрической машины, результаты которых необходимы для расчета пуско- . вых моментов указанных машин, Кроме. того, заявленный способ применим для любых типов электрических машин при изме50 .рении коэффициента трения трогания на воздухе, в жидких средах и морской воде.

1802905

17 технологическую подставку, обеспечивая необходимую высоту для установи устройства для измерения, затем закрепляют на торце вала электрической машины коромысло с равными по длине плечами и грузоприемными площадками на концах и закрепленным в середине коромысла, перпендикулярно к нему указателем со шкалой на конце, причем электрическую машину устанавливают так, чтобы середина шкалы совпадала с острием стрелки указателя, затем на одну из грузоприемных площадок кладут эталонные гири до отклонения стрел. ки на одно делениЮ, что соответствует пово5 роту ротора на 1, затем перемещают гири на вторую площадку, ротор при этом возвращается в исходное положение, производят несколько измерений, определяют среднее значение и находят момент трогания и ко/

10 эффициент трения трогания, 1802905

Составитель Г. Тропачева

Техред М,Моргентал Корректор П. Гереши

Редактор Т. Коляда

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 864 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины Способ определения коэффициента трения трогания электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх