Турбинный пневмодвигатель

 

Использование: турбостроение. Сущность изобретения: сопловой аппарат пневмодвигателя выполнен в виде профилированных лопаток на торцевой поверхности золотника. Золотник установлен на входе и связан с механическим датчиком регулятора числа оборотов. При отклонении числа оборотов ротора от номинального, золотник перемещается. Изменяется количество газа, пропускаемого золотником и поступающего на рабочее колесо. Частота вращения ротора восстанавливается. 5 ил.

СОК)Э СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s<)s F 01 D 21/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838529/06 (22) 12.06.90 (46) 15.04.93. Бюл, М 14 (71) Нижегородский политехнический институт (72) И,В.Котляр, Ю,П.Кузнецов, П,В.Семашко и А.Б.Чуваков (56) Авторское свидетельство СССР

М 1153316, кл. G 05 О 13/28, 1983.

Наборы пневматические универсальные ПУН. Паспорт П ГАМ 4.073,000 ПС, 1989, с. 5-7. рис, 2, Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в пневмодвигателях с турбинным приводом и чувствительными элементами ротора, применяемыми для стабилизации числа о6оротов и ограничения частоты вращения механизмов.

Цель изобретения — уменьшение габаритов и повышение быстродействия.

Эта цель достигается тем, что в турбинном пневмодвигателе, содержащем рабочее колесо, установленное на валу, связанном с механическим центробежным датчиком регулятора числа оборотов, имеющего под° ключенный к датчику золотник, устанадленный во входном канале, и сопловой аппарат, последний выполнен в виде профилированных лопаток на торцевой поверхности золотника.

На фиг. 1 изображен турбинный пневмодвигатель в момент запуска (датчик частоты вращения и золотник расположены в исходном положении); на фиг. 2 — турбинный пневмодвигатель в рабочем положеЫ2, 1809129 А1

2 . (54) ТУРБИННЫЙ ПНЕВМОДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: турбостроенив. Сущность изобретения: сопловой аппарат пневмодвигателя выполнен в виде профилированных лопаток на торцевой поверхности золотника. Золотник установлен . на входе и связан с механическим датчиком регулятора числа оборотов. При отклонении числа оборотов ротора от номинального, золотник перемещается. Изменяется количество газа, пропускаемого золотником и поступающего на рабочее колесо. Частота вращения ротора восстанавливается. 5 ил. нии; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг, 1 и 2; на фиг. 4 — зависимость мощности от частоты вращения для турбомашины без регулятора числа оборотов и для предлагаемой конструкции; на фиг, 5 изображен график зависимости частоты вращения ротора от времени при изменении нагрузки для(1:2) и для пред- О© лагаемой конструкции. О

Турбинный пневмодвигатель состоит из «О кожуха 1 (фиг. 1) с подшипниками 2, в кото-:: в рых установлен вал 3 с закрепленным на нем рабочим колесом 4. Валсвязан с механическим центробежным датчиком регулятора числа оборотов, представляющим из

I се я шток 5 с конической поверхностью и шариками 6, расположенными в поперечном пазу 7, Направляющий элемент, необходимый для того, чтобы частота вращения ротора и штока совпадали, выполнен в виде шпон ки 8. Датчик подключен к исполнительному элементу. выполненному в виде золотника 9, на торцевой поверхности которого выполнены профилированные лопатки 10 соплового аппарата, накрытые глухим бан*

1809129 дажом 11, прикрепленным к золотнику винтом 12 с гайкой 13, Ня золотник, размещенный в корпусе 14, воздействует пружина 15, натяг которой регулируется гайкой 16, B исходном положении отверстия 17 и 18 в зо- 5 лотнике и корпусе 14 совпадают. В кожухе

1 выполнена выхлопное отверстие 19.

Турбинный двигатель работает следующим образом.

При открытии расходного клапана (не показан) гаэ поступает в полость между кожухом 1 и корпусом 14 (изображено стрелками), затем через отверстия 17 и 18 внутрь золотника 9 и через сопловой аппарат 10 на рабочее колесо 4, Отработанный газ выхо- 15 дит в атмосферу через отверстие 19, При увеличении расхода и, соответственно, частоты вращения ротора 3 центробежные силы, действующие на шарики 6 и стремящиеся "вытолкнуть" шток 5, возрастают. При достижении некоторого значения числа оборотов шток начинает двигаться вправо, перемещая золотник 9, преодолевая сопротивление пружины 15 (см, фиг. 2), При этом уменьшается сечение для прохода газа в золотник через отверстия 17 и 18 из-за их взаимного смещения.

Одновременно прим движении газа через сопловой аппарат часть газа попадает на рабочее колесо 4 (см. фиг. 3) и срабатывает- 30 ся, а часть протекает мимо, Таким образом мощность турбины резко падает, что дает эффект уменьшения максимальных (угонных) оборотов ротора на холостом ходу, В случае, когда величина максимального числа оборотов ограничена по условиям работы машины, появляется возможность, благодаря предложенному устройству, увеличить мощность турбины на номинальном режиме (см. фиг. 4). Кривая 20 — нагрузочная характеристика турбины без регулятора числа оборотов, точка Х соответствует максимальной частоте вращения турбины; кривая 21— нагрузочная характеристика турбины с ограничителем частоты вращения; пунктиром обозначена правая ветвь кривой 21 в том случае, если бы данная турбина применя, лась без ограничения частоты вращения (точка У соответствует максимальной частоте вращения турбины); точки С, М, 0 соот- 50 ветствуют максимальной мощности для указанных турбинных приводов.

При работе турбопривода золотник 9 с размещенным на нем сопловым аппаратом

55 занимает некоторое положение, определяемое моментом, действующим на вал, расходом воздуха и натягом пружины, причем данное положение золотника соответствует некоторому значению частоты вращения ротора. Изменение нагрузки на ротор приво-. дит к отклонению числа оборотов от заданного. Это в свою очередь вызывает перемещение золотника под действием датчика и восстановление частоты вращения ротора 3. Золотник оказывает на поток двойное воздействие: перемещение золотника одновременно с изменением количества пропускаемого воздуха (взаимное перемещение отверстий 17 и 18) изменяет соотношение количества газа поступающего на рабочее колесо и газа, протекающего мимо него. Таким образом примененный в конструкции чувствительный элемент передает на рабочее колесо (а, следовательно, и на ротор) более сильный сигнал, который восстанавливает число оборотов быстрее, чем обычный золотник. Благодаря этому уменьшается инерционность системы, выражающаяся во времени стабилизации числа оборотов и амплитуде колебаний частоты вращения ротора при изменении нагрузки.

На фиг, 5 изображены зависимости частоты вращения от времени при изменении нагрузки, для предлагаемого турбинного пневмодвигателя(кривая 24).

Номинальное число оборотов определяется натягом пружины 15, которое в процессе переналадки машины может измеНяться.

Таким образом, благодаря применению предложенной конструкции уменьшается время стабилизации и амплитуда колебаний числа оборотов ротора при изменении нагрузки. также уменьшаются габариты турбинного пневмодвигателя.

Формула изобретения

Турбинный пневмодвигатель, содержащий рабочее колесо, установленное на валу, связанном с механическим центробежным датчиком регулятора числа оборотов, имеющего подключенный к датчику золотник, установленный во входном канале, и сопловой аппарат, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения быстродействия, сопловой аппарат выполнен в виде профилированных лопаток на торцовой поверхности золотника.

1809129

2 71 12 78 v Ф

fg Я 15 5 1

1809129

Составитель Ю,Кузнецов

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор H Êåøåëÿ

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1271 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5

Турбинный пневмодвигатель Турбинный пневмодвигатель Турбинный пневмодвигатель Турбинный пневмодвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам защиты турбоагрегатов, например паровых турбин, при возникновении аварийных ситуаций

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах защиты турбин

Изобретение относится к защите блочных паротурбинных установок и позволяет повысить надежность защиты от аварийного разгона турбины, имеющей коллектор общестанционных нужд, остаточным паром тракта промежуточного перегрева вследствие ускорения сброса пара„ Устройство лля защиты Охотной паротурбиннойустан

Изобретение относится к области энергетики и позволяет обеспечить защиту энергоагрегатов от ненормальных режимов их работы

Изобретение относится к турбиностроению, в частности к парциальным турбинам

Изобретение относится к теплоэнергетике и м.б

Изобретение относится к теплоэнергетике и м

Изобретение относится к области защиты паровой турбины, преимущественно турбин с конденсатором смешивающего типа

Изобретение относится к области устройств защиты турбины по предельному повышению частоты вращения ротора

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты, и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и нерастворимых, в том числе агрессивных, газов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к средствам защиты агрегатов, например, паровых турбин, при возникновении каких-либо аварийных ситуаций
Наверх