Способ контроля износа зубьев зубчатых колес

 

Использование: испытания, в частнвсти способы контроля износа зубчатых колес. Сущность изобретения: с контролируемых поверхностей зубьев снимают слепки для каждой фазы состояния испытываемых зубчат-ых колес, а по разности размеров слепков судят о состоянии колес, согласно цели изобретения на контролируемых поверхностях зубьев выполняют пирамидальные углубления с прямоугольным или квадратным основанием, размещенным на поверхности зуба и две стороны которого параллельны торцу зуба, за фазы состояния принимают начало и конец процесса истирания, слепки снимают на металлическую пластичную ленту , последнюю вводят в зацепление между контролируемыми зубьями и с одной ее стороны, противоположной пирамидальным углублениям размещают ленту из упругоэластичного материала с толщиной 6, определяемой из соотношения, представленного в описании изобретения, 2 ил. ел G

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4922601/28 (22) 25.01,91 (46) 15.04,93. Бюл. N 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.Л.Басинюк, B.Ô.Ãoðoøêî, А.А.Кот и В.В,Чемисов (56) Берестнев О,В, Самоустанавливающиеся зубчатые колеса. Минск, Наука и техника, 1983, с.236.

Авторское свидетельство СССР

N 770000779977,, кKlлl, 6 01 M 13/02, 1976, (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Использование: испытания, в частности способы контроля износа зубчатых колес, Сущность изобретения: с контролируемых поверхностей зубьев снимают слепки для

Изобретение относится к испытаниям, в частности к способам контроля износа зубчатых колес, Цель изобретения — ускорение процесса контроля.

Ускорение процесса контроля обеспечивается за счет того, что слепки снимают на ленту ее прокатыванием в зубчатом зацеплении без его разборки и какой-либо подготовки.

На фиг. 1 показана схема измерения износа; на фиг, 2 показана схема размещения пирамидальных углублений, Способ реализуется следующим образом, На контролируемой поверхности зубьев

1 алмазной или твердосплавной призмой выдавливают пирамидальные углубления 2, . основания которых имеют квадратную или прямоугольную форму (кривизной зубьев в. Ж 1809345 А1 (51)5 G 01 М 13/02 каждой фазы состояния испытываемых зубчатых колес, а по разности размеров слепков судят о состоянии колес, согласно цели изобретения на контролируемых поверхностях зубьев выполняют пирамидальные углубления с прямоугольным или квадратным основанием, размещенным на поверхности зуба и две стороны которого параллельны торцу. зуба, за фазы состояния принимают начало и конец процесса истирания, слепки снимают на металлическую пластичную ленту, последнюю вводят в зацепление между контролируемыми зубьями и с одной ее стороны, противоположной пирамидальным углублениям размещают ленту из упругоэластичного материала с толщиной д, определяемой из соотношения, представленного в описании изобретенич, 2 ил. зоне основания можно пренебречь). Размеры стороны основания принимают равными

0,5-1,5 мм в зависимости от модуля зубьев, угол наклона боковых сторон к основанию принимают равным a = 30 — 60 . Углубления наносят либо до финишной обработки рабочих поверхностей зубьев, либо после окончательной обработки, Колеса llpoKBTblBBloT c несколько большими нагрузками для снятия небольших наплывов, возникающих при выдавливании выемок, Для исключения наплывов пирамидальные углубления могут наноситься электроэроэионным способом, Зубчатое колесо с призматическими углублениями вводят в зацепление с сопрягаемым зубчатым колесом 3 и прикатывают, после чего между зацепляющимися зубьями вводят металлическую 4 и упругоэластичную 5 ленты и прокатывают их в зубчатом зацеплении (проворачивают зубчатые коле1809345 са). Тольцину металлической ленты принимают равной д из приведенного выше соотношения. В качестве материала ленты используют медь, латунь, алюминий АД, АД1 идр, После прохождения через зубчатое зацепление ленту извлекают из него и измеряют основания образованных в результате выдавливания призматических выступов на металлической ленте, Затем зубчатые колеса приводят во вращение с заданной частотой и нагружением, вследствие чего зубья истираются, уменьшается глубина углублений и размеры его основания, После наработки заданного числа циклов нагружения в зацепление снова вводят металлическую и упругоэластичную ленты, На металлическую ленту снимают отпечаток, имеющий меньшую высоту и размеры основания, измеряют его основание и полученные результаты сравнивают с полученными ранее, по их изменению судят о величине износа. . Необходимо отметить, что при квадратном основании пирамиды величина износа

Ла равна tg а; где а — сторона основа2 ния;Л а — е изменение.

Пример. Испытывались улучшенные прямозубые зубчатые колеса, имеющие число зубьев z = 40, модуль m = 5 мм, ширину

В = 50 мм. На эвольвентной поверхности головок зубьев ведущего колеса на расстоянии 1,5 мм от наружного диаметра и 5 и 25 мм от торцов твердосплавной призмой наносились по три углубления на зуб. Углубления имели квадратные основания 1х1 мм, две противоположные грани которых были параллельны торцам зубьев, Углы а были равны 45 . После нанесения пирамидальных углублений зубчатые колеса хонинговались, абразивными хонами для снятия наплывов. После этого зубчатое колесо вводилось в зацепление с аналогичным зубчатым колесом и прирабатывалось.

Затем в зацепление вводилась латунная лента толщиной 0,3 мм и резиновая лента толщиной 3 мм, размещаемая между латунной лентой и сопрягаемы с контролируемым зубчатым колесом;

Толщина резиновой ленты определялась с учетом следующих исходных данных: максимальный боковой зазор в зацеплении равен )nmax = 0,58 мм; oe = 26 кгс/мм; Е = г, 1 мм; Суд = 66 кГ/мм: (8) = 0,3; Jnmln = з.

= 03 мм: д=3 мм.

Снимались отпечатки (реплики) с углублений и обмерялись размеры основания и высота выступов.

+ — tg а(1 +14 tg а а An„ — — cos а), 2 . 2 С F где Jnmax, Jnmin — максимальный и минимальный боковой зазор в зубчатом зацеплении:

Зубчатые колеса приводились во вращение с частотой 750 об/мин и нагружающим моментом 1200 Нм. Смазывающая среда имела абразивные включения, После нара5 ботки 2 10 циклов нагрузка снималась.

6 колеса останавливались и в зацепление вновь вводилась латунная лента толщиной

0,3 мм и резиновая лента толщиной д = 3 мм.

Ленты прокатывались в зубчатом зацеплении со снятием на латунную ленту отпечатков. На измерительном микроскопе измерялись длины сторон оснований, высоты выступов и полученные результаты измерений сравнивались с аналогичными предыдущими замерами, По уменьшению длины сторон основания и высоты дыступа определялись величины износа головок зубьев, а также их распределение по длине зуба. Снятие отпечатков осуществлялось без разборки трансмиссии, Одновременно с этим снимались слепки с углублений по способу, принятому в качестве прототипа, Анализ полученных результатов показал, что предложенный способ по точности не уступает способу-прототипу. В то же время он более удобен и позволяет более чем в

20 раз сократить время снятия отпечатков с искусственных баз, что свидетельствует о его высокой эффективности, Формула изобретения

Способ контроля износа зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что с контролируемых поверхностей зубьев снимают слепки для каждой фазы состояния испытываемых зубчатых колес, а по разности размеров слепков судят о состоянии колес, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью ускорения процесса контроля, на контролируемых поверхностях зубьев выполняют пирамидаль40 ные углубления с прямоугольным или квадратным основанием, размещенным на поверхности зуба и две стороны которого параллельны торцу зуба, за фазы состояния принимают начало и конец процесса исти45 рания, слепки снимают на металлическую пластичную ленту, последнюю вводят в зацепление между контролируемыми зубьями и с одной ее стороны, противоположной пирамидальным углублениям, размещают лен50 ту из упругоэластичного материала с толщиной д, определяемой из соотношения (1 + (Я ) ) (- г- tg а + Jnmin ) а д >1,„+ а

1809345

Составитель В.Басинюк

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н,Ревская

Редактор В.Тычына

Заказ 1281 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 а- угол между боковой гранью пирамидального углубления и eto основанием на поверхности ленты;

Ь- тол.цина металлической ленты, Суд — удельная жесткость упругоэластичной ленты;

F -- площадь основания пирамидального углубления; (я) — допустимое относительное удлинение упругоэластичной ленты;

5 о — предел прочности упругоэластичной ленты.

Способ контроля износа зубьев зубчатых колес Способ контроля износа зубьев зубчатых колес Способ контроля износа зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх