Кран шаровой высокого давления

 

Изобретение относится к арматуростроению и может использоваться при бурении нефтяных газовых скважин в качестве устройста для перекрытия канала бурильной колонны при предупреждении и ликвидации проявлений и выбросов, Целью изобретения является повышение надежности работы путем снабжения поворотного вкладыша крана и опорного элемента эластичными амортизаторами. Установленный в корпусе 1 шаровой запорный элемент 18 содержит две диаметрально расположенные выборки, грани которых сопряжены между собой цилиндрической поверхностью , опирающейся при повороте элемента 18 на снабженные эластичными амортизаторами поворотный вкладыш 27 и опорный элемент 35, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 К 5/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4774677/29 (22) 26.12.89 (46) 15.04.93. Бюл, hh 14 (71) Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) Е.С,Важнов, А.M.Móøàèëîâ и А.E.Âàæíîâ (73) Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (56) Патент США Q 4523608, кл. F 16 К 5/201985, (54) КРАН ШАРОВОЙ В6!СОКОГО ДАВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к арматуростроению и может использоваться при бурении

SU,, 1809897 А3 нефтяных газовых скважин в качестве устройств для перекрытия канала бурильной колонны при предупреждении и ликвидации проявлений и выбросов, Целью изобретения является повышение надежности работы путем снабжения поворотного вкла. дыша крана и опорного элемента эластичными амортизаторами. Установленный в корпусе 1 шаровой запорный элемент 18 содержит две диаметрально расположенные выборки, грани которых сопряжены между собой цилиндрической поверхностью, опирающейся при повороте элемента

18 на снабженные эластичными амортизаторами поворотный вкладыш 27 и опорный элемент 35. 7 ил.

1809897 сом Rc и расположены под углом друг к дру- 55 гу, равным углу поверхности шарового запорного элемента 18. В отверстии 6 корпуса 1 установлен поворотный вкладыш 27, цилиндрическая часть 28 которого имеет уплотнительное кольцо 29 и многогранное

Изобретение относится к устройствам, применяемым в горном деле при бурении нефтяных и газовых скважин, предназначается для перекрытия канала бурильной колонны при предупреждении и ликвидации проявлений и выбросов в процессе бурения нефтяных и газовых скважин.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности работы поворотного вкладыша крана, На фиг.1 изображен вид крана в разрезе; на фиг.2 — вид в фиг.1; на фиг.3 — вид в фиг,1 в изометрии; на фиг,4 — общий вид вкладыша в изометрии; на фиг.5 — общий вид запорного элемента в изометрии; на фиг.6 — общий вид опорного элемента в изометрии; на фиг,7 — манжета в разрезе, Шаровой кран состоит из корпуса 1 цилиндрической формы с проходным каналом

2 и присоединительными резьбами 3 и 4. В корпусе 1 под присоединительной резьбой

3 имеется цилиндрическая резьба 5 и соосные боковые отверстия 6 и 7, Отверстие 7 на внутренней поверхности переходит в паз 8, выполненный перпендикулярно оси вращения запорного элемента. В резьбе 5 ввернута опорная гайка 9 с проходным многогранным отверстием 10, На наружной нижней поверхности гайка 9 имеется проточка, в которой установлена уплотнительная манжета 11.

Ниже опорной гайки 9 помещено седло

12, состоящее иэ обоймы 13 с проходным отверстием и расточкой, в которой размещена манжета 14, выполненная в виде шайбы 15 и раструба 16 в форме усеченного полого конуса, соединенных между собой своими малыми диаметрами, Внутренняя поверхность 17 раструба 16 выполнена в виде сферы с радиусом Ry меньше радиуса

Rm запорного элемента 18.

Центр радиуса Ry сферической поверхности 17 расположен на общей оси шайбы

15 и раструба 16.

К седлу 12 поджимается шаровой запорный элемент 18 с проходным каналом 19. На поверхности шарового элемента 18 перпендикулярно оси вращения имеются две параллельные поверхности 20 и 21, на которых имеются два диаметрально расположенных углубления 22 и 23, выполненные треугольной формы. Грани 24 и 25 каждого из углублений сопряжены между собой цилиндрической поверхностью 26 с радиу10

50 гнездо 30 под ключ. Цилиндрическая часть

28 переходит в цилиндрическую часть 31 большего диаметра, на которой выполнен палец 32 соосно с осью вкладыша 27 и водило 33. На палец 32 установлен эластичный кольцевой амортизатор 34, радиус R которого равен радиусу Rc цилиндрической поверхности 26 сопряжения граней 24 и 25, В отверстии 7 и продольном пазе 8 установлен опорный элемент 35, цилиндрическая часть 36 которого имеет уплотнительное кольцо 37. Призматическая головка 38 опорного элемента 35 имеет закругленные ребра и на ней выполнен палец

39 и ограничитель поворота 40, На палец 39 установлен эластичный кольцевой амортизатор 41, радиус R которого равен радиусу Rc цилиндрической поверхности 23 сопряжения граней 24 и 25, Кран собирается следующим образом; вначале в боковое отверстие 6 корпуса 1 вставляется поворотный вкладыш 27 с одетыми на него уплотнительным кольцом 29 и эластичным кольцевым амортизатором 34, затем в боковое отверстие 7 и паз 8 корпуса

1 вставляется опорный элемент 35 с одетым на него уплотнительным кольцо 37 и эластичным кольцевым амортизатором 41. После в корпус 1 вкладывается шар 18, который за счет треугольных углублений 22 и 23 свободно перемещается до упора закруглений 26 в пальцы 32, 39, точнее в кольцевые амортизаторы 34,41, одетые на пальцы 32,39, Шар 18 в системе корпуса 1 пальцы 32,39 и водило 35 может только поворачиваться и то всего на 90 . Такая конструкция позволяет установить шар 18 так, что ось его отверстия может располагаться либо перпендикулярно к оси корпуса 1 крана, либо параллельно, Сверху на шар 18 устанавливается седло 3,состоящее иэ обоймы 43 и манжеты 14. Седло 3 к шару 18 поджимается опорной гайкой 9, гак, что ось поворота шара 18 совмещается с осью поворота вкладыша 27, Раструб 16 манжеты 14 и амортизаторы 34,41 вводятся в напряженное состояние, обеспечивая тем самым начальную герметизацию контакта манжеты

14 с шаром 18. При росте давления оно, действуя на шар 18, прижимает его к манжете 14, деформируя ее до полного сопряжения сферической поверхности 17 манжеты

14 с поверхностью шара 18, обеспечивая тем самым надежную герметизацию, В процессе бурения при начинающемся нефтезагопроявлении кран шаровой, установленный при помощи замковых резьб 3,4 на бурильном инструменте, для предотвращения выброса жидкости из труб, поворотом вкладыша 27 и шара 18 переводится в

1809897 (к) положение "закрыто", Этим действием перекрывается канал 2 крана и колонны бурильных труб, Шар 18 при его повороте поворачивается на своих закругленных вершинах 26, треугольных углублениях 22,23 и 5 таким образом всегда остается подвешенным на эластичных кольцах-амортизаторах

34,41. Наружный диаметр амортизаторов

34, 41 такой же,как и диаметр закруглений

26 треугольных углублений 22, 23 на шаре 10

18. Перемещение шара вниз (фиг.1) ограничено стенками корпуса 1 и пальцами 32,39.

В закрытом положении крана гидравлические усилия по мере их роста действуют на шар 18 так, что несколько смещают его 15 вверх и создают в манжете 14 напряжения, вызывая деформацию, способствующей герметизации перекрытия и одновременно напряжения, стремящиеся оттолкнуть шар 18 как тарельчатая пружина, Это обуславлива- 20 ется тем, что сфера раструба 16 выполнена с меньшим радиусом Ву,чем радиус R шара

18. Нагрузка на эластичные кольца амортизаторов 34,41 в этих случаях будет тем меньше, чем больше давление под шаром 18. 25

Такое размещение эластичных кольцевых амортизаторов 34,41,помимо сказанного на закруглениях 26 при повороте шара 18 эа счет снижения коэффициента трения между амортизаторами 34,41, которые могут изго- 30 тавливаться, например, иэ резины, фторопласта, капралона или других пластиков, имеющих малый коэффициент трения и закругления 26, углублений 22,23 шара 18,будет резко снижаться усилие, необходимое 35 для поворота шара 18, находящееся под давлением, в открытое положение.

Предлагаемая конструкция крана шарового, несмотря на упрощенную конструкцию, позволяет обеспечить его высокую надежность при ежевахтных проверках его работоспособности и, при необходимости, в аварийных ситуациях, закрывать и открывать его под давлением при 35 МПа без создания противодавления, Применение предлагаемых кранов даст экономический эффект и за счет повышения надежности.

Формула изобретения

Кран шаровой высокого давления, содержащий установленные в корпусе седло и шаровой запорный элемент, на поверхности которого выполнены две диаметрально расположенные выборки, выполненные в виде сектора, причем две грани каждой выборки сопряжены между собой цилиндрической поверхностью и расположены под прямым углом одна к другой, при этом в одной выборке размещен кулачок поворотного вкладыша, а вдругой — опорный элемент, отличающийся тем, что поворотный вкладыш снабжен цилиндрическим пальцем, расположенным соосно с осью вкладыша с установленным кольцевым эластичным амортизатором, контактирующим с цилиндрической поверхностью выборки, а его кулачок выполнен в виде частиц цилиндрического кольцеобразного ребра, причем на опорном элементе установлен дополнительный эластичный амортизатор, 1809897

Составитель Е.Важное

Техред М.Моргентал Корректор *. Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 1299 Тираж Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Кран шаровой высокого давления Кран шаровой высокого давления Кран шаровой высокого давления Кран шаровой высокого давления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению и позволяет повысить надежность работы за счет упругого соединения крана с приводом в одном корпусе

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорной арматуры, устанавливаемой, например, в колонне бурильных труб для перекрытия их канала при начавшемся газонефтеводопроявлении

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах преимущественно большого диаметра

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к трубопроводной арматуре , и может быть использовано для перекрытия потоков рабочих сред с высоким давлением

Изобретение относится к устройствам для перекрытия канала бурильной колонны при предупреждении и ликвидации проявлений и выбросов в процессе бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в качестве седлового уплотнения в кранах с шаровым запорным органом

Изобретение относится к запорной арматуре, используемой в газовых и других областях промышленности

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для регулирования потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к запорной арматуре, касается кранов со сферическим запорным органом и может быть использовано для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Кран // 2116540
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока жидкости и газа

Кран // 2135869
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока газа и жидкости

Изобретение относится к запорной арматуре, например к кранам со сферическим запорным органом и футеровкой корпуса и способам их изготовления, и предназначено для регулирования и перекрытия потоков агрессивной рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу
Наверх