Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: система содержит датчик-реле 1 температуры, контакторное устройство 2, связанное с мотором-вентилятором 3, и регулятор 4 температуры теплоносителя обратного действия , подключенный первым входом к задатчику 5 давления через пневмолинию, вторым - к устройству 6 замера температуры теплоносителя, а выходом посредством позиционера 7 - к приводу 8 мотора-вентилятора 3. Кроме того, система снабжена переключателем 9 режимов работ,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.. Ж 1813893 А1 (я)5 F Оф Р 7/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО. СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

:Ъ1 ;.БP< ü.";ygq » q

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " ",,";-", ;,,"", ":""

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛБСТВУ

°

Оа (21) 4904491/06 (22) 22.01.91 (46) 07.05.93, Бюл, N. 17 (71) Производственное объединение "Луганский тепловозостроительный завод им, Октябрьской революции" (72) В.M.Бутыльский, И,А,Блажев и О.П.Зорина (56) Тепловоз 2ТЭ121 Система автоматического регулирования температуры. Инструкция по эксплуатации и техническое описание, 2125.20,51.00147 Ворошиловград, 87 r., с. 8а.

Авторское свидетельство СССР

М 1463941, кл. F 01 P 7/02, 1987, (54) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения; система содержит датчик-реле 1 температуры, контакторное устройство 2, связанное с мотором-вентилятором 3, и регулятор 4 температуры теплоносителя обратного действия, подключенный первым входом к задатчику 5 давления через пневмолинию, вторым — к устройству 6 замера температуры теплоносителя, а выходом посредством позиционера 7 — к приводу 8 мотора-вентилятора 3. Кроме того, система снабжена переключателем 9 режимов работ, 1813893 дистанционным переключателем 10, устройством 11 дистанционного управления с двумя входами и двумя выходами, выполненным в виде двух электропневматических клапанов f2 и 13, регулируемого пневмосопротивления 15, пневмореле t5 и пневмоемкости 16, Задатчик давления 5 подключен к пневмолинии питания системы через нерегул ируемое и невмосоп ротивление 17.

Электрически электропневматический клапан 12 подключен к переключателю 9 режимов работ, а электропневматический клапан

Изобретение относится к области автоматизации двигательных установок, в частности к системам автоматического регулирования производительности моторвентилятора и может быть использована в системах регулирования температуры теплоносителей тепловых машин, например, дизеля тепловоза.

Цель изобретения — снижение затрат электроэнергии и повышение долговечности.

Благодаря такому пневматическому и электрическому подключению устройства дистанционного управления, а именно, первого электропневматического клапана к переключателю режимов работ, а второго к дистанционному переключателю, в автоматическом режиме работы системы на обмотки катушек этих клапанов электрический сигнал не поступает. Это позволяет держать закрытым сопло электропневматического клапана, связанное с давлением питания системы, и тем самым "запирать" его, не пропуская дальше на вход к регулятору температуры обратного действия и в мембранную полость привода мотор-вентилятора, и наоборот беспрепятственно пропускать давления Р ад. от задатчика давления через открытые сопла пневмореле и второго электропневматического клапана, через пневмоемкость — на вход регулятора обратного действия, в котором производится сравнение давления Рэ,д. и выходного давления от датчика температуры охлаждающей жидкости. В результате чего вырабатывается на выходе его обычный выходной сигнал Рупр поступающий на вход позиционера и далее в мембранную полость привода мотор-вентилятора.

"Запирание" Р»>. пневмосистемы и поступление давления Pnp s в мембранную полость привода мотор-вентилятора позво5

l0

13 — к дистанционному переключателю 10, Клапаны 12 и 13 конструктивно идентичны друг другу и представляют в данном варианте исполнения устройства дистанционного управления электропневматические преобразователи, Сопло С1 клапана 12 соединено с атмосферой и при отсутствии электрического сигнала от переключателя 9 представляет собой нормально открытый контакт, а сопло Cz клапана 12, связанное с давлением питания системы, — нормально закрытый контакт. 1 ил. ляет осуществлять в автоматическом режиме работы системы обычный процесс управления производительностью мотор-вентилятора.

При переходе системы на дистанционный режим происходит переключение пневмоконтактов клапанов, связанное с поступлением электрического сигнала на их катушки, что приводит к тому, что ранее

"запертый" сигнал Рп», системы поступает через открытое сопло первого электропневматического клапана, пневмореле, второй электропневматический клапан, емкость, регулирующее устройство, позиционер в мембранную полость привода мотор-вентилятора, а давление Рз д. наоборот "запирается", и далее в пневмосистему не. пропускается. В результате чего в мембранной полости привода мотор-вентилятора создается давление, уровень которого обеспечивает минимальный угол разворота лопастей, При включении дистанционного переключателя начинается вращение мотор-вентилятора с минимальным углом разворота лопастей и таким образом достигается его пневматическая разгрузка, но одновременно с этим происходит переключение пневмоконтактов другого электропневматического клапана, связанного электрически с дистанционным переключателем работ, при этом пневмолиния, связывающая мембранную полость привода мотор-вентилятора, позиционер, регулятор обратного действия и пневмоемкость — сообщается через регулируемое пневмосопротивление с атмосферой. Это приводит к тому, что давление в мембранной полости привода снижается, а угол разворота лопастей — увеличивается до максимального за время, зависящее от времени истечения воздуха через регулируемое пневмосопротивление, 1813893

Система может быть применена как для Сопло С> клапана 12 соединено с атмосодноконтурныхсистемрегулирования,таки ферой, и, при отсутствии электрического для многоконтурных систем, так как число сигнала от переключателя режимов работ 9 контуров на сущность изобретения влияния представляет собой "нормально открытый" не имеет, в дальнейшем описании будет 5 контакт, а сопло Сг этого же клапана, свярассматриваться один контур. занное с давлением питания системы—

Сущность изобретения поясняется чер- "нормально закрытый" контакт. тежо м. Аналогично и в клапане 13, при отсутстНа фигуре представлена функциональ- вии электрического сигнала, в данном слуная схема системы регулирования темпера- 10 чае от дистанционного переключателя 10, туры теплоносителя двигателя внутреннего сопло Сз, связанное выходным давлением сгорания. через емкость 16, регулятор температуры

Система содержит датчик-реле темпе- теплоносителя обратного действия 4 и позиратуры 1, контакторное устройство 2, свя- ционер 7 с приводом 8 мотор-вентилятора 3, занное с мотор-вентилятором 3, регулятор 15 представляет собой "нормально открытый" температуры теплоносителя обратного дей- контакт, а сопло С4, связанное с атмосферой ствия 4, подключенный первым входом к через регулируемое пневмосопротивление задатчику давления 5 через пневмолинию, 14 — "нормально закрытый" контакт. Связь вторым — к устройству замера температуры между электропневматическими клапанами

6 теплоносителя, а выходом — посредством 20. в данном варианте исполнения устройства позиционера 7 к приводу 8 мотор-вентиля- дистанционного управления осуществляеттора 3, переключатель режимов работ 9, ди- . ся через пневмореле 15, предназначенное станционный переключатель 10. Кроме для реализации различных логических фунтого, система содержит устройство дистан- кций. ционного управления 11 с двумя входами и 25 . Реле состоит из четырех камер, раздедвумя выходами, выполненным в виде двух ленных между собой плоскими резиноткаэлектропневматических клапанов 12 и.13, невыми мембранами, объединенными в регулируемого пневмосопротивления 14, мембранный блок, и двух сопел С и Се, пневмореле 15 и пневмоемкости 16, причем Жесткие центры крайних мембран служат первый входустройствадистанционногоуп- 30 заслонками и вместе с соплами образуют равления подключен через электропнев- два пневмоконтакта "сопло-заслонка". В одмоклапан 12 к пневмолинии, второй вход — ной из сопловых камер (в камере "Г ) устак задатчику давления 5 посредством пнев- новлена пружина, фиксирующая в мореле 15, первый выход соединен с приво- определенном положении всю мембранную дом 8 мотор-вентилятора 3 через 35 сборку. Для включения пневмореле в систепневмоемкость 16, второй выход соединен му к каждому его штуцеру подводится пневс атмосферой посредством регулируемого . матическийсигнал. Вданномслучаексоплу пневмосопротивления 14, электропневмок- . Сл подводится выходной сигнал от электролапан 12 связан с переключателем режимов пневматического клапана 12, а к соплу Сь, работ 9, а электропневмоклапан 13 — с дис- 40 связанным своим выходом с соплом Сз электанционным переключателем 10, тропневматического клапана 13 подводится выходной сигнал от задатчика давления 5—

Задатчик давления 5 подключен к пнев- Р д, При отсутствии входных сигналов мем-. молинии питания системы через нерегули- бранная сборка находится в положении, поруемое пневмосопротивление 17., 45 зволяющем держать открытым сопло Сь, Электропневмоклапаны 12 и 13 конструктив- при поступлении входного сигнала от элек-: но Идентичны друг другу и представляют в тропневматического клапана 12, мембранданном варианте исполнения устройства ная сборка пневмореле перебрасывается в дистанционного управления электропнев- другое положение, преодолевая усилие пруматического преобразователя. Каждый из 50 жины и открывая ранее закрытое сопло Се них содержит: две разделенные между со- и, наоборот, закрывая сопло С . бой полости "а" и "Ь", "d" и "е" (соединенные Предлагаемая система работает следуканалами I и Il), якорь электромагнита с, ющим образом, двухсторонней заслонкой 18 и 19, закреп- При изменении температуры теплоноленнойна плоской резинотканевоймембра- 55 сителя изменяется выходной пневматичене, свободно перемещающейся между ский сигнал P от устройства замера соплами С -Cz и Сз-С при подаче электри- температуры теплоносителя 6, который поческого сигнала на электрические катушки, ступает на один из выходов регулятора темкаждого из этих клапанов, при этом откры- пературы теплоносителя обратного вая и закрывая одно из сопел. действия 4. второй вход которого подклю1813893 чен к выходу задатчика давления 5, где оба эти давления сравниваются и преобразуются в управляющий сигнал Ðyïp. Управляю.щий сигнал Рупр, поступает к позиционеру

7, который в свою очередь вырабатывает сигнал Pnp s., непосредственно воздействующий на мембрану привода 8 мотор-вентилятора 3, где он преобразуется в перемещение его мембраны, положением которой определяется величина угла разворота лопастей мотор-вентилятора, а следовательно, и режим охлаждения, причем данный механизм работает таким образом, что, чем больше давление в мембранной полости, тем меньше угол разворота лопастей и наоборот.

В автоматическом режиме работы системы переключатель режимов работ 9 находится в положении "Авт.", при котором электрический сигнал не поступает на катушку электропневматического клапана 12.

При этом под действием пружины сопло С вЂ” закрыто, а сопло С1 — открыто, Входной сигнал, связанный с пневмолинией питания системы остается запертым соплом Cz и в камеру "b" клапана не поступает. Второй входной сигнал устройства дистанционного управления 11, поступающий от задатчика давления 5 попадает в камеру "Г пневмореле 15 и через его открытое сопло Сч в камеру

"g" и одновременно на вход электропневматического клапана 13. Так как в автоматическом режиме работы дистанционный переключатель 10 электрически заблокирован таким образом, что электрический сигнал на катушку электропневматического клапана 13 не поступает, то сопла Сз — открыто и входной пневматический сигнал этого клапана поступает в камеру "d", далее через канал.между камерами ll попадает. в камеру "е" электропневматического клапа. на 13 и через пневмоемкость 16 поступает к регулятору температуры теплоносителя обратного действия 4 и является фактически обычным сигналом задания регулятора, icoторый сравнивается с сигналом Pt от устройства замера температуры и вырабатывается сигнал Рурр. обычный B автоматическом pe" жиме. Управляющий сигнал Рупр. поступает к позиционеру 7, который в свою очередь вырабатывает сигнал Рпри ., непосредственно воздействующий на мембрану привода 8 мотор-вентилятора 3, где он преобразуется в перемещение мембраны, Таким образом, включение устройства дистанционного управления 11 в систему не оказывает влияния на процесс регулирования в автоматическом режиме работы системы.

В дистанционном режиме работы системы переключатель режимов работ 9 находится в положении "Дист,", при этом электрический сигнал поступает на катушку

5 электропневматического клапана 12 и пйд воздействием напряжения на катушке электромагнита к якорю с соплом С1 притягивается заслонка 18, преодолевая усилие пружины и тем самым закрывая сопло С1, 10. одновременно открывая ранее запертое сопло С2, через которое поступает в камеру "b" ранее запертый на входе сигнал Pfl+7 пневмосистемы и далее через выход электропневматического клапана 12 в камеры "9" и

15 "h" пневмореле 15, При этом закрывается соплом Сч пневмореле 15 и открывается сопло Сб, что приводит к тому, что сигнал Р ад, от эадатчика давления 5 "запирается" и на .вход электропневматического клапана t3

20 поступает не Рзад., a Рдеет. пневмосистемы, которое дальше попадает через открытое сопло Сз в камеру "d", канал И, в камеру "е" и далее на вход регулятора температурИ теплоносителя обратного действия 4 через

25 пневмоемкость 16, Поступление на вход регулятора температуры теплоносителя обратного действия

Pniir., а не Рзад, позволяет получать на выходе его выходноедавлени, уровень которого

30 создает в мембранной полости привода вентилятора максимальное давление, обеспечивающее минимальный угол разворота лопастей, независимо от текущего значения выходного давления устройства замера тем35 пературы, но мотор-вентилятор при этом невращается, так как разомкнута электрическая цепь питания включения его, Для обеспечения вращения мотор-вентилятора в дистанционном режиме работы системы.

40 необходимо перевести дистанционный переключатель 10 в положение "Вкл,", при этом начнет поступать электрический сигнал на контактор 2 включения мотор-вентилятора 3, который начнет вращаться с

45 минимальным углом разворота лопастей и таким образом будет достигнута его пневматическая разгрузка в момент запуска в дистанционном режиме работы системы

Одновременно с этим происходит переклю50 чение пневмоконтактов электропневматического клапана 13, связанное с поступлением электрического сигнала на обмотку его катушки от включенного дистанционного переключателя 10, при этом

55 закрывается ранее открытое сопло Сз и открывается ранее закрытое сопло С4, что обеспечивает постепенное снижение давле-, ния в мембранной полости привода моторвентилятора за счет отсечения пневмолинии, связывающей выходное дав10

1813893

Формула изобретения

Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания, содержащая датчик — реле температуры теплоносителя, контакторное устройство, связанное с мотором-вентилятором, и регулятор температуры теплоносителя обратного действия, подключенный

Составитель А.Святин

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор,А,Козориз

Редактор Н.Рожкова

Заказ 1818 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ление от эадатчика давления 5 с регулятором температуры теплоносителя обратного действия 4 и одновременного ее сообщения с атмосферой через пневмоемкость 16, электропневматический клапан 12 и регулируемое пневмосопротивление 14, Благодаря этому в дистанционном режиме работы ростигается запуск мотор-вентилятора с минимальным углом разворота лопастей, что позволяет снизить аэродинамическое сопротивление воздуха лопастям, и тем самым осуществить запуск с минимальными затратами электрической энергии, что в конечном итоге позволит повысить надежность и долговечность пусковой контактной электрической аппаратуры, первым входом к задатчику давления через пневмолинию, вторым — к устройству замера температуры теплоносителя, а выходом— посредством позиционера к приводу мото5 ра-вентилятора, отличающаяся тем, что, с целью снижения затрат электроэнер. гии и повышения долговечности, она снабжена переключателем режима работ, дистанционным переключателем, устройст10 вом дистанционного управления с двумя входами и двумя выходами, выполненными в виде первого и второго электропневматических клапанов, регулируемого пневмосопротивления, пневмореле и пневмоемкости, 15 причем первый вход устройства дистанционного управления подключен через первый электропневмоклапан к пневмолинии, второй вход — к эадатчику давления посредством пневмореле, первый выход соединен

20 с приводом мотора-вентилятора через пневмоемкость, второй выход соединен с атмосферой посредством регулируемого пневмосопротивления, первый электропневмоклапан связан с переключателем ре25 жимов работ. а второй — с дистанционным переключателем.

Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания Система регулирования температуры теплоносителя двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству, предназначенному для организации процесса воспламенения и горения рабочей смеси в двигателе внутреннего сгорания, и может быть использовано в системах зажигания бензиновых автомобильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и транспорта, в частности к устройствам для прерывистого токосъема, и может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также в системах коммутации, телеметрии и вооружений, например, для управления воспламенением пороховых зарядов

Изобретение относится к устройствам прерывателей систем зажигания двигателей внутреннего сгорания, в частности к прерывателям-распределителям газобензиновых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для прерывистого токосъема, и может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также в системах коммутации, телеметрии и вооружений, например для управления активизацией боевых зарядов

Изобретение относится к области мехатроники, в частности к бесконтактным датчикам искрообразования, и может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также в других мехатронных системах: коммутации, телеметрии, распределительных устройствах автоматики и телемеханики. Фотоэлектрический датчик зажигания ДВС включает неподвижный статор, снабженный источником света в центре и n равномерно распределенными по окружности фотоэлементами угловой длины γs,, и вращающийся ротор, цилиндрический экран которого содержит n+1 или n-1 прорезей угловой длины γr, соответственно для прямого или обратного искрообразования относительно направления вращения ротора, где n - число цилиндров ДВС. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в (n+1)- или (n-1)-кратном снижении частоты вращения ротора, соответственно (n+1)- или (n-1)-кратном увеличении времени замкнутого состояния, а также в повышении механической и электрической надежности устройства. 7 ил., 1пр.

Изобретение относится к области мехатроники, в частности к бесконтактным датчикам искрообразования, и может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также в других мехатронных системах: коммутации, телеметрии, распределительных устройствах автоматики и телемеханики. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в mn+1 или mn-1-кратном снижении частоты вращения ротора, соответственно mn+1- или mn-1-кратном увеличении времени замкнутого состояния, возможности непрерывной коммутации, а также повышении механической и электрической надежности устройства. Многощелевой оптический датчик зажигания ДВС включает неподвижный статор, снабженный источником света в центре и n равномерно распределенными по окружности фотоэлементами, и вращающийся ротор, цилиндрическая оболочка которого содержит mn+1 или mn-1 прорезей, соответственно для прямого или обратного искрообразования относительно направления вращения ротора, где n - число цилиндров ДВС, m - любое натуральное число: m=1, 2, 3... . 10 ил.
Наверх