Устройство для защиты от помпажа компрессора

 

Использование: в компрессоростроении для предотвращения помпажа компрессора . Сущность изобретения: устройство содержит триггер 2, последовательно соединенные фильтр 4, первый компаратор 5, элемент задержки 6 и второй компаратор 7, подключенный к установочному входу триггера 2. Оно также содержит последовательно соединенные датчик напряжения питания электропривода 8, фазовращатель 9 и блок умножения 10. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4795951/06 (22) 26.02;90 (46) 23,05.93. Бюл, ¹ 19 (71) Донецкий политехнический институт и

Специальное конструкторское бюро Тазприборавтоматика" Всесоюзного научнопроизводствен ного объединения

".Союэгазавтоматика" (72) В.В.Нищета, В.В,Затуловский, Ю,И,6eрезин, В.Ф.Шевченко и В.В,Ковалев (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1643800, кл, F 04 0 27/02, 1986... Ы,, t 816898 A l (53)5 F 04 0 27/02 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА (57) Использование: в компрессоростроении для предотвращения помпажа компрессора, Сущность изобретения: устройство содержит триггер 2, последовательно соединенные фильтр 4, первый компаратор 5, элемент задержки 6 и второй компаратор 7, подключенный к установочному входу триггера 2. Оно также содержит последовательно соединенные датчик напряжения питания электропривода 8, фазовращатель

9 и блок умножения 10. 1 ил.

1816898

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности для предотвращения помпажа компрессора, снабженного электроприводом.

Цель изобретения — повышение надежности защиты.

На чертеже изображена блок-схема устройства для защиты от помпажа компрессора с электроприводом согласно . изобретению.

Устройство для защиты от помпажа компрессора с электроприводом содер>кит датчик тока электропривода 1, триггер 2, привод противопомпажного клапана 3 и последовательно соединенные фильтр 4, первый компаратор 5; элемент задержки 6 и второй компаратор 7, подключенный к установочному входу триггера 2, причем выход триггера 2 подключен к приводу 3 противопомпажного клапана, последовательно соединенные датчик напряжения питания электропривода 8. фазовращатель 9 и блок умножения 10, подключенный вторым входом к датчику тока электропривода 1, а выходом — к фильтру 4, причем выход первого компаратора 5 подключен ко входу триггера 2, Устройство работает следующим образом.

При подаче входных сигналов на блок умножения 10, с помощью фазовращателя

9, при положении рабочей точки агрегата в устойчивой зоне работы добиваются нулевого сигнала на выходе фильтра 4, который сглаживает переменную составляющую перемноженного сигнала с выхода блока перемножения 10 и выделяет ее огибающую.

Огибающая, в нашем случае, будет зависеть от разности фаз входных сигналов.

Т.к. сдвиг фаз в устойчивой зоне компенсирован фазовращателем 9 (на выходе фильтра 4 сигнал равен нулю), то при быстром переходе рабочей точкой компрессора предпомпажной зоны. разность входных сигналов также резко увеличивается, при этом сигнал на выходе фильтра 4 возрастает и достигает значения уставки (линия 11 первого компаратора 5), Компаратор 5 срабатывает, на его выходе появляется импульс, который поступает на входа триггера 2 и элемента задержки 6, Триггер 2 переключится и таким образом на его выходе появится сигнал, который поступит на вход привода 3 противопомпажного клапана. Противопомпажный клапан 3 откроется и тем самым переведет рабочую точку компрессора в устойчивую зону работы, Прекращение сигнала открытия противопомпажного клапана осуществляется по цепи; первый компаратор 5, элемент задержки 6, второй компаратор 7 и, собственно, привод 3. Т,е, при срабатывании первого компаратора появляется сигнал на входе

"0 элемента задержки 6, на его выходе сигнал станет больше уставки (линия 12) второго компаратора 7.

После открытия противопомпажного клапана рабочая точка переместится из не15 устойчивой зоны работы компрессора в устойчивую, угол сдвига фаз между входными сигналами уменьшится, сигнал на выходе фильтра 4 станет равным нулю, импульс на выходе первого компаратора 5 исчезнет.

20 Сигнал на выходе элемента задержки 6 станет уменьшаться и достигнет величины уставки (линия 12) второго компаратора 7, последний переключится и, тем самым пе- . реведет триггер 2 в исходное состояние, что приведет к прекращению открытия противопомпажного клапана.

Таким образом введение в устройство датчика напряжения питания электропривода, фазовращателя и блока умно>кения по30 зволило повысить быстродействие (чувствительность) срабатывания устройства защиты. Это, в свою очередь, позволит повысить надежность защиты компрессора от помпажа.

Формула изобретения

Устройство для защиты от помпажа компрессора, содержащее привод противопомпажного клапана и два компаратора, о т л и- .

40 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, привод выполнен в виде электропривода, устройство дополнительно содержит датчик тока электропривода, триггер с установочным входом; фильтр, 45 элемент задержки, а также последовательно соединенные датчик напряжения питания электропривода, фазовращатель и блок умно>кения, подключенный вторым входом к датчику тока электропривода, а выходом—

50 к фильтру, подключенному через первый компаратор к входам триггера и элемента задержки, соединенного через второй компаратор с установочным входом триггера, подключенного к приводу противопомпаж55 ного клапана

Устройство для защиты от помпажа компрессора Устройство для защиты от помпажа компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического управления воздушно-реактивных двигателей и может быть использовано в системах управления направляющего аппарата компрессора, входного устройства двигателя

Изобретение относится к автоматическому регулированию, в частности к устройствам, подавляющим помпаж путем изменения подачи топлива в газотурбинный двигатель (ГТД)

Изобретение относится к защите компрессоров от помпажа

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх