Устройство для упрочнения зубчатых колес

 

Использование: обработка металлов давлением, упрочнение зубчатых колес. Сущность изобретения: устройство содержит роликовые нагружатели, оправку для обрабатываемого зубчатого колеса, два диска с зубчатыми венцами, идентичными зубчатому колесу. При этом предел текучести материала дисков превышает рабочее технологическое давление(сгт 7р). Поддерживающий эффект от дополнительных дисков и сохранение с их помощью постоянной величины приведенного радиуса кривизны у торцов обрабатываемого зубчатого колеса дают возможность получить твердость обработанной поверхности, постоянную по всей длине зуба. Это увеличивает усталостную прочность зубчатых колес, их надежность и долговечность. 1 ил. ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 В 24 В 39/00

ГОСУДАРСТВЕ I+GE ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕ НТУ

О

М

О

i . (21) 4813249/27 (22) 09.04.90 (46) 30.05.93. Бюл. М 20 (71) Волгоградский политехнический институт (72) В.А.Рыгин (73) Волгоградский политехнический институт (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 513776, кл. В 24 В 39/ОО, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Использование: обработка металлов давлением, упрочнение зубчатых колес.

Сущность изобретения: устройство содержит роликовые нагружатели, оправку для

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение усталостной прочности зубьев обрабатываемых колес эа счет обеспечения постоянной твердости по всей длине обрабатываемого зуба.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для упрочнения зубчатых колес.

Устройство содержит установленную в корпусе оправку 3, упрочняющие ролики 1 и

2. На оправке 3, последовательно установлены диски 5 и 6, между которыми устанавливается обрабатываемое колесо 4. Диски 5 и 6 снабжены зубчатыми венцами, идентич ными зубчатому профилю обрабатываемого колеса 4. Упрочняющие ролики установлены в зоне впадин дисков с диаметрально противоположных сторон относительно оси on5U 1819208 А3 обрабатываемого зубчатого колеса, два диска с зубчатыми венцами, идентичными зубчатому колесу. При этом предел текучести материала дисков превышает рабочее технологическоедавление(о>> ор). Поддерживающий эффект от дополнительных дисков и сохранение с их помощью постоянной величины приведенного радиуса кривизны у торцов обрабатываемого зубчатого колеса дают возможность получить твердость обработанной поверхности, постоянную по всей длине зуба. Это увеличивает усталостную прочность зубчатых колес, их надеж- ) ность и долговечность. 1 ил. равки 3 с возможностью перемещения вдоль нее.

Устройство работает следующим образом. На оправку 3 устанавливают последовательно диск 5, обрабатываемое зубчатое колесо 4 и другой диск 6. Взаимное положение дисков 5 и 6 и обрабатываемого зубчатого колеса 4 должно быть таким, чтобы выступы и впадины соответственно совпадали друг с другом. В таком положении они закрепляются на оправке 3. Во впадины диска 5 подводят упрочняющие ролики 1 и 2 и к их осям прикладывают усилие, создающее в зоне контакта рабочее технологическое давление ор . После этого осуществляют перемещение оправки 3 с обрабатываемым колесом 4 и дисками 5 и 6 до выхода точки контакта на поверхность зубчатого венца диска 6. При этом происходит деформация обрабатываемых поверхностей впадин зубчатого колеса 4, причем величина этой де1819208

Составитель В.Рыгин

Техред M.Ìoðãåíòàë

Корректор Л.Пилипенко

Редактор

Заказ 1947 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 формации ограничивается величиной диаметра впадин зубчатых венцов дисков 5 и 6.

Учитывая, что предел текучести материала дисков от. больше рабочего технологического давления cd, величина диаметра впадин венцов дисков будет оставаться постоянной.

Упрочнение впадин обрабатываемого колеса 4 осуществляется за счет повышения твердости обработанной поверхности, возникновения наклепа и создания остаточных сжимающих напряжений. Упрочнение может осуществляться за один или несколько проходов роликов 1 и 2 по упрочняемой поверхности. Наличие дисков с идентичными зубчатыми венцами на входе и выходе упрочняющих роликов при упрочнении обрабатываемого колеса 4 сохраняет приведенный радиус кривизны постоянным. Вследствие этого величина технологического давления сохраняется постоянной по всей длине зубчатого колеса, в том числе и у торцов зубчатого колеса.

Использование предлагаемого устройства для упрочнения зубчатых колес по соавнению с существующими позволяет обеспечить одинаковую твердость по всей длине зуба, что повышает усталостную прочность зубчатой передачи, ее надежность и долговечность. Данное устройство позволяет многократно использовать диски с зубчатыми венцами при обработке серии зубчатых колес, так как они не подвергаются пластической деформации, поскольку их предел текучести превышает рабочее тех"0 нологическое давление.

Формула изобретения

Устройство для упрочнения зубчатых колес, содержащее установленную в корпусе оправку и упрочняющие ролики, о т л и"5 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения усталостной прочности зубьев обрабатываемых колес за счет обеспечения постоянной твердости по всей длине обрабатываемого зуба, оно снабжено двумя последовательно

20 установленными на оправке дисками с зубчатыми венцами, идентичными обрабатываемому зубчатому профилю, упрочняющие ролики установлены в зоне впадин дисков с диаметрально, противоположных сторон относительно оси оправки с возможностью перемещения вдоль нее.

Устройство для упрочнения зубчатых колес Устройство для упрочнения зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Вибродорн // 1815191

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для чистовой размерно-упрочняющей обработки деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к обработке металлов резанием и поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз цилиндров

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования
Наверх