Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы

 

Использование: в электроприводах циклического действия содержащих упругие, гибкие кинематические связи. Сущность: способ регулирования средней скорости движения многомассовой системы, вычисленной на основе закона сохранения количества движения, позволяет устранить колебания тока электропривода, вызванные колебаниями скорости отдельных частей механизма, обусловленные наличием упругих , гибких и нелинейных связей. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК (я)з Н 02 P 5/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В и йа+ пи%а

Jnp

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4918342/07 (22) 12.03.91 (46) 07.06.93, Бюл. М 21 (71) Украинский государственный проектный и проектно-конструкторский институт

"Тяжпромэлектропроект" (72) В.И к Холодный (56) Авторское свидетельство СССР

М 1682058, кл. Н 02 P 5/06, 1990. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРЯВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА МНОГОМАССОВОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования электроприводов механизмов, преимущественно циклического действия, содержащих упругие, гибкие и нелинейные кинематические связи.

Целью изобретения является повышение КПД за счет сокращения потерь энергии.

Для осуществления этой цели в известном способе регулирования скорости электропривода многомассовой системы, по которому задают среднюю скорость электродвигателя, измеряют мгновенные значения угловой скорости i-й вращающейся массы. определяют значение средней скорости движения многомассовой системы и сравнивают его с заданной средней скоростью электродвигателя и при наличии отклонения формируют управляющее воздействие, обеспечивающее равенство значений заданной средней скорости электродвигателя и средней скорости движения многомассовой . системы, дополнительно измеряют мгновенное значение скорости Кй поступательно движущейся массы, а сред,„,!Ж,„, 1820470 А1 (57) Использование: в злектроприводах циклического действия содержащих упругие, гибкие кинематические связи. Сущность: способ регулирования средней скорости движения многомассовой системы, вычисленной на основе закона сохранения количества движения, позволяет устранить колебания тока электропривода, вызванные колебаниями скорости отдельных частей механизма, обусловленные наличием упругих, гибких и нелинейных связей. 1 ил. нее значение скорости движения многомассовой системы определяют на основе закона сохранения количества движения в соответствии с выражением: где n, k — количества вращающихся и поступательно движущихся масс системы;

ji, à — момент инерции и мгновенное значение угловой скорости 1-й вращающейся массы.;

fAg, vg, гк- масса, мгновенное значение скорости и радиус приведения Ьй поступательно движущейся массы;

)пр - приведенный к валу электродвигателя момент инерции системы, который определяют в соответствии с выражением: aalu +g йккЧск

1 1

JAp (2) 1820470 где о — среднее за период колебаний значение угловой скорости 1-й вращающейся массы;

Чс — среднее эа период колебаний значение скорости k-й поступательно движущейся массы; а д- среднее за период колебаний значение угловой скорости электродвигателя.

Существенным отличительным признаком данного способа регулирования скорости электропривода многомассовой системы является поддержание постоянства количества движения этой системы, соответствующего заданной. средней скорости движения, При таком способе регулирования колебания скорости отдельных масс системы, в том числе и электродвигателя. сопровождаются обменом энергии между массами без перекачки ее из сети и обратно. .Из сети потребляется энергия на создание запаса кинетической энергии системы при разгоне, а также энергия для преодолевания момента сопротивления, создаваемого силами трения и рабочим органом. После разгона привода из сети потребляется только энергия для преодоления момента сопротивления, а движение системы будет таким, как если бы она была изолирована от внешних воздействий и находилась в состоянии свободных колебаний.

На чертеже приведена функциональная схема устройства для управления электроприводом поршневого компрессора, являющегося примером реализации данного способа регулирования скорости.

Устройство содержит последовательно соединенные задатчик 1 средней скорости, регулятор 2 скоростй, регулятор 3 тока, усилитель 4 мощности. К выходу усилителя 4 мощность подключен двигатель 5, в цепь питания которого включен датчик G тока. С одним концом вала двигателя 5 сочленен датчик 7 скорости двигателя, а второй конец вала двигателя соединен с помощью упругаro элемента 8 (длинный вал) с валом кривошипно-шатунного механизма 9 компрессора, с которым соединены датчик

10. скорости кривошипа и датчик 11 угла поворота кривошипа, Устройство также содержит блок 12 вычисления средней скорости многомассовой системы и блок 13 компенсации внутренней обратной связи по ЭДС двигателя. Входы блока 12 вычисления средней скорости соединены с выходами датчиков 7, 10, 11, а выход — с вторым входом регулятора 2 скорости. В ыход датчика 6 тока соединен с вторым входом регулятора 3 тока, третий вход которого через блок шд!д + щ !к + е V r (3} и

35 где ад,вд — угловая скорость и момент инерции двигателя; вк, 1к — угловая скорость и момент

40 инерции кривошипа;

m, v- масса и линейная скорость поршня;

r — радиус приведения линейного движения поршня к вращательному движению

5 кривошипа; ! ар — момент инерции многомассовой системы, приведенный к валу двигателя..

Радиус приведения определяется выражением (4) г и $!п я где R,а — радиус и угол noaopora кривошипа, Линейную скорость поршня можно выразить через угловую скорость кривошипа по формуле

V-Чг$!па аа ЯЗЬа Щ где Vr — линейная скорость кривошипа.

13 компенсации ЭДС двигателя подключен к выходу датчика 7 скорости двигателя.

Устройство представляет собой двухконтурную систему, построенную по прин5 ципу подчинен ного регулирования параметров. В контур регулирования тока двигателя входят регулятор 3 тока, усилитель 4 мощности (источник питания), двигатель 5 и датчик 6 тока. В контур

10 регулирования средней скорости мнргомассовой системы входят регулятор 2 скорости, замкнутый контур тока, датчик 7 скорости двигателя, датчики 10. 11 скорости и угла поворота кривошипа, блок 12 вычисления

15 средней скорости. Задатчик 1 средней скорости представляет собой; например, известное устройство, содержащее последовательно соединенные компаратор .и интегратор, охваченные отрицательной

20 обратной связью. На его выходе формируется линейно изменяющийся во времени сигнал до заданного уровня с заданной интенсивностью. Регулятор 3 тока может быть выполненным пропорционально-ин25 тегральным, а регулятор 2 скорости — пропорциональным. Блок 12 вычисления средней скорости представляет собой арифметическое устройство, с помощью которого вычисляется сигнал обратной связи по

30 скорости в соответствии с выражением (1}.

Для данного устройства значение средней скорости определяется выражением

1820470

Подставляя(4) и (5) в выражение(3), получим ь+(—,— — ) - ) „+ 2 2

Приведенный к валу двигателя момент инерции многомассовой системы определяется в соответствии с выражением (2), которое для данного устройства имеет вид 2„+ V2 пр где асд- среднее за период колебаний значение угловой скорости двигателя, аа — среднее за период колебаний значение угловой скорости кривошипа.

Vg — среднее значение линейной скорости поршня, определяемое выражением

2 2

Чс-И f, Vda=æйса (8) Учитывая, что в данном устройстве асд а, а также подставляя (8) в выражение (7), получим

4R ! яр-)д + 1к+ m (9)

Блок 13 компенсации внутренней обратной связи по ЭДС двигателя предназначен для устранения динамической ошибки при регулировании тока, вызванной изменением ЭДС двигателя. На выходе блока формируется сигнал Ек положительной обратной связи по ЭДС, например, в соответствии с передаточной функцией

W(p) р Ке

Ек P

Т» Р

-, (10) где KE — коэффициент пропорциональности между ЭДС и угловой скоростью двигателя;

T» — постоянная интегрирования регулятора тока;

Тя — постоянная времени якорной цепи;

Кл — коэффициент усиления усилителя

МОЩНОСТИ.

В качестве датчиков 7, 10 угловой скорости двигателя и кривошипа могут быть применены тахогенераторы, а в качестве датчика 11 угла поворота кривошипз — сельсин..

Устройство работает следующим образом.

При пуске механизма сигнал аЬс на выходе задатчика 1 средней скорости увеличивается линейно от нулевого до некоторого заданного значения. Электропривод разгоняется под воздействием регулятора скорости, обеспечивающего равенство заданной аь и фактической в средних скоростей многомассовой системы. При этом с выхода

5 регулятбра скорости на вход регулятора тока подается сигнал задания тока 4. При разгоне механизма изменяется угловая скорость и ЭДС двигателя. Однако благодаря действию "гибкой" положительной связи

10 по ЭДС ток двигателя поддерживается равным заданному и на валу двигателя создается момент, составляющие которого определяются величиной ускорения механизма. силами трения в кинематических

15 звеньях и силами сопротивления рабочему органу. В период разгона мехзнизма потребляемая из сети энергия расходуется на преодоление указанных сил, а также преобразуется в кинетическую энергию движу20 щихся масс. Процесс разгона заканчивается в момент, когда средняя скорость а многомассовой системы станет равной заданному значениюа, . Если, пренебречь трением и сопротивлением рабочему органу, после

25 разгона потребление энергии из.сети будет отсутствовать. На выходе регулятора скорости сигнал !з задания тока будет равным нулю и это нулевое задание будет точно отрабатываться контуром регулирования

30 тока благодаря действию сигнала компенсации внутренней обратной связи по ЭДС.

При этом выходное напряжение усилителя мощности будет "следить" за изменением

ЭДС двигателя, пропорциональной его уг35 ловой скорости. В этом случае многомассовую систему можно рассматривать как изолированную от внешних возмущений и находящуюся в состоянии свободных колебаний. Такая система в любой момент вре40 мени имеет постоянное значение количества движения, а скорости вращающихся и поступательно движущихся масс изменяются в результате действия внутренних динамических сил, возникающих благо45 даря тому, что массы связаны между собой через нелинейный (кривошипно-шатунный) и упругий (длинный вал) элементы. При этом кинетическая энергия, сохраняя среднее . значение, периодически изменяется, час50 тично преобразуясь в потснцйальную энергию деформации упругих механических звеньев.

С учетом ьнешних возмущающих воздействий регулирование заданной средней

55 скорости в данном устройстве приводит к тому, что колебания скорости двигателя, . кривошипа и поршня сопровождаются только обменом кинетической энергии между массами без перекачки энергии из сети и

1820470 и

$ Ji ю+ myVgrk

Il Ql + ®k ск ! пр

e8

Составитель В.Холодный

Техред М.Моргентал Корректор М.Ткач

Редактор Б.Федотов

Заказ 2035 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 обратно на разгон и торможение этих масс.

Из сети потребляется только энергия, необходимая для преодолевания сил трения и сопротивления рабочему органу.

Таким образом, применение данного способа регулирования скорости позволяет сократить потери энергии в якорной цепи электродвигателя, а следовательно; повысить КПД механизма. Применение способа особенно эффективно для механизмов, у которых Динамический момент значительно превышает момент трения и сопротивления. Установленная мощность оборудования электропривода таких механизмов может быть уменьшена в несколько раз.

Формула изобретения

Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы, по которому задают среднюю скорость электродвигателя, измеряют мгновенные значения угловой скорости 1-й вращающейся массы, определяют значение средней скорости движения многомассовой системы и сравнивают его с заданной средней скоростью электродвигателя, и при наличии отклонения формируют управляющее воздействие, обеспечивающее равенство значений заданной средней скорости электродвигателя и средней скорости движения многомассовой системы, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения КПД эа счет сокращения потерь энергии, дополнительно измеряют мгновенное значение скорости К-й поступательно движущейся массы, а среднее значение скорости движения многомассовой системы определяют на основе закона сохранения количества движе5 ния в соответствии с выражением где n, k — количества вращающихся и поступательно движущихся масс системы

I, щ- момент инерции и мгновенное значение угловой скорости I-й вращающейся массы; ак, чк, гк —.масса, мгновенное значение скорости и радиус приведения К-й поступательно движущейся массы;

4р —. приведенный к валу электродвигателя момент инерции системы, который on20 ределяют в соответствии с выражением

25 где Чек — среднее за период колебаний значение скорости К-й поступательно движущейся массы; а д- среднее за период колебаний значение угловой скорости электродвигателя;

30 а! — среднее за период колебаний значение угловой скорости I-й вращающейся массы.

Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы Способ регулирования скорости электропривода многомассовой системы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх