Баллистическая возвращаемая капсула

 

Изобретение относится к космической технике, связанной с созданием аппаратов дли доставки готовой продукции с космических аппаратов-заводов, производящих различную продукций в условиях микрогравитации в интересах народного хозяйства. Целью изобретения является повышение надежности капсулы путём уменьшения ударных нагрузок при посадке ее на землю и улучшение эксплуатационных характеристик . Баллистическая возвращаемая капсула (1) содержит корпус (2) со сбрасываемой теплозащитой (3), теплоизолирующую нагб«з 2 Д, ( 7 jA r+mio 1 L у ш yj-tfmrs. WR: Н З Б„A/SS .rf.tP fM fmf f pi/at дувную оболочку (4) между ними, полезную нагрузку (7), двигательную установку для схода с орбиты (14), двигатели стабилизации

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.).. Ж 1821440 А1 (я)5 В 64 G 1/64

ГОСУДАРСТВЕЮЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4893180/23 . дувную оболочку (4) между ними, полезную . (22) 20.12.90 нагрузку (7), двигательную установку для (46) 15.06.93. Бюл. ЬЬ 22 схода с орбиты(14), двигатели стабилизации

P1) Конструкторское бюро "Салют" .(15) положения капсулы, парашнйную сис(72) H.À.Åñèïîâ, А.А.Пашовкина, С.В.Анто- тему {16), систему автоматики (17), электроненко и Г.M,Èâàíoâ .:. питания {18), поиска капсулы {19), мягкой .(56) Патент США % 4712753, кл. В 64 6 1/64, . посадки, содержащей командно-исполни244-161, 1987., .: . тельное устройство с датчиком высоты и . R.Mayer "Moses", f.Spacecraft and двигатели мягкой посадки (20). КомандноRockets. V 20, М 2, 1983, р. 158-163., исполнительное устройство с датчикбм высоты выполнено в виде системы, (54) БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЗВРАЩАЕМАЯ .. вклвчающей в себя датчик преграды (30), КАПСУЛА ..: .: . телескопическую штангу{26), корневую опо(57) Изобретение относится к космической ру (34) с гофрированной оболочкой (33), святехнике, связанной с созданием аппаратов зывающей ее. с телескопической штангой для доставки готовой продукции с космиче-." (26), по крайней мере, три растяжки телескоских аппаратов-заводов, производящих пической штанги (26) а виде тросов (31), различную продукцию в условиях микрогра- электрический кабель (54), соединяющий витации в интервсах народного хозяйства. электрические контакты (43) на торце периЦелью изобретения является повышение . ферийнага колена (29) телескопической надежности капсулы путем уменьшения штангу {26) с системами автоматики (17) и ударных нагрузок при посадке ее на землю электропитания (18), трос {51), связываюи улучшение эксплуатационных характери- .. щийсбрасйваемуютеплозащитуР)сшаристик. Баллистическая возвращаемая капСу- : ком (50), удерживаемым тарированным ла (1) содержит корпус (2) со сбрасываемой усилием датчиком преграды {30). 6 з.п. ф-лы, теалозащитой (3), теплоизолирующую на- . 6 ил. - .:ж, фT РУ

sJ

УУ

1821440

Изобретение относится к космической лене 29 установлен датчик преграды 30, Тетехнике, связанной с созданием аппаратов лескопическая штанга 26 связана растяжкадля доставки готовой продукции с космиче- ми 31 с оболочкой 4. Корневое колено 32 ских аппаратов-заводов, производящих телескопической штанги 26 через гофриропродукцию в условиях в условиях микрогравитации в 5 ванную оболочку 33 связано с корневой опоинтересах народного хозяйства (монокри- рой 34, герметично закрепленной на сталлы, полупроводники, лекарства и др.). переднем конце 35 теплоизолирующей наЦелью изобретения является повыше- дувной оболочки 4. . ние надежности капсулы путем уменьшения Капсула 1 при помощи подвесок 36 соеударных нагру нагрузок при посадке ее на землю "0 динена с парашютной системой 16. и улучшения эксплуатационных характери- Датчик преграды 30 (см. фиг.3) состоит стик. из опорного элемента 37, закрепленного чеНа фиг.1 показан общий вид капсулы в рез подложку 38 с резьбовым фланцем 39. исходном положении; на фиг,2 — общий вид . На стакане 40, имеющем центральный элеккапсулы с роса пл сброса теплозащиты и отделения "5 трический контакт 41, Стакан 40 имеет выдвигателей тормозного и стабилизации; на ступающую часть 42. фиг,3 — датчик преграды и периферийное На торце периферийного колена 29 те. колено телескопической штанги; на фиг.4 — лескопической штанги закреплены электрикорневаяопорателескопическойштанги;на ческие контакты 43, а на колене внешне фиг,5 — крепежные элементы на переднем 20 установлена резьбовая втулка 44 с ушками торце теплоизолирующей надувной оболоч- 45, взаимодействующая по внутренней поки на фиг.6 — крепление троса в сбрасыва- верхности 46 с выступающей частью 42 ста1 емой теплозащите. кана 40.

Баллистическая возвращаемая капсула Стакан 40. подпружинен пружиной 47 к

1 (фиг.1) включает в себя корпус 2 со сбра- 25 торцу 48 периферийного колена 29 телескосываемой теплозащитой 3, между которыми пической штанги. размещена теплоизолирующая надувная Во внутренней полости 49 стакана 40 оболочка 4, связанная с источником давле- размещен шарик 50, в котором заделан кония 5. Корпус 2 включает в себя корпус 6 нец троса 51. Шарик 50 удерживается в поотсека полезной нагрузки 7ихвостовуююб- 30 лости49 стакана 40пластиной52, имеющей ку 8. Корпус 6 отсека полезной нагрузки 7 калиброванное отверстие 53, соотнесенное имеет фланец 9 для крепления теплозащиты с диаметром шарика 50.

3, хвостовой юбки 8 и гермоднища 10, явля- Внутри периферийного колена 29 телею егося донной частью хвостовой юбки 8, скопической штанги пропущен электрокаВнешняя форма капсулы 1 образована 35 бель 54. соединенный с электрическими цилиндром (или слабым конусом) 11, при- контактами 43. крепленным по сфере 12, с конической юб- Корневая опора 34 (см. фиг.4) выполнекой 13. на в виде ступенчатой втулки 55 с упором 56, В хвостовой юбке 8 размещены тормоз- резьбой 57 и гайкой 58 по большомудиаменая двигательная установка 14, двигатели 40 рудля герметичногосоединениястеплоизо15 стабилизации положения капсулы, пара- лирующей надувной оболочкой 4, шютная система16,.системы автоматики17, Ка ступени 55 меньшето диаметра выэлектропитания 18, поиска капсулы 19, дви- полнены кольцевые проточки 59 для соедигатели мягкой посадки 20. Двигатели 14и 15 нения с гофрированной, например, размещены на отделяемой раме 21. 45 резиновой оболочкой 33, имеющей кольцеВ хвостовой юбке 8 предусмотрены си- . вые выступы 60. Соединение фиксируется ловые шггангоуты 22, 23; 24 для крепления обжимным кольцом 61. юбки к корпусу 6 отсека полезной нагрузки Второй конец гофрированной оболочки

7, крепления перечисленных выше систем..33 соединен с корневым коленом 32 теле. Отделение рамы 21 с двигателями осу- 50 скопической штанги, имеющим кольцевые ществляется при помощи устройства отде- проточки 62. Гофрированная оболочка 33, ления 25, В носовой части капсулы 1 имеет кольцевые выступы 63, входящие в р эм аэмещена телескопическая штанга26, кон- кольцевые проточки 62. Соединение фиксиструктивно связанная с теплоизолирующей руется обжимным кольцом 6 .

4.

По крайней мере, три растяжки 31

Теплоизолирующая надувная оболочка (фиг.2) телескопической штанги 26 в аиде, 4 (см. фиг,2) разбита в продольном и попе- например, тросов соединяют ушки 45 резьречном направлениях на секции 27. бовой втулки 44 (фиг.3) на периферийном

Телескопическая штанга 26 состоит иэ . колене 29 телескопической штанги 26 с кренескольких колен 28. На периферийном ко- пежными элементами 65 (фиг.5) оболочки 4.

1821440

Электрический кабель 54 проходит че- ее на землю и улучшения эксплуатационных реэ телескопическую штангу и соединяется ..характеристик, в ней командно-исполнис контактами 66 пластины 67. герметизиру- тельное устройство выполнено в виде систе-. ющей через гермопрокладку 68 внутренний мы, включающей телескопическую штангу и канал ступенчатой втулки 55. Электрока- 5 датчик преграды, штанга прикреплена чебель 69 соединяет контакты 66 пластины 67 реэ гофрированную оболочку и корневую с системами автоматики 17 и электропита- опору к теплоиэолирующей надувной обония 18. лочке, при этом периферийное колено гелеТрос 51 (фиг,3) при помощи пластины с скопической штанги связано, по крайней . кольцом70(фиг.б.а)илипластины71спере- 10 мере, тремя растяжками в виде тросов с мычкой72(фиг.бб,в). - крепежными элементами на переднем конОтдельные колена телескопической це теплоиэолирующая надувной оболочки. а штанги 26 имеют между собой уплотнения . сбрасываемые теплоэащита разъемно сое73 для создания силы трения, удерживаю- динена троеом е датчиком преграды, щей колена друг относительно друга в ®i- . И: 2. Капсула ао п,1. о т л и ч а ю щ з я с я данном положении (фиг.4). теМ, что в ней датчик преграды выполнен в .

Работает устройство следующим обра- виде опорного элемента, имеющего форму зом..: .. сферического сегмента, закрепленного на

По команде системы управления «осми- стакане, имеющем центральный электричеческого аппарата (KA) капсула 1 от KA нэ 20 ский контакт. безопасное расстояние системы автомети- 3. Капсула по пп.1и 2, от л и ч з ю ща яки 17 включает тормозную двигательнуюус- .с я тем. что в ней нв торце периферийного тановку 14, обеспечивающую сход капсулы . колена телескопической штанги эзкреплес орбиты. Нэ участке отхода от КАи во время ны центрально электрические контакты, работы ТДУ двигатели 15 обеспечивают ста- 25 взаимодействующие с электрическим конбилиэацию положенная капсулы @щйжтран- тактом датчика преграды, а на колене внешстве. .. - .: . не установлена резьбовзя втулка с ушками, После окончания работы ТДУдвигагели взаимодействующая по внутренней поверх- .

14 и 15 вместе с рамой 21 отдвляюся от ности со стаканом сферического сегмента капсулы при помощи устройства отделения Зб датчанка преграды, подпружиненного к тор25.: .: .. цу периферийного колена штанги.

Иа нисходящем участке траекторий 4. Капсулапо пп.1-3, отл ичаю щаяпроизводится раскрытие парашкй ной сис- . с я тем, что в ней корневая опора выполнетемы 16, задействуется система поиска кэп- . на в виде ступенчатой втулки с упором резьсулы и сбрасывается теплоззщитз3. йосле 35 @ой и гайкой по большому диаметру для ее сброса она вытягивает все колеиз теле- герметичногосоедлнейиястеплвизолирую-. скопической штанги 26, выдергивает шарик щей надувной оболочкой и кольцевыми про50иуходитоткапсулы, - -.. точками по меньшему диаметру для

При касании о грунт сферического car- соеднненйя с гофрированной оболочкой,. мента 37 запускаются двигатели мягкой пе- 49 второй конец которой соединен с корневым садки 20. :: - . коленом- телескопической штанги, имеюДля устранения отрицательного воз- зим кольцевые проточки. действия телескопической штанги 26 на ..5. Капсула по пп,1-4,. о т л и ч з ю щ з я- процесс приземления капсулы предусмот- ся тем,чтовнвйвнутрителескопической рена гофрированная оболочка 33, обеспечи- 45 штанги проложен электрический кабель, совэющая отклонение штанги 26 в сторону единейный электрические «онтакты перипри приземлении капсулы 1 и обеспечивает ферийного колена телескопической штанги укладку телескопической штанги в капсулу, с контактами пластины. герметизирующей

Ф-ормула изобретения внутренний канал ступенчатой втулки кор1. Баллистическая возвращаемаякайсу- 50 невой опоры, и эти контакты с системой лз, содержащая корпус со сбрасываемой .- автоматики. теплозащитой, теплоизолирующую надув- . 6. Капсула по пп. 1-5, о т л и ч а ю щ э яную оболочку мзжду ними, полезную на- с я тем, что в ней трос, одним концом соегрузку, парашютную систему, системы диненный со сбрасываемой теплозащитой; автоматйки и мягкой посадки., содержала % другим концом связан с шариком, удержикомандно-исполнительное устройство с ваемым сферическим сегментом во внутдзтчиком:высоты и двигатели мягкой посад- ренйей полости соединенного с ним стакана ки, отличающаяся тем, что, с целью датчика преграды,.асегмент имеет калиброповышения надежности капсулы путем ванное центральноеотверстие, согласовануменьшения ударных нагрузок при посадке ное с диаметром шарика.

1821440

Фиэ.Ф.

1821440

Составитель Ю. Титов

Техред М.Моргентвл Корректор IN. Керецман

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент, r, Уж ород, у . р ,У r л.Гага ина, 101

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета во.изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-38, Раушская наб., 4/5

Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам для фиксации элементов конструкции на корпусе космического аппарата, например лентообразных элементов конструкции на поручнях космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники, а именно к баллистическим возвращаемым капсулам для доставки готовой продукции с космических аппаратов-заводов на Землю

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам для разделения элементов конструкции с помощью детонирующих удлиненных зарядов

Изобретение относится к области космической техники, в частности к устройствам для отделения полезного груза от борта космического аппарата

Изобретение относится к космической технике

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано для объединения и разделения отсеков космического аппарата (КА)

Изобретение относится к области космической техники и позволяет повысить надежность срабатывания устройства разделения в полете за счет проведения многократных предполетных проверок его функционирования
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки кооперируемых космических кораблей (КК), например транспортных КК с орбитальной станцией

Изобретение относится к системам стыковки космических кораблей и может быть использовано для быстрого разъединения элементов космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и предназначено для стыковки космических аппаратов в условиях невесомости

Пирозамок // 2150413
Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для соединения и последующего разъединения ступеней или для сброса головного обтекания ракеты

Изобретение относится к области космической техники

Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для соединения разделяемых в полете частей летательного аппарата
Наверх