Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней

 

Сущность изобретения: топливная сборка содержит квадратный комплект топливных стержней, размещенных в кожухе. Топливные стержни устанавливаются в каждой сборке с помощью верхней и нижней соединительных пластин в виде решеток. Решетки снабжены малыми отверстиями для установки концов топливных стержней и большими отверстиями для прохода теплоносителя . Гибкий ультразвуковой щуп вводится к топливным элементам через наконечник в виде перевернутой треноги, расположенной в нижней части каждой сборки. Для прохода через каждое большое отверстие щуп поворачивается вокруг точки поворота , расположенной в наконечнике или ниже него. Щуп вводится через большие отверстия нижней соединительной пластины и поворачивается вокруг своей оси для проверки каждого из четырех окружающих топливных стержней на наличие воды внутри топливных стержней. Ультразвуковой щуп содержит два расположенных один над другим лежащих на одной оси симметрии преобразователя, один из которых служит в качестве передатчика, а другой - в качестве приемника. Данное устройство позволяет проверять стержни в сборке без удаления ее кожуха. 7 ил. in С

СОК33 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

rs»5 G 21 С 17/07

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4356003/25 (22) 01.07.88 (46) 30.06.93. Бюл, N 24 (31) 7,070.705 (32) 07,07.87 (33) US (71) Браун Бовери Реактор ГмбХ (ОЕ) (72) Томас Джозеф Донелли (OS) (56) Патент США N 4034599. кл. G 21 С

17/00, 1977.

Патент США М 4193843, кл. G 21 С

17/00. 1980. (54) ТОПЛИВНАЯ СБОРКА ОХЛАЖДАЕМОГО ВОДОЙ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО

КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНЫХ СТЕРЖНЕЙ (57) Сущность изобретения: топливная сборка содержит квадратный комплект топливных стержней, размещенных в кожухе.

Топливные стержни устанавливаются в каждой сборке с помощью верхней и нижней соединительных пластин в виде решеток.

Решетки снабжены малыми отверстиями

Изобретение относится к устройствам для проверки топливных стержней ядерных реакторов с кипящей водой с использованием ультразвукового датчика. который не требует удаления кожуха, окружающего топливные стержни.

Целью изобретения является создание устройства для проверки сборок топливных стержней реакторов с кипящей водой, в которых доступ к топливным стержням имеется через наконечник этого узла, что позволяет упростить процедуру контроля за

5U 1825430 А3 для установки концов топливных стержней и большими отверстиями для прохода теплоносителя, Гибкий ультразвуковой щуп вводится к топливным элементам через наконечник в виде перевернутой треноги. расположенной в нижней части каждой сборки.

Для прохода через каждое большое отверстие щуп поворачивается вокруг точки поворота, расположенной в наконечнике или ниже него. Щуп вводится через большие отверстия нижней соединительной пластины и поворачивается вокруг своей оси для проверки каждого иэ четырех окружающих топливных стержней на наличие воды внутри топливных стержней. Ультразвуковой щуп содержит два расположенных один над другим лежащих на одной оси симметрии преобразователя, один из которых служит s качестве передатчика, а другой — в качестве приемника, Данное устройство позволяет проверять стержни в сборке без удаления ее кожуха. 7 ил. счет проверки топливных стержней без удаления кожуха сборки.

На фиг, 1 показана типовая сборка реактора с кипящей водой; на фиг. 2 — нижняя соединительная пластина и наконечник топливной сборки реактора с кипящей водой. вид снизу; на фиг, 3 — нижняя соединительная пластинчатая решетка, перевернутая тренога и предпочтительное расположение единственной точки поворота; на фиг. 4— вариант изобретения, в котором щуп проходит через шарнирное соединение. располо1825430 женное в этой точке поворота; на фиг. 5— участок топливной сборки с вставленным щупом; на фиг, 6 — то же, разрез по 0-D; на фиг. 7 — вариант щупа.

Топливная сборка 1 реактора с кипящей водой состоит из комплекта топливных стержней 2, верхней соединительной пластины (не показана), нижней соединительной пластины 3 и кожуха 4, а также ряда распорных деталей 5. Топливные стержни заполнены гранулами и установлены в виде квадратных комплектов с помощью нижней и верхней соединительных пластин, К верхней соединительной пластине приваривается подъемная скоба 6. которая используется для перемещения сборки.

B нижней соединительной пластине 3 выполнены отверстия для торцевых пробок топливных стержней. Поток охлаждающей жидкости направляется через отверстия в нижней соединительной пластине 3, которая распределяет поток теплоносителя в топлиьной сборке.

Распорные детали 5 обеспечивают одинаковое поперечное расстояние между топливными стержнями 2 и устраняют вибрацию этих стержней.

Наконечник 7 с перевернутой треногой

8 направлен вниз от топливной сборки 1.

Нижняя соединительная пластина 3 содержит решетку с малыми отверстиями для размещения торцевых пробок 10 ° каждого топливного стержня 2 и большие отверстия

11 для пропуска потока охлаждающей воды между топливными стержнями во время работы.

Ультразвуковой щуп вставляется через треногу 8 и затем вводится в любое из больших отверстий 11. Хотя щуп может вставляться во все большие отверстия, фактически требуется только шестнадцать больших отверстий 12, так как щуп может поворачиваться в каждом отверстии 12 для осмотра каждого топливного стержня в окружающих малых отверстиях 9. Как следует из фиг. 2. многие отверстия закрываются крышкой наконечника и перевернутой треногой, Таким образом. в данном изобретении гибкий щуп пропускается через одну поворотную точку или несколько ниже треноги для облегчения доступа к каждому огверстию.

Перевернутая тренога 8 образует три треугольника А, 8, С от :осительно топливных стержней. Треугольники А и В расположены симметрично относительно топливных стержней, а треугольник С вЂ” несимметрично.

При подаче щупа через одну поворотную точку 13 в треугольнике С или ниже его получается доступ к каждому топливному стержню эа счет подачи щупа в любое из больших отверстий 11 или, предпочтительно. только через несколько отверстий 12 (если щуп поворачивается). Более того, при размещении одной поворотной точки 13 по существу в центре или несколько ниже тре"0 угольника С доступ в каждое отверстие 11 еще более облегчается. Можно также испольэовать множество поворотных точек в каждом треугольнике для параллельного проведения многократных проверок.

Для поворота щупа вокруг точки поворота можно использовать различные вариэнты осуществления изобретения. В первом варианте (фиг. 4) фиксированное шарнирное соединение 14 расположено в поворотной точке 13, Шарнирное соединение 14 включает отверстие 15, через которое пропускается щуп 16 и поворачивается на нижнем конце с помощью рентгеновского сканирующего моста (не показан).

Во втором варианте осуществления щуп устанавливается нижним концом в двухступенчатой гониометрической подставке, которая при повороте вращает щуп вокруг

30 одной поворотной точки. В третьем варианте изобретения щуп размещен в гониометрической подставке, расположенной на поворотном, столе, которая при вращении вызывает поворот щупа вокруг одной пово35 ротной точки. В любой из двух последних вариантов центр вращения подставки должен быть расположен снаружи корпуса подставки, примерно на 9 дюймов выше.

Для получения доступа к отверстиям 11

40 из одной поворотной точки щуп 16 снабжен гибким средним сечением 17, которое позволяет ему изгибаться. Щуп снабжен пулевидным наконечником 18 для направления щупа в каждое отверстие и для его защиты при контакте с кромкой каждого отверстия

11.

B предпочтительном примере осуществления датчик Крауткрамера используется в качестве активной части щупа 16. хотя могут быть использованы любые другие промышленные ультразвуковые устройства. В щупе

16 может использоваться один датчик, который посылает и принимает ультразвуковые

55 сигналы. или отдельные передающие и принимающие датчики. Щуп посылает ультразвуковые сигналы, которые вызывают вибрацию наружной оболочки топливного стержня; присутствие воды внутри топливного стержня оказывает влияние на вибра1825430 цию наружной оболочки топливного стержня, и что более существенно, гасит амплитуду отраженного ультразвукового сигнала.

Для проверки топливных стержней щуп поворачивается до тех пор, пока не будет получен максимальный сигнал. В предпочтительном примере осуществления изобретения обратный ультразвуковой сигнал интегрируется и используется пороговый детектор для определения сигнала соответствующей величины, показывающего, что в топливном стержне отсутствует вода. AMflлитуда возвращенного сигнала должна быть больше заданной пороговой величины для того, чтобы топливный стержень прошел проверку, Затем щуп поворачивается на 90 длг проверки следующего топливного стержня и так далее на 360О, С другой стороны, щуп может поворачиваться непрерывно на

360 и во время этого регистрироваться обратный сигнал топливных стержней. Далее щуп перемещается ниже отверстия 11. поворачивается вокруг поворотной точки и т.д.. пока не будут проверены все топливные стержни этой сборки.

Щуп выполнен в виде трубчатого тела, допускающего скользящий ввод в отверстия

11 нижней соединительной пластины 3, и таким образом обеспечивается равномерное удаление его от четырех топливных стержней, относящихся к одному отверстию

11. На корпусе щупа установлены два датчика 19 и 20, один из которых (датчик 19) используется в качестве передатчика. а другой (датчик 20) — в качестве приемника. В аксиальном направлении щупа 16 они расположены на расстоянии 40 мм друг над другом и на той же оси симметрии. Датчики установлены в поверхности щупа таким образом, что они не выступают над поверхностью и, следовательно, не мешают введению щупа 16 в отверстие 11.

Щуп 16 вставлен в пространство 21, ограниченное четырьмя топливными стержнями, на такую величину, что нижний датчик

19 расположен над нижними гранулами засыпки топливного стержня. Когда щуп достигает зоны топливного стержня, производится качающий поворот до тех пор, пока не устанавливается наименьшее расстояние между испытательными головками и поверхностью топливного стержня, Это эона анализа устройства, которая может просматриваться с помощью экрана (не .показана), Линия 22, направленная от испытательных головок, идет к экрану и графопостроителю, соединенному с экраном, для регистрации результатов. Сигналы датчика

Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней, содержащая топливные стержни, кожух, нижнюю несущую плиту с отверстиями, причем устройство для контроля содержит ультразвуковой щуп с преобразователем для обнаружения воды внутри топливного стержня, отличающаяся тем, что, с целью упрощения процедуры контроля за счет провер и топливных стержней без удаления кожуха сборки, устройство для ультразвуко19, которые подаются под углом 45, воспринимаются приемным датчиком 20, расположенным на расстоянии 40 мм, и анализируются на экране или с помощью

5 графопостроителя, или с помощью того и другого. На фиг. 5 наличие воды между гранулами и внутренней стенкой топливного стержня показано горизонтальными линиями в топливном стержне, расположенном слева. В этом случае интенсивность поданного ультразвукового сигнала уменьшается (показано точками 23), что затем регистрируется приемной испытательной головкой

20 как наличие воды. Для топливного стержня, показанного справа, сигналы, проникающие через его стенку, не подвергаются ослаблению, что позволяет установить, что стержень исправен. Щуп поворачивается на

90 в каждом случае для проверки трех остальных стержней, и проводится регистрация анализируемой зоны.

Для ускорения процесса проверки щуп снабжается двумя парами испытательных головок, которые смещены на 180О, или четырьмя парами испытательных головок. смещенных на 90 относительно друг друга.

Так, на фиг. 7 показано две пары испытательных головок, смещенных на 180О, что позволяет одновременно проверять в одном испытательном положении два топливных стержня. Для проверки двух других стержней требуется еще один поворот на

90, И в этом случае наличие воды показано

35 в левом топливном стержне. а исправный топливный стержень показан справа, Данное устройство позволяет отдельно проверять каждый стержень и, таким образом, определять утечку в определенном топ40 ливном стержне. Устройство также отличается высокой точностью, причем повторная проверка требуется только в 0.05 по сравнению с 1,57 для указанного способа вакуумного отбора проб.

Формула изобретения

1825430 оля асполо кено под нижними не б сущей плитой и топливной с о,.ки и в ащения для опо ы поворота и вра но в виде опор и в а направления ультр ьт азвукового и с возможи выполнен гибким и с в звуковой щуп но стью его поочер д в е ного вв ведения через ей плиты в огранич енное отверстия несуще жнями проьмя топливными стержн четырьмя т тью поворота вокруг стран ство с возможностью ичем ультразвуковои щу своей оси. Риче - преобразователь, держит Ао ополнительный "Ðe ожены Один над

° преобразовате р - имметрии, ли асполож а.г на oднои ос ругим и лежат н ит в качестве ин из них слу

5 при этом оди его датчика, а его контролирующ переда ющ и много контролирудруго

„,ой — в качестве приемно ющего датчика.

1825430 г

1825430

4uz. 7

Составитель Томас Джозеф Донелли

Техред М.Моргентал Корректор И.Шулла

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2235 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней Топливная сборка охлаждаемого водой ядерного реактора с устройством для ультразвукового контроля топливных стержней 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к системам контроля герметичности оболочек твэлов после длительного хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в воде в целях предотвращения загрязнения технологических сред или транспортного оборудования продуктами деления и топливной композицией, выходящих из разгерметизировавшихся твэлов

Изобретение относится к ядерной энергетике и может найти применение при контроле сварного шва контактно-стыковой сварки заглушки к оболочке тепловыделяющего элемента преимущественно для ядерных реакторов ВВЭР, РБМК

Изобретение относится к области атомной энергетики, а именно области эксплуатации ядерных реакторов с жидким теплоносителем, и может быть использовано при изготовлении, эксплуатации, переработке и хранении ядерного топлива, размещенного в тепловыделяющих сборках (ТВС)

Изобретение относится к радиометрическим способам аппаратурного контроля герметичности прямоточного парогенератора ядерной энергетической установки с водо-водяным реактором под давлением

Изобретение относится к неразрушающим методам контроля качества сварных швов, а именно к ультразвуковому контролю герметизирующих сварных швов тепловыделяющего элемента ядерных реакторов типа ВВЭР-1000, ВВЭР-440, в котором сварные швы выполняются контактно-стыковой сваркой (КСС-2) и электронно-лучевой сваркой (ЭЛС)

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к ультразвуковым способам контроля для обнаружения негерметичных тепловыделяющих элементов, и может быть использовано при проверке герметичности тепловыделяющих элементов отработавших тепловыделяющих сборок, находящихся в воде

Изобретение относится к области атомной энергетики и используется на реакторных установках с водо-водяными и водографитовыми реакторами, в особенности при разгерметизации 1-го контура

Изобретение относится к области атомной техники и может быть использовано для контроля герметичности первого контура при проведении гидравлических испытаний судовой ядерной энергетической установки (ЯЭУ) с водным теплоносителем

Изобретение относится к области атомной техники и предназначено для использования в водо-водяных реакторах и бассейнах хранения ядерного топлива для обнаружения негерметичности твэлов в тепловыделяющих сборках
Наверх