Электротепловая противообледенительная система самолета циклического действия

 

Изобретение относится к авиации, а именно к электрическим противообледенительным системам летательного аппарата, в частности к электротепловым противообледенительным системам циклического действия. Целью изобретения является упрощение схемы и снижение веса системы путем сокращения количества токовых трансформаторов. Система содержит нагревательные элементы 1, трехфазные контакторы 2, трансформаторы тока 4, трансформаторы тока 6 контроля отрыва фаз и блок управления 7. Включение нагревательных элементов контролируется блоком управления 7 по сигналам, снимаемым с контрольных контактов 3 соответствующего контактора 2. При появлении короткого замыкания нагревательного элемента 1 или обрыва его на выходе трансформатора тока и появляется сигнал и соответственно на выходе трансформатора 6 пропадает сигнал. Ситуация анализируется блоком управления 7, который выдает команду на обмотку соответствующего контактора 2, и неисправный нагревательный элемент отключается. 4 ил.

Изобретение относится к авиации, а более конкретно к области электрических противообледенительных систем летательного аппарата, в частности к электротепловым противообледенительным системам, циклического действия. Цель изобретения упрощение схемы и снижение веса системы путем сокращения количества токовых трансформаторов. На фиг. 1 изображена функциональная схема системы; на фиг. 2 - циклограмма работы системы; на фиг. 3 график закона измерения длительности включения зон обогрева самолета в зависимости от температуры наружного воздуха; на фиг. 4 блок-схема программы включения зоны обогрева "а". Система имеет трехфазные нагревательные элементы, каждый из которых предназначен для защиты от обледенения поочередно обогреваемых частей поверхности самолета (зоны а, б, в и т.д. см. фиг. 2, 3), количество которых определяется в зависимости от доли бортовой энергии, выделяемой для противообледенительной системы, площади поверхности самолета, защищаемой от обледенения и удельной полезности системы. Нагревательные элементы подключены к трем фазам переменного тока через трехфазные контакторы 2, контроль включенного состояния которых осуществляет их блок контактами 3. Для защиты нагревательных элементов от короткого замыкания в системе установлен трансформатор тока 4. Обмотка трансформатора 4 охватывает провода, подводящие питание к нагревательным элементам 1 двух и более зон а,б (фиг. 2) и провода, соединяющие нагревательные элементы 1 зон а, б, в с корпусом 5 самолета. Для защиты нагревательных элементов 1 от обрыва фаз питания А, В, С в каждой питающей фазе до ее разветвления на питание нагревательных элементов зон (а, б, в) установлены трансформаторы тока 6 контроля обрыва фаз. Коммутационная аппаратура 2, 3 и выходы трансформаторов 4 и 6 соединены с блоком управления противообледенительной системы 7. Система работает следующим образом. При включении противообледенительной системы блок управления 7 запускает циклограмму (фиг. 2) работы циклической противообледенительной системы и выдает поочередно сигналы на обмотки 2 контакторов включения НЭ 1 зон а, б, в. Время нагрева одной секции или нагревательного элемента зависит от температуры наружного воздуха. Включение нагревательного элемента контролируется с помощью сигнала, снимаемого с контрольного контакта 3 соответствующего контактора. Рассматриваем работу системы на принципе зоны "в". При поступлении соответствующего управляющего сигнала из блока управления противообледенительной системы 7 включается обогрев зоны "а" (фиг. 4) не зависимо от исправности или неисправности зоны обогрева, т.к. сигналы Y1 и Y2 и Y3 < Y и U 1 указаны в первых двух блоках блок-схемы могут быть сформулированы в случае наличия отказов в зоне "а" только при включенном обогреве этой зоны, где Y1, Y2 и Y3 сигналы, поступающие в блок управления с обмоток трансформаторов 6, Y номинальное значение сигнала, U сигнал, поступающий с обмоток трансформатора 4 в случае короткого замыкания. При нормально работающей противообледенительной системе, т.е. при отсутствии короткого замыкания нагревательного элемента напряжение на выходе трансформатора 4 равно нулю, поэтому сигнал о наличии короткого замыкания в блок управления противообледенительной системы не поступает. Если нет обрыва фаз нагревательных элементов с трансформаторов 5 в блок управления противообледенительной системы поступают сигналы с каждой фазы о нормальной ее работе. При появлении короткого замыкания нагревательного элемента 1 на выходе трансформатора 4 появляется выходной сигнал, поступающий на вход блока управления противообледенительной системы, где он анализируется с учетом циклограммы, и на обмотку 2 соответствующего контактора из блока управления выдается команда на отключение неисправной зоны. Обрыв питания любого нагревательного элемента 1 определяется в блоке управления 7 противообледенительной системы по отсутствию сигнала с трансформатора 6. Ситуация также анализируется с учетом циклограммы и выдается команда на обмотку 2 соответствующего контактора и неисправный нагревательный элемент отключается. О наличии в противообледенительной системе отказов блок управления 7 выдает информацию в бортовые системы контроля и регистрации. 1

Формула изобретения

Электротепловая противообледенительная система самолета циклического действия, содержащая трехфазные нагревательные элементы, соединенные в звезду с нейтралью, соединенной с корпусом самолета, и подключенные через замыкающие контакты трехфазных контакторов к трем фазам источника переменного тока, трансформаторы тока защиты нагревательных элементов от короткого замыкания и трансформаторы тока контроля обрыва фаз, отличающаяся тем, что, с целью упрощения схемы и снижения веса путем сокращения количества токовых трансформаторов, в нее введен блок управления противообледенительной системой, один из входов которой соединен с выходом трансформатора защиты от короткого замыкания, обмоткой которого охвачены все питающие провода нагревательных элементов, другие входы соединены с выходами трансформаторов защиты от обрыва фаз, которые установлены в каждой фазе до ее разветвления по нагревательным элементам, а третьи входы соединены с замыкающими контактами трехфазных контакторов, вторые контакты которых соединены с обшивкой самолета, причем выходы блока управления противообледенительной системы соединены с обмотками управления трехфазных контакторов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 14-2002

Извещение опубликовано: 20.05.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, конкретно к противообледенительным системам летательных аппаратов для передних кромок крыла и хвостового оперения самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к противообледенительным устройствам, выполненным в виде тел вращения, в частности кока втулки винта

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям обогревательных поверхностей передних частей аэродинамической поверхности, например, носков крыла, хвостового оперения и т.д

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов, и может быть использовано для удаления и предотвращения образования льда, например, на лопастях несущего и рулевого винтов

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе борьбы с обледенением и защиты от обледенения гондолы двигателя летательного аппарата, система содержит воздухозаборник (2), оборудованный закраиной (3), за которой выполнена трубчатая деталь (4) воздухозаборника, содержащая панель (5) акустической изоляции

Изобретение относится к способу управления абсорбцией влажности в изделии, установленном на летательном аппарате

Изобретение относится к кромке воздухозаборника гондолы турбореактивного двигателя, прикрепленной к задней по потоку секции воздухозаборника и содержащей противообледенительный электронагревательный элемент, а также к соответствующей задней по потоку секции и к гондоле турбореактивного двигателя

Изобретение относится к подаче электричества на электрическое оборудование в двигателе летательного аппарата и/или в окружении
Наверх