Газотурбинный двигатель

 

Использование: в транспортных машинах: самолетах, автомобилях, тепловозах, судах, тракторах и подвижных электростанциях . Сущность изобретения: газотурбинный двигатель содержит два диска, установленные с возможностью вращения в противоположных направлениях и имеющих компрессорные и турбинные выполненные коробчатой U-образной формы лопатки. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 01 D 1/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ. СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4861753/06 (22) 29.06.90 (46) 30.07.93. Бюл. ЬЬ 28 (76) А.M.ßêóáîâ (56) Степанов Г.Ю. Основы теории лопаточных машин, комбинированных и газотурбинных двигателей. M.: Машиностроение, 1985, с.308, фиг,138.

Швец И.Т. Газотурбинные установки, Киев: Машиностроение, 1958, с.87, фиг.45.

Авторское свидетельство СССР

1Ф 47508, кл. F 01 0 1/24, 1935.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно может быть использовано в транспортных машинах; самолетах, автомобилях, тепловозах, судах, тракторах и подвижных электростанциях.

Целью изобретения является значительное улучшение весовой, габаритной, экономической характеристик и надежности двигателя, Укаэанная цель достигается тем, что двигатель, содержащий кожух, вал с установленными на нем двумя роторными дисками с размещенными на них компрессорными и турбинными лопатками, камеру сгорания топливную емкость с выходным патрубком и форсунками, при этом турбинные лопатки на каждом диске расположены над компрессорными, а между кожухом и дисками выполнена кольцевая полость для подвода охлаждающего воздуха, снабжен системой автоматического замкнутого одноконтурного охлаждения с возвратом теп„„. Ж„„1831577 АЗ (54) ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: в транспортных машинах: самолетах, автомобилях, тепловозах, судах, тракторах и подвижных электростанциях. Сущность изобретения: газотурбинный двигатель содержит два диска, установленные с возможностью вращения в противоположных направлениях и имеющих компрессорные и турбинные выполненные коробчатой 0-образной формы лопатки.

1 з.п.ф-лы, 1 ил. мл ла охлаждения рабочему газу, причем диски в местах расположения турбинных лопаток выполнены конусообразной формы, а турбинные и компрессорные рабоченаправляющие лопатки раэмещены с соответ° маай ствующими лабиринтными уплотнениями на внутренних противоположных боковых О© поверхностях дисков с воэможностью вра- CA) щения дисков в противоположные стороны.

Кроме того, турбинные лопатки выполнены (Я коробчатыми U-образной формы, камера Д сгорания выполнена вращающейся кольцевой, для чего она жестко закреплена входным и аыходным фланцами на одном иа х дисков, а в вале и диске, прилежащем к камере сгорания, выполнены соответственно кольцевые сообщающиеся осевой и радиальные каналы, первый из которых соединен с выходным патрубком топливной емкости с помощью сальникового уплотнения, а последние жестко соединены с форсунками камеры сгорания. Двигатель снабжен радиальными центробежными вен1831577 тиляционными лопатками, закрепленными на внешних поверхностях обоих роторных дисков. Камера сгорания может быть выполнена и невращающейся, а турбина иметь кольцевой диффузор, при этом как камера сгорания, так и диффуэор в зонах соединений с дисками снабжаются лабиринтными уплотнениями.

К существенным отличительным признакам относятся следующие. Выполненные в вале осевой, а в диске радиальные каналы совмещенно служат топливопроводами, топливоподогреватвлем и топливным центробежным насосом. Жестко закрепленная на диске камера сгорания становится вращающейся, в результате чего исключается необходимость иметь лабиринтные уплотнения в зонах ве соединения с диском, при этом она совмещенно.служит как механическим смесителем воздуха с продуктами. сгорания, так и воздушным самоохладителем. Закрепленные на внешних боковых поверхностях обоих роторных дисках радиальные центробежные вентиляционные лопатки, совместно с роторными дисками служат вентиляторами для воздушного охлаждения стенок роторных дисков и камеры сгорания.

К другим преимуществам изобретения относится следующее.

Осуществление противоположного вращения роторных дисков, при котором все лопатки турбины и компрессора по выполняемой ими функции становятся рабоченаправляющими, в результате чего расчетное количество лопаток и соответственно размеры и вес роторных дисков уменьшаются примерно в двое, кроме того, противоположное вращение роторов улучшает тяговую характеристику такого двигателя, позволяющую исключить необходимость иметь в транспортном двигателе самостоятельную коробку перемены передач при замене ее простой механической связью дисков, что также улучшает в тяговом двигателе его весовую, габаритную и экономическую характеристики. Кроме того, выполнение дисков конусообразными, а турбинных лопаток коробчатыми U-образными обеспечивает бвз каких-либо добавочных устройств и.деталей, а также и без затрат энергии осуществление автоматической замкнутой одноконтурной системы охлаждения и нагрева лопаток высококипящим хладагентом с полным возвратом тепла охлаждения рабочему газу, что обеспечивает не только еще большую надежность и улучшение весовой, габаритной характеристик двигателя, но и значительное повышение температуры газа перед турбиной и соответствующее повышение экономичности двигателя. Устройство же диффуэора эа турбиной не только увеличивает мощностной КПД турбины, но он совмещено может служить и глушитилем шума выпускного газа. . На чертеже изображен общий вид газотурбинного двигателя в разрезе.

Двигатель содержит противоположного

10 вращения роторные диски 1 и 2 конусообразной формы, снабженные как коробчатыми U-образными рабоченаправляющими турбинными лопатками Э, охлаждаемыми и подогреваемыми высококипящим хладаген"5 том, находящимся во время работы в жидкостном состоянии 4 .и парообраэном состоянии 5, так и компрессорными центробежными рабоченаправляющими лопатками б, а также вентиляционными лопатками

20 7и входными компрессорными лопатками 9.

При этом диск 2 и его вал снабжены кольцевыми сообщающимися осевым и радиальными каналами, которые совмещенно функционально служат топливопроводами, 25 топливоподогревателем и своебразным центробежным. насосом. Камера сгорания

10 своими входным 11 и выходным 12 патрубками (при выполнении ее вращающейся) жестко соединена с соответствующими

З0 кольцевыми патрубками компрессора и турбины, а при выполнении камеры невращающейся она в указанных соединительных местах снабжена лабиринтными уплотнениями. Для органиэации наружно направлвнЗ5 ного потока охлаждающего воздуха двигатель снабжен кожухом 13, прикрепленным к корпусам подшипников валов двигателя 14. В соединительном месте патрубка топливной емкости и осевого кана40 ла в вале установлено сальниковое уплотнение 15. За турбиной на выходе газа установлен на кожухе двигателя кольцевой диффузор 16, имеющий в соединении с турбиной лабиринтное уплотнение.

45 Формула изобретения

1. Газотурбинный двигатель, содержащий кожух, вал, установленные на нвм с возможностью вращения в противоположных направлениях два диска с турбинными

50 и размещенными под ними компрессорными лопатками, камеру сгорания, топливную емкость с выходным патрубком и форсунками, выполненную между кожухом и дисками кольцевую полость для подвода охлаждаю55 щего воздуха,отличающийсятем,что, с целью повышения надежности, улучшения весовой габаритной и зкономической характеристик двигателя при использовании высококипящего хладагента, он снабжен сальниковым уплотнением, системой ох1831577

Составитель А; Якубов

Техред М.МоргенталРедактор Л, Павлова

КоРРектоР M. Керецман

Заказ 2545 Тираж

ВНИИПИ Гос а ств

Подписное осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4j5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина 101

1 лаждения и подогрева лопаток, диски вы-. полнены конусообразной формы. лопатки размещены на их обращенных друг к другу боковых поверхностях, причем турбинные. лопатки выполнены коробчатой U-образной 5 формы, камера сгорания выполнена кольцевой и жестко закреплена на одном из дисков, а в вале и диске, прилежащем к камере сгорания, выполнены соответственно кольцевые сообщающиеся осевые и радиальные 10 каналы, первые из которых соединены с выходным патрубком топливной емкости, а последние — с форсунками камеры сгорания, и в зоне соединения выходного патрубка и осевого канала установлено сальниковое уплотнение.

2. Двигатель по и,1, отличающийся тем, что он снабжен вентиляционными лопатками. закрепленными на внешних боковых поверхностях обоих дисков.

Газотурбинный двигатель Газотурбинный двигатель Газотурбинный двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроэнергетическому машиностроению

Изобретение относится к трйнспортнойу газотурбостроенйю, 11елью изобретения я&пяется упрощение конструкции и повышение надежности и экономичности турбины

Турбина // 1800068

Изобретение относится к газотурбинным двигателям для транспортных машин, а точнее к газовым турбинам радиального и диагонального типов для транспортных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува изделия

Изобретение относится к роторно-вихревым машинам и может быть использовано, в насосостроении, двигателестроении и компрессоростроении

Турбина // 2142054
Изобретение относится к машинам и двигателям необъемного вытеснения и может быть использовано на стационарных и движущихся объектах

Турбина // 2142054
Изобретение относится к машинам и двигателям необъемного вытеснения и может быть использовано на стационарных и движущихся объектах

Изобретение относится к турбореактивным двигателям для летательных аппаратов с газовой турбиной, приводящей в действие компрессор, использующим сжатый воздух для окисления топлива
Наверх