Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования

 

Изобретение относится к испытатель-; ной технике и может быть использовано для диагностики вакуумных систем. Цель изобретения - удешевление испытаний и повышение чувствительности и точности установления места отказа путем разделения отказов кинематических пар и герметизирующих элементов с одинаковой частотой. Регистрируют амплитудный спектр колебания общего давления и одновременно регистрируют амплитуды и частоты колебаний момента сопротивления циклически нагруженных элементов, сопоставляют полученные значения с частотами циклического нагружения элементов и по величине амплитуд и скорости их изменения судят о техническом состоянии элементов . Измерение момента сопротивления позволяет регистрировать отказы кинематических пар без измерения парциального давления характерных газов, выделяющихся из кинематических пар. Первоначально производят откачку из вакуумной камеры 1 с помощью насосов 2 и 3 до требуемого вакуума. С помощью клапанов 4 регулируют очередность подсоединения насоса 2 предварительной откачки и высоковакуумного насоса 3. Включают блок 20 управления двигателем , запускают двигатель 14, который через муфту 13 начинает вращать вал ввода 8 вращательного движения, что приводит в движение сильфон 9, подшипники 10,12,11. Блок 21 измерения тока посредством измерения тока в обмотке двигателя регистрирует момент сопротивления ввода вращения 8. Диск 15 имеет отверстия, которые позволяют датчику на основе фотоэлемента 17 и источника 18 света регистрировать частоту вращения входного вала ввода 8, а значили частоты циклического нагружения элементов эксцентрикового ввода 8 вращения - .сильфона 9 и подшипников 10, 11, 12, которые пропорциональны частоте вращения входного вала. 3 ил. сл с оо СА СЛ О о сл сэ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 N 3/32

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4932504/28 (22) 29.04.91 (46) 15.08.93, Бюл. ¹ 30 (71) Научно-исследовательский институт конструкционных материалов и технологических процессов МГТУ им. Н,З. Баумана (72) Д.Р. Ахмадиев, И,В. Гущин, И.А. Деулин и А.Б. Усов (73) Малое внедренческое предприятие

"ЭМ БАК" ф6) Авторское свидетельство СССР

¹ 1456837, кл. 6 01 N.3/32, 1989. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИ НАГРУЖЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВАКУУМНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ (Ь7 Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для диагностики вакуумных систем. Цель изобретения — удешевление испытаний и повышение чувствительности и точности установления места отказа путем разделения отказов кинематических пар и герметизирующих элементов с одинаковой частотой. Регистрируют амплитудный спектр колебания общего давления и одновременно регистрируют амплитуды и частоты колебаний момента сопротивления циклически нагруженных элементов, сопоставляют полученные значения с частотами

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для ранней диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов (как кинематических, TBK и герметизирующих). работающих в вакууме.

Целью изобретения является удешевление способа, повышение чувствительности. Ж,, 1835965 АЗ циклического нагружения элементов и по величине амплитуд и скорости их изменения судят о техническом состоянии элементов. Измерение момента сопротивления позволяег регистрировать отказы кинематических пар без измерения парциального давления характерных газов, выделлющихся из кинематических пар, Первоначально производят откачку из вакуумной камеры 1 с помощью насосов 2 и 3 до требуемого вакуума. С помощью клапанов 4 регулируют очередность подсоединенил насоса 2 предварительной откачки и высоковакуумного насоса 3. Включают блок 20 управления двигателем, запускают двигатель 14, который через муфту 13 начинает вращать вал ввода

8 вращательного движения, что приводит в движение сильфон 9, подшипники 10, 12, 11.

Блок 21 измерения тока посредством измерения тока в обмотке двигателя регистрирует момент сопротивления ввода вращения

8. Диск 15 имеет отверстия, которые позволяют датчику на основе фотоэлемента 17 и источника 18 света регистрировать частоту вращения входного вала ввода 8, э значит,и частоты циклического нагруженил элементов эксцентрикового ввода 8 вращения— сильфона 9 и подшипников 10, 11, 12, которые пропорциональны частоте вращения входного вала. 3 ил. способа и точности установления места отказа путем разделения отказов кинематических пар и герметизирующих элементов, работающих с одинаковой частотой, На фиг. 1 показана схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Устройство содержит вакуумную камеру

1 с системой откачки, состоящей из насоса

1835065

2 предварительной откачки, насоса 3 высоковакуумного и клапанов 4, К вакуумной камере 1 пристыкован вакуумметр 5 с ионизационным датчиком 7 и тепловым датчиком б, а также эксцентриковый сильфонный вакуумный ввод 8 вращательного движения, содержащий следующие элементы: сильфон 9, подшипники 10, работающие в атмосфере, подшипники 11, 12, расположенные в вакууме. На входном валу ввода 8 установлена муфта 13 для связи с двигателем 14 и диск 15 оптического датчика частоты вращения, имеющего в своем составе фотодатчик 17 и источник света 18. Двигатель управляется от блока 20 управления двигателем. Блок 21 измерения тока регистрирует величину тока в обмотке двигателя.

Вакууметр 5, оптический датчик 16 частоты вращения и блок 21 измерения тока обмотки двигателя связаны с самописцем 19 через блок 22 преобразования сигналов.

Способ осуществляется следующим образом, Первоначально производят откачку из вакуумной камеры 1 с помощью насосов 2 и

3 до требуемого вакуума. С помощью клапанов 4 регулируют очередность подсоединения насоса 2 предварительной откачки и высоковакуумного насоса 3. Давление в вакуумной системе контролируется с помощью вакуумметра 5. При достижении рабочего вакуума включают блок 21 измерения тока, оптический датчик 16 частоты вращения, блок 22 преобразования сигналов, самописец 19. Включают блок 20 управления двигателем, запускают двигатель 14, который через муфту 13 начинает вращать вал ввода 8 вращательного движения, что приводит в движение сильфон 9, подшипники

10, 11, 12. Вакуумметр 5 регистрирует общее давление газов, выделяющихся в вакуумированный объем при разрушении циклически нагруженных. элементов (с начала процесса и по мере.его развития). Блок

21 измерения тока в обмотке двигателя регистрирует момент сопротивления ввода вращения 8. Через блок 22 преобразования сигналов данные с вакуумметра 5 и блока 21 измерения тока выводятся на самописец 19.

Диск 15 имеет отверстия, которые позволяют датчику на основе фотоэлемента 17 и источника 18 света регистрировать частоту вращения входного вала ввода 8, а значит,и частоты циклического нагружения элементов эксцентрикового ввода 8 вращения— сильфона 9 и подшипников 10, 11, 12, которые пропорциональны частоте вращения входного вала. Сигналы с датчика 16 через блок 22 преобразования сигналов поступа-. ют на самописец 19.

Пример. Проводят раннюю диагностику циклически нагруженных элементов в зксцентриковом сильфонном вводе (ВЭС0,5), как наиболее широко распространенного механизма вакуумного оборудования.

При проведении испытаний от двигателя 14 джипа ПВСТ23У4 с тиристорным блоком.

20 управления типа ЭТОШ через муфту 13 движение передается на входной вал ваку10 умного ввода 8. Рабочий момент в вводе передается от ведущего вала, находящегося в атмосфере, кривошипному валу, находящемуся в вакууме, при помощи глухой промежуточной втулки, которая герметично

15 соединена с корпусом ввода при помощи сильфона 9, При вращении ведущего вала втулка совершает прецессионное колебательное движение (без вращения), передавая вращение ведомому валу. При этом

20 сильфон 9, деформированный за счет рабочего эксцентриситета шеек входного вала, совершает колебательное движение. В вакуумной камере 1 поддерживается постоянное давление 10 Па, что обеспечивается системой откачки, состоящей из насосов 3, 2 и вентилей 4. Муфта 13 имеет срезной штифт для регистрации превышения крутящим моментом допустимой величины, что соответствует частичному или полному за30 клиниванию передачи.

Регистрацию контролируемых параметров производят периодически, В начале испытаний с помощью вакууметра 5 (типа

БПДВ-8-001) измеряют базовый уровень

35 давления в системе, с помощью измеряющего устройства 21 (амперметра) определяют значение тока в обмотке двигателя, характеризующего базовый момент сопротивления на входном валу ввода 8 враще40 ния. Проведя гармонический анализ снятых характеристик на ЭВМ, определяют амплитудные спектры давления в системе и момента сопротивления. В дальнейшем используют относительные единицы иэме45 рения, т.е. измерения общего давления и момента сопротивления производят относительно базовых величин в относительных единицах, На первом этапе испытаний измерения производят через каждый час рабо50 ты устройства: записывают функции изменения общего давления и момента сопротивления, амплитуды их колебаний на автоматический потеициометр типа КСП-4.

Эти колебания на первом этапе определя55 ются в основном случайными факторами.

Частота вращения входного вала в промежутках времени между измерениями составляет 200 об/мин. При измерении 20 об(мии. При приближении к предполагаемому наименьшему значению ресурса цик1835065 лически нагруженных элементов период замеров уменьшают. (Для, подшипников 11, 12 и сильфона 9 ориентировочные значения ресурсов рассчитывают и проверяют экспериментально), 5

На втором этапе измерений после наработки вводом ВЭС-0,5 Q 10 циклов нагружения (в оборотах входного вала) регистрацию контролируемых параметров производят через каждые 20 мин работы устройства при 10 частоте вращения входного вала 20 об/мин.

Результаты измерений выводят на автоматический потенциометр 19 через блок 22 преобразования сигналов. Величина момента сопротивления на первом этапе из- 15 мерения и в начале второго возрастает незначительно. также как и амплитуда его колебаний (в 1,1-1,3 раза). Общее давление в системе практически не меняется. При наработке 1,53 ° 10 оборотов входного вала 20 наблюдается возрастание момента сопротивления. Производимый анализ частот колебания момента сопротивления позволяет установить, что частота, соответствующая наибольшей амплитуде спектра колебания 25 момента сопротивления, совпадает с частотой нагружения элементов, входящих в подшипники 11.

Заклинивание подшипника наступает при наработке 2, 07.10 оборотов входного 30

Ю вала. К моменту заклинивания момент сопротивления увеличивается в 2,5 раза. Амплитуда колебаний момента сопротивления носит возрастающий характер (фиг. 2), Используя полученные характеристики, 35 определяют место отказа и устанавливают возможность определения времени наступления отказа. Для исследуемого ввода движения отказ наступает через 5, 4 10 оборотов входного вала после начала роста 40 момента сопротивления и амплитуды его колебаний.

После замены подшипников 11 испытания продолжают. Периодичность регистрации контролируемых параметров 45 сохраняется прежней, При наработке вводом 6, 1 ° 10 оборотов регистрируют увеличение общего давления в камере 1 и амплитуды его колебаний. После этого изI мерение давления проводят непрерывно, 50

Частота пульсаций давления совпадает с частотой вращения входного вала. Характерная картина изменения давления в камере изображена на фиг. 3, От..момента обнаружения пульсаций общего давления до падения давления в системе до 10 Па передача нарабатывает 1, 2 10 циклов. Таким образом, момент появления пульсации общего давления с частотой,циклического нагружения сильфона 9 определяет момент раскрытия микротрещины на сильфоне. На основании этого устанавливают возможность прогнозирования динамики развития микротрещины в сильфоне, и как следствие — падения давления в системе до допустимого значения, определяемого требованиями технологического процесса.

Предлагаемый способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования позволяет установить момент возникновения отказа на ранней стадии и, контролируя интенсивность развития дефекта, прогнозировать момент выхода из строя диагностируемых элементов вакуумного оборудования, Это позволяет существенно сократить количество плановых ремонтов, снизить простои оборудования из-за ремонтов, практически полностью использовать ресурс работы элементов и сократить потери по незавершенному производству, Формула изобретения

Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования, заключающийся в том, что в вакуумированном обьеме с испытуемыми элементами определяют амплитудный спектр колебаний параметра давления и амплитуды частоты параметров циклического нагружения элементов, с учетом которых судят о состоянии элементов, отличающийся тем, что, с целью удешевления испытаний и повышения чувствительности и точности установления места отказа путем разделения отказов кинематических пар и герметизирующих элементов, работающих с одинаковой частотой, в качестве параметра давления определяют величину суммарного давления в вакуумированном обьеме, а в качестве параметров циклического нагружения элементов определяют их моменты сопротивления, по изменению которых судят об их состоянии.

1835065

1.75

1.00

2.10

Фиг„2

МС, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ЕДИНИЦЫ

3.25

1.55 1.50 1.05

1 8Î l 95 2.25

Обороты вх. вала,х10

1835065

Р, ОУНОСИТЕаЬНЫЕ

ЕОИНИЦbl

БЛОО БЛОБ

6.0

6Л10 6Л5 ЬЛ20

05ороты вх. вала,х1О

Фиг. 3

Составитель А. Грунина

Техред М. Моргентал Корректор В. Петраш

Редактор

Заказ 2713 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования Способ диагностики технического состояния циклически нагруженных элементов вакуумного оборудования 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания материалов и может быть использовано для определения усталостной прочности металла труб

Изобретение относится к механическим испытаниям, а именно к способам определения усталостной поврежденности материала

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для испытания образцов материалов на усталость

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания группы образцов материала на усталость при знакопеременном нагружении по сложной программе

Изобретение относится к испытательной технике, конкретно к образцам для определения трещиностойкости Kic вязких материалов

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для деформирования образцов материалов при определении демпфирующих свойств

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для усталостных испытаний образцов материалов

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам определения динамического коэффициента Пуассона материала

Изобретение относится к механическим испытаниям, к способам усталостных испытаний при случайном нагружении

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх