Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов

 

Изобретение относится к области навигации может быть использовано для морских , воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Техническим эффектом является уменьшение массо-габаритных характеристик устройства, его упрощение при сохранении точностных характеристик. Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для морских , воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Известна гироскопическая навигационная система, содержащая гирогоризонткомпас и гироазимут. Недостатком этой системы является сложность. Наиболее близким техническим решением является гироскопичес( зя навигационная система для подвижных объектов. Технический эффект достигается за счет того , что гироплатформа 1 снабжена только одним трехстепенным гироскопом б, кроме того, на ней установлен датчик абсолютной угловой скорости 13. На основании информации с датчиков углов 9, 10 гироскопа, датчик 13, датчиков углов 16, 17 и блока приема информации скорости объекта 5 в блоке управления и выработки выходных параметров 2 и автономном 4 и неавтономном 3 блоках аналитической выработки курса система вырабатывает следующие параметры: курс и углы качек объекта, путевая скорость объекта, координаты места и неавтономно вырабатываемые курс объекта и широта места . Миниатюризация гироскопического модуля достигается тем, что исключаются из конструктивов узел карданного кольца с неограниченным углом поворота вместе с переходной контактной колонкой и датчиком угла, измерителем курса объекта. Курс объекта при этом вырабатывается аналитически , и гироплатформа связана с объектом двуосным карданным подвесом с неограниченным углом поворота. 1 ил. содержащая трехстепенной гироскоп с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок, или два двухстепенных гироскопа с датчиками углов и датчиками момента по осям рамок, установленные на гиростабилизированной платформе, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, установленные на гиростабилизированной платформе. Карданный подвес гиростабилизированной платформы снабжен следящими двигателями по осям подвеса. Гироскопическая навигационная система 73 С ю о о о СП N 4 О

Я0„ 2000544 С (5!}5 G 01 С 21/00

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным зндкдм!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и - п,;,," -,, г л

К ПАТЕНТУ

О

О (21) 5013024/22 (22) 26.11.91 (46) 07.09.93. Бюл.N 33 — 36 (76) Беленький В.А. (56) Ишлинский А.Ю. Об автономном определении местоположения движущегося объекта посредством пространственного гироскопического компаса, гироскопа направления и интегрирующего устройства.

ПММ 1959, т.23, вып.1.

Кошляков В.Н. Задачи динамики твердого тела и прикладной теории гироскопов, M.: НауМа, 1985. с.236-248. (54) ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЬЕКТОВ (57) Изобретение относится к области навигации может быть использовано для морских, воздушных и.наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Техническим эффектом является уменьшение массо-габаритных характеристик устройства, его упрощение при сохранении точностных характеристик.

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ.

Известна гироскопическая навигационная система, содержащая гирогоризонткомпас и гироазимут. Недостатком этой системы является сложность.

Наиболее близким техническим решением является гироскопичес):ая навига (ионная система для подвижных объектов, Технический эффект достигается за счет того, что гироплатформа 1 снабжена только одним трехстепенным гироскопом 6, кроме того, на ней установлен датчик абсолютной угловой скорости 13. На основании информации с датчиков углов 9, 10 гироскопа, датчик 13, датчиков углов 16, 17 и блока приема информации скорости обьекта 5 в блоке управления и выработки выходных параметров 2 и автономном 4 и неавтономном 3 блоках аналитической выработки курса система вырабатывает следующие параметры: курс и углы качек объекта, путевая скорость объекта. координаты места и неавтономно вырабатываемые курс объекта и широта места. Миниатюризация гироскопического модуля достигается тем, что исключаются из конструктивов узел карданного кольца с неограниченным углом поворота вместе с переходной контактной колонкой и датчиком угла, измерителем курса объекта. Курс объекта при этом вырабатывается аналитически, и гироплатформа связана с объектом двуосным карданным подвесом с неограниченным углом поворота. 1 ил. содержащая трехстепенной гироскоп с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок, или два двухстепенных гироскопа с датчиками углов и датчиками момента по осям рамок, установленные на гиростабилизированной платформе, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов. установленные на гиростабилиэированной платформе. Карданный подвес гиростабилизированной платформы снабжен следящими двигателями по осям подвеса.

Гироскопическая навигационная система

2000544 содержйт также блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления и выработки выходных параметров, первый и второй входы которого соединены с первым и вторым акселерометрами соответственно, третий вход — с выходом блока приема информации о скорости объекта, четвертый и пятый входы — с выходами датчиков углов соответственно первого и второго следящих двигателей, установленных по осям карданова подвеса. Остальные входы блока управления, число которых соответствует числу датчиков углов гироскопов, соединены с выходами соответствующих датчиков углов гироскопов, выходы блока управления и выработки выходных параметров rio сигналам управления, число которых соответствует числу датчиков момента гироскопов, соединены с соответствующими датчиками момента, Карданный подвес, связывающий стабилизированную гироплатформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. Азимутальное карданное кольцо, обеспечивающее свободу вращения гироплатформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота.

Для передачи электрических сигналов с неподвижной части прибора на гироплатформу и обратно на оси азимутального кольца монтируется специальная переходная контактная колонка, кольца которой и контакты выполняются из золота, платины и иридия. При этом само азимутальное кольцо в значительной степени определяет конструктивы гироскопического модуля — центрального прибора гироскопической навигационной системы.

Техническим эффектом является сокращение массо-габаритных характеристик устройства, его упрощение при сохранении точностных характеристик.

Технический эффект достигается тем, что в гироскопической навигационной системе для подвижных объектов, содержащей трехстепенной гироскоп с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок или два двухстепенных гироскопа с датчиками углов и датчиками моментов по осям рамок, установленный на гиростабилизированной платформе, первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, установленные нв гиростабилизированной платформе, карданный подвес гиростабилизированной платформы снабжен следящими двигателями по осям подвеса, блок приема информации о скорости объекта. а также блок управления и выработки выходных параметров, первый и второй входы которого соединены с первым и вторым акселерометрами

55 соответственно, третий вход -- с выходом блока приема информации о скорости объекта, четвертый и пятый входы — с выходами датчиков углов соответственно первого и второго следящих двигателей, установленных по осям карданова подвеса, остальные входы блока управления, число которых соответствует числу датчиков углов гироскопов, соединены с выходами соответствующих датчиков углов гироскопов, выходы блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, число которых соответствует числу датчиков момента гироскопа, соединены с соответствующими датчиками момента.

Карданный подвес гиростабилизированной платформы выполнен двухосным, дополнительно введены блок неавтономной аналитической выработки курса объекта, первый вход которого соединен с выходом приема информации о скорости объекта, а остальные входы — с соответствующими выходами блока управления и выработки выходных параметров по сигналам упраопения, На гиростабилизированной платформе установлен датчик абсолютной угловой скорости, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости гиростабилизированной платформы, а также введен блок автономной аналитической выработки курса объекта, первый вход которого соединен с датчиком абсолютной угловой скорости, второй вход — с блоком приема информации о скорости обьекта, третий и четвертый входы — с выходами блока неавтономной аналитической выработки курса по сигналам курса и широты соответственно, остальные входы соединены соответственно с выходами блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, дополнительный вход блока управления соединен с выходом датчика абсолютной угловой скорости.

На чертеже представлена функциональная схема гироскопической навигационной системы для подвижных объектов, где 1— гиростабилизированная платформа, 2— блок управления и выработки выходных параметров, 3 — блок неавтономной аналитической выработки курса обьекта, 4 — блок автономной аналитической выработки курса объекта, 5 — блок приема информации о скорости объекта, 6 — трехстепенной гироскоп, 7 и 8 — датчики момента гироскопа. 9 и 10 — датчики углов гироскопа, 11 и 12— первый и второй акселерометры горизонтальных каналов, 13 — датчик абсолютной угловой скорости, 14 и 15 — следящие двигатели стабилизации, 16 и 17 — ля чики углов

200054 1 соответственно первого и второго следящих двигателей.

Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов содержит гиростабилизированную платформу 1, блок управления и выработки выходных параметров 2. На гироплатформе 1 расположены трехстепенной гироскоп 6 с датчиками момента 7. 8 и датчиками углов 9, 10. два акселерометра 11 и 12. оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. датчик абсолютной угловой скорости 13, выход которого связан со входами блока управления и выработки выходных параметров 2 и блоком автономной аналитической выработки курса обьекта 4. Первый и второй выходы акселерометроо датчиков углов следящих двигателей 16, 17. датчиков углов

9, 10 трехстепенного гироскопа 6 и блока приема информации о скорости объекта 3 соединены с блоком управления и выработки выходных параметров 2, выходы которого соединены со следящими двигателями стабилизации 14, 15. с датчиками момента 7 и 8 трехстепенного гироскопа 6. Входы блока неавтономной аналитической выработки курса обьекта 3 соединены со сходами датчиков момента 7, 8, и выходом блока приема информации о скорости объекта 5. Остальные входы блока автономной аналитической выработки курса объекта 4 соединены со входами датчиков момента 7, 8 и выходом блока приема информации о скорости объекта 5, Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов функционирует следующим образом: ось кинетического момента Hi в исходном положении ортогональна плоскости чертежа, так что оси подвеса гироскопа 6 и ось Н|, когда нет наклона обьекта относительно плоскости горизонта, составляют ортогональный трехгранник. Ось кинетического момента датчика абсолютной угловой скорости 13 параллельна плоскости гироплатформы 1.

Оси чувствительности акселерометров 11, 12 ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы 1, при этом ось одного из акселерометров параллельна внутренней оси карданова подвеса гироплатформы 1, наружная ось карданового подвеса которой параллельна продольной оси подвеса.

Гироплатформа 1 с помощью следящих двигателей 14 и 15 по сигналам рассогласования датчиков углов 9 и 10 гироскопа 6 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 6. Кожух гироскопа 6 вместе с гироплэгформой 1 приводится в

55 горизонт и удер>кивается в горизон1е с помощью моментов, накладываемых через датчики моментоо 7. 8 гироскопа 6 токами управления по сигналам, вырабатываемым о блоке управления и выработки выходных параметров 2. Эти токи управления соответствуют горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника

Дарбу, повернутого на угол К вЂ” курс объекта относительно географического трехгранника Дарбу. В свою очередь. сигналы. по которым вырабатываются токи управления гироскопа 6, вырабатываются в блоке управления и выработки выходных параметров 2 в результате обработки величин горизонтальных составляющих кажущихся ускорений вершин трехгранника Дарбу, измеренными акселерометрами 11 и 12, с использованием величины вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, пропорциональной моменту, накладываемому датчиком момента датчика абсолютной угловой скорости 13, в качестве которого может быть использован гироскоп, работающих в режиме гиротахометра, при этом цепь датчик угла — усилитель — датчик момента представляет собой электрическую пружину или гироскоп, работающий на ином физическом принципе. Следует отметить, что гироплатформа 1 может быть построена только на двухстепенных гироскопах. Для оценки влияния инструментальных погрешностей обозначим исходную систему координат — трехгранник Дарбу, повернутый на угол К относительно географического трехгранника фф. С гироплатформой 1 свяжем систему координат — приборный трехгранник XYZ, которая образуется из системы координат Щ поворотом вокруг оси на угол /3и затем поворотом вокруг оси OY на угол у, Составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Qg обозначим соответственно р, q, г. Тогда сигналы управления гироскопом 6, вычисляемые в блоке 2 и подаваемые на входы датчиков момента 7. 8 будут иметь следующий вид:

a» — И Я< а — Яйу — — =@и-" — — — — -Й, При этом S — оператор Лапласа

Q =p+- Я

О, =ц +ЛЦ, Я =r +A@ где hg<,ЖЗ,AQ — погрешности определения составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника(у( а» и ay — показания акселеромегров 11 и

12, причем

a, - q+ rp а4 : у = - p+ rq ° и 4

2000544 ч где аъ — частота Шуллера.

j3 и p — суть ошибки вертикали места.

Поскольку АЦ .= у+ rP + МЩ .Щ, =P — ry+ hhp где hhp и ЛЛц — дрейфы гироскопа 6, уравнения ошибок выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника фф и вертикали места будут

AG4+rcelnp +ogo =0

ЛЛ вЂ” cus lnp + сад = h@cocosp

ЖЪ -вз пф -а=Мцн - (1)

- hg= — кз! пуи + д = hhp E где д =/3созК+уа1пК ст = ycosK -PsinK Яч = hGIcosK — ЛЯ,slnK

Ж2 = Ж4созк+ Ла slnк в-угловая скорость Земли, p - широта места, Курс объекта, вырабатываемый броком автономной аналитической выработки курса объекта 4, и другие автономно вырабатываемые выходные параметры, получаемые на выходе блока управления 2 находятся по составляющим абсолютной угловой скорости Ок, Q у, И. приборного трехгранника

XYZ следующим образом:

Q

Й созКпр Q

VEn

Q = CUSlnpnp + Rtgpnp Knp

Чеп где Кпр приборн е значение курса объекта, р пр — прибсрное значение широты места, VEnp — приборное значение восточной составляющей скорости объекта относительно Земли, Я вЂ” радиус Земли.

Уравнения ошибок автономного определения курса объекта и широты места тогда запишутся

Ь Рпр + (a) + L)hKnpcosp = ЛЯ= — К,рсозр+ (со 1 A)hppp =

- Ж4созр — hG4slnp (2) где hpnp — ошибка определения широты места, h Knp — ошибка определения курса объекта.

Ошибка автономного определения скорости изменения долготы места будет:

Ядр = ЬЯя cosp + hQ slnp + (hKnps lnp)

Как видно из (2) переходной процесс автономного определения курса ьбьекта и широты меСта связан с суточным периодом.

Для сокращения переходного режима автономного определения курса объекта и широты места. а также для самостоятельного использования потребителем, предлагаемое устройство вырабатывает курс К.w u широту места pro неавтономно в режиме

"гирошироткомпаса" при помощи блока не5 автономной аналитической выработки курса 3. в котором реализуются следующие алгоритмы

Q(+

10 т9Кгшк = (+ + — о созфгшк

R где V — скорость объекта от блока приема информации о скорости объекта 5, в качест15 ве которого может игпользоваться лаг или приемное устройство. на выходе которого имеется значение скорости.

Ж + — cosK

Ьу

20 " „и cosp

Тогда hК.,—

Яч + — slnK

hV

Ap, — „sin (3)

R где h Кгшк. Ар гшк ошибки неавтономного

25 определения курса объекта и широты места соответственно.

Из системы уравнений (1) следует, что установившееся значение ошибки вертикали места определяются

Мр. а4 — аРз п р

AQm cO i + ЛЛЦди sin и, — oPsln p

Возьмем ЛЛрЕ = hhðE = 0,01 /ч инструментальная погреш.<ость определения вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника где hh г — дрейф датчика абсолютной угло40 вой скорости 13.

ЛЖ2 — погрешность электрической пружины, определяемой главным образом ошибкой вторичного источника тока. Примем hhr = 0,01 /ч.

45 При относительной точности вториЧИого источника тока 10 5 и максимальной скорости объекта вокруг вертикальной оси—

3 /с hhQд = 0,1 /ч

Тогда ошибка вертикали места будет, имея

50 в виду в о = 4,5 1/ч

%= 1/ч p=97

1 порядка 5 угл.с

Из системы управления (2) и (1) найдем

55 установившееся значение погрешности определения курса объекта

ДК hhPE

r

2000544

При неавтономном определении курса обьекта и широ1ы места ошибки выработки курса объекта и широты л1еста определяются системой уравнений (3) и не зависит от .

AQ. 5

Автономное определение путевой скорости \/вр, а так>ке р пр и Я вр, где

Vnp = Fnp+ у- 1 р, целесообразно, если значения ЛЯу, АОр и ЛР z vr1е1от один порядок. Это возможно тогда. когда относи- 10 тельная точность вторично о источ11ика тока электрической пружины гироскопа 10 будет

-о иметь значение порядка 10 для высокоманевренных обьектов (циркуляция объекта порядка 3 /с) и наоборот — порядка 10 - 15

10 для маломаневренных обьактоо типа подводных батискафов, Выполнение устройстоа не требует степени свободы относительно вертикальной оси, а следовательно, не нужно азимутальное сле- 20 дящее кольцо.

Ненужной становится также переходная контактная колонка, т.к. о доухоснол1 горизонтальном карданном подвесе электрические сигналы с неподвижной части ги- 25 ромодуля на гироплатфорл1у и обратно передаются о мягких жгутах через оси подоеса, имеющего of ðàíèченные углы поворота, из-за наклона или K;l÷кll обьекта относительно плоскости горизонта. Далее 30 курс объекта не отсчитывается в виде угла между заданной осью гироплатформы; ориентированной на север и продольной осью объекта, а аналитически вырабатывается по значениям токов, управляющих гироскопом 35 через посредством датчиков моментов, Это значит, что о предлагаемом устройстве отпадает необходимость в применении специального датчика угла внутри гироскопического модуля, измеряющего 40 курс обьекта. Двухосный карданный подвес в предлагаемом устройстве позволяет создавать миниатюрный гироскопический модуль. При этол1 важно отметить, чтО в предлагаемой гироскопической навигаци- 45 онной системе к1иниат1ориэация гиромодуля осуществляется таким образом, чтобы не ухудшить точность выработки курса объекта и вертикали места. Кроме этого, для малома невренных обьектоо не ухудшается также 50 точность выработки путевой скорости и координат места. Сокращение массо-габаритных характеристик системы делает оозмо>кным использование ее для буровых установок при разведке и добыче полезных 55 ископаемых. Доукомплектование предлагаемой гироскопической навигационной системы граоиметром позволяет испольэовать его при гравик1юр11ческих работах.

Формула изобретения

Г11роскопическая навигационная гистема для подвижных объектов, содержащая тр хстепен toff гироскоп с датчиками углов и дл1чикал1и моментов по осям p8f40K или д1а доухстоупенчатых гироскопа с датчиками углов и датчикамй л1омен: по осям рамок. установленный на гиростабилизированной платформе, первы11 и второй акселерометры горизонтальнь х каналов, установленные на

rvðoñòàáèëèçèðoBàHHoé платформе, карданный подоес гиростабилизированной платформы снабжен следящими двигателями по осям подоеса, блок приема информации о скорости объекта, а также блок управления и выработки выходных параметрао, первый и второй входы которого соединены с первым и вторым акселерометрами сооТ етстоенно, третий вход — с выходом блока приема информации о скорости обьек1а, 1етоертый и пятый входы — с выходами датчиков углов соответственно первого и второго следящих двигателей, установленных по осям карданова подвеса, остальные входи блока управления, число которых соответствует числу датчиков углов гироскопов, соединены, с выходами соответствующих датчйков углов гироскопов, выходы блока управления и выработки выходнь1х параметров по сигналам управле1п1я, число которых соответствует числу датчиков момента гироскопов, соединены с соответствующими датчиками момента, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что карданов подвес гиростабилизированой платформы выполнен двухосным и дополнительно введены блок неавтономной аналитической выработки курса объекта, первый вход которого соединен с выходом блока приема информации о скорости объекта, а остальные входы — с соответствующими выходами блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, на гиростабилиэирооанной платформе установлен датчик абсолютной угловой скорости, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости гиростабилизированной платформы, а также воеден блок аналитической выработки курса обьекта, первый вход которого соединен с датчиком абсолютной угловой скорогти, второй вход — с блоком приема информации о скорости объекта. тре1ий и четвертый входы — с выходами бл <а

11еаотономной аналитической выработки курса по сигналам курга и широ,:l соответственно, остэг » ы

11

2000544

12 входы соединены соответственно с выходами блока управления и выработки выходных параметров по сигналам управления, дрполнительный вход блока управления соединен с выходом датчика абсолютной угловой скорости.

Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидроакустической техники и может быть использовано на судах или платформах морского флота, предназначенных для спасательных работ

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для повышения точности решения задачи навигации летательных аппаратов, типа самолетов

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и может быть использовано для устройств, требующих поддержания стабильного теплового режима при изменении температуры окружающей среды

Изобретение относится к области инерциальной навигации и может быть использовано при определении угловой ориентации движущихся объектов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к приборам систем ориентации, а более точно к силовым гироскопическим стабилизаторам

Изобретение относится к гироскопическим приборам и может быть использовано в качестве исполнительного органа систем управления космических аппаратов

Изобретение относится к гироскопическим устройствам и может быть использовано в авиационной и ракетно-космической технике

Изобретение относится к гироскопической навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано для определения высоты полета летательного аппарата и позволяет повысить точность и расширить диапазон определени высоты полета летательного аппарата
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущегося объекта

Изобретение относится к бортовым самолетным системам отображения информации и может быть применено на различных типах самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации
Изобретение относится к астрономии и может быть использовано для определения долготы места по наблюдению светил
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)
Наверх