Автомобильный тепловой двигатель

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (19) RU (и) 2ОО3833 С1 (51) 5 РОЗ С7 96 (21) 4900465/06 (22) 080191 (46) ЗОЛ193 Бюл. Na 43-44 (76) Иванов Анатолий Васильевич; Луцкович Анатолий Иванович (Бч) АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

{67) Сущность изобретения: автомобильный двигатель содержит корпус, в который заключен ротор в виде коленчатого вала с рабочими элементами из материала.с термомеханической памятью формы, выпойненными в виде пружин, шарнирно прикрепленных одними концами к корпусу. а другими — к коленам ротора, расположенными относительно друг друга под углом 129, вал отбора мощности с маховиком, соединенный через механизм реверса или редуктор с колесами ходовой части. По периметру корпуса выполнены отверстия для сообщения ротора с окружающей средой, а в рабочих элементах и роторе — каналы для прохода рабочей среды (хпадагента), при этом к рабочим элементам с од-. ной стороны подведены трубопроводы подачи рабочей среды, соединенные посредством автоматического распределителя с емкостью подачи рабочей среды, с другой — трубопровод отвода рабочей среды, выведенный через глушитель наружу. тт ип.

2003833

Изобретение относится к устройствам дпя преобразования тепловой энергии в механическую, в частности к автомобильным двигателям, и может быть применена в автомобильной промышленности дпя перемещения автомобилей как в городскиМ условиях, так и по преодолению водных акваторий, а также в промышленных помещениях взрывоопасной категории, где имеется скопление большого количества людей.

Известны автомобильные тепловые двигатели типа ЗИЛ-130 (1), применяемые в автомобильной промышленности для перемещения автомобилей. Основным компонентом работоспособности в этом двигателе является бензин, который при сгорании в цилиндрах выделяет большое количество вредных для здоровья человека rasos, например СО>.

При работе таких двигателей в городских условиях, особенно в помещениях с большим количеством нахождения людей, возникает концентрация в воздухе токсичных газов, а в помещениях взрывоопасной категории может возникнуть пожар или взрыв от выхлопа искры.

Известен тепловой двигатель автомобиля ЗИЛ-138 с газобаллонной установкой (2), В данном устройстве двигатель выполнен в виде металлического корпуса, внутри которогоустановпен на подшипниках ротор . a виде коленчатого вала с поперечным сечением круга, ротор посредством шатунов . связан с поршнями цилиндров, внутри которых происходит сгорание горючей смеси из бензина и сжиженных газов, поступающих в цилиндры по трубопроводам от газобаллонной установки, Газобаллонная установка содержит баллон со сжиженным газом (этан, пропан, бутан, пентэн и др.), закаченным в него под давлением в 1,6 МПа (16 кг/см ), трубопроводную арматуру, испаритель, фильтр, редуктор давления, топливный насос, карб оратор и смеситель газа, При работе на газе происходит более совершенное смесеобразование и более полное сгорание горючей смеси, чем на одном бензине. Поэтому уменьшается загрязнение окружающей среды токсичными составляющими отработавших газов. Применение газа исключает смывание газа пленки масла со стенок гильз и поршней, уменьшает нагарообразованио в камерах сгорания. Из-зэ отсутствия конденсации паров бензина на стенках гильз цилиндров не разжижается масло. В результате увеличивается срок службы двигателя и периодичность смены масла, Однако данный тепловой двигатель (ТД) также загрязняет окружающую среду вред5

55 ными для людей токсичными газами как в городских условиях. так и в помещениях, У двигателей с газабаллонными установками повышаются требования к помещениям по пожаро- и вэрывоопасности. особенно при их техническом обслуживании и ремонте газобаллонных установок, Для работы двигателей ЗИЛ-138 требуется затрата электрической энергии от аккумуляторной батарей, требуется топлива в виде бензина, масла и сжиженных газов, система смазки двигателя, система охлаждения, система зажигания для подачи электрического тока к искровым свечам.

Кроме того, двигатели ЗИЛ-138 могут работать только на суше, чта снижает их универсальность работы, так как они прекращают свою работу под водой иэ-за попадания воды в камеры сгорания цилиндров, Известны мартенситные двигатели, относящиеся также к ТД, работающие от воздействия на термомеханические рабочие органы двух энергоносителей — тепла и холода. B качестве энергоносителей в этих тепловых двигателях применяются или солнечная энергия, или горячая вода и горячий пар, взятые в качестве утилиэаторов промышленного предприятия. При работе мартенситных двигателей нет выделения вредных токсичных газов. не загрязняется окружающая среда.

Известен тепловой двигатель (3), в котором содержится закрепленное на корпусе колесо с ободом, связанным посредством рабочих элементов в виде спиральных труб иэ материала с термомеханической памятью с втулкой, насаженной на коленчатый вал с возможностью его вращения. с распределителем холодного и горячего теплоносителей, с секциями нагрева и охлаждения элементов, расположенных. по окружности колеса. Данный тепловой двигатель имеет дополнительные аналогично соединенные с коленчатым валом колесами, э секции нагрева и охлаждения выполнены в виде расположенных в ободе отделенных друг от друга перегородками камер. охватывающих наружные концы элементов и снабженных входными и выходными патрубками. Каждый элемент этого ТД вы-. полнен в виде тепловой трубы. стенки которой предварительно напряжены в пределах упругих деформаций и покрыты изнутри эластичным капиплярно-пористым материалом. пропитанным легкокипящей жидкостью, причем внутренний конец элемента выполнен с расширением и соединен с втулкой через дополнительно установленные теплоизоляционные прокладки. а наружный снабжен дополнительной секцией нагрева.

2003833

45

Кроме того, стенки труб выполнены двухслойными, при этом наружный слой выполнен из материала, проявляющего сверхпластичность в интервале температур мартенситных превращений внутреннего слоя. Дополнительная секция нагрева выполнена в виде герметичной емкости, охватывающей участок элемента с оребрением из внешней поверхности. Секция нагрева выполнена в виде размещенного в герметичной емкости электронагревателя.

Данный ТД принят заявителем в качестве прототипа, Недостатком прототипа является потребление значительного количества тепловой энергии в виде электрического тока для нагрева им рабочих элементов, выполненных в виде тепловых труб, Целью изобретения является снижение энергетических затрат при работе ТД, Цель достигнута тем, что в ТД, содержащем полый корпус и коленчатый вал с рабочими элементами-шатунами иэ материала с термомеханической памятью формы с каналами для прохода рабочей среды, выполненными в виде пружин, шарнирно прикрепленных одними концами:к корпусу, а другими- к кривошипам коленчатого вала, к рабочим элементам-шатунам в местах крепления их к корпусу подведены трубопроводы подачи рабочей среды, которые соединены посредством автоматического распределителя с емкостью охладителя. а также системой нагрева, корпус выполнен перфорированным, а коленчатый вал — полым, сообщенным с каналами рабочих элементов, причем полости коленчатого вала через глушитель и корпус сообщены с окружающей средой.

Такое техническое решение позволяет уменьшить энергетические затраты при эксплуатации ТД, так как в новом устройстве не расходуется электрическая энергия для нагрева рабочих элементов-шатунов, а тепло отбирается от окружающей среды, воздуха или воды, поступающих внутрь корпуса ТД к рабочим элементам-шатунам через отверстия, выполненные в его корпусе. В новом техническом решении задействован только один источник энергии — емкость с хладагентом. закачанным в эту емкость под избыточным давлением.

Применение s новом ТД в качестве рабочего компонента хладагента в виде жидкого азота способствует быстрому внедрению заявляемого устройства автомобильной промышленностью в качестве автомобильного теплового двигателя (АТД). тэк как производство жидкого азота иэ воздуха давно освоено в криогенной технике. Не5

35 токсичность, инертность к горению и взрьl ву, а также освоение криогенной промылленностью изготовления сосудов для хранения хладагента способствуют быстрому внедрению заявляемого устройства, Заявляемый АТД обладает повышенной универсальностью, так как благодаря подводу тепла к рабочим элементам-шатунам от воздуха или воды автомобиль может перемещаться как по суше, так и llo воде, что позволяет его применять в качестве автомобилей-амфибий.

Заявляемый АТД позволяет уменьшить экологическую загрязненность воздуха в сравнении с существующими тепловыми двигателями, работающими на жидком или газообразном топливе, Это позволяет новым АТД работать как в городских условиях, так и в закрытых помещениях взрывоопасной категории, Заявленное решение отличается от прототипа выполнением корпуса АТД перфорированным,* благодаря чему рабочие элементы-шатуны име1от возможность непосредственного контакта с окружающей его тепловой энергией в виде воздуха или воды. Рабочие элементы-шатуны и ротор е виде коленчатого вала выполнены с каналами для прохода рабочей среды (хладагента) от емкости с хладагентом (жидким азотом) к рабочим элементам-шатунам.

На фиг,1 схематично изображен общий вид АТД; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 со схематическим изображением рабочих элементов-шатунов (корпус ТД не показан); на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1 со схематическим изображением рабочих элементов-шатунов (корпус ТД не показан); на фиг.4— разрез В-В на фиг.1 (схематическое изображение, корпус ТД не показан); на фиг.5— совмещенный разрез А-А, Б--Б и В-В на фиг,1; на фиг.б — узел t на фиг.1: на фиг.7— разрез Г-Г на фиг.б; на фиг.8 — разрез Д вЂ” Д нэ фиг,7; на фиг.9 -автоматический распределитель потока рабочей среды (хладаген1а) в разрезе; на фиг.10 — разрез Š— Е на фиг.9; на фиг.11 — разрез Е-Е на фиг,9 при поеороте подвижной полумуфты на 180".

АТД содержит корпус 1. закрепленный на раме 2 автомобиля (см, фиг.1), ротор 3 внутри корпуса 1. На роторе 3 за пределами корпуса 1. на валу 4 отбора мощности, неподвижна закреплен маховик 5 для равномерного вращения ротора 3. На валу 4 отбора мощности установлена, например. зубчатая муфта б для соединения с другими механизмами автомобиля механизма реверса или редуктора (нэ чертеже не показано).

2003833

20

Корпус 1 имеет цилиндрическую форму (см. фиг,5) с двумя торцовыми стенками 7 и

8 и образующей стенкой 9. На торцовых стенках 7 и 8 в их центральной части выполнены отверстия с подшипниковыми узлами

10 и 11 для установки в них ротора 3. На образующей стенке 9, по ев периметру, на свободных, не занятых перегородками местах, выполнены сквозные отверстия 12 для заполнения внутренней полости корпуса 1 окружающей средой, воздухом или водой, Снаружи отверстия 12 закрыты сеткой 13 во избежание попадания во внутреннюю полость корпуса 1 инородных предметов.

Внутри корпус 1 содержит перегородки 14 и

15 для установки в них через подшипники

16 и 17 ротора 3. Корпус 1 имеет на своей образующей стенке Q (см. фиг.1, 2...5) патрубки 18 для подсоединения к ним трубопроводов 19 подачи рабочей среды к рабочим элементам-шатунам 20 и 21, которых в данной конструкции шесть, На внутренней поверхности образующей стенки 9 установлены оси 22, к которым шарнирно через стержни 23 (см. фиг.6) прикреплены чашки 24, предназначенные для крепления рабочих элементов 20 и 21 к внутренней поверхности образующей шпонки 9.

Ротор 3 представляет собой изогнутый металлический стержень, состоящий из шипов 25 и 26, колен 27 и 28 (см. фиг.1), центрального колена 29 и двух осевых шеек 30 для установки ротора 3 в подшипники 16 и

17, Колена 27-29 посередине имеют буртики 31 для разобщения рабочих элементов 20 и 21, В поперечном сечении (см. фиг.2„.5) колена 27-29 сдвинуты относительно друг друга и относительно шипов 25 и 26 на угол а - 120 (см, фиг.5) и имеют в этом сечении фигуру в виде трехконечной звезды. В пределах корпуса 1 ротор 3 выполнен с каналом

32 (см. фиг.б) для отвода рабочей среды за пределы боковой стенки 8. На шипе 26 установлено фланцевое герметично выполненное соединение с трубопроводом 33 отвода рабочей среды, На коленах 27-29 (см. фиг,1, 7 и 8) ротора 3 шарнирно установлены подвижные концы рабочих элементов 20 и 21, которые жестко и герметично закреплены на чашках

34 и приварышах 35. имеющих каналы 36 и обратные клапаны 37 в теле шарниров 38.

Каналы 36 имеют сообщение с полостью канала 32 ротора 3. а шарниры 38 герметично установлены на коленах 27-29 с помощью, например, морозоустойчивых полиамидных колец 39.

К чашкам 24 прикреплены, например, с помощью штуцерного соединения гибкие трубки 40 (см. фиг.6), соединенные с патрубками 18 для подвода к рабочим элементамшатунам 20 и 21 рабочей среды. Трубопроводы 19 подачи рабочей среды подсоединены к автоматическому распределителю 41 для автоматической раздачи потоков рабочей среды.

Трубопровод 33 соединен с автоматическим распределителем.41 с воэможностью вращения вокруг своей оси (см. фиг.1 и 9).

Автоматический распределитель 41 представляет собой (см, фиг.9 и 10) две полумуфты 42 и 43. Полумуфта 42 имеет возможность вращаться относительно своей оси (трубопровода 33) и заключена в неподвижный коллектор 44, к которому подведены трубопроводы 19. В центральной части

Оолумуфты 42 имеет канал 45 для сообщения с трубопроводом 33 с целью отвода отработанной рабочей среды, Кроме того, в полумуфте 42 выполнены шесть угловых каналов 46 для одновременной раздачи рабочей среды к рабочим элементам-шатунам 20 и 21 через коллектор 44, имеющие соединения посредством трубопроводов 19, Полумуфта 43 имеет только два канала: центральный 47 и зональный 48. Центральный канал 47 с помощью трубопровода 49 имеет сообщение с окружающей средой (воздухом или водой). Зональный канал 48 сообщен с одной стороны с трубопроводом

50 подачи рабочей среды от емкости 51, а с другой - с дугообразной полостью 52 {см. фиг.10), расположенной а зоне местонахождения угловых каналов 46. Между автоматическим распределителем (ЯР) 41 и емкостью

51 подачи рабочей среды на трубопроводе

50 установлены редуктор 53 давления и регулировочный клапан 54. На конце трубопровода 49 установлен глушитель 55 для создания бесшумности выхода газовой смеси.

Емкость 51 подачи рабочей среды представляет собой сосуд Дьюара, в который закачан под избыточным давлением 2,5 ата (рабочая среда) хладагент, например, жидкий азот с рабочей температурой своего состояния — 196 С, например. сосуд типа

ТРЖК-4М емкостью 320 л, или сосуд типа

ЦСД-50 емкостью 50 л (см. Справочник по физико-техническим основам криогеники.

Под ред. М,П.Малкова. М.: Энергия. 1973, с, 333...336. табл. 15-5 и 15-6).

Рабочие элементы-шатуны 20 и 21 (см. фиг.1...5) выполнены из материала с необратимой (прямой) термодинамической памятью формы, например. из сплава никеля и титана с добавкой легирующих элементов меди и железа (титан — 50Я, никель — 39 (. медь 10 . железо — 1 )(см. статью "Эффект памяти формы при мартенситных превра2003833

5

55 щениях в TiNi-TICu". flop ред. В.Н.Токарева, А.С,Саввинова, В,Н,Хачина в журнале "Физика металлов и металловедение". М.: Наука, 1983, т. 56, вып. 2, с; 340...343), Рабочие элементы-шатуны 20 имеют свою память формы на растяжение. а рабочие элементышатуны 21 — на сжатие, Рабочие элементышатуны 20 и 21 в поперечном сечении выполнены из трубки, а в продольном представляют собой витую пружину, Таким образом рабочие элементы-шатуны 20 являются пружинами с памятью своей формы на растяжение, а рабочие элементы-шатуны 21— пружины с памятью своей формы на сжатие, При легировании данного сплава кобальтом можно получить температуру формоизменения рабочих элементов-шатунов при — 50 С.

Рабочие элементы-шатуны 20 с памятью формы на растяжение имеют возможность при нагреве до температуры выше -50 С изменять свою длину с исходной 1 до Ly (см. фиг.2...5), а при охлаждении ниже температуры — 50 С вЂ” принимать исходную форму с длиной i. Рабочие элементы-шатуны 21 с памятью своей формы на сжатие имеют воэможность при нагреве до температуры выше -50 С изменять свою длину с исходной L1 до укороченной L. а при охлаждении до температуры ниже -50 С принимают исходную форму с длиной L1.

С целью дискретности вращения ротора

3, а также с целью облегчения запуска ТД после его остановки рабочие элементы-шатуны 20 (см. фиг.2„.5) с памятью своей формы на растяжение установлены в поперечном сечении под углом t3- 90 относительно колен 27-29 и имеют исходный эксцентриситет е, а рабочие элементы-шатуны 21 с памятью своей формы на сжатие — пад yrnoM у = 30 относительно тех же колен 27-29 и имеет исходный эксцентриситет е1.

Рабочие элементы-шатуны 20 и 21 для приобретения своей формы подвергаются специальной термообработке заранее, на заводе. по технологии, не входящей в предмет изобретения данной заявки (см. статью

"Сплавы с памятью формы и их применение в машиностроении". flop ред. Ю.К.Фавстовэ в журнале "Вестник машиностроения". И..

1, 1984. с. 52...55). Применение выбранного сплава в сравнении со сплавами с обратимой памятью формы значительно расширяет воэможность применения в качестве рабочих элементов с формоизменением до

16 ь (CM. статью "Эффект памяти формы при мартенситных превращениях в iiNI-Т!Сц".

Под ред. В.H,Toêaðeâà и др, в жур але "Физика", вып. 2, с. 340...344).

Перечисленное выше оборудование. связанное с емкостью 51 с хладаген1ом (жидким азотом), имеет теплозащитное покрытие, которое защищает обслуживающий персонал (водителя автомобиля и е(о пассажиров) от обморожения и влияния окружающей среды на это оборудование с целью нормальной его работы при эксплуатации.

Таким образом внутри этой аппаратуры по ее живому сечению не произойдет нарастания льда и других побочных явлений, вызванных влиянием контакта с хладагентом.

АТД работает следующим образом.

Во внутреннюю полость корпуса 1 через отверстия 12 и сетку 13 поступает воздух или вода под атмосферным давлением, температура которых колеблется от -40 С до

+50"С. Под воздействием температуры окружающей среды {воздуха или воды) рабочие элементы-шатуны 20 и 21 на реваются до температуры выше -40"С, При данной температуре рабочие элементы-шатуны 20 и

21 принимают. исходное положение, которое изображено на фиг.1.

Для запуска АТД в работу необходимо изменить исходную температуру рабочих элементов-шатунов 20 и 21 на более низкую.

Для этого (см. фиг. I) открывается регулировочный клапан 54 для подачи рабочей (охлаждающей) среды от емкости 51. Рабочая среда под избыточным давлением поступает от емкости 51 через редуктор 53 давления и трубопровод 50 подачи рабочей среды к A> 41 к неподвижной полумуфте 43

{см, фиг.9) и по зональному каналу 48 поступает в дугообразную полость 52 (см. фиг.10), откуда одновременно происходит раздача хладагента в шесть угловых каналов 46, рас положенных уже в полумуфте 42. Рабочая среда (хладагент} по угловым каналам 46 поступает в неподвижный коллектор 44, откуда по трубопроводам 19 распределяется по всем шести рабочим элементам-шатунам

20 и 21 одновременно, проходя через патрубки 18 (см. фиг.б) и гибкие трубки 40.

Как толы о рабочая среда {хладагент) заполнит внутренние полости рабочих элементов-шатунов 20 и 21, последние вследствие большой разниць температур (—

190 С и 50"С) быстро охлаждаются до температуры ниже -50"С и изменяют свою форму: рабочие элементы-шатуны 20 с длины L> соиращается до длины а ра кочне элементы 21, наоборот, с длины L удяиняюгcsl на оьую Ll (см. фиг.2...5), <1>ормоизменение рабочих элементов-шатунов 20 v, 21 сопровождается образован «I "ольших

2003833

5

30

55 внутренних напряжений (см. статью "Сплавы с памятью формы и их применение в машиностроении". Под ред. Ю,К.Фавстова в журнале "Вестник машиностроения", М 1, 1984, с, 52„.55, см. книгу "Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении". Под ред. А.С,Тихонова и др.

M,: Машиностроение, 1981, с, 36 и 72), которые генерируются s сплаве с изменением мартенситной структуры. Поэтому в момент формоизменения рабочих элементов-шатунов 20 и 2 t совершается работа. Но так как эти элементы установлены одни под углом в ф = 90 относительно колен 27-29 ротора 3 с эксцентриситетом е, а другие — под углом

1>- 30 относительно тех же колен с исходным эксцентриситетом е1, то рабочие элементы-шатуны 20 и 21 одновременно (см. фиг.2...5) воздействуют в разных точках ротора 3 и. преодолевая сопротивление трения в подшипниках 10, 11, 16 и 17, редукторе или механизме реверса (на чертеже не показано), маховике 5, вращают ротор

3, например, по часовой стрелке. Маховик 5 в дальнейшем помогает равномерно вращаться ротору 3 в подшипниках 10, 11, 16 и

17.

Рабочая среда после прохождения внутренних полостей рабочих элементов-шатунов 20 и 21 (см, фиг.1) при контакте с более теплыми внутренними стенками испаряется, подходит к каналам 36 {см, фиг.7), расположенным в приварышах 35, подвижных чашках 34 и телах шарниров 38. В телах шарниров 38 рабочая среда преодолевает усилие пружины обратного клапана 37 и впрыскивается во внутреннюю полость ротора 3 — канал 32. Далее газовая смесь от рабочей среды перемещается по трубопроводу 33 к AP 41. Проходит по его центральному каналу 45 и далее выбрасывается через глушитель 55 в атмосферу. Благодаря тому, что пары азота хорошо растворяются в воздухе (воде) и не являются токсичными, не возникает при эксплуатации ТД взрыва и пожароопасности даже в помещениях взрыво- и пожароопасной категории.

При вращении ротора 3 в корпусе 1 трубопровод 33 вращается вместе с полумуфтой 42, которая и свою очередь вращается внутри неподвижного коллектора 44 (см. фиг.9, 10 и 11), При вращении полумуфты 42 происходит разобщение угловых каналов 46 с трубопроводами 19, соединенными с рабочими элементами-шатунами 20 и 21 и дугообразной полостью 52, расположенной в неподвижной полумуфте 43. B результате разобщения перечисленных ньнве каналов и полос той и рои(.ходит н pllt.", . ненцев подачи рабочей среды (хладагента) от емкости 51, трубопровода 50 и зонального канала 48, Вследствие прекращения подачи рабочей среды (хладагента) к рабочим элементам-шатунам 20 и 21 последние, находясь все время в контакте с окружающей средой (воздухом или водой) с температурой от—

40 С до+50 С, быстро нагреваются до температуры выше -50 С и стремятся принять свою исходную форму, Рабочие элементышатуны 20 при этой температуре начинают сжиматься, их длина от L> становится равной L, а рабочие элементы-шатуны 21, наоборот, растягиваются, их длина от величины

1 становится равной Li (см. фиг.2...5). При формоизменении рабочих элементов совершается работа, вызванная увеличением напряжений в сечении этих элементов.

Рабочие элементы-шатуны 20 и 21. расположенные под разными углами к коленам 27—

29 (см, фиг.2...5), одновременно воздействуют на ротор 3 с плечами е, за счет которых создается наибольший крутящий момент и развивается сразу максимальная мои„чость. Быстрота нагрева рабочих элементов зависит от температуры окружающей среды, чем она выше, тем скорость формоизменения увеличивается.

В исходном положении рабочие элементы-шатуны 20 и 21 имеют наибольшее плечо е. При дальнейшем перемещении колен 27—

29, например, по часовой стрелке. у рабочих элементов 20 плечо е (воздействия реактивного усилия при формоизменении сплава нитинола) уменьшается, но зато плечо е> увеличивается у рабочих элементов-швтуН08 21, создавая в итоге постоянный крутящий момент, А расположение колен 27-29 под углами в поперечном сечении и- 120 относительно друг друга также способствует равномерному вращению ротора 3. ибо точки приложения усилий от формоизменения рабочих элементов 20 и 21 равнорасположены друг от друга, Благодаря установке на валу 4 отбора мощности (см. фиг.1) маховика 5 с расчетной массой, при вращении ротора 3 в маховике

5 создается инерционный крутящий момент который способствует дискретности вращения ротора 3, особенно при прохождении коленами 27-29 своих мертвых точек, когда оси 22 неподвижных шарниров совпадают с осями рабочих элементов-шатунов 20 и 21 и находятся на одной прямой линии (см. фиг.2...5).Благодаря тому, что рабо юе элементышатуны 20 и 21 имеют свою рабочую температуру -50"С, а температура окружающей среды, при которой будет находиться заявляемый АТД в качестве двигателя автомоби2003833

13 ному выходу газовой смеси из АТД, что очень важно при работе АТД в городских условиях и еще больше — в помещении со скоплением большого количества людей.

5 (56) 1, Устройство автомобилей. Под, ред.

Ю.И.Боровских и др. M.: Высшая школа, 1983, с. 3, 4.

10 2, Устройство автомобилей. Под ред.

Ю.И.Боровских и др. M.: Высшая школа, 1983, с. 34.

3, Авторское свидетельство СССР

N 1321907. кл, F 03 G 7/06, 1986, 15

Формула изобретения

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий корпус, коленчатый вал с рабочими элементами-шатунами из материала с термомеханической памятью формы, выполненными в виде полых упругих элементов, прикрепленных одними концами к корпусу, а друг ми шарнирно к кривошипам коленчатого вала, к рабочим элементам-шатунам подведены трубопровода подачи рабочей среды. которые соединены посредством автоматического

30 ля. колеблется на большей территории страны от+50 С до — 40 С, не произойдет спонтанной работы данного двигателя.

Изменяя частоту подачи рабочей среды (хладагента) к рабочим элементам-шатунам

20 и 21, можно регулировать скорость вращения ротора 3, его мощность. Подключая к валу 4 отбора мощности (см, фиг.1) механизм реверса или коробку передач (на чертеже не показано) через муфту 6. можно регулировать движение автомобиля (взадвперед), изменять скорость его движения.

Глушитель 55, установленный на выходе трубопровода 48, способствует бесшумраспределителя с емкостью охладителя, а также системой нагрева, отличающийся тем, что, с целью снижения его энергетических затрат, корпус по периметру выполнен перфорированным, рабочие элементы-шатуны - в виде пружин, шарнирно прикрепленных к нему концами, а коленчатый вал - полым, сообщаемым с каналами рабочих элементов-шатунов, причем полости коленчатого вала через глушитель и корпус соединены с окружающей средой, 2003S33 фЕl4Р Ж

2003833

2003833

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Редактор H.Öàëèõèíà

Заказ 3316

Составитель В,Лельчук

Техред M.Ìîðãeíòàë Корректор С.Юско

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., 4/5

Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель Автомобильный тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Привод // 1815418

Двигатель // 1800101

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх