Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана

 

(19) КЦ (11) (51) 5 Е11С О 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ЬЭ (Р

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 49З9407/0З (22) 2705.91 (46) 15.12.93 Бюл. Иа 45-46 (7t) Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (72) Глухов Ю.В. Киселев В.М„Лукьянчиков Н.Н. Лубенцова Л.M. (73) Глухов Юрий Владимирович; Киселев Виктор

Михайлович (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ПОД ЕМА ПОЛЕЗг)ЫХ

ИСКОПАЕМЫХ СО ДНА ОКЕАНА (57) Применение: изобретение относится к техническим средствам трубопроводного подъема полезных ископаемых со дна океана на добычное плавсредство. В установке, включающий подвешенный на плавсредстве трубный став, нижняя секция которого связана с лебедками, установленными на плавсредстве, посредством симметричных относительно его оси гибких тяг, свободно пропущенных через оконечную часть связывающих их с секциями трубного става перемычек, основания которых закреплены снаружи секций, оконечная часть каждой перемычки выполнена в виде вилки с вертикально ориентированной прорезью, которая соединена с.основанием перемычки вертикальной поворотной осью и в которой на горизонтальной поворотной оси установлено колесо, в ободе которого выполнен желоб, по профилю соответствующий полуокружности, диаметром, большим диаметра гибкой тяги, к колесу с помощью водила, имеющего общую с ним поворотную ось, последовательно присоединено второе колесо с желобом, установленное на поворотной оси на свободном конце во-, дила подвижном в плоскости первого колеса а соответствукнцая гибкая тяга пропущена между желобами колес Каждая боковая поверхность водила. прилежащая к плоскости колес, имеет нижний и верхний выступы, заходящие между ободами колес на глубину, соответствующую ширине кромок их ободов, при этом в выступах выполнены круговые выфрезьровки, соосные колесам 1 зл. ф-лы, 5 ип.

2004808

Изобретение относится к техническим средствам трубопроводного подъема полезных ископаемых со дна океана нв добычное плавсредство.

Известно устройство для подъема из-, «под воды полезных ископаемых, в котором предусмотрено предохранение нижней части подвешенного на плавсредстве трубного ства (TC) от разрушения, связанного с воз- 10 .,действием на нее растягивающих нагрузок, с помощью страховочных канатов, пропущенных через отверстия в выступах фланцев трубных секций и жестко закрепленных в них (1).

Недостатком этого устройства является . то, что оно не обеспечивает предохранение от обрыва всего ТС, а также воэможность регулирования натяжения канатов в йро-,20 цессе работы.

Наиболее близким по технической сущ. ности и достигаемому результату к предла- . гаемому изобретению является установка для подъема полезных ископаемых со дна 25 океана, содержащее подвешенный на плавсредстве ТС, нижняя секция которого посредством гибких тяг, симметричных относительно его оси, связана с лебедками, установленными на плавсредстве. При этом 30 гибкие тяги соединены с секциями трубного става посредством перемычек с отверстиями, через которые свободно пропущены гибкие тяги (2).

Однако при изменении пространственной конфигурации ТС, связанном с движением плавсредства.и воздействием на ТС. . глубинных течений, и (или) усилий натяжения гибкихтягсудовымилебедками, а также 40 в связи с поперечными и продольными колебаниями гибких тяг происходит постоянное силовое взаимодействие гибких тяг с перемычками в отверстиях. При большой длине ТС (нвсколько км) и его искривлении, 45 а также значительном количестве перемычек, достигающем 200-ти и более штук, в местах взаимодействия гибких тяг с перемычками возникают значительные силы трения скольжения, усугубляемые перегйбами 50 (изломами) гибких тяг, которые могут возникать в этих местах в связи с отклонением пространственной конфигурации гибкой тя. ги от прямой линии, Эти силы трения приво- 55 дят к снижению эффективности силового воздействия гибких тяг, осуществляемого с помощью судовых лебедок, на нижний конец ТС, например, для регулирования пространственной конфигурации трубного става и уменьшения. растягивающих весовых нагрузок, а также к локальному истиранию гибких тяг в местах их взаимодействия с перемычками и, следовательно, потери ими прочности и уменьшению срока их службы.

Предлагаемое в качестве изобретения устройство исключает вышеназванные недостатки.

Цель изобретения — повышение надежности установки за бчет уменьшения трения гибких тяг в местах их взаимодействия с перемычками. указанная цель достигается тем, что в установке, включающей подвешенный на плавсредстве ТС, нижняя секция которого связана с лебедками, установленнымй на плавсредстве, посредством симметричных. относительно его оси гибких тяг, свободно пропущенных через оконечную часть связывающих их с секциями ТС перемычек, основания которых закреплены снаружи секций, оконечная часть. каждой перемычки выполнена в виде вилки с вертикально ориентированной прорезью, которая соединена с основанием перемычки вертикальной поворотной осью и в которой на горизонтальной поворотной оси установлено колесо, в ободе которого выполнен желоб, по профилю соответствующий полуокружности диаметром большим диаметра гибкой тяги. К колесу с помощью водила, имеющего общую с, ним поворотную ось, последовательно присоединено второе колесо с желобом. установленное на горизонтальной поворотной оси на свободном конце. водила. подвижном в вертикальной плоскости, а соответствующая гибкая тяга пропущена между желобами колес.

Каждая боковая поверхность водила, прилегающая к плоскостям колес, имеет нижний и верхний выступы, заходящие между ободами колес на глубину, соответствующую ширине кромок их ободов, при этом в выступах выполнены боковые круговые выфрезеровки, соосные колесам.

На фиг.1 показан общий вид установки; на фиг.2 — разрез по А — А на фиг.1; на фиг.3 — вид пс стрелке Б на фиг,2; на.фиг.4— разрез А — А на фиг.1 (другой вариант исполнения перемычки); на фиг.5 — вид по стрелке

Б на фиг. 4.

Установка содержит подвешенный на плавсредстве 1 трубный став 2, нижний конец которого, например, через бункер-питатель 3 и шланг-кабель 4 связан с добычным оборудованием (не показано). Кроме того. нижняя секция ТС 2 посредством гибких тяг

5, симметричных его оси. связана с лебедками 6, установленными на плаесредстве 1.

2004808

Гибкие тяги 5 связаны с ТС 2 и между собой посредством закрепленных на его секциях и распределенных по всей его длине перемычек 7. Каждая перемычка 7 имеет основание 8, непосредственно прикрепляемое к секции ТС 2, По условиям монтажно-демонтажных операций такое основание 8, как показано на фиг.2, целесообразно выполнять в виде разъемной втулки с симметричными радиальными лучеподобными выступами. Втулка фиксируется на ТС 2 путем обжатия ею его секции. Все перемычки

7 при монтажных операциях закрепляются на ТС 2 таким образом, чтобы симметричные лучеподобные выступы находились по воэможности в одной вертикальной плоскости, т.е. непосредственно друг под другом.

На каждом конце лучеподобного выступа основания 8 установлена на поворотной оси 9, параллельной оси втулки основания

8, вилка 10, прорезь которой ориентирована вертикально. В прорези вилки 10 на поворотной оси 11, перпендикулярной поворотной оси 9, установлено колесо 12. В ободе колеса 12 выполнен желоб 13, по профилю соответствующий полуокружности диаметром большим диаметра желоба тяги 5;

К горизонтальной поворотной оси 11 присоединено водило 14, которое, например, может быть выполнено, как показано на фиг,2 и 3, в виде двух симметричных и параллельных планок или, как показано на фиг.4 и 5, в виде П-образной скобы. Водило

14 способно свободно поворачиваться на оси 11 в плоскости колеса 12. На свободном конце водила t4 между планками (фиг.2 и 3) и или в другом варианте внутри скобы на горизонтальной поворотной оси 15устэнов лено второе такое же колесо с желобом 17.

Колеса 12 и 16 соприкасаются кромками своих ободов с обеспечением возможности их свободного вращения на своих осях 11 и

15 или располагаются относительно друг друга с небольшим зазором, значительно меньшим диаметра гибкой тяги 5. Между желобами 13 и 17 обоих колес 12 и 16 пропущена гибкая тяга 5, Для упрощения и ускорения сборочных операций при заведении гибкой тяги 5 между желобами колес 12 и 16 водило 14 снабжено быстрорээьемным соединением с осью 15. Быстрораэьемное соединение может быть выполнено, например, в виде поперечных прорезей 18 в планках или боковинах П-образной скобы водила 14.

Прорезь 18 выполняется по ширине, соответствующей диаметру посадочных мест

Ф

5ц оси 15, с расширяющимся входом для облегчения заведения в прорезь 18 оси 15.

При значительных диаметрах колес 12 и

16 при использовании гибких тяг 5 большого диаметра планки или боковины скобы водила 14 в местах сопряжения колес 12 и 16 выполняются по ширине не меньшедиаметра колес 12 и 16. Это предотвращает воэможность захода гибкой тяги 5 при ее изгибе между кромками ободов колес 12 и

16. При малых диаметрах колес 12 и 16 и гибких тяг 5 (гибкость тяг 5 при этом значительно повышается) становится целесообразным выполнять на внутренних боковых поверхностях планок или скобы водила 14 выстуг ы 19 с боковыми круговыми выфрезеровками, соосными с колесами 12 и 16(фиг.4 и 5). Выступи 19 по высоте выполняются такими, чтобы они заходили между ободами колес 12 и 16 на глубину, соответствующую толщине кромок ободов этих колес. Это предотвращает заклинивание гибкой тяги 5 между ободами колес 12 и 16 и(или) на рушение целостности ее поверхности.

Устройство работает следующим образом.

При изменении пространственной конфигурации ТС 2 под воздействием набегающего потока воды вследствие начала или изменения характера движения плавсредства 1, а также под воздействием нерегулярных глубинных течений и других факторов происходит взаимосвязанное изменение пространственных конфигураций гибких тяг

5. Как следствие этому происходит соответствующее относительное удлинение одних и сокращение других гибких тяг 5, находящихся постоянно в напряженном состоянии, а также изменение их пространственного положения (колебания) в определенных пределах относительно ТС

2, огрэничиваемых перемычками 7. Кроме того, изменения удлинений гибких тяг 5 вызываются также изменениями натяжения лебедок 6 при.необходимости целенаправленных изменений пространственной конфигурации TC 2 и растягивающих нагрузок нэ него под тяжестью собственного эесэ.

При этом гибкие тяги 5, взаимодействуя с перемычками 7, вынуждают вращаться колеса 12 и 16, между желобами которых они находятся, а также поворачиваться вилки 10 на осях 9. За счет того, что колесо 16 установлено на водиле 14 с возможностью поворота последнего на оси 11, условная линия, соединяющая центры осей вращения 11 и 15 колес 12 и i6, будет всегда перпенликчлярна соответствующему участку гибкой тя и 5, 2004808

12 и взаимодействует только с желобами колес находящемуся между желобами колес что и едотвращает возможность его ло- 12 и 16.

16,что пр д р

Все вышеуказанные мероприятия обескальногь заж атия и изгиба. мо становк каждой оконечноВоэ ействие (нажатие) гибкой тяги 5 на печивают самоу

У оэде т и -. 5 сти(вилки 10 с водилом 14) перемычки 7 в ю из вн енних поверхностей, вклю-. любу утр б - оптимальное положение и использование ча ту я выс пы 19 планок и боковин ско ы вотрения качения в местах контакта гибких тяг дила 14, заставляет поворачиваться вилку с пе емычками 7 вместо скольжения, 10 в соответствующем направлении, при с р

10 6 П США М3673716,, E02 F 3i92, желоб одного иэ колес 12 или 16 и взаимо- (56) Патент действует с ним. Таким образом, благодар я 1972.

Авторское свидетельство самоустановки вилки 10 с водилом 14, каж. Е 21 С 50/00, 1989, дая гибкая тяга 5 практически постоянно N1750304„кл. Е21 С5 воротной оси вилки с вертикально ори

15 ентированной прорезью, водила и двух колес об етения с е.oбам x ooopax, npwe op bEMA ПОЛЕЗНЫХ Ы ЮЕМЫ Ы „„„,мжм„ю,, „„„м,юы „м

HA 0KEA- I

НА, включающая подвеш шенный на

20 ством горизонтальной ocN с возможностью всредстве трубный став с з р зак епленны-, вращения, к которой одним концом присоплавс ми на нем перемычками, н ижняя секция . ленными на. единено водило с расположенным Hà erp котор г о о связана с установле

ПОМОЩИ СИМ- ободном конце посредством дополниплав средстве лебедками при по и т бного ста- тельной горизонтальной оси с возможноме р тричных относительно ос ру и on щенных

25 стью вращения вторым колесом, а каждое отверстие перемычек образовано желобава

ычках, отличающа-, . через отверстия в перемычка, яся тем, 2. У тановка по и 1 отличающаяся тем ия гибких тяг . с сти эа счет умейьшения трения г я с пе емычка- что боковая поверхность каждого .водила, ста>t их вэаимодействи р прилежащая к плоскостям колес, выполнев места каждая перемычка.выпо лнена в виде, на с нижним и верхним выступами, гавеми, ка ания и соединенных с ним по числу,, денными между ободами колес на глубину, основ ая и.з кото-, ги ких б тяг оконечностей, квжд вленной н соответствующую ширине кромок их ободов, причем в выступах выполнены круго, ве тикальной пО- 5

Основании посРедством веРт У вые выемки, соосные с колесами, 2004808

2004808

РФР

3 12 т у щ п ю

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3390

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель Л,Ярощук

Редактор Е,Полионова Техред М.Моргентал Корректор 4 Обручар

Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана Установка для подъема полезных ископаемых со дна океана 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для работы на дне морей и океанов

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при надводной разработке полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу, в частности к добыче и извлечению благородных металлов из россыпей

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при дражной разработке россыпей глубокого залегания

Изобретение относится к добычи полезных ископаемых со дна морей и океанов

Изобретение относится к области подводного судостроения, для работы на мелководье арктического шельфа, особенно в устьях рек, проходящих через золотоносные районы, где имеются месторождения золота, платины, олова

Изобретение относится к области добычи и переработки полезных ископаемых и может быть использовано для очистки водоемов от залежей сапропеля и наиболее полного его использования с получением целевых концентратов

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при добыче экологически чистого органического удобрения - сапропеля

Изобретение относится к горному делу, а именно к разработке месторождений полезных ископаемых на морском дне
Наверх