Способ формирования трехфазного напряжения, подводимого к асинхронному электродвигателю при питании его от однофазной сети

 

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в частотно-регулируемых электроприводах для получения из однофазного напряжения питающей сети с промышленной частотой трехфазной системы периодических напряжений пониженной частоты для подачи к выводам асинхронного двигателя, а также при пуске и торможении. Частоту питающего однофазного напряжения преобразуют путем коммутации токов двигателя в следующей последовательности: в первый полупериод подают к первому выводу двигателя ток одного направления, а к третьему выводу обратного, в следующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к первому и второму выводам двигателя, в последующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к второму и третьему выводам, и далее снова в той же последовательности, причем частота сформированного трехфазного напряжения равна 2/3 частоты питающей сети, при этом для реверсирования указанный порядок коммутации меняют на противоположный. Осуществление данного способа позволяет снизить броски тока и скорости, что повышает надежность работы и расширяет функциональные возможности. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в частотно-регулируемых приводах для получения из однофазного напряжения питающей сети с промышленной частотой трехфазной системы периодических напряжений пониженной частоты для подачи к выводам асинхронного электродвигателя, а также при пуске и торможении.

Известен способ формирования из однофазного напряжения трехфазной системы напряжений, базирующийся на однофазно-трехфазном преобразовании частоты, позволяющий получить ряд пониженных частот, максимальная из которых в три раза меньше частоты питающей сети [1].

Наиболее близким к изобретению техническим решением, которое может быть принято за прототип, является способ формирования трехфазного напряжения, подводимого к асинхронному электродвигателю при питании его от однофазной сети, по которому преобразуют частоту питающего однофазного напряжения путем коммутации токов двигателя в определенной последовательности [2].

Основным недостатком известных способов является невозможность получения выходной частоты f более величины f=fпс/3, где fпс - частота питающей сети. Это обстоятельство снижает диапазон регулирования скорости электропривода, а также способствует возникновению значительных бросков тока в асинхронном двигателе при переключении его с выхода устройств, реализующих данные способы, на трехфазную питающую сеть с частотой fпс.

Эти недостатки устраняются за счет того, что по способу формирования трехфазного напряжения, подводимого к асинхронному электродвигателю, при питании его от однофазной сети, по которому преобразуют частоту питающего однофазного напряжения путем коммутации токов двигателя в определенной последовательности, согласно изобретению при указанной коммутации в первый полупериод напряжения питающей сети подают к первому выводу двигателя ток одного направления, а к третьему выводу обратного, в следующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к первому и второму выводам двигателя, в последующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к второму и третьему выводам двигателя, и далее снова в той же последовательности, причем частота сформированного трехфазного напряжения равна 2/3 частоты питающей сети, при этом для реверсирования указанный порядок коммутации меняют на противоположный.

На фиг. 1 представлена электрическая схема устройства, реализующего данный способ (вариант выполнения); на фиг. 2 - временные диаграммы работы; на фиг. 3 схематически изображены направления токов в асинхронном электродвигателе.

Входные выводы силового тиристорного блока 1 (фиг. 1) подключены к двум фазам А, В питающей сети (Uпс) через токоограничивающий реактор 2, блок 3 контроля тока и временной задержки, а также контакты автоматического выключателя 4. Для получения на выходе блока 1 трехфазной системы периодических напряжений с частотой f= (2/3)fпс служит блок 5 распределения импульсов, запуск которого осуществляется синхроимпульсами Uсин, поступающими на его вход синхронизации, частота которых fсин=2fпс формируется в блоке 6 фазоимпульсного управления и которые служат одновременно для управления пилообразными опорными напряжениями. Кроме того, блок 5 снабжен входом реверса Uрев, входом задания частоты "Вкл. (2/3)fпс", а также выходом сигнала задания, переключающим выходом и шестью выходами распределения импульсов. Переключающий выход блока 5 соединен с переключающим входом блока 3. Синхронизация блока 6 осуществляется от сети через трансформатор блока 7 питания, который подключен к трем фазам питающей сети для снижения пульсаций при формировании напряжений питания схемы управления +U, -U. Управляющие выходы Uвых блока 6 связаны с электродами управления тиристоров силового блока 1. Для контроля величин периодических напряжений к выходным выводам блока 1 подключены входы датчика 8 напряжения, выходы которого соединены с входами блока 9 фильтров первых гармонических с выпрямителем. Выпрямленное напряжение первых гармонических составляющих с выхода блока 9 подают на вход обратной связи блока 10 регулирования, где из выпрямленного напряжения исключают пульсации и используют его в качестве сигнала обратной связи. На первый вход блока 10 подают сигнал задания U3. К выходу блока 1 подключены через магнитные пускатели 11 (S1...Sn) асинхронные двигатели 12 с выводами 13, 14, 15 (фиг. 3).

Устройство функционирует следующим образом.

На шести выходах распределения импульсов блока 5 (фиг. 1) формируются сигналы, соответствующие разрешенным временным интервалам для включения тиристоров 11-(11'), 12(12'), 13(13')...16(16') силового блока. Одноканальное фазосдвигающее устройство блока 6 фазоимпульсного управления формирует импульсы управления, соответствующие положительным и отрицательным полуволнам напряжения питающей сети Uпс. При положительной полуволне питающего напряжения (+Uпс) возможно включение тиристоров 11, 12, 13...16, а при отрицательной полуволне (-Uпс) - тиристоров 11', 12', 13' ... 16'. Система управления обеспечивает заданный алгоритм включения тиристоров силового тиристорного блока 1, предусматривающий формирование токов i1, i2, i3, имеющих вполне определенные направления относительно выводов 13, 14 и 15 двигателя 12 (фиг. 3) по интервалам, соответствующим полуволнам однофазного напряжения (фиг. 2а "Вперед" и фиг. 3 - сплошные линии): на первом интервале формируются ток +i1, направленный к выводу 13, и ток -i3, направленный от вывода 15 (включают тиристоры 14 и 15 или 14' и 15'), на втором интервале формируются ток -i1, направленный от вывода 13, и ток +i2, направленный к выводу 14 (включают тиристоры 11 и 16 или 11' и 16'), на третьем интервале формируются ток -i2, направленный от вывода 14, и ток +i3, направленный к выводу 15 (включают тиристоры 13 и 12 или 13'и 12'). Далее цикл формирования токов повторяется в том же порядке. При реверсе асинхронного двигателя порядок формирования упомянутых токов изменяется на обратный (фиг. 2б "Назад" и фиг. 3 - пунктирные линии).

Следует отметить, что начало цикла формирования токов может быть привязано как к началу положительной полуволны однофазного напряжения, так и к началу отрицательной, при этом система управления сама выбирает направленность каждого тиристора: 11 или 11', 12 или 12' и т.д.

Блок 3 контроля тока и временной задержки формирует импульсы, запрещающие переключение выходных фаз силового тиристорного блока 1 во время протекания по ним тока. Длительность этих запрещающих импульсов увеличивается на некоторую временную задержку, необходимую для восстановления вентильных свойств тиристоров. Кроме того, блок 3 контроля и временной задержки формирует аварийный сигнал при превышении силовым током величины уставки. Этот сигнал подается на вход защиты блока 6 фазоимпульсного управления, в результате чего блокируются импульсы управления тиристорами. С помощью блока 10 регулирования осуществляют стабилизацию амплитуд первых гармонических составляющих формируемых напряжений.

Предлагаемый способ формирования трехфазного напряжения пониженной частоты, подводимого к асинхронному электродвигателю при питании его от однофазной сети промышленной частоты, позволяет использовать его в устройствах регулирования скорости частотно-управляемых электроприводов для получения пониженных установочных скоростей, а также в пуско-тормозных режимах с целью снижения бросков тока при пуске и разгоне асинхронных двигателей до номинальной скорости с переключением на трехфазную сеть промышленной частоты. Эти же устройства могут быть использованы при снижении скорости путем переключения с трехфазной питающей сети промышленной частоты на пониженные частоты. При этом благодаря применению предлагаемого способа формирования частоты f= (2/3)fпс снижаются броски тока и скорости, что повышает надежность работы и расширяет возможности применения.

Таким образом, повышается плавность перехода с пониженных частот на промышленную частоту питающей сети, т.е. повышается число ступеней при переключении асинхронного привода на питание от промышленной сети.

Формула изобретения

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕХФАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ПОДВОДИМОГО К АСИНХРОННОМУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЮ ПРИ ПИТАНИИ ЕГО ОТ ОДНОФАЗНОЙ СЕТИ, при котором преобразуют частоту питающего однофазного напряжения путем коммутации токов двигателя в определенной последовательности, отличающийся тем, что при указанной коммутации в первый полупериод напряжения питающей сети подают к первому выводу двигателя ток одного направления, а к третьему выводу - обратного, в следующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к первому и второму выводам двигателя, в последующий полупериод изменяют направление токов, подаваемых к второму и третьему выводам двигателя, а далее снова в той же последовательности, причем частота сформированного трехфазного напряжения равна 2/3 частоты питающей сети, при этом для реверсирования указанный порядок коммутации меняют на обратный.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электотехнике

Изобретение относится к электротехнике, в частности к регулируемым по частоте и моменту электроприводам переменного тока

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для ускоренного разгона асинхронных гиродвигателей в заданное время, установленных на подвижных объектах

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для управления асинхронными двигателями силовых гиростабилизаторов с изменяемым кинетическим моментом

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления скоростью вращения асинхронными двигателями, используемыми, в частности, на подвижных объектах для привода маховой массы гироскопов

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх